В фольклоре славянских народов встречаются упоминания и о жене водяного, и о его амурных интересах, и даже о его семье.
Так, в представлении восточных славян и поляков водяной берёт в жёны русалок и утонувших девушек, русалками не ставшими, в поверьях западных славян водяной сватает земных девушек в людских деревнях. Также существуют русские и белорусские представления о том, что водяной холост.
Чехи представляли жену водяного женщиной с зелёными волосами. В севернорусском фольклоре встречается образ жены водяного как уродливой женщины с огромной грудью: она заботится о душах утопленников, занимается домашними делами вроде стирки и рожает детей.
В качестве жён водяных выделяются и женские духи воды – водяницы (они связаны с представлении о вредоносных, так называемых заложных покойниках).
Свадьбы водяных проходят бурно. Так, случившееся в 1800 году под Петрозаводском наводнение, по мнению местных жителей, являлось свадьбой в водяном царстве, а гул перемешанной с песком и глиной воды – музыкой водяных.
Детей водяного иногда называют водянёнками. Водянёнки забавляются тем, что обрывают сети у рыбаков. Считалось, если поймать водянёнка и вытащить на берег, отец-водяной даст за него богатый выкуп рыбой.
В Вятской и Тульской губерниях верили, что у водяного рождаются чертенята (в превеликом множестве). Однако в Архангельской губернии считали, что водяной бесплоден, и он вынужден топить человеческих детей во время купания, продолжая за их счёт свой род.
В той же Архангельской губернии рассказывали о девушке, что стала женой водяного, затосковала по земле и погибла, попытавшись вернуться домой, и о девушке, влюбившейся в водяного: она ходила к речке до тех вор, пока её не взял в жёны её потусторонний возлюбленный.
Также жёнами водяных становятся девушки, «отсуленные» им матерями (так и хочется добавить: «нерадивыми»). Чтобы «отсулить» матери, когда долго не удаётся выдать дочь замуж, достаточно посетовать: «Хоть бы водяной женился».
Могут водяные обойтись и без уз брака, «похаживая» к понравившимся или заклятым дамам (в том числе, вдовам). При этом водяной может унести с собой в свою обитель половину народившегося от связи с ним дитя.
Среди русских крестьян XIX–XX вв. пользовался популярностью сюжет о старушке-повитухе, принимавшей роды у жены водяного.
Своих отпрысков водяные, по поверьям Русского Севера, женят между собой, свадьбы эти сопровождаются не только наводнениями, но и возникновением новых рек, исчезновением озёр.
Список использованной литературы
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Водяной / Е. Е. Левкиевская // Славянская мифология : энциклопедический словарь
- Мифологический словарь Мелетинского