ГС: Ну, как вам нравится крепость?
Кирюша: Какие стены толстые. И башни — крепкие, как грибы-боровики, приземистые, неприступные.
ГС: Да, толщина стен достигает 7 метров, а высота — 7-12. А башни что в ширину, что в высоту 16-24,5 метра. У некоторых основание больше, чем высота: они коренастенькие, как приземистые крепкие белые грибы, и крыты шатрами. Хотите сначала на крепость и на собор с воды посмотреть? Вон там мой приятель в лодке с удочкой сидит, мы его попросим — и с Волхова на крепость взглянем. А потом Борис Григорьевич нам собор внутри и фрески покажет — он по ним большой специалист. Все-таки сначала здание стоит снаружи внимательно осмотреть. Вон он какой — Георгиевский собор. Нравится?
Тата: Очень красивый. Будто воин в шлеме. А сам в белой одежде. И плечи широкие! А такая крыша как называется?
ГС: Очень верное наблюдение: храм и правда имел главу и плечи, был белым и строгим снаружи: напоминал человеку, что он должен быть скромным и чистым. Но ведь христианский, как и всякий другой, храм был не просто домом. Это было место особое, тут люди с молитвой обращались к Богу. А для того, чтобы молитва была сердечной и сосредоточенной, человек должен был, переступив порог, оказаться в особом мире. На молитву его настраивал уже вид храма снаружи. Что делает всякий христианин, подходя к храму?
Тата: Он крестится.
ГС: Совершенно верно: он осеняет себя крестным знамением, глядя на крест. Ведь именно крест венчает храм, как бы вознося его к небесам. И человек, глядя на крест, тоже подымает глаза к небу. А кто из вас знает, почему именно крест венчает христианские храмы и что означает крестное знамение?
Кирюша: На кресте Христа распяли. И мы должны вспомнить об этом! Ему же больно было, а он ни в чем не был виноват!
ГС: Так почему же все-таки крест венчает храм, если он напоминает людям о таком страшном событии — казни ни в чем не повинного прекрасного человека?
Тата: Это Христос за грехи людей пострадал! Его Бог-Отец послал на землю, чтобы он рассказывал людям, что нельзя убивать, воровать, обижать слабых, что нужно всех любить и прощать!
Кирюша: Как это — всех любить? А если он враг?
Тата: А если враг — он сам несчастный. Потому что после смерти в ад попадет!
Кирюша: Нетушки, я врагу как дам! Чтобы полетел вверх тормашками!
Тата: Так ты же и не Христос! А Христос всех простил!
Кирюша: И тех, кто его распял?
Тата: Всех! Лишь бы человек раскаялся. Вот рядом с ним еще на двух крестах два разбойника были. Один раскаялся в своих преступлениях — и пошел за Христом в рай. А второй проклинал всех и за это наверняка попал в ад! Вот смотри, на моем крестике перекладинка внизу: один конец вниз смотрит — это дорога в ад, а другой — вверх, значит — на небеса! Это мне бабушка рассказала! И еще: человек сам может в жизни выбрать свою дорожку и сам за это ответ держит.
ГС: Верно. А крест — это символ Всепрощающей Любви, выше которой ничего нет на свете. И когда мы осеняем себя крестным знамением, мы словно бы приобщаемся к ней.
Кирюша: Нет, я все прощать не умею!
ГС: Может, еще и научишься — не все, так хотя бы то, что себе прощаешь. Но это разговор сложный, давайте его продолжим, когда вы постарше будете. А на чем крест стоит?
Кирюша: На куполе.
ГС: А на что купол похож? Посмотрите-ка вверх, в зенит!
Тата: Так на небо же! Оно над нами — как большой купол!
ГС: Вот именно. Храм — это как бы мир в миниатюре: купол — небеса, стены соединяют купол с землей. И нам вход в этот мир открыт.
Тата: А в этих выступах что?
ГС: Эти выступы называются апсиды. В них помещался алтарь — главная часть храма, куда входят только священники во время богослужения. Сейчас мы в храм войдем, но сначала посмотрите, какая панорама красивая с воды. Вон там, справа, еще одна древняя церковь — Успения Богородицы.
Кирюша: А вон там — на горе?
ГС: На Малышевой горе — куда более поздняя, но тоже очень красивая церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Кирюша: А кто это — Предтеча?
ГС: Это значит предшественник: Иоанн Предтеча родился немножко раньше Христа, он стал пророком и предсказывал людям Его пришествие, даже крестил их в реке Иордан, потому что знал о грядущем распятии.
Кирюша: Вот здорово! А почему тут пять куполов?
Б.Г: Когда мы войдем в храм Георгия, я вам все расскажу — и про один купол, и про пять. Пошли?
Кирюша: А почему эта церковь посвящена Георгию Победоносцу?
ГС: По одной из версий, собор строили в 1165-1166 годах после того, как Старая Ладога пережила нападение шведов. В те дни все, кто жил на посаде — за стенами крепости, — сожгли свои хоромы и затворились внутри. Посадник Нежата организовал сопротивление штурму — и шведы откатились. А тут и новгородцы подоспели, догнали шведов на побережье Ладоги, разбили их и сожгли почти весь шведский флот. В память об этой победе и возвели ладожане храм во имя своего небесного покровителя Георгия Победоносца.
Кирюша: А почему не памятник Нежате? Он же главный был!
Тата: Ну как ты не понимаешь! Разве один человек победил? Они же все сражались! И молились, наверное, Святому Георгию. Он им и помог.
ГС: На Руси людям памятников не ставили до самого восемнадцатого века. В память о чудесном спасении на море возводили храм...
Тата: Николаю Мирликийскому!
ГС: Правильно. Или Христу-Спасителю. А если побеждали в битве — Георгию Победоносцу. Или первым русским святым воинам — Борису и Глебу. Или тем святым, в чей день происходило победоносное спасение. Потому что считали, что без Бога и его воли ничего не происходит. А человек лишь свершает волю Божию.
Кирюша: А сам-то человек — он что, себя и спасать не должен? Бога ждать?
ГС: А разве ты забыл, что человек имеет свободу воли? Бог помогает тому, кто все усилия прилагает сам — для того, чтобы сделать доброе дело. Например, охраняет свою родную землю, готов пожертвовать собой “за други своя”. Подожди, подрастешь — многое поймешь. Кстати, есть и другая версия объяснения названия. Возведение собора связывают с именем великого Киевского князя Ярослава Мудрого. Слышали о таком?
Тата: Мы уже проходили! Он Русскую Правду написал, знал много языков и своих детей попереженил на королях разных стран — чтобы с ними в дружбе быть!
ГС: Так вот Ярослав — это его славянское имя, а крестили его именем Георгий. Так что, возможно, именно князь Ярослав строил этот храм во имя своего святого Небесного покровителя. А вон и Борис Григорьевич стоит – нас поджидает. Пошли в собор!
БГ: Минуточку. Я хотел бы сначала рассказать о том, как строили собор. Посмотрите: толстые стены сложены из чередующихся плит местного камня — известняка и кирпича. Соединяли их крепким-прекрепким раствором извести с добавлением кирпичной крошки. Так что крепости он необыкновенной. А теперь — входите!
Тата: Ой, как тут красиво! Светло! И свет совсем особенный! Как просторно!
БГ: Да, снаружи собор не кажется таким уж большим, а внутри пространство словно бы распахивается в высоту и ширину. Специалисты даже называют интерьер — то есть внутреннее пространство собора — прозрачным. Оно действительно словно бы само излучает свет. Когда-то весь собор изнутри был расписан фресками. Знаете, что это такое?
Тата: Живопись!
БГ: Но особая: по сырой штукатурке.
Тата: А где же эта вся живопись? Тут только части сохранились.
БГ: За восемьсот лет было многое утрачено. Особенно обидно, что в семнадцатом веке фрески просто сбивали со стен вместе со штукатуркой: в те времена кому-то показалось, что фрески не такие уж и красивые, так что не стоит их сохранять. До наших дней дошла примерно пятая часть всего, что было. Но все-таки есть что посмотреть. Да еще, к нашему счастью, замечательный реставратор Адольф Николаевич Овчинников в 1970-х годах тщательнейшим образом скопировал все фрески, которые оставались. Так что в музее их и сегодня можно увидеть. Но лучше все-таки в соборе. Вы просто молча сначала посмотрите, а потом я отвечу на ваши вопросы. Договорились?
Тата: Кирюша, посмотри: в куполе Христос...
Кирюша: Ага, на небе — это он на радуге сидит? Вот здорово! А вокруг это кто?
Тата: Это ангелы, не знаешь, что ли?
Кирюша: А между окошками эти старики — кто такие?
БГ: А это пророки — те, кто предсказывал явление Христа на земле. Хотите посмотреть в бинокль?
Кирюша: Дайте мне, пожалуйста! Тата, смотри, Христос и правда на радуге сидит! А какое у него лицо — будто светится!
Тата: Дай посмотреть! Это же он на небо возносится — в круге. А круг Ангелы несут — будто в хоровод встали!
БГ: Видите беленькие полосочки? Это называется движки или оживки — отблеск небесного света - благодати. А круг — это сияние славы Христовой. И несут эту сферу 8 Ангелов. Эта фреска располагается в куполе, потому что...
Кирюша: Купол — это небо!
БГ: Правильно. Христос после смерти воскрес и вознесся к Своему Небесному Отцу. Между окнами 8 пророков — словно восемь окон в будущее: они ведь его предвещали. В росписях храмов вообще не было ничего случайного.
Тата: Очень уж они строгие!
БГ: Так ведь им пришлось много видеть горя. Вот Иеремия, например, увидел развалины разоренного Иерусалима, когда город еще стоял. В Библии можно найти замечательные страницы, которые так и называются: “Плач Иеремии”.
Тата: А вон там под потолком на стене — какая красивая фреска, вся ну просто золотая!
БГ: А это часть композиции “Крещение Господне” — потому Ангелы такие радостные!
Кирюша: А что — Христос тоже крестился?
БГ: Да, и крестил его Иоанн Предтеча – то есть Предшественник, или Креститель. И хотя Христос был безгрешен и не нуждался в покаянии, он принял крещение водой от Иоанна, а после этого на 40 дней удалился в пустыню. Потом вышел к людям и возвестил им Евангелие – Благую Весть о спасении. Потом ходил со Своими учениками из селения в селение, рассказывал людям, как жить, чтобы попасть в Царствие Небесное, воскрешал мертвых и исцелял больных. А потом Его распяли, и когда Он воскрес и должен был вознестись к Отцу, он заповедал апостолам – своим ученикам: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». С той поры и было установлено Великое таинство крещения, которое знаменует вступление человека в Церковь – сообщество людей во Христе.
А теперь пойдемте, я вам Георгия покажу.
Кирюша: Ну как же это можно – Он делал всем только добро, а они его распяли! Нет, я просто не понимаю… И никогда не пойму.
Б.Г.: Не вы один, Кирюша… Посмотрите, какой герой на коне. Хорош?
Кирюша: А это что за рогатая ящерица?
Тата: Да это вовсе и не ящерица, а самый настоящий дракон! Его Святой Георгий победил и освободил царевну, которую дракон должен был съесть. У нас такая икона у бабушки есть — из Вологодской области. Только у нас Георгий копье вонзил в дракона, а тут его царевна на веревочке ведет. Это почему так?
БГ: Глазастые вы детки, молодцы! Ученые считают, что это изображение говорит нам: зло порождает зло, его нельзя побороть оружием. Зато можно — молитвой. И здесь Святой Георгий изображен не поражающим змея копьем, а победившим его молитвой.
Тата: А какой Георгий красивый!
Кирюша: Да ты на коня посмотри! Он словно танцует — плывет по воздуху, да так быстро, что у Георгия плащ развевается, словно на ветру. А как фрески рисовали?
БГ: Это сложная, но зато очень долговечная техника. Работали артелью. Раньше всех поутру вставали помощники и покрывали слоем сырой штукатурки тот участок стены, который нужно было расписать в течение дня, пока штукатурка не высохнет. А тем временем другие готовили краски. Потом мастер принимался за работу и писал по сырой штукатурке. Когда краски высыхали, они навеки сплавлялись со штукатуркой. На другое утро накладывали штукатурку на следующий участок стены — и так день за днем. Если внимательно присмотреться, можно между такими участками увидеть швы, а значит...
Кирюша: Узнать, сколько дней работали мастера! А если их было много?
БГ: Ну, в артели обычно мастеров было не очень много, не то что помощников. И наметанный глаз легко отличает руку одного от руки другого. Вон посмотрите еще раз “Вознесение” — его площадь около 23 квадратных метров, всего в композиции 24 фигуры — а написано все за шесть дней. Притом писали два мастера — и не одновременно, а по очереди.
Кирюша: А вы откуда знаете?
БГ: На то я и специалист, смотрел внимательно. А вот вы смотрели изображение Святого Георгия и не увидели очень интересной детали.
Тата: Какой это?
БГ: А вы еще раз сами посмотрите.
Кирюша: Ну — вижу Георгия на коне в яблоках, змея — вижу, тут девушка змея на веревочке ведет. А что еще?
Б.Г. А вы на нижнюю часть фрески посмотрите, только внимательно!
Тата: Кирюша, смотри, тут же что-то нацарапано! Ой, нам же еще по дороге про это господин Архивариус что-то читал, про надпись-то! Борис Григорьевич, что это?
БГ: Это называется граффити, а попросту — процарапки такие. Они часто встречаются в наших старинных церквях. Острым писалом люди процарапывали молитвы, иногда — делали записи на память. А здесь — вот давайте попробуем вместе разобрать:
«ГИ(Господи Иисусе) помози рабу своему Ярошу» — так обычно люди обращались к Богу за помощью в их делах. Часто, как и здесь, вместе с надписью процарапывали рисунки крестов — их особенно много. А иногда встречаются изображения святых и сценки из жизни людей. Вот смотрите сюда внимательно: это чудесная фигурка уже известного вам Николы Мирликийского. Рядом боевые кони, узорное плетение.
Делали эти рисунки не только простые прихожане Георгиевского храма, но и художники-профессионалы, а возможно, и сами служители церкви.
Кирюша: Ну вааще! Это как у нас на лестнице...
Тата: Кирюша! Ну о чем ты говоришь! У вас на лестнице всякие глупости или гадости мальчишки пишут. И у нас тоже. А здесь — граффити.
Кирюша: Я тебе такое граффити изображу — закачаешься! А вот интересно — где-нибудь есть еще такие церкви?
БГ: Конечно! Ведь и тут их в свое время было шесть. И еще такие — очень похожие — церкви строили в Новгороде и во Пскове.
Архивариус: Вот хорошо — у нас как раз следующее путешествие намечено в Новгород. Спасибо, Борис Григорьевич, спасибо, Глеб Сергеевич!
Тата: Было очень интересно!
Кирюша: Здоровски! Спасибо! А нас папа в машину зовет. До свидания!
БГ: Приезжайте еще — всегда гостям рады.
Тата: А я вот все думаю: ведь эти стены столько всего видели! Можешь себе представить, Кирюша? Жаль, что они молчат. А давай представим себе, что собор или там башня может рассказать обо всем, что происходило у их подножия.
Архивариус: Так попробуйте — пофантазируйте. И еще — вспомните наши сегодняшние разговоры о путешественниках в прошлое, все, что еще вы об этом знаете, и ответьте на мой вопрос.
Задание:
1. Ответьте на вопрос: откуда люди узнают о прошлом, кого можно назвать путешественниками по времени?
2. Напишите сочинение на тему: О чем вспоминает старая башня (или старый собор – по вашему выбору).
Н.А. Яковлева. Проф., д-р иск.
_______________________