Найти тему
33,6K подписчиков

Флот Франции.Список статей и справочные данные.

1,3K прочитали

 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.

Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими хроническими противниками-англичанами. Победили тогда французы, но за следующие шесть веков победа по очкам, безусловно, у англичан.

Линейные корабли. Французский супердредноут."Бретань".

Линейные корабли. Разные судьбы ."Бретань".

Линейные корабли. Дредноут по французски. "Курбэ".

Линейные корабли. Через две мировые войны. "Курбэ".

Эскадренные миноносцы. Японские ученики превзошли французских учителей. "Араб".

Эскадренные миноносцы.Франция-Аргентина 4:0. “Авантюрье”.

Броненосцы береговой обороны. Наследие адмирала Оба. "Бувине".

Броненосцы береговой обороны. Плавающая тарелка Эмиля Бертена. «Анри IV».

Эскадренные броненосцы. Мощнейшие корабли для отсталого флота. "Дантон".

Эскадренные броненосцы. Французские родственники "Цесаревича"."Републик".

Эскадренные броненосцы. Образцовый француз. «Шарль Мартель».

Эскадренные броненосцы.Долгий путь к морю. «Бреннус».

Броненосные крейсера. Источник вдохновения Жюль Верна."Дюпюи де Лом".

Броненосные крейсера.Красный флаг вьетнамского президента."Вальдек Руссо".

Броненосные крейсера. Гибрид ужа и ежа. "Дюпюи-де-Лом".

Броненосные крейсера.Подвиг адмирала и его офицеров. "Леон Гамбетта".

Броненосные крейсера.Надводный Наутилус капитана Нэмо."Жанна д’Арк".

Броненосные крейсера.Быстроходный динозавр."Эрнест Ренан"

Бронепалубные крейсера. Союзник в Чемульпо. «Паскаль»

Бронепалубные крейсера. Гроза Тихого океана. «Д’Антркасто»

Бронепалубные крейсера.Французский парадокс. "Сфакс"

Крейсера. Флагман адмирала Курбэ. «Вольта»

Броненосцы. Колониальные флагманы Жюля Ферри. «Ля Галлисоньер»

Броненосцы. Завоевание рая. «Альма»

Канонерские лодки. Оборона Таити. «Сюрприз»

Канонерские лодки. От Китая до Сиама. «Комет»

Канонерские лодки. Малые броненосцы Третьей республики. «Ашерон»

Канонерские лодки. Авантюры Луи-Наполеона. «Ламотт-Пике»

Канонерские лодки. Вторая империя в погоне за колониями. «Этинселль»

Авизо. Маленький корабль в большой политике. «Кьен Чан»

 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-2

Линейные корабли. Мсье Совершенство ."Ришелье".

Линейные корабли. Гадкие утята."Дюнкерк".

Линейные корабли. Под огнем союзников."Дюнкерк".

Тяжелые крейсеры. Картонные счастливчики."Дюкень".

Тяжелые крейсеры. Невостребованное совершенство."Альжери".

Легкие крейсера.Почти идеальный. "Ла Галиссоньер"

Легкие крейсера. Дедушка французских крейсеров."Дюге Труэн"

Эскадренные миноносцы. Суперэсминец в плену врага. S-113

Лидеры эсминцев.Хищные кошки французского флота.«Ягуар»

Лидеры эскадренных миноносцев. Корабли неудачи. «Майе Брезе»

Авианосцы .Французы учатся летать."Беарн".

Авианосцы. Дешево,но не сердито."Коммандан Тест".

Корветы. Скромный герой северных конвоев. «Розелис»

В наступившей эпохе пара и брони Франция периодически была впереди. В 1841 году французский флот обзавелся первым настоящим боевым паровым кораблем-колесным пароходофрегатом "Гомер". В 1858 году Дюпюи-де-Лом построил первый европейский мореходный броненосец-"Глуар". В 1876 году появился первый боевой корабль из стали-"Редутабль". Франция обзавелась собственной развитой кораблестроительной школой, наряду с английской, самой передовой в мире.

Во второй половине 19-го века французский флот прочно занял второе место в мире, устроив Британии впечатляющую гонку вооружений. Интересно, что в этот период морские дела страны вело министерство колоний.

Во Франции военный флот имел неофициальное прозвище La Royale («Королевский») то ли в силу монархических традиций, то ли из-за дислокации флотского штаба на улице Рояль в Париже. Историки еще спорят.

Согласно Брокгаузу и Эфрону в начале 20-го века ВМФ Франции находились в следующем состоянии:

 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-3
 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-4

Летом 1900 г. вотирована палатами постройка 6 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 12 уничтожителей-миноносок и неопределенного количества миноносок и подводных лодок.

Торговый флот. Ф. по числу судов занимает в 1902 г. 3-е место, после Англии и Соединенных Штатов, а по тоннажу — 5-е, после Англии, Соединенных Штатов, Швеции с Норвегией и Германии. Около двух третей вывоза и ввоза во Ф. приходится на флот, и только одна треть на сухопутные границы. В прежнее время французский торговый флот занимал более высокое положение в мировом флоте, как показывают цифры нижеследующей таблицы; тоннаж паровых судов почти не увеличивается, а для парусных даже падает (до 1860 г. общее число судов — 14922, их тоннаж 996124 т.; паровых судов было 314).

 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-5
 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-6

В начале 20-го века Франция со второго места ушла на четвертое. Впереди нее оказались Германия и США. При этом расходы на флот у французов были выше немецких. За 15 лет, к 1911 году немцы потратили 100 миллионов, а французы-152 миллиона ф.ст. В дредноутную гонку Франция вошла довольно поздно и крайне неубедительно.

Согласно принятой в 1912 году амбициозной кораблестроительной программе, французские ВМС к 1920 году должны были пополниться 28 линкорами, 10 легкими крейсерами, 52 эсминцами и 94 подводными лодками. В 1914 году в в планы добавили еще 8 линейных крейсеров. Но война для Франции была сухопутной и почти все работы на верфях были заморожены. Даже эсминцы в ходе войны пришлось заказывать в Японии.

На август 1914-го года ВМФ Франции насчитывал 4 дредноута, 17 линкоров-додредноутов, 22 броненосных крейсера, 13 бронепалубных крейсеров, 35 эсминцев, 180 миноносцев и 50 подлодок. В рамках "разделения труда" в Антанте французы сосредоточились на Средиземном море.

За войну было достроено и вступило в строй 3 дредноута, 14 эсминцев, 25 подлодок( включая одну трофейную-"Ролан Морийо"). Погибло 4 броненосца, 4 броненосных крейсера, 1 бронепалубный крейсер, 7 эсминцев, 16 миноносцев, 14 подлодок.

 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-7

Между войнами Франция попыталась вернуться в клуб первоклассных морских держав, но по международным соглашениям ей отвели уже 4-5 место, наравне с Италией. Тем не менее к началу второй мировой войны французский флот был огромной силой и состоял из современных мощных кораблей. Некоторые из них технически были одними из лучших в мире.

В сентябре 1939 года в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора "Пари" и "Курбэ", три старых, но модернизированных в 1935-36 годах линкора — "Бретань", "Прованс" и "Лоррэн", два новых линкора "Страсбург" и "Дюнкерк".

"Страсбург"
"Страсбург"

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса(тяжелых) — "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса (легких)— "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д'Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д'Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Легкие силы насчитывали: 32 лидера — по шесть кораблей типов "Ягуар", "Гепар", "Эгль", "Вокелен", "Фантаск" и два типа "Могадор"; 26 эскадренных миноносцев — 12 типа "Бурраск" и 14 типа "Адруа", 12 миноносцев типа "Мельпомен".

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 года, т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца — "Жоффр" и "Пэнлеве" — но они достроены не были.

 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-9
 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-10

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

Участие Франции в войне было недолгим. Два месяца активных боевых действий- и первоклассная европейская держава сдалась нацистской Германии.

Но это было не все. Французскому флоту предстояло испить горькую чашу унижения до дна. 3 июля 1941 года удар по нему нанесли бывшие союзники-англичане. Находившиеся в английских портах корабли были захвачены вероломной ночной атакой. Корабли в африканских портах атакованы английским флотом.

В итоге англичане захватили два линкора и четыре крейсера, двенадцать подлодок, восемь эсминцев и около двухсот других судов иного типа.

В Мерс-эль -Кебире, Дакаре, Оране в ходе операции "Катапульта" были копенгагированы находившиеся там эскадры французского флота. Погибло несколько тысяч французских моряков.

Остатки французского флота адмирал Дарлан (командующий флотом Виши) собрал в Тулоне. В ноябре 1942 года, в ходе оккупации территории Виши немецкими войсками, германские танки вышли к Тулону для захвата кораблей. По приказу Дарлана французские моряки взорвали и затопили большую часть кораблей. В общей сложности было затоплено 77 кораблей- 3 линейных корабля (флагман «Страсбург», «Дюнкерк» и «Прованс»), гидроавианосец «Коммандан Тест», 4 тяжелых и 3 легких крейсера, 16 эсминцев, 14 миноносцев, 15 подводных лодок и множество других кораблей. Немцы захватили 4 подводные лодки, 3 эсминца и четыре десятка малых кораблей.

Так погиб один из сильнейших флотов мира на начало войны.

 Первые сведения о французском флоте (Marine Nationale) относятся к 13-му веку. Уже в 1338 году при Арнемейдене французы встретились в морской битве со своими  хроническими противниками-англичанами.-11

Несмотря на то, что Франция в данную эпоху всегда имела мощный флот, второй-четвертый в мире, несла огромные затраты на его создание и обслуживание, отдачи от него она так и не дождалась.

После того как в 1805 году франко-испанская эскадра была разгромлена при Трафальгаре британским флотом Нельсона, на счету французского флота крайне мало побед. В 1854-1856 годах ему удалось завоевать господство в Черном море совместно с английским Королевским флотом во время Крымской войны. Он был весьма убедителен в войне с Китаем 1884-1885 годов. В 1914 году едва не всем флотом он потопил австрийский крейсер "Зента". И все.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годах несмотря на громадное превосходство он ничем не помог своей стране. Во время Фашодского кризиса 1898 года Франция фактически капитулировала перед британцами из-за отсутствия уверенности в боеспособности своего многочисленного флота. И, наконец, историю флота Третьей Республики завершили трагедии Мерс-эль-Кебира и Тулона.

  • По понятным причинам статьи о флотах великих морских держав носят поверхностно-обзорный характер, в основном ради ссылок на статьи и общих статистических данных.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам