Найти в Дзене

Глава 17. ПСКОВ: СКАЗАНИЕ О КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ, о том, как жестоко она отомстила древлянам за смерть своего мужа...

Архивариус: Ну что, не пришла ли нам пора отправляться во Псков?

Кирюша: А вот почему Новгород называли Господин Великий Новгород, а Псков — просто Псков?

Архивариус: Псков издревле почитался младшим братом — пригородом Великого Новгорода. Даже правителя города — посадника — когда-то посылали из Новгорода. И был младший брат щитом старшего: шедшие на Русь захватчики сначала натыкались на крепкие стены Плескова — Пскова. А у него был и свой щит — суровая крепость Изборск. Кто основал Псков, неведомо было и древнему летописцу Нестору. А впервые этот город упоминается в «Повести временных лет» под 903 годом. Между прочим, считается, что Псков — родина княгини Ольги, жены великого киевского князя Игоря. Она первой из русских князей в 957 году приняла христианство. Была она матерью храброго воина князя Святослава — того самого, который вошёл в историю своей доблестью и ещё тем, что был чужд вероломства и всегда посылал своим врагам весть о грядущей войне: «Иду на вы!» — на вас, то есть. Я вам тут рассказ о ней приготовил. Кто читает?

Псковский Кром
Псковский Кром

Кирюша: О княгине — пусть Тата читает.

Тата: Давайте, я прочитаю!

Сказание о княгине Ольге

Стоит на реке Великой старинный русский город Псков. Смотрятся в воду тихой реки старые башни Псковского кремля — Крома, а одна — к самой воде подошла: враг обложит город со всех сторон — а у защитников всё равно ход к реке есть.

Напротив Крома на другой стороне Великой стоит небольшая церковь Успения Богоматери у Парома — у лодочной переправы. Теперь-то тут мост построен, а давным-давно, больше тысячи лет назад, как гласит предание, переправляла тут людей простая девушка варяжского рода. А только однажды, как говорят, перевезла она со своего берега к Крому припозднившегося на охоте молодого князя Игоря — сына Рюрика. И была она столь пригожей, скромной и разумной, что запала в душу молодому князю. И когда пришла ему пора жениться, прислал он сватов из самого Киева. Как девушку звали доподлинно, какого она была роду-племени, учёные до сей поры спорят. Но в историю вошла она как святая русская княгиня Ольга.

-3

Не потому Ольга прославлена, что впоследствии сына — великого и храброго Святослава родила.

И не за то, что была сильной правительницей после злой смерти Игоря: его убили за жадность древляне, когда мало ему показалось взятой с них дани и возвратился он, чтобы взять ещё больше. Жестоко отомстила Ольга древлянам, хотя они позвали её замуж за своего князя Мала: верно, крепко любила своего князя Игоря, горько его оплакивала. И правда, как людская память говорит, страшной была Игорева кончина: нагнули будто древляне две берёзы верхушками, привязали к ним ноги князя, да и отпустили, так что разорвало князя пополам.

Хитростью заманивала дважды древлянских послов Ольга. Первых по её приказу живьём в землю закопали, вторых в бане сожгли. Дважды ходила на древлян походом: первый раз на тризне — поминальном пиру на могиле князя Игоря воины Ольги перебили охмелевших древлян. Второй раз осадила княгиня древлянский город Искоростень и не могла его взять. Тогда велела она жителям уплатить совсем лёгкую дань: по три воробья да по три голубя от каждого двора. Обрадовались древляне, да не надолго. Раздала Ольга птиц своим воинам и велела привязать к их лапкам серу и трут — горючие вещества, завязав их в тряпочки. А когда стемнело, подожгли воины трут и отпустили птиц. Те полетели по своим гнёздам — и запылал сразу весь Искоростень…

В.М. Васнецов. Княгиня Ольга. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.М. Васнецов. Княгиня Ольга. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кирюша: Ничего себе — святая! Птички-то при чём? И вообще — слушать даже не хочется!

Архивариус: Не надо спешить с выводами. Давайте сначала дочитаем.

После же этого обложила Ольга древлян тяжёлой данью и навела порядок и на их земле, и на Новгородской, и по Днепру и Десне: какие кому с лугов и охотничьих угодий дани платить. И знаки о том кругом поставила. Сильна была власть княгини Ольги, все дивились ее государственной мудрости, и не только в Русской земле, но и в дальних краях.

Но и не за эту мудрость государственную прославили в веках княгиню Ольгу русские люди. И назвали её святой и равноапостольною. Равноапостольная — потому что была она на Руси одной из первых христианок, учениц Христовых.

Языческой княгиней прибыла Ольга в Царьград, но встретили её с великими почестями, а византийский император Константин даже предложил ей стать его женою. Но княгиня помнила своего мужа и не желала снова выходить замуж, а хотела принять крещение. Её восприемником — крёстным отцом — стал сам император. И окрестили её именем Елена. После этого император снова предложил Ольге выйти за него замуж, но она спросила: «Разве есть у христиан обычай отцу жениться на дочери?».

В.М. Клыков. Памятник княгине Ольге и князю Владимиру. 2003. Псков
В.М. Клыков. Памятник княгине Ольге и князю Владимиру. 2003. Псков

Устыдился Константин, подивился премудрости русской княгини и отпустил с бесценными дарами. Так обо всём этом рассказывают русские летописцы — с гордостью за свою княгиню. А было всё так или иначе — поди теперь узнай! Строила княгиня Ольга первые христианские храмы на Руси, но при жизни ей не довелось увидеть Русь крещёной. Видно, время не пришло — даже её любимый сын Святослав не пожелал принять христианскую веру. Но после крещения, как говорит предание, княгиня ещё долго и мудро правила своей землёй, много добрых дел на её счету: вдовам, сиротам, старикам немощным давала она кров, пищу и одежду. И назвали её люди и сама Церковь Православная Святою и Блаженною.

Кирюша: Ничего себе святая! Хитрая и коварная!

Тата: Так они же у неё мужа убили, любимого! И потом — покрестившись, она, наверное, покаялась. Вон как о ней говорят: всем помогала! И порядок установила: кому сколько платить. Не то что Игорь: одну дань взял — мало показалось, второй раз пошёл! Только мне тоже птиц жалко — и воробьёв, и голубей! И людей тоже, у кого дома сгорели!

Кирюша: Да, порядок — это хорошо! Только правда — птичек жалко! И людей! Всё равно так — обманом — нехорошо!

Тата: Чего с тобой говорить? Тебе говорят: покаялась она! И люди её простили.

Изборск
Изборск

Архивариус: Если человек осознал свои грехи, искренне покаялся в них и больше не повторял — полагаю, его можно простить.

Кирюша: А грех — это как?

Архивариус: Грех — это дурной поступок или плохое человеческое качество. Вот ложь, например, или ненависть, жадность, зависть. Да их много, грехов-то.

Кирюша: А чего тут такого — соврать? Подумаешь! Я вот в школу опоздал — проспал, а сказал, будто голова с утра болела. Мне и не попало! Очень даже прекрасно всё получилось! Чего тут грешного?

Тата: Не хочу я с тобой спорить! Вот приучишься врать, все про это узнают — шила в мешке не утаишь! — и никто тебе верить не станет. Даже когда будешь правду говорить. Знаешь, как обидно будет! А то и похуже может случиться!

Кирюша: Чего похуже-то?

Тата: А вот мне бабушка рассказывала: один мальчик-пастушок со скуки закричал: «Волки! Волки!». А волков-то и не было. Но мужики из деревни прибежали, стали волка искать. Мальчишке смешно: он один знает, что искать некого! Он и второй раз решил поразвлекаться. А в третий раз и правда волки прибежали. Он кричал-кричал, а никто и внимания не обратил...

Художник: Дарья Иванова
Художник: Дарья Иванова

Кирюша: Ну и что?

Тата: А то — съели его волки, и косточек не оставили!

Кирюша: Ну уж! Так и съели!

Тата: Так и съели! А не ври потому что!

Архивариус: А вот жадность, зависть и злоба страшнее волков — они человека изнутри пожирают!

Тата: Как это?

Архивариус: А вот подумайте сами. Жадному, сколько бы он всего ни имел, всегда мало. Мучается он, сидит на своём добре, никакого покоя у него нет: всё кажется, будто на его добро чужой недобрый глаз зарится! Завистнику даже морковка в чужих руках всегда кажется слаще, чем у него самого! Завидует он чужому богатству и чужой красоте, чужому здоровью и даже чужой болезни: вон как за больным все ходят, апельсины-лимоны ему носят, с ложечки мёдом да малиновым вареньем кормят! Пускай у того больного голова болит — чужая болит, не своя! А уж злоба внутренности раздирает — хуже тигра! Так что бойтесь этих трёх грехов пуще волков!

-8

Кирюша: Да нет, я не злой и не завистливый! И не жадный — между прочим, кто тебе сегодня последнюю ириску отдал?

Тата: Слушай, чего ты обижаешься? За ириску спасибо! Я и не говорю, что ты жадный! Не ври только!

Кирюша: Да ладно уж! Я и так понял, чего по одному месту сто раз тюкать! Поехали дальше!

Тата: А задание? Ой, я знаю! Давай напишем честно о своих плохих поступках — вспомним, чем они кончались. Значит, и покаемся!

Архивариус: Хорошая идея! Жаль, ко Пскову прямого отношения не имеет. Ну, да воля ваша. Итак,

Задание: Напишите о том, как вам пришлось когда-то солгать, пожадничать или разозлиться на кого-нибудь, и что из этого вышло.

Нонна Яковлева

_______________________