Найти в Дзене

Глава 4. Кто такая Жива-Рожаница, Почему блины круглые, а у Бабы-Яги костяная нога?

Архивариус: Ну как, не забыли, о чем сегодня разговор?

Кирюша: Про ручники обещали.

Архивариус: Верно. Но это опять рассказ про то, в каком мире жили наши предки, то есть как они его себе представляли.

В далекие-предалекие времена, больше тысячи лет назад на нашей земле жили родами и племенами славяне. Что такое род — ясно?

Кирюша: Это все родственники! А племя?

Архивариус: Это очень большой и разветвленный род или несколько родов! До того, как наша Русь стала христианской, наши предки обожествляли все их окружающее, особенно силы природы: солнце и луну, реки и горы, небо и облака, даже камни и деревья, а особо почитали кормилицу-землю.

Тата: А моя бабушка с деревьями и даже с цветами разговаривает. Она говорит, все они живые и потому все чувствуют. Вот когда она в командировку уезжает, ее цветы по ней скучают и плохо растут. Я уж не говорю про собачку Нюшу. Про нее бабушка говорит: ”Все знает, все понимает, только “Барыню” не поет. Но, может, еще и научится!”

Нюша
Нюша

Кирюша: Правда?

Тата: Ну, про “Барыню” это просто шутка. Но все, что ей бабушка говорит, она понимает.

Архивариус: Наши предки остро чувствовали жизнь природы, потому считали, что все в ней одушевлено. К тому же каждое племя имело своих богов — покровителей рода-племени, в частности — предков-пращуров, переселившихся, по их понятиям, в подземный — нижний мир. Особо же почитались общие славянские боги: бог солнца — Ярило, бог грома и молнии — Перун. Бог ветра — Стрибог. А главная — богиня земли, праматерь всех, кто на ней живет — ее еще звали Рожаница, или Жива. Это ее зовут в сказках “Мать-сыра земля”. А еще был бог огня — Сварог. Поклонялись рекам, их тогда уважительно звали по имени-отчеству: Днепр Словутич, Дунай Иванович... В озерах жили водяные, в лесу лешие. В полях и в водах — русалки.

Тата: Интересно! А почему это у Пушкина «Русалка на ветвях сидит»? Как она со своим рыбьим хвостом туда попала?

Кирюша: Да уж, да уж, вот я как-то в ботинках на дерево полез, а подошвы скользят – я и сверзился, знаешь, как поцарапался!

Архивариус: Дотошные вы мои! Но русалки-то были разные, даже у разных славянских племен. Были вот и такие – бесхвостые. По некоторым данным, бывали русалки с крыльями – может, те, что жили в облаках и назывались вилы. Очень почитали бога Велеса: он за скотом присматривал, охранял и лошадей, и коровушек, и овец, и коз. И служили богам мудрые старцы — волхвы.

Одни боги жили на небе — в верхнем мире белого света, другие в темном подземном. А люди, звери, насекомые — на земле. Но все были друг с другом связаны: боги и люди — ныне живущие на земле и пращуры-предки, ушедшие в подземный мир. А также животные, растения, реки и горы. Люди верили в то, что если эту связь всего со всем поддерживать, а богов задобрить, то и боги их охранят.

Н.К. Рерих. “Идолы” (ГРМ)
Н.К. Рерих. “Идолы” (ГРМ)

Поэтому они делали из дерева изображения своих богов — идолы, собирали их в особых местах — капищах, огороженных частоколом, и “кормили” кровью жертвенных животных. А черепа вешали на колья вокруг капища.

Славяне-язычники считали, что боги могут уберечь их от самых разных бед, поэтому маленькие идолы были и в жилищах. А символами — упрощенными изображениями — самых могучих и добрых богов украшали все, что их окружало. Главное — жилище, мы об этом говорили. И все предметы в своем жилище. Вон у меня на стенке в углу донце от прялки висит. Кирюша, снимите-ка нам его, пожалуйста! Смотрите...

Кирюша: А этой прялке что — тысяча лет? Вот это да!

Старинные прялки (из собрания автора)
Старинные прялки (из собрания автора)

Архивариус: Да нет, все обстоит иначе. Те предметы, которые были в крестьянском быту, донесли до нас память о старых временах. Тогда ведь как было? Верили люди, что эти знаки волшебные — оберегающие. И дед учил внука резать узоры на дереве, а бабушка внучку — не только прясть и ткать, но и вышивать ручники или одежду. Так и дошло до нашего времени изображение богини Рожаницы, Живы: это она является нам то на ручнике, то в виде вышивки, то в кружевном узоре: с двумя солнечными конями по сторонам или с петухами на раскинутых руках.

Тата: Верно-верно, вот смотрите, я принесла ручник! Видите: вот она — Рожаница, с двумя конями! А вот тут — двух петухов держит.

Изображение Рожаницы на ручнике
Изображение Рожаницы на ручнике

Кирюша: А мне мама тоже старое-престарое полотенце нашла, им давно уже на кухне стол вытирали, но она его постирала и выгладила! А здесь что?

Архивариус: Очень интересное полотенце! Смотрите: тут дерево и два коня с двух сторон. Как вы думаете, на что этот рисунок похож?

Кирюша: А на Живу с конями, только тут в середине — дерево! Почему?

Тата: Ой, мне же бабушка говорила и картинку показывала: это — Древо жизни, то есть та же Жива — она ведь считалась Праматерью всего, якобы она все породила — так наши предки считали! А вот эти звездочки — солнечные знаки!

Кирюша: Смотрите, я и не заметил, а тут фашистский знак — я знаю, он свастикой называется! Ничего себе! Это фашистка какая-то вышивала!

Архивариус: Отнюдь! Но это ясное свидетельство того, что ручник этот вышит до Великой Отечественной войны. Фашисты использовали и опорочили один из древнейших символов солнцеворота — движущегося, катящегося по небу солнца! А вот смотрите, какой интересный узор — полоски и ромбики с точечками внутри. Что он вам напоминает? Ну, тут явно помощь требуется. Взгляните на прялку. Тут три яруса изображений: вверху кружок — это что?

Солярные знаки на полотенце. Белорусская вышивка
Солярные знаки на полотенце. Белорусская вышивка

Тата: Солнышко! А внизу — тоже!

Кирюша: Так это — нижнее солнце, ночное! А посредине что за полоска в клеточку?

Архивариус: А вы подумайте! Что между двумя солнцами находится?

Кирюша: Земля! Да это же земля! Здорово я догадался!

Архивариус: И не просто земля — пашня, да еще и засеянная — эти точечки обозначают семена.

Тата: Это солнышко — как блин со сковородки!

Архивариус: Верно! Блины пекли в праздники солнца. Вспомните - когда вы их едите в обязательном порядке?

Кирюша: Да на масленицу! Мы тогда в нашем детском центре Китеж-граде праздновали праздник весны — и пели, и плясали, и чучело масленицы - зимы сожгли!

Архивариус: И ели блины — круглые и горячие, как солнышко. В память об этом почти вся посуда для приготовления еды — круглая. Сколько ни пытаются современные дизайнеры эту форму изменить, а люди предпочитают традиционную.

Тата: Даже самые новые и самые дорогие кастрюльки и сковородки?

Кирюша: А вот в печке в горшочке каша так упревает, как ни в одной самой современной кастрюльке!..

Архивариус: Почитали и богов подземного царства, память о них сохранилась в русских сказках. А в деревнях когда в новый дом ехали, сначала в старый подпечек веник бросали и ласково так домового приглашали на новоселье. Потом веник вынимали и на новое место перевозили – будто бы с домовым вместе. А домовому молочко под печку ставили.

Кирюша: И пил?

Архивариус: Не думаю. Но бабушки верили.

Кирюша: Да это наверное кошки молоко выпивали, а бабушка думала: домовой!

Виктор Васнецов. Баба Яга
Виктор Васнецов. Баба Яга

Архивариус: Вообще наши сказки — это живая память древних верований. Вот что вы знаете про Бабу Ягу?

Тата: Злюка и вредная ужасно! Косматая, с костяной ногой, летает в ступе и помелом помахивает!

Кирюша: И живет в избушке на курьих ножках. Скажешь ей: “Избушка-избушка, стань к лесу задом, ко мне передом” — она и станет! Вон как в фильме «Последний богатырь»!

Тата: А почему Пушкин писал: “Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей”? Вон я на картинках видела: стоит избушка, а из окошка Баба-Яга выглядывает! Это картинка неправильная?

Архивариус: Ну, Пушкин-то лучше знал! Вспомните-ка, как называли наши предки гроб? Мы об этом уже говорили.

Тата: Домовина! Вот вам и избушка Бабы-Яги!

Николай Рерих. «Изба смерти», 1905
Николай Рерих. «Изба смерти», 1905

Кирюша: А курьи-то ножки откуда?

Архивариус: У некоторых племен, особенно если они жили в сырых, болотистых местах, был такой обычай хоронить предков: домовину, как и дома, ставили на столбы — сваи. Вот вам и ножки.

Тата: Все — я поняла! Баба-Яга — это смерть, потому и ноги костяные!

Кирюша: Не ноги, а нога! Да, а чего это у нее одна нога костяная? А вторая какая?

Архивариус: Можно подумать. А вам как кажется?

Кирюша: Может, вторая живая? Ой, может, она одной ногой в могиле стоит?

Архивариус: Так некоторые ученые и предполагают. Баба-Яга не смерть, скорее она похожа на стража подземного царства — царства мертвых: одной ногой - костяной - она в царстве мертвых стоит, а второй – в царстве живых. Много интересного можно узнать о прошлом славянских предков, если внимательно почитать наши русские сказки. Вот вам новое

Задание: Вспомните сказки про бабу-ягу, лешего и домового и своими словами перескажите одну из них — какая вам больше нравится! И нарисуйте к ней иллюстрации.

Кирюша: А можно, я масленицу нарисую?

Архивариус: А вот о древнейших славянских праздниках давайте в другой раз поговорим! Тогда масленицу и нарисуете.

Н.А. Яковлева

_______________________