Найти тему

Глава 2. Где находится пуп Земли?

Архивариус: Приветствую вас, друзья мои! Ну, и как вам удалось справиться с заданием?

Кирюша: Однокоренные-то слова я подобрал — вот! А про название нашей улицы ничего не написал. Кого ни спрошу — никто не знает.

Тата: А я все сделала: у нас есть книжка “Почему так названы”!

Кирюша: А у нас нету! Дашь посмотреть?

Тата: А что — библиотеки тоже в вашем районе нет?

Кирюша: Да я в нее не записан!

Тата: Вот и запишись! Глядишь — и почитаешь что-нибудь! Да ладно уж, дам я тебе эту книжку!

Кирюша: Только я все равно не понимаю — собирались путешествовать по градам и этим, как их, — весям Древней Руси, а пишем о своей улице!

Архивариус: Хорошо, объясняю. Знаете, друзья мои, когда я был в Греции, то в одном из музеев видел такой большой камень — “пуп земли”. Греки в древности считали, что их страна находится в самом центре мира. А у римлян в самом центре древнего Рима был свой «пуп земли». И греки, и римляне считали, что этот «пуп» и есть центр земли. Как вы думаете, почему это?

«Пуп земли» на Римском форуме
«Пуп земли» на Римском форуме

Кирюша: Ничего себе! Почему это такое? А может, это вовсе Россия в центре? Или вообще какой-нибудь там полюс – ну, конечно, не Северный и не Южный!

Тата: Ага, не магнитный, не холода!.. Какой еще может быть полюс?

Тата: Наверное, для каждого народа его страна — самая главная и находится в центре мира — земля-то круглая!

Архивариус: А вы знаете, что такое “круглый стол”?

Кирюша: А чего тут знать-то? Круглый — и круглый!

Архивариус: Верно, но еще круглым столом называют такие встречи, на которых все присутствующие пользуются равными правами на выражение собственного мнения. В отличие от других совещаний, где есть председатель, президиум — то есть главные люди. Вот и наша земля — такой “круглый стол”, — в идеале, конечно. На земле все народы должны пользоваться равными правами. Очень хочется верить, что так будет еще при вашей жизни.

Кирюша: Я вообще уверен — некрасиво считать свою страну пупом земли! Этак у земли, наверное, сотни пупов окажется!

Архивариус: Красиво или некрасиво — а для каждого из нас свой край — самый главный, и вообще каждый из людей видит себя в центре мира.

Кирюша: Как это? Почему? Не понял!

Архивариус: Поясняю. Вот представьте себе на минутку — только закройте глаза! — будто стоите в чистом поле, а лучше — на зеленом холме, внизу река, вдали — лес, на берегу деревни, а наверху — синее небо, белые облака, яркое солнце. Это — ваш мир в данную минуту. И кто находится в центре этого мира?

Кирюша, Тата: Я!

Архивариус: Совершенно верно! Когда человек смотрит на окружающий его мир, он всегда находится в его центре. Это закон видения мира. Но это и закон познания мира. Немногие люди имеют столь раннюю память, чтобы вспомнить дни своего младенчества. Но и так очевидно: сначала ребенок видит то, что рядом — свою колыбель, игрушки, маму, потом делает первые шаги по комнате, по своему двору, улице, городу — и дальше выходит в широкий мир. Вот и свою картину мира во времени и пространстве тоже, наверное, стоит начинать строить от себя.

Кирюша: Значит, все-таки по весям путешествовать будем?

Архивариус: Разумеется!

Тата: А по Петербургу совсем уже путешествовать не будем?

Архивариус: Почему же? Без этого нам не обойтись! Ведь наш город — один из крупнейших культурных центров мира, и он впитывал и впитывает все, что “наработало” человечество. Эрмитаж и Музей этнографии народов мира — это целые миры прошлого и настоящего всей нашей планетарной цивилизации. В Музее этнографии народов России и Русском музее, да и в других музеях города — их у нас десятки — мир прошлого и настоящего нашей страны. И мы будем отыскивать следы этого прошлого в городе, на его улицах и в музеях. И за пределами Петербурга. А если наш читатель в Москве живет — значит, в московские музеи пойдет. А другой — в смоленские, или владимирские, или тверские. Пора выходить на простор. Вот вы где летом отдыхали?

Село Пурнема. Архангельская область.
Село Пурнема. Архангельская область.

Кирюша: Мы с Санькой — младшим моим братом — в Пурнему ездили. Это деревня такая на Белом море, там наш пра-пра-пра-прадед дом построил. А на обратном пути в Вологде у нас пересадка, так мы еще два дня у бабы Вари и тети Нади пожили, прямо окнами на Софийский собор. Здорово!

Вологда. Софийский собор
Вологда. Софийский собор

Тата: А мы с бабушкой жили в деревне Починок возле железнодорожной станции Бологое — ну, знаете, есть такая песня, ее там все поют:

“Бологое, Бологое, Бологое —

Это между Ленинградом и Москвой!”

Бологое. Фото с сайта phototowns.ru
Бологое. Фото с сайта phototowns.ru

И в Вышний Волочок ездили. Там памятник Венецианову: он стоит у мольберта и рисует крестьянку, а она такая красивая! Потому что недалеко была усадьба, и Венецианов там детей учил рисовать и сам писал своих крестьян. И еще там каналы Мариинской системы! И еще один раз съездили во Псков — у бабушки там любимый ученик в художественной школе работает. Он очень хороший график! А потом еще – в другой раз - поехали в Москву на три дня, и я Кремль видела, а на обратном пути в Тверь заехали и были в музее. Как там здорово! Вот был такой ученик у Венецианова — Григорий Сорока...

Вышний Волочек. Памятник художнику А.Г. Венецианову
Вышний Волочек. Памятник художнику А.Г. Венецианову

Кирюша: Сама ты сорока! Стрекочешь, будто все сразу рассказать решила! Подумаешь — художники-сапожники! А мы зато форель ловили — знаешь, красота какая? А сразу за околицей грибов — пропасть, через полчаса корзина полная — белые, подосиновики, рыжики! А на море в отлив к мереже за рыбой ты когда-нибудь с корзинкой ходила? И чтоб полная корзина камбалы да наваги, а то и семужка попадется! А шанежки со сметаной ела? А за черникой ходила с граблей? Только граблю надо деревянную, железная кусты губит! А то — художники... А Волочек — почему так называется? И почему — Вышний? А Нижний — где? И что это еще за Мариинская система? Театр — знаю, больницу — знаю, а о системе — почему не слышал? А Венецианов — это кто? Художника в Петербурге — знаю, а почему ему памятник в Волочке?

Шанежки со сметаной
Шанежки со сметаной

Архивариус: Помилуйте, Кирюша! Упрекаете Тату, а сами по сто вопросов за раз выстреливаете! Всему свое время! Богатое у вас было лето! Для начала впечатлений вполне достаточно — хотя бы для того, чтобы понять: в каждом самом маленьком селении нашей Родины есть очень много красивого и примечательного. Кое-куда мы с вами съездим в этом году...

Кирюша: Взаправду или понарошке, с картинками?

Архивариус: И взаправду, и мысленно. Вот в Новгород — так точно взаправду! Я жду гостью из Италии — чудесная и очень красивая девушка Симона на практику приедет, она в Пизанском университете в Италии учится на русском отделении, так я обещал ее в Новгород свозить. И вас заодно могу прихватить.

Пизанский университет. Италия
Пизанский университет. Италия

Кирюша: Почему это “прихватить”? Что мы, чемоданы что ли?

Архивариус: Извините меня, Кирюша, это просто такая разговорная форма, я никоим образом не хотел вас обидеть. Просто я приглашаю вас участвовать в этой поездке, конечно, если вам позволят родители.

Тата: Ура! Конечно, позволят.

Кирюша: Да, если у нас деньги будут!

Архивариус: С деньгами как-нибудь разберемся. Конечно, можно уже сегодня начать с мысленного путешествия в первую столицу Руси - Старую Ладогу, но давайте все-таки начнем с того, что, как я понимаю, жили вы в деревнях в настоящих избах.

Кирюша: Почему это в избах? У нас в Пурнеме дом двухэтажный, со двором, с зимовухой — всего девять комнат, да три русских печи, да две голландки круглые. На горе стоит, из окошек и речку видно, и море!

Двухэтажный дом в Пурнеме
Двухэтажный дом в Пурнеме

Тата: А у бабушки в Починке избушка маленькая, старая, ей больше ста лет — бревна совсем седые, а подпол песком засыпан, и там живут мыши. И на чердаке тоже. Крыша раньше из дранки была, а теперь ее шифером перекрыли. Окошки на улицу, а под ними три березы, одной уж наверное сто лет, перекрученная вся и дуплище большенное.

Архивариус: Вот с этой избушки и начнем. Потому что это самый древний из всех памятников, какие вы видели!

Русская изба
Русская изба

Тата: Ну, зачем вы так? Что, наша избушка древней Зимнего дворца, что ли?

Архивариус: В определенном смысле — да! Потому что в целом конструкция русского деревенского жилища — избы за последнее тысячелетие изменилась не так уж сильно. А вот северный дом, о котором говорит Кирюша, — это уже настоящий памятник “деревянной цивилизации” нашей лесной страны. Могу вам это доказать. А еще важнее и интереснее то, что изба может рассказать нам о том, как наши очень далекие предки представляли себе мир, в котором они жили.

Кирюша: Как это?

Архивариус: Об этом в следующий раз. А сейчас — задание. И давайте уж я сразу дам вам задание на весь год... Я вот тут вспомнил: много лет назад группа моих знакомых телевизионных журналистов придумала игру под названием “Где эта улица, где этот дом?” Они выбирали один из старинных петербургских дворцов и разыгрывали разные сцены из его истории, а зрители должны были угадать адрес этого дома. К сожалению, игра долго не продлилась: она была слишком сложной и изысканной для большинства зрителей...

Тата: Ага, зато “Поле чудес” никогда не кончится!

Кирюша: А что? Здоровская игра! И ведущий такой юморной! А подарки — просто шикарные, я вот тоже свой кроссворд составил, может, пригласят, так я поеду!

Архивариус: Кому что нравится. А можно мне продолжать?

Кирюша: Давайте! Только я уже догадался: надо будет писать о нашем доме! Только чего о нем писать? Новый дом, и ничего в нем нет исторического!

Архивариус: Не скажите! Конечно, все те, кто живет в исторической части старинных русских городов, скорее всего будут писать о знаменитых памятниках архитектуры, известных монументах, прославленных деятелях истории и культуры, которые жили в тех местах, где сегодня выпало счастье жить и нашим современникам. Но ведь история по-настоящему — это не только то знаменитое и прославленное, что всем широко известно, — памятники, события, люди. Это в основном-то, если трезво разобраться, люди обычные и вещи самые обыкновенные. Их не хранят и даже вообще не замечают. Но когда, случайно сохранившиеся, они вдруг всплывают из пучины времени, оказывается, что они не менее интересны и значительны, нежели знаменитые люди или события. Вот совсем простой вопрос: что за люди живут в вашем подъезде, кто из них чем занимается, чем интересен?

Кирюша: А причем тут всяческая старина?

Архивариус: Во-первых, вам может повезти и вы познакомитесь с людьми, которые выведут вас в прошлое — это дело случая. Во-вторых, даже если вы напишете о настоящем — о сегодняшних людях и событиях, ваше сочинение может стать бесценным материалом для будущего историка, как берестяная тетрадка мальчика Онфима.

Берестяная тетрадка мальчика Онфима
Берестяная тетрадка мальчика Онфима

Кирюша: А это еще кто?

Архивариус: Терпение, мой друг! Итак

Задание:

Попытайтесь выяснить историю своего дома — когда и кем построен... Кто в вашем доме живет, чем занимается, чем интересен.

Кирюша: Ничего себе! Это сколько ж надо писать! А уроки когда?

Архивариус: Конечно, за одну неделю этого задания не выполнить. Но ведь задание дается вам на полгода — до зимних каникул или даже на весь год.

Кирюша: Я предлагаю так. Раз мы получили задание на целый год, давайте начнем над ним работать сразу. А раз мы строим мир каждый от себя, как матрешку, я думаю, сначала нужно рассказать о ребятах с нашего двора.

Тата: Почему только о ребятах? А у нас на доме памятная табличка висит! Вот я о ком расскажу.

Кирюша: Можно и о взрослых соседях. У нас дворник Максим Петрович как на День Победы нарядился — ого какая у него куча орденов и медалей! Говорят, он на Невском Пятачке был! А еще у нас на лестнице профессор живет, седенький такой, он рыб исследует. Вот я к нему и проберусь, все узнаю!

Архивариус: Ну вот и прекрасно! Конечно, главное — это все-таки люди, а не дома! Только, Кирюша, Вы не очень-то усердствуйте, не забывайте, что взрослые люди обычно заняты, так что будьте поделикатнее. Итак, до встречи!

Нонна Александровна Яковлева

_______________________