Найти тему

Глава 6. Как веселились наши предки

Художник: Дарья Иванова
Художник: Дарья Иванова

Кирюша: А мы в Пурнеме на Ивана Купалу через костёр прыгали. И цветок папоротника искали: кто найдёт — все клады ему откроются.

Тата: Нашли?

Кирюша: Да нет... Пока. Но я на будущий год опять искать буду. Вдруг клад найду? Отцу машину купим, маме — шубу. А ещё компьютер — я научусь, я сообразительный!

-2

Тата: А у нас в Починке сосед — дядя Саша — на Ильин день полночи на гармошке играет: там когда-то церковь Ильи Пророка была. Церкви давно нет, а праздник остался!

Архивариус: Много праздников было в старину. И языческие уживались с христианскими — вот что интересно. По весне с горки горящее колесо пускали — и загадывали: если до низа докатится — жаркое лето будет, если раньше упадёт — дождливое! И в песнях Ярилу славили. Вот так до нас дошло язычество и в обычаях. А по осени был праздник урожая, и тогда ставили в красном углу первый сноп — Богач.

Кирюша: Богач? Ух ты! Вот, значит, откуда слово «богатый»!

Архивариус: Скорее, оба - от слова «Бог». Я вам тут приготовил рассказ о праздниках. Давайте-ка почитаем!

К. Коровин. Северная идиллия. ГТГ
К. Коровин. Северная идиллия. ГТГ

ПРАЗДНИКИ НАШИХ ДАЛЁКИХ ПРЕДКОВ

Можно ли жить без праздников? Можно, только какая же это жизнь? Человеку нужны радости — как воздух, как хлеб и вода. Песни, пляски, смех, веселье — какой праздник без этого?

А знаете ли вы, что в старину праздник был не просто днём веселья, а особым временем, когда человек обращался к богам, старался установить с ними особую связь и попросить о защите и помощи? В древнейшие времена это были боги природы, и весь год один за другим шли праздники, тесно связанные с движением солнца, с полевыми работами.

Художник: Дарья Иванова
Художник: Дарья Иванова

В дохристианские — языческие — времена главные праздники были связаны с солнышком. Это дни весеннего и осеннего равноденствия, когда ночь с днём пополам сутки делят. Да ещё зимний и летний солнцевороты — когда день начинает прибавляться и убавляться.

Так и считались: зимние, весенние, летние и осенние праздники. Осенью да зимой — почаще, весной и летом — пореже: работать надо, земля ждать не будет!

Когда было принято христианство, языческие праздники не ушли, а были как бы переосмыслены и включены в главные православные праздники. Но обычай связывать торжества со временами года и с природой в народе сохранился.

Зимние праздники начинались с Покрова Пресвятой Богородицы. Она была палладиумом земли Русской - ее покровительницей. Поэтому Покров — это один из двунадесятых праздников — важнейших двенадцати, отмечаемых православными русичами. Он празднуется 14 октября — раньше в эти дни земля покрывалась нарядным снегом, а девушки пели: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня младу платком». Это потому, что на свадьбе вместо нарядного девичьего убора, разделив одну косу на две, голову девушки покрывали женским платком. О свадьбе просили девушки да о том, чтобы муж был добрый, трезвый, работящий.

М.В. Нестеров. Лель (Весна). 1933. Русский музей, Санкт-Петербург
М.В. Нестеров. Лель (Весна). 1933. Русский музей, Санкт-Петербург

С Рождества Христова (25 декабря по старому стилю, 7 января по новому) начинались Святки, и продолжались до Крещения (6/19 января). Это время не только развесёлых гуляний, но и всяческих гаданий.

Праздновали Рождество радостно. Дети и молодёжь, взяв нарядную звезду, ходили по домам — под окнами «коляду выкликали»: Христа славили, хозяев чествовали. А хозяева им всякие лакомства дарили: пироги и иное печенье, специально к этому дню подготовленное. Красивое было печенье — фигурное: в форме коровок, лошадок, овечек. Называлось оно козульками и выпекалось из ржаного теста. Это от языческих времен повелось — чтобы скот водился. А уже в прошлом веке печенье стали выпекать в виде рождественской звезды или даже целого ангела со звездой — Рождество ведь, не просто зимний праздник!

-6

А ещё ряженые ходили по дворам — со свистом, с гамом, в вывороченных наружу мехом тулупах. Козы и медведи, цыгане и журавли, а то — кони, старики и старухи с клюкой. На лицах личины, или хари — маски из бересты, холстины, рогожи. Коза с медведем пляшут под балалайку, зрители хохочут.

После праздников маски сжигали, а ряженые омывались святой водой — грех смывали.

А ещё все святки гадали — воск лили и глядели: на что похоже. Не дай Бог гроб или могилу напоминал вынутый из холодной воды кусочек воска — жди покойника в доме.

-7

Два зеркала ставили, между ними две свечки и смотрели до рези в глазах — жениха высматривали.

Бросали за ворота башмачок, спрашивали прохожего, как зовут, — имя будущего мужа надеялись услышать.

Вынимали девичьи кольца из воды под песню: все кольца в миску с водой бросят и запоют. Вот когда песню запоют про свадьбу, вот тут чье колечко вынут, у той девушки и свадьба.

Очень церковь гаданий не одобряла — ведь в святые дни молиться нужно, а не ворожить! Ворожба — большой грех! Только до сей поры — в шутку ли, всерьёз ли — многие девушки на женихов в святки гадают.

-8

После святок — Крещение. На реке или озере во льду вырубали Иорданскую купель, крест ледяной ставили. Крещенские морозы на Руси — самые лютые. Вода дымится. Крестный ход с иконами, крестами, хоругвями на льду стоит.

Священник крест в воду с молитвой опустит, а потом в ледяную воду люди окунаются — больше молодые, а порой и старики. Выходят просветлённые, очистившиеся.

И сегодня этот обычай многие соблюдают.

Потом — Масленица, мясопустная неделя.

-9

Она-то уж целиком из язычества в наши дни пришла. Блины целую неделю едят — кто с икрой, а кто с солёными грибами да со сметаной или с селёдочкой. Только мясное к масленичным блинам не положено. А селёдка — чем хуже икры? Особливо астраханская — жирный крупный «залом» — или помельче — иваси называется.

Блин — круглый да горячий, словно солнышко: чтобы весна была тёплая, чтобы солнышко озими грело.

А на улице с шутками и прибаутками вокруг чучела пляшут – это злая Морена-зима. А в воскресенье её похороны: через всю деревню на санях на озимое поле вывезут и сожгут, а по полю пепел развеют. Конец зиме — здравствуй, весна!

Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916. Русский музей, Санкт-Петербург
Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916. Русский музей, Санкт-Петербург

Много весёлых праздников на Руси. Обо всех не расскажешь. А самый светлый — Пасха. В этот день колокола по всей нашей земле народу возвещали: Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ!

Весной и летом свои праздники.

Вот Егорьев день 23 апреля. С иконой Святого Георгия обходили скотные дворы, окликали Егория — крестьянского покровителя, пели:

Батюшка Егорий,

Спаси нашу скотинку,

Всю животинку

В поле и за полем,

В лесе и за лесом,

В лесу за горами,

За широкими долами.

Потом — Святая Троица с берёзами, Духов день, праздник Ивана Купалы и другие. А ещё — весёлые свадьбы и крестины, именины — дни Ангела — да мало ли иных! Любили и умели наши предки веселиться! После доброй работы — доброе веселье.

Кирюша: А мы в «Китеже» со звездой ходили — нам пряников ого сколько насыпали! Всем весело было. А знаешь, почему со звездой?

Тата: Конечно! Потому что когда Иисус Христос народился, на небе зажглась очень яркая звезда! Ну что ты всё про свой «Китеж»?

Кирюша: А что — у нас здорово! А ты просто завидуешь! Мы все праздники календарные вместе отмечаем.

Тата: А вот ты знаешь, сколько разных календарей было? И Новый год разные люди по-разному и в разное время празднуют!

Кирюша: Это ещё почему?

Тата: А потому! Эх, ты, не заметил, что в рассказе-то даты по старому стилю названы! Вот когда мы Рождество празднуем?

С.Д. Милорадович. Приготовление к Пасхе. 1910
С.Д. Милорадович. Приготовление к Пасхе. 1910

Кирюша: 7 января. А Крещение — 19! Ой, и правда, а тут говорят: 25 декабря и 6 января! Почему?

Архивариус: Между прочим, знаете, что такое календарь?

Кирюша: Кто ж этого не знает! Там все дни отмечены! Бывают отрывные, а бывают на одном листе или как альбом. Только они очень дорогие. Мы с папой маме на Новый год «Женский календарь» подарили. Там еще и выкройки всякие, и как что вкусное приготовить.

Архивариус: Это верно, но само слово пришло к нам из Древнего Рима и означало там не что иное, как долговую книжку. Да-да, просто долговую книжку! Долги там платили в первые дни месяца, которые приходились на время, близкое к новолунию. Это потому, что в Риме был лунный календарь: ориентированный на фазы Луны. До сих пор, между прочим, в некоторых странах Востока действуют лунные календари. И Новый год в них празднуют совсем не тогда, когда в Европе. А вот когда в допетровской России праздновался Новый год?

Тата: Я знаю: 1 сентября. Когда наш учебный год начинается — вот здорово!

Кирюша: Только это было не нашего 1 сентября, а попозже. По-старому.

Архивариус: Видите ли, до 18 февраля 1918 года в России действовал так называемый юлианский календарь, который был введён в 45 году нашей эры в Риме императором Гаем Юлием Цезарем. Вся Европа перешла на григорианский календарь, введённый Папой Римским Григорием ХIII ещё в 1548 году. Православная церковь и доселе живёт по старому летоисчислению. В нашей же стране действуют два календаря — светский и церковный. Поэтому мы и Рождество празднуем не как весь мир — не до того, как отметим Новый год, а после. И тот Новый год, который в России многие празднуют 13 января, называют так, что все иностранцы удивляются: «Старый Новый год».

Кирюша: А что, новый календарь точнее старого?

Архивариус: Ну, на сей счёт есть различные точки зрения. Вообще-то, мне довелось в одном издании недавно прочесть статью, в которой очень убедительно доказывается, что принятие Папой Римским григорианского календаря вообще имело только один смысл: как можно глубже отделиться от православия.

Тата: Вот и Пасху тоже католики раньше нас празднуют. Бабушка своим друзьям в Италию звонит обычно за две недели до нашей Пасхи. Ну, правда, говорят, иногда они и совпадают. А вот тут-то кто прав?

Архивариус: Вот уж с Пасхой – бесспорно, православие. Вы что-нибудь слышали о Сошествии Благодатного Огня?

Тата: Ещё бы! И по телевизору видели. Это в Иерусалиме в храме Гроба Господня. Патриарх в гроб вошел, дверь закрыли, даже запечатали огромной такой печатью восковой. Бабушка мне кусочек этой печати привезла, она очень хорошо пахнет. Все ждали, и вдруг как всё засверкало — такие вспышки, вспышки, вспышки, а потом вышел патриарх и у него в руках огонь. И все стали зажигать от его огня свои свечи. И даже, я видела, мужчины этим огнём умывались, а у них даже бороды не загорелись!

Кирюша: Прикольно! А вот почему раньше — сначала новый календарь опережал старый на 12 дней, потом — на 13?

Архивариус: Скажите-ка мне: сколько дней длится год?

Тата: 365!

Архивариус: Да нет, немножко больше. И собираются «лишние» дни. Каждый четвёртый год называется високосным и имеет 366 дней. И ещё немножко времени остаётся, так что за сто лет накапливается целый день — и он прибавляется к столетию. А старый календарь не делает этой добавки — и дореволюционная Россия жила как раз по этому календарю.

Кирюша: Я не совсем понял, но потом разберусь!

Архивариус: Пока запомните хотя бы, что люди по-разному измеряют год. А в будущем узнаете, что и начало недели у разных народов разное, и многое другое.

Тата: Почему бы и нет? Только всё-таки у меня от этого большая путаница в голове!

Кирюша: Да ладно, мы еще все распутаем… Потом… Давайте пока напишем о наших любимых праздниках сочинение. Так его и назовем:

МОЙ САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ПРАЗДНИК

Тата: Нет, а я предлагаю прочитать балладу Жуковского «Светлана» и выучить из неё какой-нибудь отрывочек — какой больше понравится! Очень я эту поэму полюбила, когда мне её бабушка прочитала!

Архивариус: А давайте предоставим ребятам право выбора: хотят — пишут, хотят — читают и наизусть учат!

Задание (по выбору):

1. Напишите сочинение «Мой самый любимый праздник».

2. Выучите отрывок из баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана» — тот, который мы для вас выбрали, или иной — какой вам больше понравится.

К.П. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород
К.П. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород

В. А. Жуковский

СВЕТЛАНА

Отрывок

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счётным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Тускло светится луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: “Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое”».

Н.А. Яковлева

_______________________