Тата: Давайте я второй рассказ почитаю!
Архивариус: Пожалуйста. А потом поговорим.
ВОСПОМИНАНИЕ О МИРОЖСКОМ МОНАСТЫРЕ
Мирожа-Мирожка, речка малая, кто на Руси её не знает!
А никто не знает, кроме псковичей да искусствоведов! А должны бы! Потому что стоит на Мироже небольшой монастырь, а в нём — тоже не особо большой храм Спаса Преображения, и в том храме — великое сокровище, не знать о котором русскому стыдно, а не увидеть — просто очень большая потеря.
В чём потеря? Да в том, что не увидит он самого полного и прекрасного ансамбля стенных росписей из наиболее древних на нашей северной земле. Основал монастырь и указал построить в нём соборный храм владыка Нифонт — архиепископ Новгорода и Пскова, самый главный в тех землях церковный начальник. Современные учёные считают, что собор строили приезжие мастера, а псковские у них учились да секреты перенимали. Так что со временем стали лучшими мастерами каменных дел на Руси.
Войди в ворота тёплым летним днём, когда цветут яблони и сладкий аромат течёт по улицам, а по речке Мироже плавают утки. Внутри стен тихо, словно и нет за ними большого современного города.
Войдёшь в храм — и сначала покажется в нём чуть сумеречно. А потом вдруг зазвучит душа: это отзовётся она, словно чуткая скрипка, на космическую — суровую, грозную музыку, ритмами которой пронизан весь собор.
В древности люди думали, что над нашими головами расположены хрустальные сферы, к которым прикреплены звёзды. Таких сфер семь. При вращении они трутся друг о друга — и получается величественная музыка — музыка сфер. Вот на неё-то и отзывается наша душа в Мирожском соборе.
Не сразу привыкают глаза. Постепенно начинаешь различать. Вот Благовещение: строгий Архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что суждена ей особая судьба. Посмотри, с каким достоинством и внутренней твёрдостью воспринимает это известие юная Дева.
А тут Рождество Христово. Вверху Ангел возвещает пастухам радостное событие. Справа сидящая на троне с Сыном на руках Богоматерь принимает дары волхвов Младенцу Христу.
По стенам — истории из жизни Христа. И самая величественная, самая трагическая композиция — «Оплакивание снятого с креста Иисуса его ближними».
Строги лики святых. Сумеречны краски. Почему же не смолкает в душе эта музыка сфер у всякого, кто хоть раз побывал в Мирожском соборе?.. И не смолкнет уже никогда. На всю жизнь останется в его душе уголок, в котором записаны ритмы бездонного неба и чистого подвига светлой жертвенной любви.
Обязательно посетите Мирожский собор!
Тата: Завтра же попрошу маму — поедем во Псков. А как туда добираться?
Архивариус: Совсем несложно. Можно на поезде, можно автобусом. Только лучше с вечера — тогда ранним утром уже во Пскове будете и всё посмотреть успеете.
Кирюша: Я не понял! Ведь на самом деле Космос — это бесконечная пустота, а в ней — звёзды, планеты, а ещё — астероиды, спутники, космические станции! Никаких там хрустальных сфер нету и не было! Сказки это всё! Откуда тогда музыка сфер? А может, и нету её вовсе? Вы сами-то слышали?
Архивариус: Конечно, слышал, иначе зачем бы писал? И не только я её слышал, и другие люди с открытым сердцем слышат эту музыку — внутренним слухом. А чёрствые и грубые лишены этой способности. Только вы не подумайте, Кирюша, что я вас имею в виду: если вы поедете во Псков и войдёте в собор, вы обязательно эту музыку услышите, все дети её слышат. А мы ведь только репродукции рассматривали. Они не могут передать и тысячной доли того, что мы видим, чувствуем, понимаем при встрече с оригиналом — то есть с самим произведением, созданным мастером. Вообще разумом трудно понять и трудно однозначно ответить на вопрос, как удалось художникам, которые восемь столетий назад расписывали этот собор, создать столь мощно и именно так впечатляющую роспись. Но факт есть факт.
Кирюша: А фрески одни такие, что ли?
Архивариус: После Великой Отечественной войны у нас на севере России остался единственный комплекс сохранившихся фресок XII века. Такой же был в храме Спаса на Нередице в Новгороде, но в войну почти полностью погиб.
Тата: Да, а у меня вот тоже вопрос. Ну, кто такие волхвы, я помню: это мудрые волшебники. И они шли-шли за Вифлеемской звездой и пришли к Богоматери и маленькому Христу. А что они подарили? А то все говорят «Дары волхвов... Дары волхвов...» А какие дары?
Архивариус: О, это и правда дары не простые. Волхвы — это мудрые прорицатели, и они с самого начала по звёздам узнали, Кто тот Младенец, который лежит в яслях, куда складывали сено для коров и лошадей. Поэтому они и приносят Ему в дар золото — как будущему Царю Иудейскому, ладан — как Сыну Божию, потому что ладаном курят в храме. И еще смирну — ароматическое вещество, которым умащали мертвых, — в знак Его будущей смерти на Голгофе.
Тата: Непременно уговорю маму съездить во Псков!
Кирюша: А меня возьмёте?
Тата: Наверное... Посмотрим по поведению...
Кирюша: Ну и не надо! Подумаешь, я сам поеду!
Тата: Да возьмём, возьмём, извини, я пошутила! Давай я и следующий рассказ почитаю!
Кирюша: Почитай. Только в следующий раз. Нам бы опять карту Пскова нарисовать, а то как там ходить будем? Я уже научился!
Архивариус: Итак,
Задание: Перерисуйте карту Пскова и, как в прошлый раз, расставьте на ней самые интересные памятники старины. И те, о которых мы вам рассказали, и те, о которых разговор пойдёт дальше.
Нонна Яковлева
_______________________