Кирюша: У меня вопрос: вот почему мы говорили, что будем мир изучать сначала от себя — и все дальше и дальше, а сами начали не с нашей области, а вовсе даже с Кижей?
Архивариус: Видите ли, Кирюша, каждый из нас, его семья, место жительства — это его собственная точка отсчета и в пространстве, и во времени. Она помогает определить место каждого явления в его собственном представлении о мире — картине мира. Правда? Но вообще-то Вы правы, нам пора обратиться и к нашей географической области — все еще Ленинградской. Сегодня у меня к вам вопрос: какие столичные города вы знаете?
Кирюша: Москва — столица России. Париж — столица Франции, Лондон — Англии, Рим — Италии, Нью-Йорк — Америки...
Тата: Вашингтон! А вовсе не Нью-Йорк!
Архивариус: Совершенно верно! А почему Кирюша ошибся и почему не крупнейший город Америки Нью-Йорк, а действительно Вашингтон является официальной столицей Соединенных штатов Америки?
Кирюша: Может, там культуры больше?
Тата: Ну и причем тут культура? Столица — это которая правит! Вот Петербург — культурная столица, а Кремль в Москве!
Архивариус: Ну, в общем и целом верно: столица — это тот город, в котором находится правительство. И основные правительственные учреждения. У нас это Москва. А до Москвы какая была столица?
Кирюша: Я знаю!
Тата: Петербург, конечно, но это уже при Петре, в XVIII веке. А в древности - наверное, Киев! Вот я смотрела по телевизору фильм про Анну — дочь Ярослава Мудрого, великого князя. Так он правил в Киеве. А до того — в Новгороде. И воевал даже с Киевом!
Архивариус: И это верно — столицей Руси одно время в древности был Киев, там жил великий князь.
Потом столицей Руси по воле великого князя Андрея Боголюбского стал город Владимир. Святитель Максим перенес туда из Киева святительский омофор — символ архиерея.
Тата: А что такое омофор?
Архивариус: О, это очень важная часть одежды архиерея — главы церкви определенной земли. Широкая особым образом украшенная лента, которую возлагают на плечи архиерея во время службы. А напоминает она притчу о заблудшей овце, рассказанную Христом Его ученикам: как Добрый Пастырь никогда не оставит ни одну свою заблудившуюся овечку, так и Господь всегда остается с каждым человеком, даже если он сбился с доброго пути. Принимая омофор, архиерей брал на себя заботу обо всех, кто жил в княжестве. Так что это символ власти. Святитель Максим во сне увидел, что Богородица передала ему свой омофор, а он перевез его из Киева во Владимир, и теперь Владимир стал стольным городом — столицей Руси.
Есть даже чудотворная Максимовская икона Божией Матери, написанная на рубеже XIII-XIV веков (1299-1315 гг.) по видению святителя Максима — митрополита Владимирского, прибывшего во Владимир для перенесения из Киева первосвятительской кафедры. Давайте я покажу ее вам.
В вещем сне святитель увидел, что Сама Богородица вручила ему омофор, благословив тем самым акт перенесения митрополии из Киева во Владимир. И повелел святитель написать образ, который так и станут называть: Максимовская икона Божией Матери.
Икона была установлена над гробницей митрополита Максима в Успенском соборе города Владимира, позднее заменена списком в размер оригинала.
Вот текст на церковнославянском языке, который легко поймет и русский, и украинец, и белорус:
«Икона сия написана по видению во сне Максиму Митрополиту, в 1299 году, что видно из следующей надписи, находящейся на сем образе: „Сей святый и чудотворный образ Пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6807 по видению Максима Митрополита Киевского, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Превечного Младенца, и рекла: „Рабе мой Максиме! добре сотвори, яко пришел еси семо посетити град Мой“. И подав ему омофор, рекла: „Приими сей омофор и паси во граде Моем словесные овцы“. Он же прием, возбудился от сна и в келии ни кого же виде, а омофор обретеся в руце его; он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор, и прославися сие чудо по всей Русской земле и в Палестине. Омофор же, во время безбожного царевича Талыча, егда плени град (1411 г.) и разори, где скончася, неизвестно“» (упомянутый в надписи великий князь Андрей – сын святого Александра Невского).
Ну, а Новгород всегда был и оставался столицей самого могучего северного княжества, всегда противился подчинению великому князю.
И все же первой столицей русского, а точнее — восточнославянского государства очень многие ученые считают совсем другой город — Старую Ладогу. Вы о ней что-нибудь слышали?
Кирюша: Я слышал! У Кольки — дружка моего — участок дачный в Пупышево, а в Старой Ладоге сестренка живет — Нинка!
Тата: Подожди. А почему вы сказали — “а точнее, восточнославянского”.
Архивариус: Ну, вы же знаете, что сегодня именем “русский” называют определенно тех, кто говорит на русском языке и считает себя русским — в отличие от украинцев, белорусов, а также болгар, сербов и других — южных славян. А в стародавние времена, больше тысячи лет назад, не было такого деления: были племена, говорившие на славянском языке и потому понимавшие друг друга. И государства славянского с единым правлением тоже не было — первый союз славянских племен, как утверждают ученые, образовался в седьмом веке — и это тоже еще трудно было считать единым государством. Так вот официальной датой основания русской государственности — единого правления землями и живущим на них народом — принято считать 862 год: согласно “Повести временных лет”, в этом году были призваны на княжение варяги. Очень многие историки не принимают ни эту дату, ни факт призвания чужеземцев за истину. Мы влезать в эти споры не будем – до поры, нужно очень долго учиться и очень-очень много знать, чтобы принять участие в дискуссии, которая длится уже больше двухсот лет и продлится еще неведомо сколько. Летописец Нестор так писал о начале Руси – это мы знаем и об этом говорим.
Вы в Старой Ладоге были?
Кирюша: А чего я там не видел? Нинка еще маленькая, мы с ней не дружим! В Волховстрой нас на мотоцикле Колькин отец возил — там электростанция и плотина мировая! Их прадед электростанцию строил...
Архивариус: Ох, Кирюша-Кирюша, побранить бы вас, да сам грешен: объехал всю страну прежде, нежели выбрал время посетить Старую Ладогу. Зато теперь езжу при всяком удобном случае. А в Великом Новгороде кто из вас был?
Тата: Мы с мамой и папой на прошлые выходные как раз ездили. В Кремль ходили. Только он Детинец называется. И в музей. И в Софийский собор. А на другой день — в Юрьевом монастыре. Там, где Волхов из Ильмень-озера вытекает!
Архивариус: В Великом Новгороде и сегодня много и церквей, и монастырей, и музей замечательный. Потому что Новгород был издревле столицей могущественного, богатого и обширного северного русского княжества и одним из самых больших русских торговых городов. Но именно Старую Ладогу считают Рюриковой крепостью.
Кирюша: А кто это — Рюрик?
Архивариус: Да если бы хоть кто-нибудь знал это определенно! Известно, что варяг, но кто такие варяги, ученые спорят не первое столетие. И как еще спорят! Тата, Вы памятник 1000-летию Руси в Новгороде видели? Он стоит напротив музея в Детинце — такой огромный, напоминающий княжескую шапку, с множеством фигур? Вспомнили?
Тата: А! Там Пушкин, и еще Дмитрий Донской, и русские цари и князья, и еще куча всяких исторических героев!
Архивариус: Есть там и скульптурное изображение Рюрика — он, если коротко сказать, считался основателем рода — династии русских великих князей — Рюриковичей, которые правили Русью начиная с девятого века и включая шестнадцатый.
Тата: Ничего себе! Шестьсот лет!
Архивариус: Простите, сударыня, почти семьсот пятьдесят! Вспомните, какая там цифра стоит под изображением Рюрика? 862! А закончилась династия Рюриковичей в конце XVI века. В XVII веке, после великой Смуты на русский престол был призван первый из династии Романовых – Михаил Федорович. Очень пышно в России в 1862 году праздновали тысячелетие русского государства.
Старая Ладога стала резиденцией Рюрика еще до Киева. Давайте о ней почитаем сначала. Кирюша, пожалуйста!
Кирюша: Нет-нет, минуточку, у меня вопрос: почему это 1000-летие? Что ли до 862 года нашей страны не было? Это как же так?
Архивариус: Спасибо за вопрос, Кирюша, он очень важный. Дело в том, что такие слова, как «страна» и «государство» — совсем не синонимы, у них не один и тот же смысл. Страна — это определенная территория и живущие на ней люди. А государство — в строгом смысле слова — это система управления страной.
Тата: Да-да! Это президент, и Государственная дума, и Сенат…
Архивариус: И наше правительство: общее — федеративное и администрация в каждом населенном пункте, и милиция, и суд… Словом, все, что организует жизнь в стране и управляет этой жизнью. А страна — это гораздо больше, чем государство: это и земля, и главное — живущие на ней люди. Есть близкое по значению, но куда более емкое и важное слово: Родина. Это не просто страна и уж тем более не государство — это самое дорогое, что есть у народа и у человека. Это очень емкое слово. Потому что у каждого человека есть Большая Родина — и Родина малая, самая близкая ему, вот как нам с вами наш Петербург.
Кирюша: Ой, я понял! Вот на войне в бой шли за что — за Родину! А вовсе не за государство! И даже не за свою страну народ воевал! И не население, а народ! Ну да, и слова «население» и «народ» — это ведь тоже не одно и то же? Ой, у меня вроде даже как бы стих получился: «тоже не одно и то же»!
Архивариус: Вы совершенно правы. Может, попробуете объяснить, в чем тут различие?
Тата: А пусть это будет наше
Задание: Кто хочет – письменно, кто хочет – устно попробуйте объяснить, как лично вы понимаете, в чем различен смысл слов
Страна – государство – Родина
Люди – население - народ
Кирюша: Ну куда ты все торопишься? Мы же еще рассказ не прочитали! Так я начинаю?
Архивариус: И правда, Кирюша, очень важный у нас разговор состоялся. Давайте отдохнем. Может, чайку попьем? У меня тут пряники имбирные есть!
Кирюша: Это я всегда готов. Но все-таки давайте я сперва прочитаю, а потом чай.
Архивариус: Договорились. Читаем рассказ, пьем чай и расходимся. А обсуждать прочитанное будем в следующий раз!
СТАРАЯ ЛАДОГА — ПЕРВАЯ СТОЛИЦА РУСИ
В Старой Ладоге зима.
Снега тут белые, словно скатертью покрывают они и спящий Волхов, и холмы-могилы на высоком левом берегу, и крыши новых каменных домов, старинных церквей и избушек. Ложится белый покров и на холм-курган на берегу Волхова — на Олегову могилу. В ней, по преданию, был похоронен Вещий Олег.
В седой древности, как говорят летописи, славянские племена по совету Новгородского старейшины Гостомысла призвали варягов править Русью. Славянские послы поехали за море и сказали варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет ныне: идите княжить и владеть нами”…
Кирюша: Это еще что такое? С какой стати чужих-то было звать? И кто такие варяги? И почему все-таки “летописи” — лето-то тут причем?
Архивариус: Варяги — это мореплаватели и храбрые воины-завоеватели, жившие в суровых Северных странах на берегах Балтийского моря. “Лето” здесь не время года, а просто год, а летопись — история, записанная год за годом. Кирюша, проявите, пожалуйста, терпение. Давайте сначала дочитаем этот маленький рассказ, а потом я на все ваши вопросы постараюсь ответить.
…И пришли на Русь три брата — Рюрик, Синеус и Трувор со своею дружиною — и начали править в Северной Руси. Рассказывают: не всем их правление нравилось, и новгородцы первые сплотились вокруг Вадима Храброго, чтобы сбросить владычество Рюрика, но потерпели поражение. Чуть позже два других варяга — Аскольд и Дир — по пути из Варяг в Греки приплыли в Киев и начали там властвовать. Так, согласно летописям, изначально были основаны два единых и равновеликих русских государства — Северная и Южная Русь.
Архивариус: Так ли было или летописцы где погрешили против истины, что-то забыли или перепутали — это уж вы во взрослом возрасте будете разбираться. Ученые о многом и сегодня к единому мнению не пришли.
У Рюрика был сын — Игорь, но остался он по смерти отца малолетним, и Северной Русью начал править его опекун — Олег. Он пошел на Киев, причем Аскольд и Дир были взяты в плен и убиты. Олег подчинил себе очень понравившийся ему город и опять-таки согласно летописи сказал: “Да будет Киев матерью городов Русских!»
Храбрым и мудрым был Олег, и Игорь - молодой сын Рюрика не предъявлял своих прав, а жил в свое удовольствие. Однажды, когда охотился он в окрестностях города Плескова — Пскова, встретил девушку — красивую и умную — и женился на ней. Вошла она в русскую историю под именем княгини Ольги. Но это уже совсем другое предание.
Недолгое время оставалась Старая Ладога столицей Руси: на севере ее скоро затмил более богатый Господин Великий Новгород, на юге — Киев. Но память о недолгом величии хранят и сегодня толстые стены крепости, величавые соборы и народная память.
А Северная Русь все-таки — пусть большую часть и формально — впоследствии считалась частью единой Киевской Руси. Хотя регулярно восставала против этого и претендовала на полную независимость, не желая платить дани ни великим Киевским, ни позднее — Московским князьям.
Кирюша: Ой, у меня вопросов куча, даже язык чешется!
Архивариус: Нет, на сегодня хватит. А вопросы – это и будет ваше задание: записать все возникшие у вас вопросы. Ответить обещаю в следующий раз.
До свидания!
Н.А. Яковлева. Проф., д-р иск.
_______________________