Кирюша: А мы в Пурнеме на Ивана Купалу через костёр прыгали. И цветок папоротника искали: кто найдёт — все клады ему откроются.
Тата: Нашли?
Кирюша: Да нет... Пока. Но я на будущий год опять искать буду. Вдруг клад найду? Отцу машину купим, маме — шубу. А ещё компьютер — я научусь, я сообразительный!
Тата: А у нас в Починке сосед — дядя Саша — на Ильин день полночи на гармошке играет: там когда-то церковь Ильи Пророка была. Церкви давно нет, а праздник остался!
Архивариус: Много праздников было в старину. И языческие уживались с христианскими — вот что интересно. По весне с горки горящее колесо пускали — и загадывали: если до низа докатится — жаркое лето будет, если раньше упадёт — дождливое! И в песнях Ярилу славили. Вот так до нас дошло язычество и в обычаях. А по осени был праздник урожая, и тогда ставили в красном углу первый сноп — Богач.
Кирюша: Богач? Ух ты! Вот, значит, откуда слово «богатый»!
Архивариус: Скорее, оба - от слова «Бог». Я вам тут приготовил рассказ о праздниках. Давайте-ка почитаем!
ПРАЗДНИКИ НАШИХ ДАЛЁКИХ ПРЕДКОВ
Можно ли жить без праздников? Можно, только какая же это жизнь? Человеку нужны радости — как воздух, как хлеб и вода. Песни, пляски, смех, веселье — какой праздник без этого?
А знаете ли вы, что в старину праздник был не просто днём веселья, а особым временем, когда человек обращался к богам, старался установить с ними особую связь и попросить о защите и помощи? В древнейшие времена это были боги природы, и весь год один за другим шли праздники, тесно связанные с движением солнца, с полевыми работами.
В дохристианские — языческие — времена главные праздники были связаны с солнышком. Это дни весеннего и осеннего равноденствия, когда ночь с днём пополам сутки делят. Да ещё зимний и летний солнцевороты — когда день начинает прибавляться и убавляться.
Так и считались: зимние, весенние, летние и осенние праздники. Осенью да зимой — почаще, весной и летом — пореже: работать надо, земля ждать не будет!
Когда было принято христианство, языческие праздники не ушли, а были как бы переосмыслены и включены в главные православные праздники. Но обычай связывать торжества со временами года и с природой в народе сохранился.
Зимние праздники начинались с Покрова Пресвятой Богородицы. Она была палладиумом земли Русской - ее покровительницей. Поэтому Покров — это один из двунадесятых праздников — важнейших двенадцати, отмечаемых православными русичами. Он празднуется 14 октября — раньше в эти дни земля покрывалась нарядным снегом, а девушки пели: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня младу платком». Это потому, что на свадьбе вместо нарядного девичьего убора, разделив одну косу на две, голову девушки покрывали женским платком. О свадьбе просили девушки да о том, чтобы муж был добрый, трезвый, работящий.
С Рождества Христова (25 декабря по старому стилю, 7 января по новому) начинались Святки, и продолжались до Крещения (6/19 января). Это время не только развесёлых гуляний, но и всяческих гаданий.
Праздновали Рождество радостно. Дети и молодёжь, взяв нарядную звезду, ходили по домам — под окнами «коляду выкликали»: Христа славили, хозяев чествовали. А хозяева им всякие лакомства дарили: пироги и иное печенье, специально к этому дню подготовленное. Красивое было печенье — фигурное: в форме коровок, лошадок, овечек. Называлось оно козульками и выпекалось из ржаного теста. Это от языческих времен повелось — чтобы скот водился. А уже в прошлом веке печенье стали выпекать в виде рождественской звезды или даже целого ангела со звездой — Рождество ведь, не просто зимний праздник!
А ещё ряженые ходили по дворам — со свистом, с гамом, в вывороченных наружу мехом тулупах. Козы и медведи, цыгане и журавли, а то — кони, старики и старухи с клюкой. На лицах личины, или хари — маски из бересты, холстины, рогожи. Коза с медведем пляшут под балалайку, зрители хохочут.
После праздников маски сжигали, а ряженые омывались святой водой — грех смывали.
А ещё все святки гадали — воск лили и глядели: на что похоже. Не дай Бог гроб или могилу напоминал вынутый из холодной воды кусочек воска — жди покойника в доме.
Два зеркала ставили, между ними две свечки и смотрели до рези в глазах — жениха высматривали.
Бросали за ворота башмачок, спрашивали прохожего, как зовут, — имя будущего мужа надеялись услышать.
Вынимали девичьи кольца из воды под песню: все кольца в миску с водой бросят и запоют. Вот когда песню запоют про свадьбу, вот тут чье колечко вынут, у той девушки и свадьба.
Очень церковь гаданий не одобряла — ведь в святые дни молиться нужно, а не ворожить! Ворожба — большой грех! Только до сей поры — в шутку ли, всерьёз ли — многие девушки на женихов в святки гадают.
После святок — Крещение. На реке или озере во льду вырубали Иорданскую купель, крест ледяной ставили. Крещенские морозы на Руси — самые лютые. Вода дымится. Крестный ход с иконами, крестами, хоругвями на льду стоит.
Священник крест в воду с молитвой опустит, а потом в ледяную воду люди окунаются — больше молодые, а порой и старики. Выходят просветлённые, очистившиеся.
И сегодня этот обычай многие соблюдают.
Потом — Масленица, мясопустная неделя.
Она-то уж целиком из язычества в наши дни пришла. Блины целую неделю едят — кто с икрой, а кто с солёными грибами да со сметаной или с селёдочкой. Только мясное к масленичным блинам не положено. А селёдка — чем хуже икры? Особливо астраханская — жирный крупный «залом» — или помельче — иваси называется.
Блин — круглый да горячий, словно солнышко: чтобы весна была тёплая, чтобы солнышко озими грело.
А на улице с шутками и прибаутками вокруг чучела пляшут – это злая Морена-зима. А в воскресенье её похороны: через всю деревню на санях на озимое поле вывезут и сожгут, а по полю пепел развеют. Конец зиме — здравствуй, весна!
Много весёлых праздников на Руси. Обо всех не расскажешь. А самый светлый — Пасха. В этот день колокола по всей нашей земле народу возвещали: Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ!
Весной и летом свои праздники.
Вот Егорьев день 23 апреля. С иконой Святого Георгия обходили скотные дворы, окликали Егория — крестьянского покровителя, пели:
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку
В поле и за полем,
В лесе и за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами.
Потом — Святая Троица с берёзами, Духов день, праздник Ивана Купалы и другие. А ещё — весёлые свадьбы и крестины, именины — дни Ангела — да мало ли иных! Любили и умели наши предки веселиться! После доброй работы — доброе веселье.
Кирюша: А мы в «Китеже» со звездой ходили — нам пряников ого сколько насыпали! Всем весело было. А знаешь, почему со звездой?
Тата: Конечно! Потому что когда Иисус Христос народился, на небе зажглась очень яркая звезда! Ну что ты всё про свой «Китеж»?
Кирюша: А что — у нас здорово! А ты просто завидуешь! Мы все праздники календарные вместе отмечаем.
Тата: А вот ты знаешь, сколько разных календарей было? И Новый год разные люди по-разному и в разное время празднуют!
Кирюша: Это ещё почему?
Тата: А потому! Эх, ты, не заметил, что в рассказе-то даты по старому стилю названы! Вот когда мы Рождество празднуем?
Кирюша: 7 января. А Крещение — 19! Ой, и правда, а тут говорят: 25 декабря и 6 января! Почему?
Архивариус: Между прочим, знаете, что такое календарь?
Кирюша: Кто ж этого не знает! Там все дни отмечены! Бывают отрывные, а бывают на одном листе или как альбом. Только они очень дорогие. Мы с папой маме на Новый год «Женский календарь» подарили. Там еще и выкройки всякие, и как что вкусное приготовить.
Архивариус: Это верно, но само слово пришло к нам из Древнего Рима и означало там не что иное, как долговую книжку. Да-да, просто долговую книжку! Долги там платили в первые дни месяца, которые приходились на время, близкое к новолунию. Это потому, что в Риме был лунный календарь: ориентированный на фазы Луны. До сих пор, между прочим, в некоторых странах Востока действуют лунные календари. И Новый год в них празднуют совсем не тогда, когда в Европе. А вот когда в допетровской России праздновался Новый год?
Тата: Я знаю: 1 сентября. Когда наш учебный год начинается — вот здорово!
Кирюша: Только это было не нашего 1 сентября, а попозже. По-старому.
Архивариус: Видите ли, до 18 февраля 1918 года в России действовал так называемый юлианский календарь, который был введён в 45 году нашей эры в Риме императором Гаем Юлием Цезарем. Вся Европа перешла на григорианский календарь, введённый Папой Римским Григорием ХIII ещё в 1548 году. Православная церковь и доселе живёт по старому летоисчислению. В нашей же стране действуют два календаря — светский и церковный. Поэтому мы и Рождество празднуем не как весь мир — не до того, как отметим Новый год, а после. И тот Новый год, который в России многие празднуют 13 января, называют так, что все иностранцы удивляются: «Старый Новый год».
Кирюша: А что, новый календарь точнее старого?
Архивариус: Ну, на сей счёт есть различные точки зрения. Вообще-то, мне довелось в одном издании недавно прочесть статью, в которой очень убедительно доказывается, что принятие Папой Римским григорианского календаря вообще имело только один смысл: как можно глубже отделиться от православия.
Тата: Вот и Пасху тоже католики раньше нас празднуют. Бабушка своим друзьям в Италию звонит обычно за две недели до нашей Пасхи. Ну, правда, говорят, иногда они и совпадают. А вот тут-то кто прав?
Архивариус: Вот уж с Пасхой – бесспорно, православие. Вы что-нибудь слышали о Сошествии Благодатного Огня?
Тата: Ещё бы! И по телевизору видели. Это в Иерусалиме в храме Гроба Господня. Патриарх в гроб вошел, дверь закрыли, даже запечатали огромной такой печатью восковой. Бабушка мне кусочек этой печати привезла, она очень хорошо пахнет. Все ждали, и вдруг как всё засверкало — такие вспышки, вспышки, вспышки, а потом вышел патриарх и у него в руках огонь. И все стали зажигать от его огня свои свечи. И даже, я видела, мужчины этим огнём умывались, а у них даже бороды не загорелись!
Кирюша: Прикольно! А вот почему раньше — сначала новый календарь опережал старый на 12 дней, потом — на 13?
Архивариус: Скажите-ка мне: сколько дней длится год?
Тата: 365!
Архивариус: Да нет, немножко больше. И собираются «лишние» дни. Каждый четвёртый год называется високосным и имеет 366 дней. И ещё немножко времени остаётся, так что за сто лет накапливается целый день — и он прибавляется к столетию. А старый календарь не делает этой добавки — и дореволюционная Россия жила как раз по этому календарю.
Кирюша: Я не совсем понял, но потом разберусь!
Архивариус: Пока запомните хотя бы, что люди по-разному измеряют год. А в будущем узнаете, что и начало недели у разных народов разное, и многое другое.
Тата: Почему бы и нет? Только всё-таки у меня от этого большая путаница в голове!
Кирюша: Да ладно, мы еще все распутаем… Потом… Давайте пока напишем о наших любимых праздниках сочинение. Так его и назовем:
МОЙ САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ПРАЗДНИК
Тата: Нет, а я предлагаю прочитать балладу Жуковского «Светлана» и выучить из неё какой-нибудь отрывочек — какой больше понравится! Очень я эту поэму полюбила, когда мне её бабушка прочитала!
Архивариус: А давайте предоставим ребятам право выбора: хотят — пишут, хотят — читают и наизусть учат!
Задание (по выбору):
1. Напишите сочинение «Мой самый любимый праздник».
2. Выучите отрывок из баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана» — тот, который мы для вас выбрали, или иной — какой вам больше понравится.
В. А. Жуковский
СВЕТЛАНА
Отрывок
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: “Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое”».
Н.А. Яковлева
_______________________