1,3K подписчиков

Почему еда в анимационных фильмах Хаяо Миядзаки выглядит такой вкусной?

4,8K прочитали

Анимационные фильмы Хаяо Миядзаки наполнены привлекательной едой, которую так и хочется попробовать. Обилие кушаний и удовольствие, с которым едят персонажи, невольно подстегивает аппетит зрителей. При этом пища всегда великолепно изображена, учтены различные нюансы прорисовки: рефлексы, тени, блики, общий тон и цвет предметов и их окружения.

Скумбрия, которую ест Дзиро — главный герой анимационного фильма “Ветер крепчает”.
Скумбрия, которую ест Дзиро — главный герой анимационного фильма “Ветер крепчает”.

Невероятная популярность и восторги, показанных в анимационных фильмах угощений привели к тому, что студия Ghibli* даже открыла собственный музей еды. В качестве экспонатов выступают муляжи и сопутствующие им рисованные кадры с блюдами. А для тех, кому не терпится попробовать угощения на вкус, при музее открыто кафе.

*Анимационная студия Ghibli основана в 1985 году Хайо Миядзаки, Исао Такахатой, Ясуёси Токумой и Тосио Судзуки. Компания выпустила множество известных анимационных фильмов.
Муляжи из музея еды анимационной студии Ghibli
Муляжи из музея еды анимационной студии Ghibli

А в Интернете организован целый флешмоб, участники которого готовят блюда из любимых анимационных фильмов и выкладывают фотографии своих творений.

Яичница с беконом из «Ходячего замка Хаула»
Яичница с беконом из «Ходячего замка Хаула»

Какие художественные приемы использует режиссер, чтобы еда выглядела настолько аппетитной?

№1. Методы изобразительного искусства

Общаясь с одним из молодых художников, Миядзаки спросил того, какого цвета следует сделать стейк. Начинающий аниматор хотел использовать более натуралистичный коричневатый оттенок, тогда режиссер заметил:

“С человеческой точки зрения, яркий цвет выглядит лучше. Коричневый — это цвет миски, деревянного подноса, а не еды”.

Порой цвета и фактура пищи в аниме Миядзаки утрирована, они выглядят привлекательнее реальных продуктов, но это вполне оправдано с художественной точки зрения.

Мама пиратов за поеданием ветчины “Небесный замок Лапута”.
Мама пиратов за поеданием ветчины “Небесный замок Лапута”.

№2. Простые блюда

Зритель должен хорошо представлять, каков вкус еды из фильма, поэтому, как правило, не показывается ничего излишне вычурного: только доступные продукты и способы приготовления, но выглядеть при этом блюдо должно восхитительно. Выбрать нужное угощение для кадра – это тоже особый талант, которым обладает режиссер. По словам сына Хаяо Миядзаки – Горо – отец часто готовит яичницу с беконом, поэтому неудивительно, что это аппетитное блюдо появилось в “Ходячем замке Хаула”, где изображено необыкновенно притягательно.

Яичница с беконом из «ходячего замка Хаула»
Яичница с беконом из «ходячего замка Хаула»

Все знают каковы на вкус спагетти, вот и сцена из картины “Люпен III: замок Калиостро”, где Люпен ужинает со своим напарником Дзигэном вызывает живой отклик.

Товарищи «по-братски» делят аппетитный ужин, “Люпен III: замок Калиостро”.
Товарищи «по-братски» делят аппетитный ужин, “Люпен III: замок Калиостро”.

Возможно, посмотрев на картинки, вам захочется приготовить:

Что может быть проще хлеба с яичницей, которыми ужинают вынужденные скрываться Сита и Пазу в “Небесном замке Лапута”?

Сита и Пазу ужинают в шахте яичницей с хлебом, “Небесный замок Лапута”.
Сита и Пазу ужинают в шахте яичницей с хлебом, “Небесный замок Лапута”.

№3. Персонажи в фильмах “вкусно” едят и “аппетитно” готовят: у них особенная мимика и движения.

Одной из лучших иллюстраций является сцена в “Шепоте сердца”, где обессиленная главная героиня ест лапшу удон,, которой ее угостил хозяин антикварного магазина. Сначала Сидзуку подносит ко рту всего пару полосок лапши, но по постепенно количество удона, зажатого в ее палочках увеличивается, лицо становится сияющим, все движения наполняются энергией. Герои так увлеченно едят, так очевидно набираются жизненных сил благодаря пище, что это вызывает у зрителя желания последовать их примеру.

Сидзуку ест удон и набирается сил, “Шепот сердца”.
Сидзуку ест удон и набирается сил, “Шепот сердца”.

А что же сам Мия-сан? Как этот талантливый художник относится к еде? Гурман ли он?

Ответы на эти вопросы находятся в бенто (коробочка с обедом) господина Миядзаки. В этом отношении примечательны детали, рассказанные несколько лет назад Тосио Судзуки, коллегой и другом знаменитого режиссера, совместно с которым была основана анимационная студия Ghibli:

“Прошло уже 26 лет с тех пор, как я встретил Миядзаки. За это время изменилась пища, которую ем я. Что же ест Хаяо Миядзаки? За 25 лет в его меню не произошло никаких изменений. Он приносит алюминиевый бэнто (ланч-бокс), в нем плотно упакован рис, тамагояки (японский омлет), такуан (закуска из редьки), колбасы, ветчина и что-то жареное. Каждый день в полдень он разделяет палочками для еды содержимое на две части*. Одна сторона — дневная, а другая — вечерняя. Один прием пищи занимает у него всего 5 минут. Однажды нас пригласили на званый обед. Господин Мия не часто ест с людьми, довольствуясь содержимым своего бэнто, и в тот раз это был первый эпизод за год, когда он съел что-то новое и необыкновенно вкусное для себя. Это потрясающе, не так ли? Я думаю, что именно в таком отношении к еде заключена его философия”.

*В бэнто обычно укладывается еда на один прием пищи. Тосио Судзуки акцентирует внимание на том, что Хаяо Миядзаки долгие годы съедал только половину дневной порции обычного человека за раз, предпочитая при этом самые простые блюда.
Тосио Судзуки
Тосио Судзуки

Оказывается, Хаяо Миядзаки изображает еду такой вкусной не от изобилия, а от недостатка. Мысль режиссера заключается в том, что особенную еду нужно ценить, позволять ее себе лишь время от времени, только тогда можно в полной мере насладиться всеми нюансами вкуса. Именно самоограничение и опыт голода во время войны (и в послевоенное время) толкает Миядзаки делать блюда в картинах такими привлекательными и особенными. Герои пируют, наслаждаются пищей, как могут ценить ее только те, кто столкнулся с лишениями.

Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки

Для поколения людей, к которому принадлежит Хаяо Миядзаки важна не только еда, но и то, как и кем она была приготовлена, какие эмоции вложил в нее кулинар.

Главные лица анимационной студии Ghibli. Слева направо: Исао Такахатой, Тосио Судзуки и Хайо Миядзаки.
Главные лица анимационной студии Ghibli. Слева направо: Исао Такахатой, Тосио Судзуки и Хайо Миядзаки.

Совместная трапеза – это еще и ритуал, способствующий сближению персонажей. В качестве примеров можно вспомнить сцены в “Рыбке Поньо на утесе”…

Соскэ и Поньо в предвкушении ужина, который приготовила им мама мальчика, “Рыбка Поньо на утесе”.
Соскэ и Поньо в предвкушении ужина, который приготовила им мама мальчика, “Рыбка Поньо на утесе”.

…то, как Сан кладет мясо в рот Аситаке (“Принцесса Мононоке”),

Сан кормит раненого принца Аситаку, «Принцесса Мононоке».
Сан кормит раненого принца Аситаку, «Принцесса Мононоке».

… а также ужин у бабушки из “Мой сосед Тоторо”.

Сцена ужина из “Мой сосед Тоторо”
Сцена ужина из “Мой сосед Тоторо”

В “Ходячем замке Хаула” Софи и Марк несколько раз садятся за стол вместе и становятся хорошими друзьями. Хаул уходит не поев и остается странной и загадочной, отчужденной от других персонажей фигурой.

Заколдованная в старушку Софи и Марк за завтраком (верхнее изображение)  и чаепитием (нижний рисунок), “Ходячий замок Хаула”.
Заколдованная в старушку Софи и Марк за завтраком (верхнее изображение) и чаепитием (нижний рисунок), “Ходячий замок Хаула”.

Готовить другому человеку еду — это еще и проявление заботы и дружеской поддержки. Утешая Тихиро, Хаку кормит девочку онигири (рисовые шарики), которые он для нее сделал.

Хаку кормит Тихиро, когда она пропустила ужин, “Унесенные призраками”.
Хаку кормит Тихиро, когда она пропустила ужин, “Унесенные призраками”.

Подобное отношение к еде также можно отнести к философии перенесших голод людей, для которых недостаточно и неправильно сводить прием пищи к утилитарному удовлетворению голода. Особенную пищу нужно приготовить с любовью (а иногда и вырастить самим), чтобы затем разделить ее с близкими.

Например, в “Мой сосед Тоторо”, бабушка так и лучится теплом и доброжелательностью, а овощи с ее огорода выглядят очень вкусно.

Перекус на бабушкином огороде, “Мой сосед Тоторо”.
Перекус на бабушкином огороде, “Мой сосед Тоторо”.

Приготовленная с любовью еда неизменно пользуется популярностью: пираты просят добавки нимоно (зимнего овощного рагу), которое сварила Сита в “Небесном замке Лапута”.

Сита сделала рагу и угощает им пиратов, “Небесный замок Лапута”.
Сита сделала рагу и угощает им пиратов, “Небесный замок Лапута”.

Можно также вспомнить сцену первого завтрака Софи после того, как она вошла в ходячий замок. Хаул вернулся домой и приготовил для нее завтрак. Красивый юноша делает завтрак для заколдованной в старушку девушки, и в этот момент сердца женской аудитории фильма сжимаются от восторга. Возможно, еда в этой сцене выглядит настолько вкусно, чтобы подчеркнуть привлекательность ситуации в целом?

Хаул готовит завтрак, “Ходячий замок Хаула”.
Хаул готовит завтрак, “Ходячий замок Хаула”.

Мы открываем свое сердце, когда едим вместе, отсюда возникает еще один вывод: нельзя есть с людьми, с которым не испытываешь душевной близости.

В “Небесном замке Лапута” Сита не прикасается к пище, принесенной подчиненными полковника Муски.

Сита отказывается от еды, “Небесный замок Лапута”.
Сита отказывается от еды, “Небесный замок Лапута”.

Купить нечто готовое в магазине или фастфуд-заведении при таком подходе не желательно и даже опасно. Не стоит есть пищу, которая не известно, кем приготовлена, объедаться, забывая при этом свои обязанности и долг (например, родительский), иначе можно превратиться в свиней, как это случилось с родителями Тихиро в картине “Унесенные призраками”.

Родители Тихиро превратились в свиней, “Унесенные призраками”.
Родители Тихиро превратились в свиней, “Унесенные призраками”.

Похожая история случается и с избалованным малышом Бо, сыном Юбабы, который ведет себя эгоистично, и, примечательная черта, ест сладости без ограничения*, и в итоге попадает под чары, которые способствуют его исправлению.

*В анимационном фильме неумеренным лакомством занимались заколдованные под малыша Бо головы, но, судя по реакции матери, для ее сына такое обжорство было в порядке вещей.
Заколдованные головы объедаются под видом малыша Бо, “Унесенные призраками”.
Заколдованные головы объедаются под видом малыша Бо, “Унесенные призраками”.

Не на пользу пища оказывается для Безликого, который пытается заполнить внутреннюю пустоту едой и купить расположение понравившегося человека, а не заслужить его своими поступками.

Безликий пирует в банях Юбабы, “Унесенные призраками”.
Безликий пирует в банях Юбабы, “Унесенные призраками”.

Еще один след перенесенного режиссером голода – бережное и уважительное отношение героев к еде. Излишества и пренебрежение к пище приводят к печальным последствиям и никогда не идут на пользу. В тех же “Унесенных призраками” ни родителям, ни Безликому чрезмерное изобилие кушаний не принесло благополучия и счастья.

Родители Тихиро едят, позабыв о дочери, “Унесенные призраками”.
Родители Тихиро едят, позабыв о дочери, “Унесенные призраками”.

Подтверждая особый символизм приемов пищи в своих фильмах, знаменитый режиссер заметил в одном из интервью после выхода «Унесенных призраками» в 2001 году, что темы еды и голода вполне способны занимать центральное место в сюжете ленты.

Возможно, вас также заинтересуют материалы:

Еще больше интересного есть в разделе:

Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на мой канал 👇, чтобы не пропустить ничего интересного.

Сцена завтрака в картине «Ходячий замок Хаула»
Сцена завтрака в картине «Ходячий замок Хаула»

*Все изображения и фотографии из открытых источников.