Архивариус: Итак, я обещал вам рассказать о том, почему Кижский ансамбль — этот шедевр — то есть замечательное и неповторимое произведение искусства, но отнюдь не единственный, а один из множества прекрасных созданий мастеров “деревянной цивилизации”. Просто другие до нас не дошли.
Даже самая совершенная — Преображенская церковь — не одна была такая: в 1962 году при невыясненных обстоятельствах сгорела Покровская церковь о 24 верхах в селе Анхимово на берегу Онежского озера. Она являла собой 3 восьмерика — мал мала меньше — и тоже была всефасадной. И все фасады — с какой стороны ни посмотри — одинаково красивые. У нее главки были на каждом из четырех нижних прирубов — помните, ведь в Преображенской церкви увенчана только алтарная часть? Когда я был в Вологде, видел макет этой изумительной церкви.
Запомните на всю жизнь: случайно такие шедевры не возникают, как горные вершины посреди ровного поля. Историки искусства проследили все ступени совершенствования — развития — русской деревянной храмовой архитектуры по множеству сохранившихся храмов. И вот вам самый ближний пример. Взгляните-ка на эту маленькую церковку — она сейчас метрах в 100 от прославленного ансамбля стоит. Давно говорили, что построена она чуть ли не самим Святым Лазарем Муромским — не зря престол в ней Воскрешения Лазаря. Был такой монах, личность по-своему замечательная. И привезена эта церквушечка из Муромского уезда. Недавно исследования подтвердили, что построена она, так похожая на простую избушку, увенчанную скромной главкой, в конце четырнадцатого века. Посмотрите, какая она маленькая и трогательная! Как далеко ушла деревянная архитектура за 4 столетия! Я тут для вас подобрал изображения нескольких деревянных церквей. Они попроще, но какие же красивые! Только жаль — не все сохранились.
Тата: Ну да, а потом все пошло назад: эти-то три церкви одна другой проще.
Архивариус: Верно подмечено. И все-таки — восьмое чудо света!
Кирюша: А почему восьмое? А какие семь?
Архивариус: Это выражение вообще-то люди употребляют, когда хотят сказать о некоем совершенном творении. Вот итальянцы, да и не только они, считают восьмым чудом света Площадь чудес в Пизе: там стоят собор, баптистерий — крещальня, то есть храм, где людей крестили, и падающая башня.
Кирюша: Как это?
Архивариус: Башня эта уже много столетий стоит в наклонном положении. И действительно до последнего времени очень медленно клонилась, грозя упасть.
Тата: А я видела. Моя бабушка сфотографирована на фоне падающей башни. Это когда она в Италию ездила. Бабушка еще посмеивается над этим снимком, называет его «Я и Вечность». А какие же семь-то чудес?
Архивариус: Могу, конечно, перечислить. Древние считали величайшими созданиями Ойкумены — известного им обитаемого пространства земли — следующие семь прославленных сооружений, семь чудес света:
1 — египетские пирамиды,
2 — сожженный Геростратом храм Артемиды в Эфесе,
3 — сады Семирамиды в Вавилоне,
4 — мавзолей в Галикарнасе,
5 — хризоэлефантинная — сделанная из золота и слоновой кости гениальным греческим скульптором Фидием статуя Зевса в Олимпии,
6 — колосс Родосский — статуя бога солнца Гелиоса на острове Родос, сделанная из листов бронзы на каркасе греческим скульптором Харосом;
7 — гигантский маяк в Александрии.
Тата: А Вы их видели?
Архивариус: Видел египетские пирамиды и даже был внутри одной из них. Видел ту часть Александрийского маяка, которая сохранилась — там сейчас, если мне память не изменяет, океанариум с разными рыбами, нас туда водили на экскурсию.
Кирюша: А все эти чудеса сохранились?
Архивариус: В полном виде — ни одно, и притом в большинстве случаев их разрушило не время, а люди.
Кирюша: Зачем это? Что ли они сумасшедшие были?
Архивариус: Похоже на то! Не буду рассказывать вам все семь печальнейших историй — если захотите, прочитаете сами — об этом во многих книгах написано, но об одной умолчать не могу. Обратите внимание: второе чудо света называется “Сожженный Геростратом храм Артемиды в Эфесе”. Это памятник не только великому строительному гению древних греков, но и чудовищному человеческому тщеславию.
Кирюша: Как это?
Архивариус: Сейчас расскажу. Древние считали, что на земле Эллады — Древней Греции, — богатой сотнями прекраснейших архитектурных сооружений, самым прекрасным был посвященный богине Артемиде храм в городе Эфесе. Жители города гордились своим храмом. И жил в Греции человек, ничем не примечательный, если не считать одного его страстного желания: прославиться так, чтобы имя его сохранили тысячелетия. Все равно чем — но прославиться! Он не был ни поэтом, ни оратором, ни архитектором, ни полководцем, ни врачом, ни артистом. И тогда он решил сжечь самый прославленный храм Эллады.
Тата: И добился ведь своего — все про него знают! Даже я его имя слышала, только не знала, кто он такой!
Кирюша: А Покровскую церковь с 24 куполами тоже, наверное, какой-нибудь герострат сжег.
Архивариус: Да нет, Тата, вы не совсем правы. Как раз имя Герострата как таковое просто не сохранилось: оно стало нарицательным, так называют всякого варвара-разрушителя. И что тут хорошего? Только, к сожалению, число геростратов не становится меньше. Если бы вы знали, дорогие мои, сколько замечательных памятников культуры было без всякой серьезной причины уничтожено в мире! Да что далеко ходить – а нашем Петербурге! И в Москве! И в других городах России. К примеру, в 1960-е годы — и чаще всего при странных “невыясненных обстоятельствах”, — по русскому северу словно Мамай прошел: кострами запылали деревянные церкви. Да что об этом говорить! Это было варварство в самом гнусном виде. Зато позднее были созданы архитектурные музеи-заповедники. Свезли в них самые интересные избы, часовни, церквушки, мельницы со всей округи, открыли выставки разных предметов старины — и получилось очень даже интересно. Вот и Кижи — тоже такой музей.
Тата: Весь остров?
Архивариус: Весь остров! Но об этом — в следующий раз, если позволите! Тата, Вы уже придумали задание?
Кирюша: Нетушки, чур — я! Вот у меня есть такой плакат, мне мама дала, а там все храмы Петербурга, которые разрушены. Пусть ребята тоже узнают о каких-нибудь уже исчезнувших постройках и напишут про них.
Задание: Поговорите со своими родными и знакомыми — может быть, они вспомнят о каких-либо интересных постройках, которые не дошли до нашего времени. Вам может посчастливиться, и вы найдете старые фотографии или картины с историческими пейзажами. Если же нет — попытайтесь сами нарисовать свой город или деревню такими, какими они были много лет назад.
Н.А. Яковлева. Проф., д-р иск.
_______________________