Кирюша: Вот вы как-то сказали про деревянную цивилизацию. Это что такое? Всё из дерева?
Архивариус: Ну, это я условно сказал, по особому случаю. Видите ли, в истории человечества были целые эпохи, которые определяются материалом, из которого делались основные предметы. И тянулись эти эпохи тысячелетиями. Самые ранние из дошедших до нас изготовленных человеком орудий сделаны из камня: наконечники стрел и копий для охоты, скребки и ножи для разделывания туши зверя и обработки его шкуры и ещё много всего. И этот век называют КАМЕННЫМ.
На самом-то деле это не век-столетие, а несколько тысячелетий, век как очень долгое время. Поэтому и в наши дни на местах стоянок первобытного человека — а они были, как правило, на берегах рек или озер — можно найти такие вот обработанные камешки, только присмотреться надо уметь!
Огромное количество таких предметов находят археологи, раскапывая стоянки первобытного человека. Можно их найти и просто на огороде или на берегу реки. У меня есть несколько — вон в той коробочке, хотите посмотреть?
Кирюша: Конечно! Посмотри, Тата, какие гладенькие! А я знаю, это кремень — у нас дома точно такой же, отец где-то за городом нашёл, я принесу! А мы и не знали, что это такое!
Архивариус: Это — наконечник стрелы. Его привязывали к деревянной оперённой палочке, только она не сохранилась, сгнила. А это — наконечник копья, которое тоже было сделано из дерева. Это — скребочки, их вставляли в деревяшку — как бритвенное лезвие в станок, — и скоблили палку или шкуру!
Кирюша: А где у нас самые близкие стоянки?
Архивариус: Да, может быть, как раз там, где ваш папа нашел этот наконечник.
Кирюша: А после каменного века какой век был?
Архивариус: Те времена, когда люди научились делать предметы из бронзы, называют БРОНЗОВЫМ ВЕКОМ. Бронза — это красивый золотистый материал, сплав из нескольких металлов, главный среди которых — медь. Бронза менее прочна, чем камень, но и время, отделяющее нас от бронзового века, более короткое, и людей стало больше, так что до нас тоже дошло довольно много изделий. А потом наступил ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК, и он, если подумать, длится и поныне. Меньше всего памятников дошло до нас от ВЕКА ДЕРЕВЯННОГО. В исторической науке такой не выделяется, это название чисто условное, а ведь наверняка прежде всего люди научились обрабатывать мягкое дерево и делали из него множество разных предметов. Однако необходимы особые условия, чтобы предмет из дерева сохранился несколько столетий, не говоря уж о тысячелетиях. Вот меня в Италии пригласили в гости в горное селение Бранколо. Небольшое такое селение, а в нем храм XI века – тысячу лет назад построили, а он стоит, как новенький. Потому что из камня римляне возвели.
Тата: Да, вон и в Египте пирамиды тысячи лет стоят, и сколько там всякого нашли! Мы же в Эрмитаже смотрели, помнишь, Кирюша? А в Греции — там тоже храмы по нескольку тысяч лет стоят, потому что каменные! А у нас старые избушки сгнили, и кружева тоже! Может, ещё этих кружев и не было... И вообще, может быть, так и жили наши предки в землянках и сидели у костра — грелись? Вот по чему мы судим? Сами же говорите: полотенца-ручники и прялки — которым сто лет, которым меньше! Бабушкина старая избушка после революции построена — я точно знаю, — а уже почти гнилая! Вот почему мы пока мало знаем о том, как жили наши предки тысячу или полторы тысячи назад!
Кирюша: Ух ты, и правда, откуда мы знаем про всё, что говорили?
Архивариус: Не расстраивайтесь, друзья мои, всё не так отчаянно плохо! Тем более что избы наши дожили до нашего времени потому, что идеально подходят для климата нашей страны. И леса у нас много! Другие, может, и строили бы дома деревянные, да лес у них очень дорогой – привозной. Так что не от бедности наши предки жили в избах, а в городах — так и в двух-трехэтажных деревянных домах! И городов таких на русской равнине было немало. Недаром нашу страну называли Гардарикой — страной городов! Об этом свидетельствуют в своих путевых записках путешественники, побывавшие в славянских землях в очень стародавние времена. Да и раскопки наших археологов — мы об этом будем обязательно говорить. Славяне были замечательными мастерами, так что наша «деревянная цивилизация» достигла очень высокого уровня мастерства! Сохранилось достаточно тому свидетельств, и среди них самое прославленное — ансамбль рубленных из дерева памятников на острове Кижи, что в Онежском озере. Я там недавно побывал и приготовил вам небольшой рассказ об этом чудо-острове. Кирюша, прошу! Впрочем, подождите минутку, пожалуйста. Я прочитаю вам стихотворение о Кижах, которое когда-то написала ваша ровесница Аня Синюкова, когда ей было 11 лет и она училась в школе искусств в Петрозаводске. Не знаю, стала ли она поэтессой, но стихи очень искренние. Пусть они будут эпиграфом к моему рассказу.
Стоят величаво на острове
Кижи с куполами острыми,
Историей помечены
И с синью вод повенчаны.
Без единого гвоздика собраны,
Главы деревом под золото убраны,
До чего же вы сердцу дороги —
Вот такие сурово мудрые,
Заиграет солнышко ласково
С куполами твоих соборов.
Сколько же здесь прекрасного —
Ах, Кижи, Кижи, мой остров!
А теперь посмотрите на эти фотографии: это — Онежское озеро, это — острова Кижского архипелага, а это — сам знаменитый ансамбль. Красиво?
Кирюша: Здорово! А церкви большие? И правда без единого гвоздика? Как это можно? А из какого дерева построены?
Тата: Ой, сколько куполов! И не сосчитаешь! Им тысяча лет или больше? А как же сохранились? Красиво!
Архивариус: Да вы читайте, Кирюша! А потом я на ваши вопросы отвечу!
КИЖИ — ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА
Страной озёр часто называют этот северный край — и не зря! Под синим небом, отражая медленно проплывающие белые облака, лежат озёра на земле, как сотни чистых зеркал: круглые и продолговатые, большие, как моря, и маленькие, словно блюдца: чтобы лосю и медведю, лисе и зайчику попить удобно было.
На больших озёрах острова и даже целые архипелаги — то есть группы островов, как в океане.
Самые большие озёра — Ладожское да Онежское. Вот на Онеге и раскинулся привольно маленький, но самый настоящий Кижский архипелаг. И ходят к этому архипелагу небольшие корабли — «ракеты» — от города Петрозаводска и огромные суда из самой Москвы, а то и из Астрахани. Бывает, встанешь утром, а у причала 3–4 таких огромных корабля стоят — наверное, с большой девятиэтажный дом! А по всему острову туристы — англичане и американцы, немцы, французы, итальянцы, конечно, и наши тоже.
Красиво Онежское озеро — зелёные берега, уютные покрытые лугами и лесом Кижские острова. Но главное сокровище Онеги расположено на самом крупном острове архипелага — он-то и называется Кижи. Это знаменитый на весь мир ансамбль Кижского погоста.
Из стройных северных сосен без пилы и гвоздя построили здесь русские мастера храм Преображения Господня о 22 главах, Храм Покрова Пресвятой Богородицы о 10 главах да колокольню шатром, с небольшой главкой на вершине. Стоят они на зелёном лугу — это если сверху смотреть. А если с озера — то на высоком мысу. И со всех островов видны. А уж колокольный звон — плыл над озером утром и вечером. Особо торжественно — по праздникам, когда в полную силу колокола зазвонят.
Из разных деревень — и с острова Кижи, и с других островов — приплывали по праздникам на лодках-кижанках крестьяне. На самом острове было 20 деревень, а уж сколько на всех островах — и не сосчитаешь. В XVI веке было полторы сотни деревень, почти 700 дворов, а в семнадцатом — чуть не вдвое больше. Правда, деревни-то тут небольшие, иногда всего 1–2 двора.
Просторно люди жили, земли немеряные: сколько расчистишь — столько и распахивай. А хочешь — застраивай. Расчищать приходилось не только от леса да кустарников: почва тут — камень на камне. И доселе по всему острову пятна сваленных в кучи голых камней: пахали — из земли выворачивали, на край поля сносили. Так и лежат эти памятники тяжёлому труду землепашца.
Зато кижане себя почитай всем обеспечивали: и хлеб - рожь да ячмень растили, и репу — второй хлеб северной земли.
А сейчас ничто на тех былых полях не растёт, кроме травы да земляники, кустов да деревьев. Жалко — пропал труд многих поколений!
И жили они не скудно, хотя чистого хлеба не едали: в тесто и травы подмешивали, и сосновую кору, высушенную да перемолотую мелко. Говорят, вкусно и полезно — от цинги спасало.
Любили кижане свой погост с его чудесными храмами и сложили легенду, что самую большую и красивую Преображенскую церковь построил в одиночку мастер Нестор — одним топором и долотом. Закончил, отошёл к берегу, поглядел на дело рук своих — и забросил топор в озеро, молвив: «Не было, нет и не будет больше такой церкви!».
Но это едва ли! Скорее всего, тут артель работала, как обычно и бывает, а Нестор был в ней главным мастером. И церкви такие не один Нестор на Руси строил. Просто, может, кижане про то не знали — вот и хвалились.
И правда, хороша церковь, но и другие неплохи! И что интересно: смотрятся все три постройки так, будто едино и задуманы. Ну, специалист-то сразу скажет: Покровская помоложе и попроще Преображенской, а уж колоколенка-то и совсем поздняя — не те мастера пошли.
И правда: Преображенская церковь была срублена в 1714 году, Покровская — через 50 лет, в 1764-м, а колокольня — и вовсе в 1874-м, больше чем через столетие. А вот вместе всё — чудо! Значит, и попозже глаз у строителей сохранился, не умерло чувство меры и красоты, которым на Руси всякую постройку поверяли. Одну к одной церкви строили – как куплет к куплету песню пели.
Из самых стройных и чистых сосен брёвна брали, пилой не пользовались — только топором. Потому что пила древесину мохрит, а топор сразу рану запечатывает, не даёт смоле вытекать — оттого дерево крепче!
Куполочки лемехом крыты — фигурно вырезанными и плотно, словно чешуя, пригнанными друг ко другу осиновыми дощечками. Осина хорошо обрабатывается, в дождик набухает и влагу внутрь постройки вовсе не пропускает. Сначала блестит на солнышке, как золотая, а спустя время становится серебряной.
И ведь смотри, как искусно построено: церковь — как шатёр, а внутри просторная, хотя мера деревянной постройки — бревно. Внизу Преображенская церковь не из 4 брёвен связана, а как бы из 8, да брёвна через одно в прируб переходят, так что в плане крест получается вот такой:
Это называется «восьмерик с четырьмя прирубами».
Постройка увенчана верхом из пяти ярусов куполов, каждый в фигурную форму — бочка называется — частично задвинут.
В первом, втором и четвёртом ярусах по четыре главы, в третьем — целых 8, посчитайте-ка, cколько всего? 22 куполочка — как пламя свечей на церковном светильнике — паникадиле. И ещё 10 — на Покровском храме, да одну свечу возносит к небесам колокольня.
33 огонька вечных теплятся над островом Кижи и днём и ночью во Славу Господню и в вечную память о созидателях восьмого чуда света на северном озере Онего.
Архивариус: Ну, как вам нравятся Кижи?
Кирюша: Очень даже красиво, просто здоровски! Только я вот посчитал купола по ярусам, как вы говорили.
Архивариус: Ну и что?
Кирюша: А то, что 20 их у меня получилось, а не 22!
Тата: Да на верхушке — ещё один, посмотри: 21! А вы говорили: 22!
Архивариус: Так ещё один — самый главный, он над алтарной частью расположен — с востока. Вообще здесь все числа тоже не случайные, но об их смысле я расскажу вам как-нибудь попозже, когда вы станете старше и будете изучать историю и культуру других стран — всего мира. Одно сразу скажу: число 33 особое, для христиант священное: 33 года прожил на земле среди людей Сын Божий – Иисус Христос. Спаситель.
Тата: Вот вы говорили, что Кижи — это памятник деревянной цивилизации, которая была у наших предков тысячи лет назад, а на самом-то деле самой старой — Преображенской церкви — и трёх веков нет!
Кирюша: И ещё: может, она одна такая случайно получилась, и легенда же так говорит!
Архивариус: В истории и особенно в искусстве случайного нет ничего. Но давайте продолжим этот разговор в следующий раз. А сейчас — какое бы нам задание для ребят придумать?
Тата: Пусть напишут про любое интересное деревянное строение — кто про что знает и видел. Или его нарисуют.
Архивариус: Ну, а если кому не посчастливилось такие памятники увидеть — пусть просто напишет, как ему понравились Кижи на наших фотографиях.
Кирюша: А я могу макет из спичек сделать! И очень даже просто! Или палочек нарежу — и из них сделаю! Или из бумаги: нас на уроке учили! Вот сворачиваешь листочек, склеиваешь его — и будто бы брёвнышко получается. А из этих «брёвнышек» всё можно сложить: хочешь баню — строй баню, хочешь дом — строй дом…
Тата: Ну да, хочешь дворец — строй дворец!
Архивариус: Напрасно иронизируете, барышня! У русских царей и дворцы были деревянные, да ещё какие огромные и красивые! Вот посмотрите-ка на этот макет дворца царя Алексея Михайловича! Так что, пожалуйста, Кирюша, стройте хоть дворец!
Задание:
Дорогие друзья! Напишите о том, какое впечатление произвели на вас Кижи или другой памятник русской деревянной архитектуры, который вам посчастливилось увидеть. Можете вместо этого сделать рисунок или объёмный макет русского деревянного строения — избы, баньки, большого дома или храма.
_______________________