Вторая империя Наполеона III своей активной внешней политикой компенсировала французскому народу моральную травму, нанесенную поражениями 1814 и 1815 годов. Луи-Наполеон Бонапарт ввязывался во все авантюры, которые возникали на пути, воевал с Россией, Австрией, строил дочернюю империю в Мексике, энергично осваивал Индокитай, Африку, хватая все, что не было прибито флагштоком с "Юнион Джеком".
Основную нагрузку по службе в многочисленных французских колониях, над которыми, кстати, тоже никогда не заходило солнце, несли небольшие корабли универсального класса,именуемого во французском флоте авизо, канонерские лодки, малые крейсера, посыльные корабли и так далее. Поэтому авизо французы строили всегда и достаточно большими сериями. Их были сотни. На 1860 год, например, в строю числилось 115 паровых авизо с 313 орудиями на борту и 32 парусных (344 пушки).
В конце 50-х очередной проект винтового авизо 2-го класса был разработан Луи-Франсуа Октавом Везинье и одобрен Советом 16 марта 1858 года. Всего по проекту было построено 9 кораблей из дерева, водоизмещением около 700 тонн и вооруженных двумя гладкоствольными орудиями. Они были меньше по водоизмещению, чем серия из двух авизо типа «Латуш-Тревиль» (1860), но с более длинным корпусом.
По распоряжению морского министра Д'Эстена заказ на первые два авизо был выдан 16 августа 1857 года государственной верфи в Шербуре. Механизмы для них были заказаны на заводе Mazeline Frères ( Гавр ) по контракту 4 июня 1858 года. Это были Lamotte-Picquet и Coëtlogon.
Головной корабль получил имя в честь французского адмирала XVIII века Туссена-Гийома Пике де ла Мотта (1720—1791) и стал первым этого имени. За свою 50-летнюю карьеру адмирал служил при Людовиках XV и XVI и принял участие в 34 кампаниях, участвовал в Семилетней войне и в морских сражениях Американской войны за независимость, получив звания командора ордена Святого Людовика в 1780 году и Большого креста в 1784 году. Умер во время Французской революции. Его имя было дано пяти кораблям французского флота.
Второй авизо был назван Coëtlogon, в честь Алана, маркиза де Котлогона, адмирала и маршал Франции, одного из её морских героев (1646—1730). Участвовал в англо-французских войнах, в ряде больших сражений: при Палермо , бомбардировке Алжира (1688), при Бэнтрибэй (1689) и Бичи-хэд (1690). Особенно отличился в сражении при Ла Хог (1692).
Еще пять авизо должны были построить частные верфи по заказу, утвержденному 28 октября 1859 года. Их заложили 26 декабря 1859 года, Curieux в Онфлере, Diamant, Lutin, Lynx, Tancrède в Бордо. Контракты были подписаны 18 ноября 1859 года (25 ноября 1859 года для Curieux). Двигатели для Бордо были заказаны у FCM по контракту 18 мая 1860 года, а для Curieux машину заказали у фирмы Mazeline по контракту 27 апреля 1860 года.
И, наконец, 27 ноября 1860 года последние два авизо, Adonis и Amphion, были заказаны на верфи Люсьена Армана в корсиканском Аяччо по контракту, подписанному 16 ноября 1860 года. Арман ( по совместительству депутат законодательного собрания) пытался отказаться от заказа, мотивируя нехваткой квалифицированного персонала на Корсике, но контракт все равно был утвержден 27 ноября 1860 года, Франция сказала-"надо"!
Машины для двух корсиканских авизо были заказаны у FCM по контракту, подписанному 23 ноября 1860 года. Иногда корсиканские авизо относят к отдельному типу (водоизмещение нормальное 750 тонн. Длина 54,3 м по КВЛ. Ширина 8.53 м. Осадка 3,66 среднее м. 1 вал, 1 паровая машина, котлы овальные, 550 лс., 10 узлов, 88 человек, 4 х 1 — 120 мм/16 М1858-60 MLR).
Размещение заказов на частных верфях должно было поддержать французское судостроение в период экономических трудностей.
Девятка авизо 2-го класса была заложена в 1858-1860 годах, вступила в строй в 1859-1863 годах и несла службу во французских колониях с 1859 по 1883 год.
Устаревший деревянный корпус, интенсивная служба в тропических морях и проблемы с качеством на частных верфях не способствовали служебному долголетию.
«Ламотт -Пике» Lamotte-Picquet Военно-морской арсенал Шербур Arsenal de Cherbourg. Заложен 18 февраля 1858. Спущен на воду 18 мая 1859. Вступил в строй 24 ноября 1859/(январь) 1860. Списан 26 февраля 1881
«Котлогон » Coëtlogon Военно-морской арсенал Шербур Arsenal de Cherbourg. Заложен 21 апреля 1858. Спущен на воду 4 июня 1859. Вступил в строй 10 февраля 1860. Списан 2 ноября 1877
«Кюрье» Curieux Émile Cardon, Honfleur. Заложен июнь 1860. Спущен на воду 13 декабря 1860. Вступил в строй 13 февраля/июнь 1861. Списан 14 февраля 1879
«Диамант» Diamant Lucien Arman, Bordeaux. Заложен 15 декабря 1859. Спущен на воду 8 мая 1861. Вступил в строй 1 августа/15 октября 1861. Списан 7 мая 1878
«Лютен» Lutin Lucien Arman, Bordeaux. Заложен 15 декабря 1859. Спущен на воду 25 апреля 1861. Вступил в строй 1 августа/3 октября 1861. Списан 13 февраля 1868
«Линкс» Lynx Moulinié & Labat, Bordeaux. Заложен 1 декабря 1859. Спущен на воду 10 мая 1861. Вступил в строй 16 октября 1861/12 марта 1862. Списан 21 июня 1866
«Танкред» Tancrède Jean, Gustave & Arnaud Bichon, Bordeaux-Lormont. Заложен 1 декабря 1859. Спущен на воду 25 мая 1861. Вступил в строй 17 октября 1861/май 1862. Списан 21 июня 1866
«Адонис» Adonis Lucien Arman, Ajaccio. Заложен декабрь 1860. Спущен на воду 15 января 1863. Вступил в строй 18 июля/октябрь 1863. Списан 27 марта 1883
«Амфион» Amphion Lucien Arman, Ajaccio. Заложен декабрь 1860. Спущен на воду 9 мая 1863. Вступил в строй 12 октября 1863. Потерпел крушение 21 апреля 1866 года у Вера-Крус.
Водоизмещение нормальное 672 тонны, полное 736 тонн. Длина 54,55 м пвл, 56,5 п.п. м. Ширина 8.50 м. Осадка 3.82 м максимальная, 3,22 м средняя. . Глубина 2,76 м
Двигатели-паруса и одна паровая 2-цилиндровая машина (Mazeline в Lamotte-Picquet , Coëtlogon и Curieux (570 и.л.с.) ; 2-цилиндровый возвратный шатун FCM в других, 400 и.л.с.)., 2 трубчатых котла, 1 вал, 150 н.л.с.. Площадь парусов - 878 м2 или 1024 кв.ярда ( вооружение барка, потом шхуны). Максимальная скорость 7.9 - 11.25 узлов. Скорость на испытаниях : "Ламот-Пике": 13,15 узлов. Запас угля 100 тонн. Экипаж 65 человек
Вооружение- на 1860-2 х 1 — 163 мм/13 SBML (Адонис, Амфион: 4 х 1 — 121 мм/15 бронзовые полевые MLR), на 1862- 4 х 1 — 121 мм/15 бронзовые полевые MLR. на 1866-1-16см М1858-60 MLR, 2-12см MLR ( Диамант и Амфион ), на 1867-2–14 см № 1 MLR, 2–12 см бронзовый полевой MLR. на 1872-4-14см №2 MLR
Технические данные девяти кораблей немного отличались, и приведенные здесь данные в основном относятся к Lamotte-Picquet .
Деревянные корабли при стандартном водоизмещении 672 тонны и полном 736 тонн имели длину по ватерлинии 54,55 метра и максимальную 56,5, ширину 8,5 метра (по ватерлинии 8,3), а такде максимальную осадку 3,82 метра.
На трех кораблях ( «Ламот-Пике» , «Котлогон » и «Кюрье») стояли паровые машины производства Mazeline Frères ( Гавр ), на остальных шести- 2-цилиндровые машины от Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM). Запас угля на борту -100 тонн, скорость на испытаниях- под паром от 7,9 до 11,25 узлов. Площадь парусов составляла от 848 до 878 м², а экипаж 65-89 человек.
Вооружение ввиду развития технического прогресса часто обновлялось. В 1860–1862 годах оно состояло из двух 16-см гладкоствольных 30 фунтовых орудий. Потом вместо них поставили четыре 12-см бронзовые нарезные по системе Ла Хитте полевые пушки (12cm bronze field MLR). В 1866 году на «Диаманте» и «Амфионе» они были заменены одним 16-см конвертированным дульнозарядное нарезным бывшим 30-фунтовым (16cmM1858-60 MLR) и двумя 12-см дульнозарядными нарезные орудиями (12cm MLR).
В 1867 году вооружение было заменено на два дульнозарядных нарезных 14-см (14cm No.1 MLR) и два 12-см дульнозарядных бронзовых нарезных орудия(12cm bronze field MLR). В 1872 году были установлены четыре дульно-зарядных нарезных (14cm No.2 MLR) пушки калибра 14 см.
В целом авизо имели 2-4 орудия, после 1862 года новые нарезные либо переделанные из старых 18 и 30 фунтовок.
«Ламотт-Пике» после вступления в строй 24 ноября 1859 года служил во французских заморских владениях в Западной Африке до февраля 1863 года, в Южной Атлантике с августа 1864 года по август 1867 и с августа 1867 года по июль 1870 года в Индокитае и на Тихом океане. В апреле 1873 года, во время волнений в Испании, авизо эвакуировал 80 монахинь из Малаги в Оран . С января 1874 года по декабрь 1875 года «Ламотт -Пике» снова служил в составе Южно-Атлантической эскадры, затем с марта по октябрь 1877 года на станции Ньюфаундленд.
В мае 1878 года авизо был отправлен из Тулона на Таити ; по дороге он приняло участие в подавлении восстания канаков в Новой Каледонии, а на свою новую станцию в Папеэте он прибыл только в мае 1879 года. Здесь корабль служил до марта 1880 года. В июле 1880 года «Ламотт -Пике» вернулся в Лорьян. Вооружение было снято, а 26 февраля 1881 года корабль был исключен из списка действующих и затем использовался в Лорьяне в качестве баржи-плавучей казармы и штабного корабля для флотилии миноносцев. Окончательно он был выведен из эксплуатации и сдан на слом в 1892 году.
Авизо «Коэтлогон», стационер в Японии, оказался втянут в события Босинской войны. В апреле 1869 года авизо прибыл в Хакодате, принеся мятежникам сообщение о выходе в море имперского флота. На основании полученных данных французские инструкторы организовали неудачный налет флота Энамото на основные сил противника в заливе Мияко 5 мая 1869 года.
На «Коэтлогон» 9 июня сбежали французские советники, в том числе Жюль Брюне, руководившие флотом республики Эдзо в битве при Хакодате в 1869 году, со всем своим персоналом, ранеными, японским слугой, двумя французскими миссионерами и господином Фабром, французским торговцем.
«Линкс» принял активное участие в захвате Индокитая. «Линкс» в августе 1883 года в составе эскадры адмирала Курбе (броненосцы «Байяр» и «Аталанте», крейсер II ранга «Шаторено», транспорт «Аннамит», канонерка «Драк», а также два авизо - «Линкс» и «Ла Випер») прикрывал высадку десанта при штурме вьетнамской крепости Туан-Ан. Исход десантной операции решил артиллерийский обстрел с авизо «Линкс» и «Ла Випер».
К вечеру вьетнамцев все еще контролировали Южный форт. Чтобы покончить с ним, авизо «Линкс» и «Ла Випер» прорвали боновое заграждение и вошли в русло реки. Канонерки открыли мощный огонь по форту, их поддержали большие корабли. Ответный огонь вьетнамцев постепенно ослаб и вскоре прекратился. На рассвете французские солдаты ворвались в форт, но он был пуст, вьетнамские войска ушли, французам был открыт путь в верховья Ароматной реки (Sông Hương).
Туан-Ан был захвачен. В бою погибли генерал Ле Чуан и командир гарнизона цитадели Ле Си. Старшие офицеры Лам Хоан и Тран Тхук Нхан покончили жизнь самоубийством, погибло около 600 вьетнамцев, 2000 были ранены. Французы имели всего около десятка раненых.
«Танкред» служил в составе Дальневосточной эскадры, здесь он принял участие в международной операции против Симоносеки в 1863 году.
В июле 1861 года мексиканский президент Хуарес ввел двухлетний мораторий на выплату процентов по западным кредитам, в том числе французским. В результате французского вторжения была создана Вторая Мексиканская империя (1864-1867) во главе с императором Максимилианом. Французский флот блокадой и бомбардировками портовых городов участвовал в оккупации страны французами. Флота у мексиканцев не было, но французы потери на море тем не менее несли.Авизо «Амфион» 21 апреля 1866 года сел на мель возле мексиканского Вера-Крус и затонул.
Качество изготовления корпусов Lutin, Lynx и Tancrede оказалось настолько низким, что эти три корабля пришлось сдать на слом уже в 1866–1868 годах. Tancrede подвела древесина, заготовленная вне сезона при эксплуатации в тропиках, Lynx все время мучилась с котлами, а Lutin не пережил долгих командировок в жаркие страны (с февраля 1862 по октябрь 1867 года, за исключением первой половины 1865 года). Lutin в мае 1868 года был списан из флота, но остался в порту как халк. В феврале 1871 года переименован в «Абей», но в том же году списан окончательно, на разбор.
Механизмы их были использованы на других авизо. Машину Lutin пристроили на Boursaint (1872 год, 750 тонн), машина Tancrede досталась D'Entrecasteaux и, вероятно, механизмы Lynx установили на Bruat (1867 год, 677 тонн).
Coëtlogon , Curieux и Diamant были списаны в 1879 году. Дольше всех, несмотря на отсутствие опыта у корсиканской верфи, прослужил Adonis, который в качестве халка (блокшив) трудился в Рошфоре до 1907 года.
Во французском флоте почти постоянно присутствует корабль, названный в честь адмирала XVIII века Туссен – Гийом Пике де ла Мотт- «Ламотт -Пике». Помимо упомянутого авизо это еще четыре корабля- береговой паром типа «Хамлен» ( построен в « Шантье - де -ла- Луар » и спущен на воду 26 сентября 1919 года, переименован в «Адур » 26 июня 1922 года, в «Альфред де Курси» в 1924 году. С 1934 года корабль обеспечения. 700 тонн ; длина 51,25 м , ширина 7,90 м , ширина 4,25 м ; 1 90 - мм орудие ; 1200 л.с .; 12 узлов ; 2 котла ; 2 оф . + 25 матросов ); головной легкий крейсер отмененной серии (1912); легкий крейсер «Ламот - Пике» типа «Дюге - Труэн» (1923, герой сражения при Ко - Чанге. Потоплен в январе 1945 года авиацией США); противолодочный фрегат типа F70 «Ла Мотт - Пике».
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам