Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
К середине июня 1098 года положение крестоносцев, осажденных в Антиохии и страдающих от жесточайшего голода, сделалось критическим. Византийский император вернулся в Константинополь, отказавшись от дальнего похода к Антиохии. Полная блокада города, организованная войском атабека Кербоги, исключала возможность даже периодических поставок провизии извне.
В такой практически безвыходной ситуации европейским паломникам, находившимся в осажденном городе, могло помочь только великое чудо. И оно свершилось! Большинство читателей, конечно же догадались, что речь идёт о «чудесном обретении Святого Копья», которое иначе называют «Копьём Лонгина» или «Копьём Судьбы».
В христианской религии «Священное копьё» является одним из орудий Страстей Христовых. Согласно библейским текстам и основанным на них более поздним преданиям, наконечник этого самого копья римский центурион (сотник) по имени Гай Кассий Лонгин вонзил в правое подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте, чтобы прекратить его физические страдания и мучения. Как и все прочие орудия Страстей Христовых, «копьё Лонгина» является одной из величайших и почитаемых реликвий христианства.
В промежуток между 10 и 13 июня у предводителей Первого крестового похода и папского легата Адемара Монтейльского (Аймара де Монтейля) настойчиво добивался аудиенции некий французский паломник по имени Пьер Бартелеми (иначе – Пётр Варфоломей или Бартелемей). Когда лидеры воинства Христова согласились выслушать настойчивого просителя, тот ошарашил их известием о том, что точно знает, где находится то самое – заветное «Священное копьё».
Со слов Пьера Бартелеми ещё с декабря прошлого – 1097 года его неоднократно посещали религиозные видения и пророчества, которые он тщательно скрывал от своих соотечественников, чтобы не лишиться возможности и впредь быть приобщенным к Божественным таинствам и откровениям. В последних видениях Пьера Бартелеми посещал сам Святой Апостол Андрей Первозванный, именно настойчиво советовал безотлагательно откопать и извлечь на свет Божий «копьё Лонгина», которое дарует христианам великую и чудотворную победу над нечестивым вражеским воинством.
Пётр Варфоломей назвал точное место нахождения священной реликвии – алтарь базилики Святого Апостола Петра. Совсем недавно этот храм был восстановлен, очищен от следов осквернения и заново освящен. Поиски копья начались 14 июня, и в тот же день наиболее почитаемое орудия Страстей Христовых было найдено! Весть о чудесной находке быстро распространилась среди паломников, вызвав всеобщий восторг и ликование.
Самый подробный рассказ о видениях Пьера Бартелеми, о его визите к предводителям похода, о поисках реликвии и том эффекте, который оказали результаты поисковых раскопок, содержится в хронике Раймунда Ажильского и неизвестного автора «Деяния франков». Все желающие, могут ознакомиться с подробностями и деталями этой истории, воспользовавшись указанной ссылкой[1].
Если изложить самую суть событий и главные их итоги, то лучше всего воспользоваться комментарием Жозефа Франсуа Мишо – видного французского историка-медиевиста и первого общепризнанного европейского специалиста по истории эпохи Крестовых походов: «Как это часто бывает, полное отчаяние привело к жажде чудес. И чудеса появились. Одно среди них оказалось особенно знаменательным.
Некий бедный священник явился на совет князей и поведал, что три ночи подряд видел во сне апостола Андрея, который повелел ему идти в церковь и раскопать землю у главного алтаря, где якобы лежит копье, которым некогда было проколото подреберье Иисуса Христа. Землю раскопали и обнаружили железный наконечник копья. Эта находка коренным образом изменила настроение в лагере. Безнадежность сменилась энтузиазмом. Так, значит, Бог их не оставил! И победа Креста неизбежна!..»[2]
Разумеется, что далеко не все поверили в историю с «чудесным обретением Священного копья», шитую толстенными белыми нитками. Самыми ярыми скептиками и критиками данной фальсификации выступили хронисты Фульхерий Шартрский и Альберт Ахенский[3], а также Адемар Монтейльский, Боэмунд Таренсткий и его сторонники.
Прежде всего, скептиков настораживала личность Пьера Бартелеми, который не обладал ни заслуживающим доверия церковным саном, ни знатностью своего рода. Человек этот не был известен благочестивыми делами, аскетизмом или иными религиозными заслугами, которыми славились истинные католические верующие.
Одни авторы называют Пьера Бартелеми бедным провансальским крестьянином, другие клириком, третьи – мелкопоместным землевладельцем, состоявшим на службе у виконта Гийома де Кунля, одного из вассалов Раймунда IV Тулузского. Именно тот факт, что Пьер Бартелеми находился в лагере франков, более всего возмущал Боэмунда Тарентского и его военачальников.
Князь Таранто усматривал в постановочной фальсификации «чудесного обретения Священного копья» попытку пиара со стороны графа Тулузы и Провансаля. По убеждению предводителя сицилийских норманнов, Раймунд IV заранее пытался себе заработать бонусные очки, которые пригодятся при будущем определении статуса Антиохии и назначении её наместника.
Дескать, вот именно мой человек – провансалец родом сначала получил божественные откровения и видения, а затем благодаря ему же было найдено «Копьё Судьбы». Таким образом, раз Всевышний избрал франков для столь важной миссии, то и владеть Антиохией надлежит тоже кому-нибудь из франков, пользующихся наибольшими заслугами и авторитетом, то есть персонально ему – Раймунду IV Тулузскому.
Почему-то никого из крестоносцев – и аристократов, и простых паломников не насторожил и не удивил тот факт, что христианская коллекция святынь Страстей Христовых на тот момент уже насчитывала два артефакта, претендовавших на звание подлинного «Священного копья».
Первое из них – «Копьё Святого Маврикия», которым в своё время владели императоры Карл Великий и Оттон I, в описываемый период хранилось в кафедральном соборе Магдебурга[4]. Второе «Копьё Лонгина» находилось в сокровищнице главного константинопольского храма – Святой Софии, куда его доставили ещё 637 году[5], привезя из Иерусалима, недавно разграбленного арабами.
Правители Священной Римской империи, римский папа и представители католического мира считали, что подлинным является «Копьё Святого Маврикия». Византийские императоры, патриархи и православная паства, в свою очередь, считала, что настоящим именно то «Копьё Судьбы», которое хранилось в соборе Святой Софии.
Всего же на сегодняшний день известны четыре артефакта, претендующих на статус подлинного «Священного Копья». Помимо «Венского» и «Ватиканского/Константинопольского» копий под занавес эпохи Высокого Средневековья на рынке подделок священных христианских реликвий появились ещё два экземпляра – «Армянское» и «Краковское».
«Армянское копьё» хранится в армянском городе Вагаршапат, в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря. Согласно преданию, армянским христианам его передал на хранение Святой Апостол Фаддей. На сегодняшний день абсолютно точно доказано, что «Копьё Судьбы», находящееся в Вавельском соборе польского города Краков, является более поздней копией «Венского копья».
Почему же подавляющее большинство крестоносцев поверило в подлинность «Антиохийского копья», несмотря на наличие двух более других экземпляров, официально признанных церковными иерархами, вселенскими соборами и авторитетными богословами? На этот вопрос наиболее подробный и аргументированный ответ даёт современный британский историк-медиевист Томас Эсбридж:
«Сегодня история видений Пьера Бартелеми может показаться фантастичной, а его утверждение, что он отыскал истинную реликвию, связанную с жизнью Христа – жульничеством или нелепостью. Но для франков ХI века, знакомых с историями святых, реликвий и Божественного вмешательства, всё связанное с находкой Пьера, было истиной. Воспитанные в отлаженной системе веры, в которой Бог направлял свою силу через святые реликвии, франки не усомнились в аутентичности Святого копья»[6].
А что же относительно «чудесного обретения Священного копья» сообщают восточные первоисточники? Единственным арабским историком, который упомянул о данном событии, является Ибн аль-Асир – автор известной средневековой хроники «Полный свод всеобщей истории».
Ибн аль-Асир однозначно трактует эпизод с находкой копья как заранее спланированный обман, инсценировка которого была направлена на поднятие морального духа крестоносцев. Вся история, связанная с антиохийским «Копьём Судьбы», по убеждению курдского историка, была задумана, а затем осуществлена «очень хитрым монахом», который сначала сам зарыл копьё, а затем указал место, где его следует искать[7].
Найденный наконечник «Священного копья» сразу же стал предметом всеобщего преклонения и почитания среди крестоносцев Антиохии и местных жителей из числа христиан. Найденную реликвию бережно очистили от земли, окропили святой водой, затем трижды пронесли вокруг алтаря базилики Святого Апостола Петра с громким и торжественным исполнением гимна «Те Deum» («Тебя, Господи, славим»).
В течение трёх последующих дней по настоянию Адемара Монтейльского все, без исключения, паломники держали строжайший пост, что в условиях сильнейшего голода было не очень трудно осуществить. На почётную должность хранителя найденной реликвии добровольно вызвался Раймунд IV Тулузский. Днём «Копьё Судьбы» выставлялось на всеобщее обозрение у алтаря храма Святого Петра, и толпы желающих узреть священное орудие Страстей Христовых тянулись живым ручейком к воротам базилики.
Что касается дальнейшей судьбы Пьера Бартелеми (Пётра Варфоломея), то она оказалась весьма короткой и трагичной. Уже после завершения Антиохийской эпопеи – 8 апреля 1099 года он, стремясь доказать искренность своих видений и подлинность обнаруженной реликвии, согласился пройти суровое испытание – ордалию.
Суть его заключалась в установлении истины при помощи «Божьего суда», а точнее посредством огня и воды. Чтобы доказать свою невиновность или правоту испытуемого либо связанного по рукам и ногам бросали в ёмкость с водой или открытый водоём, либо заставляли пройти через сильное пламя (костёр). Разновидностью ордалии были и более «гуманные» манипуляции: достать голыми руками из кипящего котла яйцо или в течении нескольких минут удерживать в зажатой ладони раскалённый прут.
Смысл подобных глубоко травмирующих истязаний и смертельно опасных манипуляций был довольно прост: каким бы живодёрским испытаниям не подвергли христианина, если он не виновен или говорит правду, то Господь не допустит его увечий и гибели. Разумеется, подобные судилища не имели никакого отношения к Богу, поскольку процедуру испытания огнём и водой придумали люди, они же и проводили эти изуверские тестирования.
Трактовка полученных «результатов испытаний» была предельно простой. Невиновный обязательно всплывёт живым, если его бросить в воду даже с привязанным к ногам грузом. Говорящий правду, войдя в огонь, или взяв в кисть раскаленный предмет, никогда не получит ожогов, ибо Бог на его стороне и обязательно защитит праведника.
Пьер Бартелеми предпочёл испытание огнём. Подробности этой варварской и изуверской ордалии находим в хронике Фульхерия Шартрского: «После того как епископы совершили над огнем судебное благословение, нашедший копьё [Пётр Варфоломей] очень быстро прошел прямо через середину полыхавшего пламени, чего он потребовал сам, дабы подтвердить свою правоту. Он вышел из огня как виновник, ибо все увидели, что его кожа была обожжена, и стало ясно, что и внутренним органам нанесен смертельный вред. И это подтвердил исход дела, поскольку он умер на двенадцатый день от угрызений совести»[8].
Несмотря на печальный во всех отношениях исход огненной ордалии, после прохождения которой скончался Пьер Бартелеми, упрямый Раймунд IV Тулузский ещё долго отказывался верить в то, что «антиохийское копьё» – это подделка. Граф Тулузы и Прованса длительное время хранил у себя реликвию, бережно и благоговейно относясь к ней. Окончательную точку в истории «Копья Судьбы», найденного в Антиохии, только во второй трети ХVIII века поставил римский папа Бенедикт ХIV. Он официально опроверг подлинность наконечника копья, найденного в базилике Святого Петра 14 июня 1098 года.
Многие авторы, подводя итоги истории, связанной с «чудесным обретением Священного копья», непременно делают вывод о том, что обнаруженная реликвия чрезвычайно вдохновила и воодушевила крестоносцев. Причём религиозный энтузиазм и рвение их оказались настолько сильными и непреодолимыми, что европейцы практически тут же выскочили из осажденной Антиохии и дали своим врагам решительный бой.
На самом деле между обнаружением «Копья Лонгина» и генеральной битвой, окончательно решившей исход «Антиохийского сидения» прошло 14 дней. Это достаточно большой срок для религиозных адептов, охваченных приступом всеобщего фанатического помешательства и страстно-нетерпеливого желания поскорее сразиться с полчищами мусульман.
Достаточно логичными и правдоподобными выглядят выводы уже упоминавшегося в сегодняшней публикации британского доктора истории Томаса Эсбриджа. Он твёрдо уверен, что находка «Копья Судьбы» не стала катализатором кульминационных событий осады Антиохии и, тем более, обнаружение копейного наконечника не следует считать поворотным моментом Первого крестового похода[9].
Выходя на неравную битву с войском Кербоги, паломники из Европы руководствовались не верой чудотворную силу священной реликвии, а чрезвычайностью сложившихся обстоятельств. Всем участникам похода, оказавшимся на тот момент в осажденной Антиохии, грозила гибель от голода или вражеских мечей.
И даже «Священноё копьё» не могло ни изменить участи христиан, ни отсрочить их трагический финал. Только битва – отчаянная, смертельная и для многих последняя оставляла минимальные (мизерные, призрачные и ничтожные), но всё-таки шансы на благополучный исход противостояния…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство "Полигон"»; – М.: ООО «Издательство "АСТ"», 2001. С. 157-162;
- «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Перевод на русский язык и комментарий: учебно-методическое пособие / Т. Г. Мякин, Г. Г. Пиков, В. Л. Портных. Новосибирский государственный университет. – Новосибирск, 2010. С. 186, 189;
- Крей О. Первый крестовый поход. Сражения и осады, правители, паломники и вилланы, святые места в свидетельствах очевидцев и участников / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 218-227.
[2] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод с французского и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 50.
[3] - Фульхерий Шартрский. Иерусалимская история / Перевод с латинского, вступительная статья и примечания А. Н. Слезкина. – СПб.: Евразия, 2020. С. 73;
- Ломакин Н. А. Копьё Святоё // Православная энциклопедия. 27.07.2019. URL: https://www.pravenc.ru/text/2057216.html (дата обращения 25.07.2024).
[4] - данное копьё также известно «Хофбургское» или «Венское». В настоящее время оно хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка, служившего резиденцией австрийских Габсбургов и основным местопребыванием императорского двора в Вене.
[5] - византийское «Святое копьё» досталось османам в числе прочих церковных реликвий в качестве трофеев после падения Константинополя, последовавшего 29 мая 1453 года. В 1492 году османский султан Баязид II передал это копьё в дар римскому папе Иннокентию VIII. С тех оно хранится в Ватикане – в соборе Святого Петра. В современной литературе данное копьё называется «ватиканским».
[6] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 81.
[7] - Матвеев А. С. Крестовые походы: взгляд западных и восточных источников // Гуманитарная наука в России: История. Археология. Культурная антропология и этнография. – М., 1996. С. 101-103.
[8] - Фульхерий Шартрский. Иерусалимская история / Перевод с латинского, вступительная статья и примечания А. Н. Слезкина. – СПб.: Евразия, 2020. С. 74.
[9] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 81.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826-1911) – русский историк и публицист, экстраординарный профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Основные темы исторических работ Стасюлевича – Древняя Греция и Западная Европа в эпоху Средневековья. В 1863-1865 годах Михаил Матвеевич издал трёхтомный фундаментальный труд «История средних веков, в её источниках и современных писателях».
Огаст Крей – пока ещё малоизвестный широкой аудитории американский профессор истории, медиевист и автор книги «Первый крестовый поход. Сражения и осады, правители, паломники и вилланы, святые места в свидетельствах очевидцев и участников». В ней профессор собрал, систематизировал, обобщил и аккуратно расставил в хронологическом порядке самые разные документальные свидетельства непосредственных участников и современников Первого крестового похода.
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Фульхерий Шартрский (1058-1127) – французский священник и известный хронист. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana) – одного из наиболее ценных и достоверных трудов, описывающих события Первого крестового похода и раннюю историю Иерусалимского королевства. Над «Иерусалимской историей» Фульхерий трудился более четверти века – с 1101 по 1127 гг., используя ценнейшие и ныне утраченные первоисточники из Иерусалимской библиотеки. События хроники охватывают события с Клермонского собора (1095) до вспышки чумы, охватившей Иерусалимское королевство в 1127 году.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Первого крестового похода» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Маршрут построен: от мест родных до Константинополя
Часть 2-я. Особенности дипломатии Алексея I Комнина
Часть 3-я. Вторжение во владения румского султана
Часть 4-я. Первые стычки, первые битвы
Часть 7-я. Очень трудный отрезок пути
Часть 8-я. Киликийское яблоко раздора
Часть 9-я. Почти неприступная твердыня
Часть 10-я. Начало Антиохийской эпопеи
Часть 11-я. Суровые реалии стратегии измора
Часть 12-я. Осада продолжается вопреки грядущей катастрофе
Часть 13-я. Роли поменялись: дела осаждённых всё хуже и хуже
Часть 14-я. Долгожданное падение Антиохии
Часть 15-я. Антиохийская эпопея возобновляется: страдания и горести войска Христова
Часть 16-я. Антиохийская эпопея продолжается: страсти вокруг «Копья Судьбы»
Часть 17-я. Кульминация «Антиохийского сидения» близка и неотвратима
Часть 18-я. Невероятный финал Антиохийской саги
Часть 19-я. Затянувшаяся пауза или проверка пилигримов на прочность продолжается
Часть 20-я. Вперёд – к заветному Иерусалиму!
Часть 21-я. Дежавю или очередная грандиозная осада без шансов на успех
Часть 23-я. Vae victis или Судный день для жителей «Святого города»
Часть 24-я. Окончательное решение иерусалимского вопроса
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)