Найти тему
ГурманЛяндия

Вкусные натюрморты старых мастеров и более поздняя живопись, созданная в похожей технике

Украшать стены столовых натюрмортами с  изображениями еды и посуды — распространенный прием, знакомый декораторам уже очень давно. Наверное не найдется ни одного человека, чей взгляд не задержался бы хоть раз на репродукции старого голландского или фландрийского натюрморта.

Корнелис де Хем, «Плоды», около 1660 года, Фландрия, 19 х 24 см, дерево, масло.
Корнелис де Хем, «Плоды», около 1660 года, Фландрия, 19 х 24 см, дерево, масло.

Изображения этих картин, как правило, окружают нас с детства, мелькая в учебниках, прочих книгах, фильмах, рекламе и даже на плакатах. А подлинниками некоторых из них можно полюбоваться как минимум в музеях обеих столиц нашей Родины.

Виллем Калф, натюрморт с кубком из перламутровой раковины, около 1660 года, Голландия, холст, масло.
Виллем Калф, натюрморт с кубком из перламутровой раковины, около 1660 года, Голландия, холст, масло.

Живопись лучше смотреть не на фотокопиях, размещенных в больших книжных альбомах или выложенных в Интернете, а вживую, поэтому в сегодняшнем материале я собрала для вас несколько вкусных натюрмортов старых мастеров, которые вы сможете найти в одном месте — собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина (чтобы вы знали, где любоваться оригиналами). 

Геррит Виллемс Хеда «Ветчина и серебряная посуда», 1649 год, Голландия, 97х80,5 см, дерево (доска паркетирована), масло.
Геррит Виллемс Хеда «Ветчина и серебряная посуда», 1649 год, Голландия, 97х80,5 см, дерево (доска паркетирована), масло.

Сейчас многим зрителям нравятся работы гипер- и фотореалистов, написанные с  поразительной точностью и вниманием к деталям, но подобное скрупулезное отношение к натуре началось в живописи далеко не вчера. Уже в XVII веке заказчикам голландских и фландрийских натюрмортов хотелось, чтобы фрукты и прочая снедь выглядела «как настоящая» и цветы «как живые». Разглядывая эти старые, пронесенные через века холсты и доски, зрители часто задаются одними и теми же вопросами, ответы на некоторые из них я попыталась дать.

Питер де Пюттер, «Рыбы», первая половина XVII века, Голландия, 66х97 см, дерево (доска паркетирована), масло.
Питер де Пюттер, «Рыбы», первая половина XVII века, Голландия, 66х97 см, дерево (доска паркетирована), масло.

Почему картины старых мастеров выглядят такими темными?

  1. Нередко художниками использовался цветной грунт (имприматуру) подчас уже довольно темный.
  2. Предварительный рисунок и подмалевок с лепкой объема делалался, как правило, одной краской в технике гризайль, и она тоже была довольно темной (в зависимости от школы живописи и изображаемого объекта использовались: умбра натуральная, или жженая, сиена, ван-дик коричневый, марс и т.п.).
  3. Затем писались света (живописный термин) и потом сверху тонкими лессировками (полупрозрачными слоями) вводился цвет, но нижний темный слой живописи все равно просвечивал.
  4. Цветные лессировки хоть и были прозрачными, но пигмент используемых красок был довольно насыщенным, чтобы работы хорошо смотрелись в тусклом свете горящих свечей.
  5. Многие из пигментов (особенно так называемые «земли»: умбра, сиена, марс и т.д.) потемнели со временем, равно как и покрывающий картину лак. 

Ян Давидс де Хем, натюрморт с лангустом, 1640-е годы, Фландрия, 116 х 159 см, холст, масло.
Ян Давидс де Хем, натюрморт с лангустом, 1640-е годы, Фландрия, 116 х 159 см, холст, масло.

Почему изображенные на картинах предметы выглядят настолько реалистично?

  1. В первую очередь дело в мастерстве художников, начинавших обучение в раннем возрасте у своих старших коллег. 
  2. Согласно недавно проведенным историческим исследованиям*, причиной невероятной точности может являться использование оптических приспособлений: в первую очередь так называемой камеры-обскуры, устройства которое помогало проецировать зеркальное отражение изображения на холст (правда, вверх ногами) и ряда других зеркально-оптических приспособлений. Однако мало спроецировать изображение, его нужно еще верно колористически и тонально написать, поэтому см. пункт №1.
*В частности, речь идет об исследованиях Дэвида Хокни.
Геррит Виллемс Хеда, натюрморт «Ветчина на блюде и бокал вина»,  XVII век, Голландия, 81х65,5 см, дерево (доска паркетирована), масло.
Геррит Виллемс Хеда, натюрморт «Ветчина на блюде и бокал вина», XVII век, Голландия, 81х65,5 см, дерево (доска паркетирована), масло.

Как художникам удавалось сохранять изображенную на картинах пищу, ведь красочные слои должны были сохнуть какое-то время, прежде чем можно было наносить новые, а те же фрукты гнили и усыхали очень быстро?

Ян Давидс де Хем,  натюрморт с устрицами,  конец 1640-х годов, Фландрия, 40 х 33 см, дерево (дуб), масло.
Ян Давидс де Хем, натюрморт с устрицами, конец 1640-х годов, Фландрия, 40 х 33 см, дерево (дуб), масло.

Старые мастера делали массу зарисовок и набросков акварелью и гуашью  с натуры с разных ракурсов и при разном освещении и впоследствии использовали свои работы при написании  картин маслом. В качестве наглядных пособий брали также картины других художников, гравюры из ботанических атласов и прочих подобных сборников. 

 

Питер Клас, «Завтрак», 1646 год, Голландия, 60 х 84 см, дерево (доска паркетирована), масло.
Питер Клас, «Завтрак», 1646 год, Голландия, 60 х 84 см, дерево (доска паркетирована), масло.

Что обычно изображали на кулинарных натюрмортах?

  1. Белый виноград с полупрозрачными ягодами.
  2. Лимон, часто очищенный, с переливающийся мякотью. Реже — другие цитрусовые.
  3. Персики, яблоки, а также другие фрукты.
  4. Рыбу, устриц, лобстеров и прочие подобные морепродукты.
  5. Дичь, чаще неощипанную и неосвежованную. Но были и другие «мясные» картины с демонстрацией именно разделанной плоти животных.
  6. Красивую посуду: стеклянную и металлическую с невероятными бликами и рефлексами от выбранного окружения.
  7. Цветы, которые дополняли композиции.

Жан Франсуа ван Даль,  «Фрукты», 1808 год, Франция, 56,5 х 45,5, дерево, масло.
Жан Франсуа ван Даль, «Фрукты», 1808 год, Франция, 56,5 х 45,5, дерево, масло.

Почему выбирали определенные продукты и цветы?

В то время господствовал символизм, и оставленные на холстах послания можно было перевести, если уметь расшифровывать изображенные символы.

Юриан ван Стрек, натюрморт «Апельсины, лимон и вино в бокале», вторая половина XVII века, Голландия, 70х61 см, холст, масло.
Юриан ван Стрек, натюрморт «Апельсины, лимон и вино в бокале», вторая половина XVII века, Голландия, 70х61 см, холст, масло.

Нередко следовали лейтмотиву о бренности всего сущего: в натюрмортах можно было найти детали, говорящие об увядании и тлении, которое уже началось, хотя пока не слишком очевидно. Часто одни и те же символы можно было трактовать двояко, и нужно было учитывать общий контекст, чтобы расшифровать послание. 

Ян Давидс де Хем, «Аллегория вкуса», вторая половина XVII века, Голландия, 75х52 см, холст, масло.
Ян Давидс де Хем, «Аллегория вкуса», вторая половина XVII века, Голландия, 75х52 см, холст, масло.

Гранат обычно связывали с именем Персифоны и подземным миром, лимон ассоциировался с предательством (привлекательный снаружи, но кислый внутри), яблоко стало символом плода древа познания добра и зла, от которого вкусили первые люди в Эдеме, виноград и устрицы олицетворяли телесные наслаждения и т.п.

Мартинус Неллиус, натюрморт, около 1693, Голландия, 46х41 см, холст, масло.
Мартинус Неллиус, натюрморт, около 1693, Голландия, 46х41 см, холст, масло.

Живописцы еще долго работали лессировочно (тонкими полупрозрачными мазками), с монохромным подмалевком в основе. Пастозная живопись (толстыми и плотными корпусными мазками), наполненная воздухом, цветом, светом, великолепно передающая состояние, появилась и получила признание гораздо позже.

Якоб Самуэль Бек, натюрморт с капустой и морской свинкой, середина XVIII века, Германия, 57 х 84 см, холст, масло.
Якоб Самуэль Бек, натюрморт с капустой и морской свинкой, середина XVIII века, Германия, 57 х 84 см, холст, масло.

Дорогие друзья, если бы у вас была возможность украсить свой дом живописными натюрмортами, то какие работы вы хотели бы видеть у себя ежедневно? Лично я бы с удовольствием смотрела бы на полотна Владимира Стожарова, Гелия Коржева, Ильи Машкова, Аркадия Пластова… кажется список можно продолжать бесконечно, поэтому добавлю только любимого Николая Фешина и остановлюсь, пока моя сентенция не заняла 1000 или более знаков, утомив вас перечислением.

Гиллис ван Хюлсдонк, натюрморт «Фрукты, хлеб и вино», вторая половина XVII века, Голландия, 53х45 см, дерево, масло.
Гиллис ван Хюлсдонк, натюрморт «Фрукты, хлеб и вино», вторая половина XVII века, Голландия, 53х45 см, дерево, масло.

Вас также могут заинтересовать публикации:

Еще больше интересного есть в разделе:

СТАТЬИ и статейки | ГурманЛяндия | Дзен

Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на мой канал 👇, чтобы не пропустить ничего интересного. 

*Все фото из открытых источников.