Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
После важной и знаменательной победы, одержанной над сельджуками близ Дорилея, крестоносцы отдыхали в течении трёх дней. Пока предводители похода пировали, бурно отмечая свой достопамятный успех (всё-таки первая в мировой истории масштабная победа католиков над мусульманами), священнослужители отпевали и хоронили погибших христиан. В то же время специально уполномоченные герцогами и графами казначеи производили тщательный и скрупулёзный подсчёт трофеев и военной добычи.
Битва при Дорилее оказала позитивное воздействие на дальнейшие тактико-стратегические решения, принятые высшим «объединённым крестоносным командованием». Во-первых, европейцы приняли решение отныне всегда двигаться сообща, единой колонной, не дробясь на отдельные отряды. Во-вторых, в лучшую сторону изменилось отношение к разведке. Теперь конные разъезды стали более многочисленные и высылались в разные стороны на несколько дней пути вперёд. В-третьих, все имевшиеся запасы провизии было собраны в одной части обоза, тщательно подчитаны, взяты под строгую охрану и расходовались в дальнейшем экономно и даже прижимисто.
Все эти меры оказались весьма своевременными, поскольку дальнейший путь паломников пролегал через Анатолийское плато – обширную гористую местность. Места тут были малолюдные и засушливые, а дорога, петляющая среди раскаленных солнцем гор, пролегала через каменистые пустоши, лишенные какой-либо растительности. Нередко за несколько дней пути пилигримам ни разу не встречали ни единого деревца, ни колодца, ни ручейка, ни вообще каких-либо признаков человеческого присутствия.
Стояла невыносимая июльская жара. На небе ни облачка, а вокруг не было ничего, что могло бы отбрасывать хоть какую-то тень. Ситуация усугублялась тем, что Кылыч-Арслан, потерпевший поражение в открытой битве, стал повсеместно применять тактику «выжженной земли». Сельджуки, зная дальнейший путь своих врагов, на своих резвых и быстроходных лошадях постоянно находились на несколько десятков километров впереди христиан.
Воины султана успевали до прихода авангарда крестоносцев разогнать и запугать местных жителей, отнять у них все имевшиеся запасы еды, разрушить их селения и кочевья, угнать лошадей и скот, засыпать или отравить все близлежащие колодцы. Кылыч-Арслан вёл и информационную войну, распуская слухи о чудовищных жестокостях и зверствах христиан в отношении мусульман.
Не гнушался правитель Румского султаната и откровенного вранья, утверждая, что победил «европейских варваров», но врагов так много, что они «покрыли неисчислимыми толпами все окрестные горы, холмы, равнины и долины». По этой причине Кылыч-Арслан, дескать, вынужден временно отступать, заманивая неверных в безжизненные пустыни, чтобы они там сгинули от жары, жажды и голода.
Анонимный автор «Деяния франков», рассказывая о трудностях перехода паломников через самые засушливые и труднодоступные участки Анатолии, рисует удручающую картину: «Таким образом, мы шли за ними [сельджуками] по пустынной, безводной и необитаемой земле, откуда едва вышли живыми. Голод и жажда повсюду стесняли нас, и не было для нас здесь никакой пищи, разве что, срывая, мы растирали в руках колючки. Наша жизнь при такой пище была крайне несчастна. Там погибла большая часть наших лошадей, и потому многие из наших воинов остались пешими. Ввиду нехватки лошадей быки у нас были вместо кобыл, и ввиду крайней нужды мы использовали как вьючный скот козлов, кастрированных баранов, и собак»[1].
После Дорилея, окрестности которого последние европейцы покинули 3 июля 1097 года, крестоносцы направились на юг. Преодолев около 150 км, они достигли Филадельфии Лидийской (современный турецкий город Алашехир), откуда также в южном направлении проследовали к городку Антиохия Писидийская (нынешний турецкий город Явлач), добравшись до него 31 июля.
За четыре недели пилигримы преодолели порядка 270 км, добравшись до отрогов Западного Тавра (современная турецкая провинция Анталья). Этот отрезок пути оказался самым сложным, наиболее трудным и тяжёлым, как для бывалых воинов, имевших опыт многодневных переходов, так и для рядовых паломников.
Хронист Альберт из Ахена, описывая тяготы и лишения, выпавшие на долю христиан, не скупится на самые мрачные краски, тона и оттенки, буквально повергая в трепет и страх читателей приводимыми подробностями: «Многие беременные женщины, с запекшимися губами и пылавшими внутренностями, с нервами, истомленными от невыносимого жара солнечных лучей и раскаленной почвы, разрешались при всех и на том же месте бросали новорожденных.
Другие несчастные, оставаясь возле тех, кого они произвели на свет, валялись на дороге, забыв всякий стыд и не имея сил противиться ярости, возбуждаемой в них всепожирающими муками. …по дорогам валялись младенцы, мертвые или едва сохранившие дыхание. Мужчины, ослабевшие от чрезмерной испарины, бродили с открытым ртом, чтобы больше вдыхать в себя воздуха и уменьшить муки жажды, но все это не облегчало их»[2].
Кстати, страдали, а также подвергались всевозможным напастям и опасностям не только простолюдины. Раймунд IV Тулузский подхватил какую-то инфекцию и так тяжело разболелся, что его пришлось нести на носилках, а епископ Оранжский, полагая, что граф Прованса уже не поправится и не исцелится, соборовал его и причастил (хорошо, что не отпел).
Готфрид IV Бульонский во время конной прогулки по горным тропам подвергся нападению местного медведя. Если бы слуга не пришёл своевременно на помощь своему господину, то хищник, несомненно, растерзал бы герцога Нижней Лотарингии. А так Готфрид отделался серьёзной раной бедра, сумев в дальнейшем полностью восстановиться. Интересно, в наши дни на территории современной Турции в дикой природе ещё остался хоть один медведь?
15 августа крестоносцы вступили в Иконий (нынешний турецкий город Конья). Как утверждают многие авторы и признанные историки, после захвата европейцами Никеи, султан Кылыч-Арслан перенёс свою столицу подальше от пришлых завоевателей и византийского правителя, стремившегося вернуть чужими руками утраченные владения Восточной Римской империи.
Если даже Кылыч-Арслан и придал Иконию статус новой своей столицы, то всё равно достаточных сил для защиты её у султана не имелось. Иконий был оставлен без боя и какого-либо сопротивления со стороны местных сельджуков. Мало того, что всего за два месяца румский султан потерял две свои столицы – два стратегически важных крупных торговых города, так ещё христиане получили долгожданную возможность отдохнуть, восстановить свои силы, а также пополнить запасы провизии.
В долине, где находился Иконий, было много колодцев с питьевой водой, зелёных насаждений, фруктовых садов, полноводных ручьёв, стекавших с гор. Уничтожить всё это, испортить, отравить, сделать непригодным Кылыч-Арслан не имел возможности. Султан и его люди даже не успели вывезти всю провизию и фураж, а также угнать подальше всех лошадей и домашний скот.
Отдохнув две недели в Иконии, крестоносцы двинулись дальше в восточном направлении. Теперь их путь лежал к западным границам Киликийского армянского царства. 10 сентября у города Гераклея Кибистра[3] румский султан попытался в последний раз остановить дальнейшее продвижение европейцев, устроив засаду.
Основные подробности этой битвы до наших дней дошли лишь в изложении византийской принцессы Анны Комниной. Она утверждала, что совместно с войском Кылыч-Арслана действовали отряды, которые прислали Малик Гази Гюмюштегин – правитель сельджукского государства Данишмендидов и Хасан – эмир Каппадокии (современных территорий юго-восточной части Турции).
Согласно чрезмерно завышенным оценкам старшей дочери Алексея I Комнина, общая численность мусульманских сил составляла «80 000 гоплитов». Вряд ли у румского султана и его союзников сил было больше чем в битве при Дорилее – то есть порядка 6000-8000 человек.
Как известно, гоплиты – тяжеловооружённые древнегреческие пехотинцы (фалангисты) окончательно исчезли с полей сражения в середине II века до н.э., когда Римская республика завоевала последние независимые полисы античной Греции. Кроме того, сельджукское войско никогда не было пешим, а практически всегда исключительно конным.
Что же ещё интересного и заслуживающего внимания поведала нам Анна Комнина о сражении при Гераклее в своём фундаментальном историческом сочинении? Весь рассказ её уместился в один абзац: «Завязался упорный бой, где участвовало много войск с обеих сторон, и ни одна их них не хотела уступить другой. Турки храбро сражались с врагами. Боэмунд, который командовал правым флангом, видя это, отделился от остального войска и отважно напал на самого султана Килич Арслана, – "как лев, могуществом гордый", по словам поэта. Устрашенные турки обратили кельтам тыл. Помня советы самодержца, кельты не стали далеко преследовать врага…»[4].
Развивая успех и преследуя отступающего противника, передовые кавалерийские отряды крестоносцев настигли сельджукский арьергард у стен Августополиса (современный турецкий город Нигде[5]). В последовавшей короткой, но очень ожесточенной стычке европейцы нанесли ещё одно сокрушительное поражение отрядам румского султана.
После этого очередного поражения Кылыч-Арслан на протяжении всего оставшегося периода Первого крестового похода не предпринимал никаких попыток оказать организованное сопротивление крестоносцам. Он не тревожил коммуникации пилигримов, не совершал внезапных нападений и более не пытался на пути следования христиан устраивать засады.
Победы при Гераклее Кибистре и Августополисе окончательно устранили сельджукскую проблему, открыв беспрепятственный дальнейший путь крестоносному воинству и на восток – прямиком к Киликийскому армянскому царству, и на юго-восток – к Киликийским Воротам, узкому горному проходу через хребет Тавр, за южными склонами которого начинались сирийские земли.
Во время короткого отдыха, устроенного в Гераклее, паломники стали очевидцами необычного атмосферного или астрономического явления. Непосредственный свидетель происходившего – хронист Фульхерий Шартрский так описывает увиденный им феномен: «… мы увидели в небесах некий знак, который появился в форме сияющего ярким светом меча; острие этого меча было обращено к Востоку. Что предвещал он нам в будущем, мы не ведали, посему вверили свое настоящее и грядущее Господу»[6].
Если паломники даже с учётом нескольких крупных побед, одержанных крестоносцами над сельджуками с начала похода, вполне логично и обосновано считали своё ближайшее будущее неопределенным, то для Алексея I Комнина и ближайшие, и отдаленные перспективы вырисовывались исключительно в радужных и ярких тонах.
Как верно заметил Фёдор Иванович Успенский – известный российский и советский историк, антрополог, археолог, академик АН СССР, признанный специалист по истории Византии и Средневековья: «Теперь, когда турки [сельджуки] оставили незанятыми области, прилегающие к морю [Мраморному], византийскому императору представилась полная возможность восстановить свою власть на всем побережье Малой Азии без особых жертв и затруднений»[7].
Базилевс не упустил уникальный шанс, предоставленный ему судьбой. Отправив дальше с крестоносцами небольшой по численности кавалерийский отряд, который возглавлял военачальник Мануил Вутумит (опытный Татикий по-прежнему исполнял роль главного проводника европейских паломников), Алексей I все свои наличные силы задействовал для отвоевания малоазиатских владений, принадлежавших ранее Византии.
К тому моменту, когда главные силы Первого крестового похода достигли западных границ Киликийского армянского царства, византийские войска в целом завершили серию последовательных, стремительных и весьма успешных операций, направленных на отвоевание западной части Малой Азии.
К середине сентября 1097 года лучший византийский военачальник и по совместительству шурин базилевса – Иоанн Дука, используя флот и сухопутные силы, очистил от сельджуков важные портовые города, расположенные на восточном берегу Эгейского моря – Смирну (нынешний турецкий город Измир) и Эфес[8]. В дальнейшем Иоанн Дука выбил сельджуков из города Сарды[9], освободил Филадельфию (современный Алашехир) и Лаодикею[10].
К началу 1098 года практически вся западная часть Малой Азии вновь вернулась под контроль Алексея I Комнина. Мраморное море опять стало «внутренним озером» Византии, а восточные границы империи отодвинулись от берегов Босфора и Константинополя на 250-300 км. Никогда более в будущем ни один из последующих правителей Восточной Римской империи не сможет повторить тех территориальных расширений, которых добился на восточных окраинах Ромейской державы Алексей I Комнин.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Перевод на русский язык и комментарий: учебно-методическое пособие / Т. Г. Мякин, Г. Г. Пиков, В. Л. Портных. Новосибирский государственный университет. – Новосибирск, 2010. С. 164-165.
[2] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство "Полигон"»; – М.: ООО «Издательство "АСТ"», 2001. С. 140-141.
[3] - развалины этого города, основанного ещё в эпоху Античности, находятся близ современного турецкого города Эрегли.
[4]- Анна Комнина. Алексиада / Вступительная статья, перевод, комментарий Я. Н. Любарского. – СПб.: Алетейя, 1996. С. 300.
[5] - несмотря на привычное русскоязычное написание названия этого города – Ни́где, в фонетической транскрипции турецкое наименование Niğde правильно произносится как «нийдэ́».
[6]- Фульхерий Шартрский. Иерусалимская история / Перевод с латинского, вступительная статья и примечания А. Н. Слезкина. – СПб.: Евразия, 2020. С. 65.
Фульхерий из Шартра описывает комету, которую наблюдали над Малой Азией и Ближнем Востоком всю вторую половину лета 1097 года, а в октябре в небе над Европой. Арабские средневековые источники подтверждают данные французского хрониста.
[7] - Успенский Ф. И. История Крестовых походов. – СПб.: Евразия, 2000. С. 54.
[8] - развалины Эфеса, основанного ещё в Х-IХ до н.э., находятся близ современного турецкого поселения Сельчук, расположенного в 100 км к югу от Измира.
[9] - развалины древнего города Сарды – бывшей столицы Лидийского царства, расположены в 75 км восточнее нынешнего турецкого города Измира, неподалёку от городка Салихлы.
[10] - руины Лаодикеи-на-Лике находятся в 6 км северо-восточнее современного турецкого города Денизли.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826-1911) – русский историк и публицист, экстраординарный профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Основные темы исторических работ Стасюлевича – Древняя Греция и Западная Европа в эпоху Средневековья. В 1863-1865 годах Михаил Матвеевич издал трёхтомный фундаментальный труд «История средних веков, в её источниках и современных писателях»
Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) – известный российский и советский историк, антрополог, археолог, философ, преподаватель, академик АН СССР, специалист по истории Византии и Средневековья, автор фундаментального трёхтомного труда «История Византийской империи», а также «Истории крестовых походов» – первого в России исторического исследования, посвящённого данной тематике.
Анна Комнина (1083-1153) – византийская принцесса, старшая дочь императора Алексея I Комнина. Первая в мире женщина-историк. Автор «Алексиады» (1148) – важнейшего памятника исторической литературы Византии. «Алексиада» является одним из наиболее известных и ценных источников по истории Первого Крестового похода.
Фульхерий Шартрский (1058-1127) – французский священник и известный хронист. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana) – одного из наиболее ценных и достоверных трудов, описывающих события Первого крестового похода и раннюю историю Иерусалимского королевства. Над «Иерусалимской историей» Фульхерий трудился более четверти века – с 1101 по 1127 гг., используя ценнейшие и ныне утраченные первоисточники из Иерусалимской библиотеки. События хроники охватывают события с Клермонского собора (1095) до вспышки чумы, охватившей Иерусалимское королевство в 1127 году.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Первого крестового похода» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Маршрут построен: от мест родных до Константинополя
Часть 2-я. Особенности дипломатии Алексея I Комнина
Часть 3-я. Вторжение во владения румского султана
Часть 4-я. Первые стычки, первые битвы
Часть 7-я. Очень трудный отрезок пути
Часть 8-я. Киликийское яблоко раздора
Часть 9-я. Почти неприступная твердыня
Часть 10-я. Начало Антиохийской эпопеи
Часть 11-я. Суровые реалии стратегии измора
Часть 12-я. Осада продолжается вопреки грядущей катастрофе
Часть 13-я. Роли поменялись: дела осаждённых всё хуже и хуже
Часть 14-я. Долгожданное падение Антиохии
Часть 15-я. Антиохийская эпопея возобновляется: страдания и горести войска Христова
Часть 16-я. Антиохийская эпопея продолжается: страсти вокруг «Копья Судьбы»
Часть 17-я. Кульминация «Антиохийского сидения» близка и неотвратима
Часть 18-я. Невероятный финал Антиохийской саги
Часть 19-я. Затянувшаяся пауза или проверка пилигримов на прочность продолжается
Часть 20-я. Вперёд – к заветному Иерусалиму!
Часть 21-я. Дежавю или очередная грандиозная осада без шансов на успех
Часть 23-я. Vae victis или Судный день для жителей «Святого города»
Часть 24-я. Окончательное решение иерусалимского вопроса
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)