Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
В пятницу 8 июля 1099 года вокруг осажденного Иерусалима был организован массовый крестный ход. Торжественная процессия полностью обошла «Святой город» на безопасном расстоянии, с которого вражеские стрелы не могли достать до паломников. Возглавляли шествие епископы и священники, нёсшие кресты и священные реликвии, в том числе и «Копьё судьбы», найденное в главном храме Антиохии.
Следом за церковными иерархами шли предводители похода, далее – влиятельные бароны, сеньоры, рыцари, мелкопоместные дворяне, затем шествовали простые воины, а за ними замыкали процессию тысячи простолюдинов-паломников. Примечательно, что все участники крестного хода, призванного даровать благочестивым католикам победу над богомерзкими сарацинами, были босыми, включая прелатов, герцогов и графов.
Сделав полный круг, процессия направилась на Масличную гору, где поочередно перед собравшимися выступили с пламенными речами и призывами два капеллана и народный проповедник Пётр Амьенский. Сначала к пилигримам обратился Раймунд Ажильский – личный духовник Раймунда IV Тулузского, затем слово взял Арнульф де Роол – капеллан герцога Нормандского. Последним выступал Пётр Отшельник.
Общий посыл речей проповедников заключался в том, что накануне генерального штурма Иерусалима всем паломникам, вне зависимости от пола, возраста, степени знатности и благосостояния, следует сплотиться и объединиться, чтобы сообща достигнуть главной цели похода – отвоевать «Святой город» у нечестивых магометан.
Следует отдать должное выступавшим. Своим красноречием ораторы чрезвычайно воодушевили воинство Христово на подвиги. Многие пилигримы намеревались без промедления броситься на штурм иерусалимских стен. Даже предводители похода временно позабыли о своих ссорах, торжественно поклявшись сообща и в полном согласии до победного конца сражаться за Святой Крест.
Фатимидские воины и защитники из числа местных мусульман внимательно наблюдали за происходящим, периодически стреляя из луков и метая камни из пращей по паломникам, находившимся к ним ближе всего. В адрес христиан летели многочисленные насмешки, издевательства, бранные слова, непристойные ругательства и всяческие богохульства. Наиболее дерзкие мусульмане бравировали неприличными жестами и позами, совершали святотатства над крестами – символами веры Христовой.
Всё это целенаправленное богохульное провокационное действо запечатлелось в умах и памяти паломников, которые поклялись самым жестоким образом отомстить «мерзостным богохульникам, осквернившим словами и деяниями своими Господа Иисуса Христа и его спасительное учение». Забегая вперёд, стоить отметить, что обещания эти латиняне, оскорбленные в самых высоких своих религиозных чувствах, исполнят с лихвой и очень скоро.
В последующие два дня, невзирая на духоту, зной, страшную жажду, отсутствие тени и жаркий ветер, вздымавший ввысь клубы песка, паломники упорно и одержимо трудились, стараясь как можно скорее завершить строительство мощных передвижных осадных башен. В возведении этих специфических конструкций неоценимую помощь латинянам оказала артель генуэзских мастеров, которыми руководил Гийом Эмбриако.
Известный французский медиевист и специалист по эпохе Крестовых походов – Жозеф Франсуа Мишо самым подробным образом рассказывает своим читателям о том, как шли последние приготовления к генеральному штурму: «Теперь все пошло быстрее, и главное – дружнее. Бароны и рыцари, засучив рукава, помогали строительным рабочим, женщины и престарелые доставляли воду, дети собирали хворост для плетней и фашин.
Каждый день вырастали новые орудия – тараны, катапульты, крытые галереи. Обращали всеобщее внимание три осадные башни новейшей конструкции, передвигающиеся на особых катках; они имели по три этажа и подъемные мостки для переброски на вражеские стены. От мирян не отставало и духовенство. Епископы и священники своими молитвами и увещеваниями стремились внести мир и согласие в ряды паломников, направляя их энергию на общее дело»[1].
Башню для штурмового отряда Готфрида IV Бульонского собрали и установили напротив северо-восточной оконечности внешней крепостной стены Иерусалима, приблизительно в 100 метрах к востоку от ворот Ирода. Рельеф данного участка местности вполне позволял подвести башню вплотную к самой стене. Башню для штурмовиков Раймунда IV Тулузского разместили на горе Сион. Третью – самую маленькую по размерам башню установили напротив северо-западного сектора внешнего городского обвода.
На военном совете было принято решение начать штурм в ночь с 13-го на 14-е июля. Планировалось основные атаки одновременно предпринять с горы Сион и позиций Готфрида IV Бульонского. На северо-западном секторе лидеры крестоносцев условились совершить отвлекающую имитацию готовящегося приступа.
Накануне предстоящего штурма воинством Христовым овладел невиданные прежде энтузиазм, нетерпение, религиозное рвение и готовность карабкаться на высокие стены вопреки всем многочисленным преградам и опасностям. Гийом Тирский в своей хронике по этому поводу сделал следующую запись:
«В целом войске нашем не было старика или больного, или несовершеннолетнего юноши, которые не горели бы священной жаждой битвы. Даже женщины забывали свой пол и свою слабость и хватались за оружие, принимая на себя мужской труд, превышающий их силы. Вступив с таким единодушием в битву, они старались приблизить к стенам изготовленные машины с тем, чтобы побороть тех, которые им давали отпор, стоя на стенах и башнях»[2].
В предрассветных сумерках латиняне с трёх сторон, как и было запланировано накануне, устремились на штурм «Святого города». Фактор внезапности, на который рассчитывали европейцы, не сработал. Защитники стен вовремя заметили движение во вражеском стане и подняли тревогу. На штурмовые колонны католиков обрушились тучи стрел и град камней.
Невзирая на этот мощный обстрел, атакующие с максимально возможной скоростью покатили осадные башни к иерусалимским стенам. И тут мусульмане в ход пустили многочисленные и самые разнообразные зажигательные снаряды. Вопреки расхожему убеждению некоторых историков, местным жителям и египетским арабам не был известен секрет знаменитого «греческого огня».
Однако защитники при помощи катапульт метали глиняные сосуды, наполненные горючими смесями и подожженной нефтью[3]. Фатимиды успешно воспользовались специальными горящими шарами, изготовленными из скатанных конских волос и войлока, обильно пропитанных смолой, жиром, дёгтем, серой и селитрой[4]. Кроме того, со стен и башен на карабкающихся крестоносцев летели пучки горящей соломы, раскаленного песка, а также подожженные тряпки, деревяшки, фрагменты деревьев и цельные брёвна, смачно облитые и пропитанные серой, воском и смолой[5].
Попав под бомбардировку самыми разнообразными по форме, весу и объёму горючими снарядами, христиане были вынуждены более половины «штурмовиков», а также все вспомогательные контингенты, обслуживавшие и перемещавшие осадные башни, задействовать для тушения огня. Даже в условиях сильнейшего дефицита воды атакующие сумели погасить очаги возгорания, не допустив обрушения башен и их значительных поломок.
Однако отвлечение значительных наличных сил на борьбу с огнём не позволило латинянам создать нужную концентрацию атакующих подразделений на главных участках штурма. Осажденные, напротив, бросили к местам угрожающих прорывов все резервы и даже значительную часть воинов, снятых с других участков крепостной стены, не подвергшихся нападению. И на этот раз иерусалимскому гарнизону удалось отразить масштабный приступ, предпринятый крестоносцами.
Итог очередного кровопролитного, отчаянного и ожесточенного сражения чётко, лаконично и последовательно подвёл уже упоминавшийся в сегодняшней публикации французский историк-медиевист Жозеф Франсуа Мишо: «Этот натиск был ужасен, но он еще не решил судьбу сражения. Стрелы и дротики, кипящее масло и смола плюс четырнадцать машин, которые осажденные имели время выставить против христиан, отразили нападение во всех пунктах. Проломы стен быстро заполнялись защитниками, их вылазки расстраивали ряды крестоносцев. Сарацинам удалось поджечь осадные башни наступающих. Сражение длилось двенадцать часов, но так и не определило победителя. Стороны разлучило лишь наступление ночи»[6].
Неудача дня минувшего не смутила католическое воинство, не повергла в уныние и отчаяние. Пролитая христианская кровь, многочисленные жертвы сред атакующих, ожесточенное сопротивление мусульман, а также их умелое использование огненной стихии – всё это лишь раззадорило освободителей Святой Земли и защитников святынь иерусалимских, придав им ещё большую решимость и настойчивость в достижении поставленной цели.
Утром в пятницу 15 июля 1099 года франки Прованса, норманны из Северной Франции и Сицилии, воины и ополченцы Лотарингии, Фландрии, Италии, а также пилигримы из прочих европейских городов, возглавляемые своими предводителями, предприняли ещё одну масштабную атаку на стены Иерусалима.
Главный удар католического воинства на этот раз пришёлся на северный участок внешнего крепостного обвода в том месте, где теперь находятся Цветочные ворота. Защитники города обрушили на башню Готфрида IV Бульонского залпы практически всех своих катапульт. Камни, булыжники, куски гранита и базальта, тучи стрел, десятки дротиков осыпали медленно приближавшуюся деревянную конструкцию, обитую снаружи досками и обвешанную мокрыми шкурами домашнего скота.
Ифтикар ад-Даула и его воины не успели для отражения нового штурма заготовить метательные и бросательные горючие снаряды и легко воспламеняющиеся предметы. При отсутствии активного и повсеместного огневого противодействия латиняне, вопреки всем отчаянным стараниям противника, придвинули свою главную и самую мощную осадную башню вплотную к крепостной стене.
Наступил момент истины. Единственный шанс отсрочить неизбежное проникновение неверных внутрь города для неистово оборонявшихся мусульман заключался в обрушении осадной «башни Готфрида» или её поджоге. Поджечь (хотя бы частично) вражеское исполинское подвижное сооружение фатимиды не смогли. Все их попытки раскачать башню, разрушить её основание или ярусы, опрокинуть навзничь, лишив опоры и точки равновесия, также успехом не увенчались.
Бесстрашный герцог Нижней Лотарингии и его младший брат Эсташ (Евстафий) Булонский находились на самом верхнем этаже, вдохновляя своих и союзных воинов личным примером мужества, неустрашимости и отваги. Братья-бульоны неистово рубились в первых рядах, напирая на египетских воинов и местных арабов, стремясь выдавить их со стены, чтобы захватить плацдарм для последующего наступления. Ярусом ниже столь же одержимо, неутомимо и яростно орудовали мечами, топорами и боевыми молотами фламандские рыцари и простые воины, наравне с которыми в самой гуще побоища находился Роберт II Фландрский.
В этот решающий и переломный момент кто-то из крестоносцев громогласно закричал «Смотрите, сам Святой Георгий идет к нам на помощь!» Клич этот подхватили сначала десятки, а затем и сотни голосов. По рядам атакующих со скоростью степного пожара распространилось радостное и воодушевляющее известие о том, что на Масличной горе отчётливо проявился образ лучезарного всадника, который, потрясая щитом, повелительно указывал на Иерусалим. Небесный воин этот был однозначно и безоговорочно «идентифицирован» рядовыми паломниками и церковными иерархами как Святой Георгий.
Передние ряды воинства Христова усилили и без того свой ошеломляющий, неистовый, одержимый и бешеный натиск на защитников стен и башен. Фатимиды, местные арабские бойцы, ополченцы из числа иерусалимских мусульман и иудеев из последних сил сдерживали бурный поток человеческих тел, готовый хлынуть неудержимой селевой лавиной с верхних ярусов осадной башни внутрь города.
Поворотным моментом стал эпизод, описанный сразу в нескольких первоисточниках. Однако наиболее ясную, полную, объективную и последовательную картину произошедшего в своей хронике приводит Раймунд Ажильский: «Какой-то молодой воин зажег стрелы и стал пускать их в мешки, которыми обкладывались укрепления, что сарацины сделали как раз с воздвигнутыми напротив деревянной башни герцога и обоих графов[7]. Набиты мешки были хлопком. Огонь, разгоревшись здесь, обратил в бегство тех, кто оборонял укрепление. Тогда герцог и находившиеся с ним быстро перекинули щитовое прикрытие из сплетенных прутьев, которое закрывало башню спереди – сверху до середины, и, сделав мост, неустрашимые, стали таким образом прорываться в Иерусалим»[8].
Первыми с захваченного участка стены на северную окраину Иерусалима спустились два фламандских рыцаря – Литольд и Гильберт из Турне. Следом за ними во главе отряда рыцарей, личных телохранителей и отборных воинов внутрь «Святого города» проник Готфрид IV Бульонский. Далее в Иерусалим ворвался отряд Танкреда де Отвиля.
Собственно уже на этом этапе сражения положение гарнизона сделалось безнадёжным. Узнав о массовом проникновении христиан в город, защитники принялись стихийно покидать свои посты и позиции, оставляя без охраны многометровые участки стен. Очень скоро на эти неохраняемые и слабо защищаемые участки взобрались латиняне, после чего беспрепятственно спустились вниз и устремились к центру Иерусалима.
Тем временем, отряд Готфрида Бульонского, перебив стражу, отворил ворота Колонны, в которые незамедлительно хлынул, подобно раскаленной лаве, поток главных крестоносных сил, всё сметающий на своём пути. Практически в тот же самый момент отряды Раймунда IV Тулузского ворвались в Иерусалим с южной стороны. Неуправляемые толпы крестоносцев с разных сторон и окраин, периодически исторгая многоголосый боевой клич: «Так хочет Бог! На то Божья воля!», бросились на штурм городских кварталов. К полудню «Святой город» целиком и полностью находился в руках католического воинства.
Ни на одном из внутренних объектов Иерусалима, пригодных для долговременной и успешной обороны, египтяне и арабы не успели или не смогли закрепиться. Ни одна из городских архитектурных монолитных построек не стала последним оплотом обороны для разбежавшегося гарнизона и местных ополченцев.
Ифтикар ад-Даула с небольшим отрядом личной охраны заперся в Башне Давида. Наместник иерусалимский быстро осознал, что долго ему не продержаться под натиском неудержимых франков. Командир гарнизона проявил превосходный дипломатический талант и отменные навыки умелого переговорщика. Ифтикар ад-Даула заключил сделку с Раймундом IV Тулузским.
В обмен на золотые монеты и слитки, многочисленные ювелирные украшения и драгоценные предметы роскоши он купил для себя и своих людей возможность быстро и без какого-либо ущерба для здоровья и жизни покинуть обреченный город. Граф Прованса и Тулузы очень нуждался в деньгах, а потому сохранил Ифтикару жизнь и свободу в обмен на солидный выкуп.
Тем временем, большинство местных мусульман искало спасения среди святынь Храмовой горы, которую арабы называли аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф. Именно там возвышались наиболее почитаемые культовые сооружения исламской религии – «Купол скалы» и мечеть Аль-Акса. Многие иудеи подались в храм Соломона. В последнем отчаянии своём мирные жители Иерусалима совершенно напрасно надеялись на то, что почитаемые ими святыни и священные места защитят их и спасут от той страшной и неизбежной участи, которую уготовили им крестоносцы…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод с французского и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 62.
[2] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство "Полигон"»; – М.: ООО «Издательство "АСТ"», 2001. С. 179.
[3] - Фульхерий Шартрский. Иерусалимская история / Перевод с латинского, вступительная статья и примечания А. Н. Слезкина. – СПб.: Евразия, 2020. С. 284.
[4] - Франкопан П. Первый крестовый поход: Зов с Востока / Пер. с англ. М. Витебского. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. С. 247.
[5] - Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. – М.: Высшая школа, 1977. С. 135;
- История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство "Полигон"»; – М.: ООО «Издательство "АСТ"», 2001. С. 179.
[6] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод с французского и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 64-65.
[7] - Речь идёт о герцоге Готфриде IV Бульонском, а также о графах – Роберте II Фландрском и Эсташе Булонском.
[8] - Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. – М.: Высшая школа, 1977. С. 137.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Заборов Михаил Абрамович (1920-1987), советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, популяризатор исторических знаний. Известен как автор более трехсот печатных работ и крупнейший отечественный специалист по эпохе Крестовых походов. Михаил Абрамович на протяжении всей своей научной деятельности занимался вопросами, связанными с историей Крестовых походов, по праву став ещё при жизни крупнейшим советским специалистом в данной области.
М. А. Заборов является автором 365 печатных работ, в том числе 14 книг. Он также активно занимался переводами источников, написанием рецензий и исторических обзоров. Известен как автор глав по истории Крестовых походов и в нескольких изданиях учебников и учебных пособий по истории Средних веков для ВУЗов.
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826-1911) – русский историк и публицист, экстраординарный профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Основные темы исторических работ Стасюлевича – Древняя Греция и Западная Европа в эпоху Средневековья. В 1863-1865 годах Михаил Матвеевич издал трёхтомный фундаментальный труд «История средних веков, в её источниках и современных писателях».
Питер Франкопан (род. 1971) – британский историк, директор Оксфордского центра изучения истории Византии. Область его научных и литературных интересов охватывает историю Византийской империи, эпоху Средневековья стран Средиземноморья, Балканского полуострова и Кавказа, а также вопросы взаимоотношения христианства и ислама в Средние века. Помимо этого он является автором ряда работ по истории греческой литературы.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Первого крестового похода» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Маршрут построен: от мест родных до Константинополя
Часть 2-я. Особенности дипломатии Алексея I Комнина
Часть 3-я. Вторжение во владения румского султана
Часть 4-я. Первые стычки, первые битвы
Часть 7-я. Очень трудный отрезок пути
Часть 8-я. Киликийское яблоко раздора
Часть 9-я. Почти неприступная твердыня
Часть 10-я. Начало Антиохийской эпопеи
Часть 11-я. Суровые реалии стратегии измора
Часть 12-я. Осада продолжается вопреки грядущей катастрофе
Часть 13-я. Роли поменялись: дела осаждённых всё хуже и хуже
Часть 14-я. Долгожданное падение Антиохии
Часть 15-я. Антиохийская эпопея возобновляется: страдания и горести войска Христова
Часть 16-я. Антиохийская эпопея продолжается: страсти вокруг «Копья Судьбы»
Часть 17-я. Кульминация «Антиохийского сидения» близка и неотвратима
Часть 18-я. Невероятный финал Антиохийской саги
Часть 19-я. Затянувшаяся пауза или проверка пилигримов на прочность продолжается
Часть 20-я. Вперёд – к заветному Иерусалиму!
Часть 21-я. Дежавю или очередная грандиозная осада без шансов на успех
Часть 23-я. Vae victis или Судный день для жителей «Святого города»
Часть 24-я. Окончательное решение иерусалимского вопроса
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)