Найти тему
Generalissimus

Хроники Первого крестового похода. Часть 15-я. Антиохийская эпопея возобновляется: страдания и горести войска Христова

Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ

Ещё накануне падения Антиохии крестоносцы стали свидетелями очередного животрепещущего атмосферного явления, подробно зафиксированного в хронике Фульхерия Шартрского: «Тогда мы увидели в небе удивительный красный свет и почувствовали дрожь земли, что всех нас повергло в ужас. Многие из нас тогда заметили некий знак в форме креста, пылающего белым светом, который двигался прямо на Восток»[1].

В последующие дни, что называется «задним числом», некоторые из европейцев трактовали увиденное небесное знамение, как величайшую победу христианского воинства, ниспосланную небесами, имея ввиду захват Антиохии. И лишь немногие возражали ликующим оптимистам, высказывая предположения о том, что очень скоро с Востока на паломников обрушатся новые суровые испытания.

Эти люди не ошиблись в своих мрачных предсказаниях. Ещё не истекли три дня, которые по традиции даровались всем участникам штурма для разграбления захваченной твердыни, как в окрестностях Антиохии появились передовые отряды объединенного мусульманского войска, которое возглавлял атабек Мосула – Абу Саид Кивам аль-Даула Кербога бин Абдулла аль-Джалали.

5 июня 1098 года сирийский авангард успешно атаковал и захватил обе сторожевые башни, охранявшие проход через Железный мост. На следующий день Кербога лично появился близ стен Антиохии и внимательно осмотрел городские окрестности. После рекогносцировки он задействовал значительные силы, отправив их на штурм главных блокадных фортификационных сооружений, возведенных европейцами во время осады.

Маршрут движения объединённого мусульманского войска под предводительством Кербоги от Эдессы к Антиохии (25 мая – 9 июня 1098 года). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/b3/Осада_Антиохии_%28общая_карта_%29.svg
Маршрут движения объединённого мусульманского войска под предводительством Кербоги от Эдессы к Антиохии (25 мая – 9 июня 1098 года). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/b3/Осада_Антиохии_%28общая_карта_%29.svg

К исходу 9 июня форты «Магомерия» и Мальрегар, «башня Танкреда» и Корабельный (понтонный) мост были в руках мусульман. Отряды Роберт II Фландрского, Готфрида IV Бульонского, Боэмунда Тарентского и Танкреда де Отвиля оказали упорное и ожесточенное сопротивление, но в конечном итоге были вынуждены отступить и укрыться за стенами Антиохии.

10 июня город был полностью окружён и обложен со всех сторон мусульманскими отрядами. Началась вторая осада Антиохии. Только на этот раз в роли осажденных оказались недавние триумфаторы и победители – крестоносцы, которые с особым остервенением и ненасытностью грабили захваченный ими город, не заботясь о завтрашнем дне.

Томас Эсбридж​​​​​​​ – современный британский доктор истории, специализирующийся на эпохе Средневековья и Крестовых походов, лучше других авторов обрисовал всю многогранную сложность ситуации, в которой на тот момент оказались европейские паломники, запертые в осажденном городе:

«Вторая осада Антиохии в июне 1098 года стала тяжелейшим испытанием для крестоносцев. Латиняне избежали войны на два фронта, но оказались осажденными в стенах города. Лишенный ресурсов еще во время первой осады город почти ничего не мог им предложить – ни военного снабжения, ни продовольствия. А поскольку цитадель оставалась в руках противника, положение было более чем серьезным. Экспедиция оказалась на грани полного уничтожения»[2].

Кербога первоначально свой лагерь разбил не у берегов Оронта по примеру европейцев, а на склонах горы Сильпиус – напротив южного сектора внешних крепостных стен Антиохии. Между сирийским станом и Цитаделью, которую удерживал небольшой по численности гарнизон, возглавляемый Шамс ад-Дином, был налажен постоянный канал связи. Атабек Мосула сместил с должности командира гарнизона старшего сына Яги-Сияна, назначив на его место более опытного и знатного военачальника – Ахмеда ибн Мервана.

План Кербоги был прост. Он намеревался переправить в Цитадель как можно больше своих воинов, а затем попытаться изнутри прорваться к важнейшим стратегическим объектам внутреннего пояса обороны Антиохии. Одновременно с атаками гарнизона Цитадели мусульманским отрядам надлежало на всех доступных участках и секторах предпринять массовый штурм внешних крепостных стен.

Первый этап осады Антиохии войском Кербоги (10-18 июня 1098 года). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/a6/Осада_Антиохии_Кербогой_2.svg/1024px-Осада_Антиохии_Кербогой_2.svg.png
Первый этап осады Антиохии войском Кербоги (10-18 июня 1098 года). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/a6/Осада_Антиохии_Кербогой_2.svg/1024px-Осада_Антиохии_Кербогой_2.svg.png

Увы, но внешняя связь Цитадели с крутыми и обрывистыми склонами Сильпиуса поддерживалась посредством узкой и ненадёжной высокогорной тропы. По ней могли пробраться в Цитадель лишь самые ловкие, опытные и сильные воины, имевшие достаточную сноровку и альпинистскую подготовку. Вместимость Цитадели была небольшой, а по горной тропе мог, соблюдая меры предосторожности, полноценно передвигаться только один человек. Пропускная способность этой горной «дороги жизни» составляла несколько воинов в час.

Тем не менее, Ахмед ибн Мерван на протяжении четырёх дней предпринимал многократные попытки прорыва из Цитадели в центральную и восточную части Антиохии. Все эти атаки войско Боэмунда Тарентского успешно отражало с большими для мусульман потерями. На пятый день европейцы возвели высокую, довольно прочную и надёжную стену, которая наглухо изолировала восточный и северо-восточный участок стен Цитадели – единственно пригодные участки для осуществления вылазок и атак со стороны гарнизона укрепленного замка.

Помимо стены, строительство и укрепление которой продолжалось ежедневно, по инициативе Боэмунда были задействованы для предотвращения вылазок и внезапных атак несколько сторожевых отрядов. Они несли круглосуточную караульную службу, не теряя бдительности и внимания. Кроме того, на постоянной основе Цитадель стерегли отряды стрелков – лучников и арбалетчиков.

После того, как наиболее ретивых и рьяных сирийских воинов, напрасно бравировавших своих бесстрашием и презрением к смерти, поразили арбалетные болты с дистанции, считавшейся недоступной для стрел и метательных снарядов, воины Ахмеда ибн Мервана поубавили свой пыл. Они прониклись уважением к грозному и дальнобойному оружию христиан.

Поняв, что ставка на Цитадель не сработала, Абу Саид Кивам аль-Даула Кербога бин Абдулла аль-Джалали перенёс свой лагерь на правый берег Оронта. Правитель Мосула прибегнул к тактике измора, поскольку знал от чудом спасшихся антиохийских мусульман, что запасы продовольствия в городе изрядно оскудели за время предыдущей осады. По оценкам Кербоги и его ближайшего окружения, имевшейся в Антиохии провизии (даже при самом экономном её расходовании) 20-тысячному крестоносному воинству и паломникам из числа «нонкомбатантов» хватит едва ли на месяц.

Могущественный атабек и его союзники не ошибались в своих прогнозах и расчётах. Накануне падения Антиохии запасов еды для приблизительно 20-тысячного населения и гарнизона оставалось не более чем на два месяца. Во время повального разграбления захваченного города крестоносцы, длительное время страдавшие от голода, изрядно опустошили местные кладовые и погреба. Таким образом, к середине лета защитников и освободителей Святой Земли ожидал очередной суровый голод, а коней – новый массовый падёж, поскольку фуража в Антиохии также запасено было лишь на пару недель.

-4

Свои главные надежды на счастливое избавление от голодной смерти или гибели от мусульманских мечей осажденные связывали со скорым прибытием византийской армии. Ещё до падения Антиохии один из византийских капитанов, что привёл несколько судов с провизией в гавань Святого Симеона, искренне заверил предводителей похода, что Алексей I Комнин к началу весны собрал внушительное войско и намеревается лично его повести на помощь своим европейским союзникам.

Вполне вероятно, что базилевс, пусть не так быстро и скоро, но всё же в конечном итоге появился бы под стенами Антиохии со своей армией. Однако исполнению этого столь желанного для осажденных крестоносцев события помешали их собственные соотечественники-единоверцы.

Ещё до установления мусульманскими войсками полной блокады Антиохии из города по примеру Этьена II де Блуа (Стефана Блуаского) тайком бежали в гавань Святого Симеона, а оттуда по морю перебрались в византийские владения сразу несколько видных рыцарей и родовитых представителей западноевропейской знати.

Способ ретирады, к которому они прибегли, чтобы скрыть от соратников свои малодушные намерения, оказался весьма необычным. Бароны и виконты под покровом темноты перелезали через крепостные стены при помощи верёвок и канатов, чем вызвали среди прочих пилигримов всеобщее презрение и порицание. Мало того, что тайком дезертировали, так ещё и бежали подобно ворам, карабкаясь по стенам на верёвках, которыми несколькими днями ранее привязывали в стойле мулов и ослов.

В числе «верёвочных беглецов» оказались известные имена и высокородные фамилии: виконт Ги де Труссо (тот самый случай, когда фамилия наглядно характеризует её владельца), Вильгельм Грандмениль (зять Боэмунда Тарентского) и его брат Обри, сеньор Ламберт де Клермон, виконт Гийом (Вильгельм) де Мелен.

Да, да, этот самый Плотник – ярый антисемит, убийца, насильник и мародёр, «отличившийся» во время еврейских погромов 1096 года, произошедших в городах Священной Римской империи. Как мы помним, он уже пытался тайком дезертировать в начале февраля 1098 года – в самый трудный и тяжёлый период осады Антиохии.

-5

Тогда его поймали, но не лишили жизни, а лишь заставили всю ночь простоять у импровизированного позорного столба. Виконт де Мелен дал слово чести, поклявшись на распятии, что более не опозорит имени своего постыдными делами, а будет исправно исполнять долг дворянина и крестоносца. Прошло всего три месяца и Плотник, презрев слово чести и священную клятву, бежал, бросив соратников на произвол судьбы.

Само по себе недостойное истинного рыцаря и знатного сеньора дезертирство никак не повлияло на общий расклад сил. Однако трусливые «шкурники» не просто бежали восвояси, а очень скоро «подложили большую и вероломную подлянку» брошенным товарищам своим и соратникам по исполнению общей великой миссии.

Случилось так, что большая часть вышеназванных «верёвочных дезертиров» объединилась с отрядом Этьена II де Блуа. До графа Шампани уже дошли известия о том, что Антиохия пала, а потому он вознамерился вернуться обратно к её стенам и продолжить участие в походе. Однако «верёвочники» убедили Этьена II в том, что шансов у осажденных крестоносцев одолеть несметные полчища Кербоги нет никаких

Вскоре это пёстрое сборище «пораженцев» благополучно добралось до крепости Филомелиум (современный турецкий город Акшехир), расположенной в западной части Малой Азии. Как раз в тот момент в Филомелиуме находилась византийская армия, которую возглавлял Алексей I Комнин.

Как выяснилось, базилевс действительно с началом весны покинул Константинополь и выступил к Антиохии, намереваясь оказать крестоносцам содействие в затянувшейся осаде. Многие историки склоняются к мысли, что императора менее всего заботили многочисленные лишения и невзгоды, выпавшие на долю католического воинства.

Просто правитель Восточной Римской империи стремился в день неизбежного падения Антиохии быть как можно ближе к городу. Вполне резонно и не без веских оснований дальновидный Алексей I не доверял своим европейским союзникам, с тревогой ожидая, что отбитый у сельджуков крупнейший город Малой Азии запросто может «присвоить» себе какой-нибудь наиболее наглый, дерзкий и беспринципный предводитель похода.

Алексей I Комнин во главе византийской армии. Средневековая миниатюра
Алексей I Комнин во главе византийской армии. Средневековая миниатюра

Стремясь хоть как-то оправдать своё постыдное бегство, Этьен II де Блуа и его подельники ввели в заблуждение императора. Они в самых мрачных и чёрных тонах, обрисовали ситуацию, заявив, что дела крестоносцев безнадёжны, и в самом скором времени осажденные обречены на погибель от голода или на полное истребление неисчислимыми ордами сарацин, окружившими Антиохию со всех сторон.

После совещаний со своими военными советниками Алексей I Комнин, памятуя о разгромном поражении его предшественника в битве при Манцикерте, произошедшем во многом из-за самонадеянности и высокомерия Романа IV Диогена, предпочёл не рисковать. Император принял решение вернуться в Константинополь. Туда же направились Этьен II де Блуа и «верёвочники».

Теперь крестоносцам, осажденным в Антиохии, неоткуда было ждать помощи извне. Наличных сил у европейских паломников хватало лишь то, чтобы обеспечить надёжную охрану периметра внешних стен, ворот и башен, а также зорко и бдительно стеречь гарнизон Цитадели. На сколько-нибудь существенную помощь со стороны местных армян, сирийских христиан и иудеев рассчитывать не приходилось.

Во-первых, статусу бойцов антиохийские ополченцы – плохо вооруженные, слабо обученные, не имевшие защитной экипировки и доспехов не соответствовали совершенно. Во-вторых, не стоит забывать, что именно местный армянский житель – Фируз оказался тем самым «слабым звеном», предавшим своих единоверцев, земляков и господина, которому прежде исправно и верно служил.

Убежденность крестоносцев в том, что местным жителям из числа христиан и иудеев полностью доверять нельзя, подтвердил и Иоанн Оксит. По счастливому стечению обстоятельств антиохийский патриарх остался жив, несмотря на суровые условия содержания его в темнице, систематические избиения, истязательства и прочее изощренное глумление со стороны надсмотрщиков и приспешников Ягисияна.

Пожилой священник был вновь утверждён в своей прежней должности, возглавив Антиохийскую епархию. Католический епископ Адемар Монтейльский (Аймар де Монтейль) был против этого назначения, поскольку Иоанн Оксит исповедовал православие. Однако подавляющее большинство рядовых паломников и крестоносцев, будучи непосредственными свидетелями стойкости, мужества, достойного поведения и несгибаемой воли антиохийского священнослужителя, с честью выдержавшего все «казни египетские», выпавшие на его долю во время осады, поддержали кандидатуру Иоанна Оксита.

-7

Вновь став патриархом, он первым делом занялся восстановлением христианских храмов, церквей и часовен, оскверненных, частично или основательно разрушенных по приказу Ягисияна. Была очищена, отреставрирована и заново освящена главная городская святыня – базилика Святого Апостола Петра, превращенная мусульманами в стойло для коней эмира.

Глава Антиохийской патриархии был одним из инициаторов скорейшего очищения местных улиц, кварталов, площадей, базаров и прочих общественных мест от трупов, что во множестве лежали по всему внутреннему пространству города. Начало лета выдалось жарким и сухим, а потому над Антиохией витал зловонный смрад тысяч разлагавшихся человеческих тел.

Промедли осажденные ещё пару дней с экстренной уборкой трупов, и в Антиохии наверняка вспыхнули бы эпидемии самых опасных инфекционных заболеваний. Тела погибших пришлось закапывать в общие могилы, не разбирая, какого вероисповедания были убитые. Покойников оказалось столь много, что значительную часть тел пришлось сжечь, поскольку мест для погребения внутри города скоро не осталось совсем.

Вспышки эпидемий в осажденной Антиохии удалось избежать. Однако голод в городе наступил гораздо раньше, чем ожидали обе противоборствующие стороны. Не успели паломники отойти и полностью восстановиться после длительного голодания, что пришлось им пережить, находясь снаружи крепостных стен, как ещё более жестокий голод обрушился на них уже в самой Антиохии.

Сначала в пищу употреблялись дары природы – травы, ягоды, остатки сушёных фруктов, растения. Затем от безысходности осажденные забили и съели весь домашний скот, птицу, а также большую часть тяглового скота и лошадей. После этого в рационе пилигримов стали появляться самые разнообразные пищевые суррогаты.

Анонимный автор «Деяния франков» в привычном для него лаконичном стиле поведал о том, какие «продукты» составляли меню крестоносцев и на какие ухищрения они шли, чтобы прокормиться: «Кипятили и ели листья смоковницы, виноградной лозы, чертополоха и всех прочих деревьев. Такой сильный был голод. Другие брали сухие шкуры лошадей, верблюдов, ослов, а также быков и буйволов, отваривали и ели... Эти мучения, голод и ужасы мы претерпевали на протяжении 26 дней»[3].

-8

Как всегда бывает в таких случаях, до заоблачных высот взлетели цены на провизию. За курицу торгаши просили восемь солидов (золотых монет весом около 4,55 грамм), внутренности козы стоили пять солидов, голова лошади или быка (без языка) оценивалась в три солида. Кусок чёрствого или даже местами заплесневевшего хлеба весом около 100 грамм обходился покупателю в пять солидов, а куриное яйцо не первой свежести – в один солид.

Чтобы оценить масштаб инфляции цен на продукты питания, можно привести следующие примеры. Если знатный парижский, тулузский и орлеанский аристократ устраивал пышное пиршество на сотню персон, то ему предстояло раскошелиться на 20-25 солидов. Стоимость «продуктовой корзины», в которую входили отощавшая курица, внутренности околевшей козы, объеденная и лишенная языка лошадиная голова, краюха завалящего хлеба и тухлое куриное яйцо составляла 22 солида.

К чести рыцарей и других всадников, ставивших поддержание боеспособности крестоносного воинства выше собственного чувства голода, многие пилигримы кавалеристы до последней возможности берегли своих боевых коней, не только не позволяя употребить их в пищу, но и покупая на последние монеты корм для них по столь же баснословным ценам.

Жестокий голод, усиливавшийся день ото дня, толкал людей на самые нелицеприятные, а порой и омерзительные поступки. Так, некоторые хоть и не убивали коней и наиболее выносливых вьючных животных, но пили их кровь, стараясь этим вампирским способом хотя бы отчасти утолить голод[4].

Известный французский медиевист и специалист по эпохе Крестовых походов – Жозеф Франсуа Мишо прямо говорит о том, в осаждённой Антиохии отмечались случаи поедания плоти мертвецов: «Голод, усиливаясь с каждым днем, перекрыл норму прошлой зимы. Уже съели всех лошадей, питались кореньями и листьями, кое-кто варил кожу со щитов и обувь, кое-кто вырывал мертвецов из могил»[5].

Жестокий голод, отчаяние, утрата веры в благополучный исход обороны осажденного города, стремление спастись любой ценой толкали европейцев на импульсивные и рискованные поступки. Десятки людей ежедневно перелезали через крепостные стены, предпочитая попытать счастья, пробираясь через вражеские сторожевые посты, нежели умереть голодной смертью.

Практически эти беглецы, использовавшие по примеру благородных господ верёвки и канаты, попадали в плен, либо умерщвлялись на месте мусульманскими воинами, бдительно нёсшими караульную службу. От пленных дезертиров и пойманных беглецов Кербога систематически получал самую свежую информацию о том, что происходит в стане его противников.

Абу Саид Кивам аль-Даула Кербога бин Абдулла аль-Джалали и его ближайшее окружение ничуть не сомневались в том, что в самое ближайшее время неверные, доведённые до предельной грани отчаяния, нужды, лишений и страданий сами распахнуть ворота Антиохии, слёзно умоляя о пощаде и снисхождении. В самом крайнем случае, через месяц крестоносцы ослабнут настолько, что уже не в состоянии будут отразить генеральный штурм.

Эмир Кербога осаждает Антиохию. Средневековая миниатюра XIV века
Эмир Кербога осаждает Антиохию. Средневековая миниатюра XIV века

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Фульхерий Шартрский. Иерусалимская история / Перевод с латинского, вступительная статья и примечания А. Н. Слезкина. – СПб.: Евразия, 2020. С. 70.

[2] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 77.

[3] - «Деяния франков и прочих иерусалимцев». Перевод на русский язык и комментарий: учебно-методическое пособие / Т. Г. Мякин, Г. Г. Пиков, В. Л. Портных. Новосибирский государственный университет. – Новосибирск, 2010. С. 187-188.

[4] - France J. Note sur le manuscrit 6041 A du fonds latin de la Bibliothèque nationale: un nouveau fragment d'un manuscrit de l'Historia Belli Sacri // Bibliothèque de l'École des chartes. Vol. 126, iss. 2. – 1968. P. 413-416.

[5] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод с французского и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 49-50.

-10
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Фульхерий Шартрский (1058-1127) – французский священник и известный хронист. Автор сочинения «Иерусалимская история» (лат. Historia Hierosolymitana) – одного из наиболее ценных и достоверных трудов, описывающих события Первого крестового похода и раннюю историю Иерусалимского королевства. Над «Иерусалимской историей» Фульхерий трудился более четверти века – с 1101 по 1127 гг., используя ценнейшие и ныне утраченные первоисточники из Иерусалимской библиотеки. События хроники охватывают события с Клермонского собора (1095) до вспышки чумы, охватившей Иерусалимское королевство в 1127 году.

-11

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Первого крестового похода» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Маршрут построен: от мест родных до Константинополя

Часть 2-я. Особенности дипломатии Алексея I Комнина

Часть 3-я. Вторжение во владения румского султана

Часть 4-я. Первые стычки, первые битвы

Часть 5-я. Капитуляция Никеи

Часть 6-я. Битва при Дорилее

Часть 7-я. Очень трудный отрезок пути

Часть 8-я. Киликийское яблоко раздора

Часть 9-я. Почти неприступная твердыня

Часть 10-я. Начало Антиохийской эпопеи

Часть 11-я. Суровые реалии стратегии измора

Часть 12-я. Осада продолжается вопреки грядущей катастрофе

Часть 13-я. Роли поменялись: дела осаждённых всё хуже и хуже

Часть 14-я. Долгожданное падение Антиохии

Часть 15-я. Антиохийская эпопея возобновляется: страдания и горести войска Христова

Часть 16-я. Антиохийская эпопея продолжается: страсти вокруг «Копья Судьбы»

Часть 17-я. Кульминация «Антиохийского сидения» близка и неотвратима

Часть 18-я. Невероятный финал Антиохийской саги

Часть 19-я. Затянувшаяся пауза или проверка пилигримов на прочность продолжается

Часть 20-я. Вперёд – к заветному Иерусалиму!

Часть 21-я. Дежавю или очередная грандиозная осада без шансов на успех

Часть 22-я. «Когда увидите Иерусалим окружённым войсками, то знайте, что время его разрушения близко…»

Часть 23-я. Vae victis или Судный день для жителей «Святого города»

Часть 24-я. Окончательное решение иерусалимского вопроса

Часть 25-я. Главные итоги

Часть 26-я. Послесловие

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)