Найти в Дзене

Глава 9. КИЖИ — ОСТРОВ-МУЗЕЙ

Кирюша: А я с прошлой ещё встречи о чём думаю: вот ведь Герострата всё равно все запомнили, а о тех, кто 20-30 лет назад эти экспозиции создавал, – кто вспомнит?

Архивариус: Ну, о самых замечательных, тех, кто совершил большие дела, люди помнят очень долго. Я уж не говорю о воинах-защитниках родной земли, о писателях и художниках, ученых и изобретателях. Но ведь и деятелей культуры – тоже помнят, да еще как! Вот был такой легендарный директор Русского музея – Василий Алексеевич Пушкарёв. Подрастёте – я вам расскажу, как он пополнял и хранил это замечательное собрание произведений русских художников. Так его помнят тысячи людей!

Василий Алексеевич Пушкарев – легендарный директор Русского музея
Василий Алексеевич Пушкарев – легендарный директор Русского музея

Кирюша: Все равно не столько…

Тата: Что ты сравниваешь! Герострат на том свете миллион раз перевернулся! Бр-р-р… Нет уж, не надо мне такой славы! Пусть помнят, сколько запомнят, но про хорошее!

Кирюша: Да нет, я тоже плохой славы не хочу. Но очень хочется что-нибудь такое сделать, чтобы люди долго помнили!

Архивариус: Знаете, Кирюша, люди не зря говорят: в жизни всегда есть место подвигу. И примеров героизма детей и подростков очень много. Я уверен, при желании вы о таких вспомните. Вон Тата уже от нетерпения что-то рассказать даже подпрыгивает на месте. Но давайте отложим немножко этот разговор и вернемся к нашей теме.

Кижи
Кижи

В прошлый раз мы с вами говорили о главном чуде Кижей. Но ведь на острове не один этот ансамбль. Туда со всей округи свезли самые замечательные (из дошедших до нас) дома, мельницы, часовни. И всё это представляет собою музей на фоне удивительной красоты природы. Озеро чистое — на Кижах до сей поры нет ни одного колодца, жители берут воду прямо из озера, как и много веков назад. Как встарь, ловят рыбу, коптят и продают её у причала, особенно когда там стоит несколько огромных теплоходов.

А ещё торгуют тут же на острове сотворенными сувенирами — из бересты, из бисера, из дерева. Работают и взрослые, и дети. Теперь-то зимой на Кижах, кроме сторожей, никто не живёт. А летом остров оживает. Даже и экспозиции здесь есть живые.

Кижи
Кижи

Давайте почитаем. Кирюша — вы? А я буду вам по ходу картинки показывать. И фотографии.

ОЖИВШАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Знаете, что такое экспозиция? Это место, где размещены экспонаты — те предметы, что выставлены в музее или, скажем, выставочном зале. Картины, скульптуры, графика — если выставка художественная. Машины — если автомобильная. Или, к примеру, туфли и колготки — если выставка товаров.

Экспонаты стоят и лежат на своих местах, зрители их разглядывают, а экскурсоводы про них — про экспонаты эти — рассказывают. И всё привычно, понятно и иногда скучновато.

Потому что вот тебе рассказывают: «Посмотрите, какая тонкая работа — это кружево, сделанное иголкой! А это — коклюшками». А как это можно иголкой кружево сделать — поди пойми! Или вот коклюшки – что с ними делали? Или там висят сарафаны всякие и ещё лежат шапки, рукавички, какие-то украшения, а как их надевали, кто их носил? Расскажут, а ты на другой день позабудешь!

Бывают ещё экспозиции такие, как в этнографическом музее: витрина, а в ней шалаш. Вокруг будто бы костра сидят большие куклы — будто бы индейцы, будто бы трубку мира курят. Только это всё понарошку, и костёр из красных тряпочек или лампочек. И индейцы — это манекены. Хорошо сделанные, да не настоящие.

Ожившая экспозиция. Кижи
Ожившая экспозиция. Кижи

Но ожившая экспозиция — это ещё интереснее.

На Кижи со всей округи перевезли самые красивые дома со всем, что в них было. И в одном из них устроили такую живую экспозицию, «Заонежская беседа» называется.

Раньше ведь телевизоров не было. И радио тоже. Ни театра, ни кино. Зато по праздникам все в гости друг к другу ходили или на лодках плавали — с острова на остров. Зимой чуть не каждый вечер молодёжь собиралась на «беседу» — так здесь эти посиделки назывались.

Так проходили вечера не только в Заонежье — по всей русской земле, в каждой деревне. Договаривались с хозяевами большой избы, девушки брали с собой рукоделье — кто приходит с прялкой, кто со швейкой (такое удобное приспособление для шитья). Кто из бисера украшенья плёл, а кто вышивал цветными нитками.

Дом Ошевневых на острове Кижи
Дом Ошевневых на острове Кижи

Вот и тут — девушки-то в нарядных сарафанах, рубахи с вышивкой, в косы ленты вплетены, а ещё на голове повязки, речным жемчугом низанные — одна другой краше. Прялочки расписные. Первую-то прялочку дочке отец вырезал-расписывал, потом — парень дарил. А уж потом — жених и муж.

На беседы с 12 лет до замужества ходили — и работы хватало: всё своё приданое к свадьбе надо было своими руками приготовить. Ниток напрясть, холстов — шерсти наткать, сшить, вышить, кружевами украсить. И рубашки, и сарафаны, и постельный приклад. Подарки жениху, да жениховой родне, да гостей не забыть, которые на свадьбу придут. Одних полотенец — рушников нарядных — сколь надо! И не посчитать! А пояса плетёные красы невозможной! Для любимого дружка в пояс свой волос долгий из косы вплети — вовеки верным будет! Навсегда твой!

Северные прялки
Северные прялки

На пряличьи беседы чуть не ежедневно собирались. Тут больше пели да сказки или былины слушали.

А уж на праздниках — там пляски да игры, там невест и женихов находили, к таким дням девушки загодя готовились. Летом росами умывались. Зимой — из ковшика с серебром.

Как и дворянский бал, беседа свой порядок имела. В Заонежье она начиналась танцем «Перепелка». Потом танцевали «Утушку». После — хоровод и другие старинные танцы. В прошлом веке занесли сюда кадриль да лансье — танцы городские, нерусские. Лансье — танец вроде менуэта, медленный и торжественный, для нарядных и важных дам и кавалеров. Недолго он тут продержался — вяловат. А лет 80 назад появился танец «Болванчики». Весёлый и смешной, его и посейчас танцуют — в ожившей экспозиции.

И в старом доме – его семья Ошевневых когда-то построила — сидят девушки и рукодельем занимаются. Кто шьёт, кто ткёт, кто прядёт, кто бисер нижет да изящные серьги-бабочки из мелкого речного жемчуга или бисера мастерит. Да так ловко, что сам бы присел — поработал! И танцуют, и поют старинные песни… Тут ведь, в музее, свой фольклорный ансамбль организовался. И ещё про всё тебе расскажут: как жили, что ели-пили, чем занимались. И весело, и понятно, и интересно. Замечательная вещь — ожившая экспозиция!

Экспонат музея
Экспонат музея

Архивариус: Ну как, вам понравилась экспозиция?

Тата: Очень! Мне особенно прялочки понравились! Расписные, весёлые! Там и для девочки есть! Маленькая такая — это какой-то маленькой девочке отец, наверное, подарил!

Архивариус: А вы знаете, в разных местах прялки были разными. Вот посмотрите-ка — у меня их три. Да вы ведь их уже видели!

Кирюша: Эти-то две похожи: резные, с гребешками. А третья — она на те, что в Кижах, похожа.

Архивариус: Всё верно. Первые две прялочки — с севера Ярославской области, там есть такое село Кукобои — теперь посёлок и называется, кажется, Первомайский. А третья — обонежская, с берегов Онежского озера. Мне её подарил мой бывший студент, и, по его словам, она расписана знаменитым мастером из Нижней Тоймы Василием Третьяковым. Посмотрите, какие тут рисунки интересные: кони мчат повозку. Птицы. Цветы. Эти шесть кружочков — завершение — называют теремами.

А ярославские прялицы резные, они не расписаны красками, но ничуть не хуже расписных. Старушка, что мне их подарила, называла их «прялицы с городами».

Старинная прялка много может рассказать: и из каких она мест, и где и когда сделана, и о том даже, как люди представляли себе мир, в котором жили.

-9

Тата: А это только прялка так много может рассказать?

Архивариус: Нет, конечно. Вот вы сегодня, барышня, надели свой любимый кружевной воротничок и манжеты. Они тоже могут очень многое рассказать. Только об этом мы поговорим...

Тата: Я знаю: когда в Вологду поедем! Это же вологодское кружево!

Архивариус: Конечно! Только напомните мне, пожалуйста!

Кирюша: А вообще-то, это здорово: представляешь, целый остров —музей! Я ещё такого никогда не видел! Вот бы побывать!

Тата: А спорим, ты уже на острове-музее бывал — и не раз!

Кирюша: Я что, по-твоему, хуже тебя знаю, где был, где не был? А на что спорим? Если на ерунду какую-нибудь — я и спорить не буду! А вот давай на чтение!

Тата: Это как?

Кирюша: А вот так! Кто проиграет — тот весь год рассказы читает! Вот уж я и отдохну наконец!

Архивариус: Ой, Кирюша, и рисковый же вы человек!

Кирюша: А чего? Во-первых, папка всегда говорит: «Риск — благородное дело!». А во-вторых — никакого риска! Я же точно знаю, что никогда не бывал на острове-музее!

Тата: Ну, наша бабушка тоже иногда произносит: «Кто не рискует — тот не пьёт шампанского!». Интересно, оно такое уж вкусное?

Петропавловская крепость
Петропавловская крепость

Архивариус: Только вот скажите-ка мне, рисковый человек: вы в Петропавловской крепости были?

Кирюша: Сколько раз! Да мы и с вами туда ходили... Тьфу ты, она же на Заячьем острове расположена! Это что же — я целый год читать буду? Несправедливо!

Архивариус: Извините, молодой человек, за язык вас никто не тянул, инициатива спора целиком принадлежит вам, так что — к барьеру! И вот вам для начала — в качестве разрядки:

КАРЕЛЬСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ

Кому первому руку подаёшь, когда в избу входишь? (Дверная ручка)

Поля стеклянные, межи деревянные. (Окно)

В маленьком бочонке два теста. (Яйцо)

В воде рождается, воды боится. (Соль)

Конь железный, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

Кто самый большой господин на свете? (Ребёнок)

На двух насестах белые куры. (Зубы во рту)

Что мягче мягкого? Что твёрже твёрдого? (Грудь матери и слово отца)

Кверху дном полная, книзу дном пустая. (Шапка)

Пять братьев в одну дверь заходят, в разных горницах живут. (Перчатка)

Когда гости во двор заходят, кто первый новости расспрашивает? (Собака)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звёзды и месяц)

Белое поле — чёрные семена, кто сеет — тот разумеет. (Книга)

У Локки шуба новая, а в подоле дыра. (Лёд и прорубь)

-11

Архивариус: Ну как, понравились загадки?

Тата: Я вообще загадки люблю. А ты, Кирюша?

Кирюша: Здоровские загадочки! Только какая же это разрядка — всё равно чтение! А почему вдруг карельские? И что это за Локки такой?

Архивариус: Хороший вопрос! И с Локки ошибочка вышла — едва ли вы о нём когда-нибудь слышали. Только можно, я расскажу о Локки и отвечу на ваши вопросы в следующий раз? Другие-то загадки вы лихо расщёлкали, как орешки! А теперь — задание.

Кирюша: Ой, у меня предложение! Давайте постараемся узнать про подвиги, которые совершили дети! Интересно же!

Архивариус: Прекрасное предложение. А тем, кто таких примеров знает много, и искать ему нечего, вариант:

Задание: Вспомните, какие загадки вы знаете, напишите их в свою книжечку и нарисуйте отгадки. Если вы читаете эту книжку с друзьями — устройте соревнование: кто больше загадок загадает другим.

Н.А. Яковлева. Проф., д-р иск.

_______________________