Найти тему
Заметки Моргора

Как водяной относится к людям

Оглавление

Профессиональные исследователи и исследовательницы славянской старины неоднократно отмечают: водяной людям враждебен. Что неудивительно, ибо вода, стихия водяного: во-первых, такая среда, в которой человек умирает (ну не умеет дышать под водой без акваланга, который изобрели в 1943 году, когда образ рассматриваемого фольклорного персонажа давным-давно сформировался); во-вторых, вода связана в мировоззрении славян связана с миром мёртвых, а контакты с миром мёртвых сказываются на живых негативно (как минус при умножении на плюс даёт минус).

Во многих районах Полесья считали, что водяной и чёрт (самый враждебный людям персонаж) – одно и то же.

Основная вредоносная функция водяного – топить людей.

В разных регионах, у разных славянских народов бытовали свои представления о мотиве такого поведения.

Так, украинцы считали, что водяной топит тех, кто плавает над его жилищем, поляки – тех, кто сквернословит, работает в воскресенье и не соблюдает постов (то есть, тех, кто не нарушает определённые поведенческие нормы), словаки – тех, кто посмел над ним, водяным, смеяться.

На Русском Севере и в Польше полагали, что каждый водяной каждый год должен утопить хотя бы одного человека.

Утопленники – «законная» добыча водяного. Согласно поверьям, он садится утопающему на плечи в виде гуся, петуха или барана, не позволяет спастись и не подпускает спасателей. Тонущих подчас и вовсе опасались спасать, чтобы не навлечь на себя гнев водяного и не погибнуть самому. Если тонущий всё же спасался, в таком случае говорили: «водяного не было дома» – потому, мол, и выжил.

Водяной вполне способен перевернуть лодку с людьми, а чтобы заманить жертву «на свою территорию», притворяется взывающим о помощи ребёнком.

В Сургутском крае говорили, что водяной особенно любит «парное тело», поэтому старается утащить людей, обмывающихся в холодной воде после бани.

Празднуя нового утопленника, водяной влияет на погоду: например, в Юрьевском уезде Владимирской губернии объясняли наступление летом холодной погоды тем, что где-нибудь непременно утонул человек.

На Ярославщине верили в обыкновение водяного приводить утопленников на дне в сидячее положение.

А зачем вообще водяному утопленники?

Как я уже отмечал в предыдущих заметках, из утопленников, собственно, «получаются» младшие водяные, и чтобы подняться по иерархической лестнице водяному нужно кого-то утопить, как бы «передав должность», а на утопленницах и жениться можно.

Также считалось, что душа утонувшего поступает к водяному «в присягу» (то есть, становится слугой). Тело же дух-властитель локуса может выбросить (как полагали в Вятской губернии) или подменить чуркой, двойником (как полагали в Архангельской).

К водяному попадали и те, кого сгоряча к водяному, собственно, и посылали, выругали, помянув сего фольклорного персонажа. Такие люди продолжали своё существование под водой, повинуясь местным духам, отличаясь от утопленников тем, что сохраняли за собой возможность вернуться на землю, к привычной жизни. Девушкам для этого следовало выйти замуж за смертного, также имелся вариант как-то обмануть владыку-водяного.

Также водяной затопляет луга и поля, смывая посевы, губит скотину (особенно отмечается его наклонность заманивать лошадей в топкие места).

Иногда водяной любит просто посмеяться над человеком, попавшись ему на глаза в виде гуся, утки или держащейся близко к берегу крупной рыбины, как бы напрашиваясь на то, чтобы его поймали (что невозможно). Шутит над рыбаками: поднимает корму лодки, хохочет, рвёт удочки, сети, заталкивает в них траву и веники, разгоняет рыбу.

Может вступать и во вполне мирные отношения с людским племенем: просит рассудить спор с другим водяным, ходит в гости и приглашает к себе, посещает ярмарки, одаривает девушек яркими лентами и присматривает себе жену.

А если у него украли корову, может в отместку наворовать гороху.

В начале настоящей статьи я написал о том, что водяной считается враждебным людям. Это так, но при этом он не столько зол, сколько непредсказуем, двойственен, как и его стихия – вода: она и необходима для жизни, и убивает.

Иллюстрация Михаила Чернодедова
Иллюстрация Михаила Чернодедова

Список использованной литературы

  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
  • Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
  • Водяной / Е. Е. Левкиевская // Славянская мифология : энциклопедический словарь

См. также