Найти тему
Морская коллекция

Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".

К середине 30-х годов у французских адмиралов было две головные боли-стремительно создающая флот гитлеровская Германия( карманные линкоры,"Шарнхорсты" и "Бисмарки") и активно модернизирующая Марину фашистская Италия ("Литторио","Витторио Венето").

*Марина-итальянские ВМС

Для парирования угрозы на Севере для начала было достаточно "Дюнкерка" и "Страсбурга",а вот на Средиземном море современных линкоров у французов не было...

Так как французская школа предпочитала относительно небольшие,но быстроходные и хорошо вооруженные суда,то выбран был проект с весьма оригинальной компоновкой-две четырехорудийные башни в носовой части. К тому же новые французские 380 мм пушки были превосходны.

Плюсы-компактность,экономия веса,полный залп вперед и на оба борта,уменьшенная зона под защиту броней,экономия веса башен(две вместо четырех),удобный запуск гидросамолетов с кормовой части.

Но были и минусы- повышенная уязвимость близкорасположенных орудий главного калибра,мертвая зона для обстрела со стороны кормы(около 50 градусов).

Только с итальянцами новым линкорам воевать не довелось.Основными их противниками стали англичане и американцы.

-2

Всего построено два корабля типа "Ришелье",еще один был недостроен,а четвертый-"Гасконь"-модернизированный-так и остался в проекте.

"Ришелье» (Richelieu)

 заложен22.10.1935, спущен на воду 17.01.1939 г., вошёл в строй 15.07. 1940 г. 16 января 1968 его продали на слом .

"Жан Бар" (Jean Bart)

заложен 12.12.1936, спущен на воду 6.03.1940 г., вошёл в строй 16.01.1949 г. В 1970 утилизирован

«Клемансо»  (Clemenceau)

заложен 17.01.1939, не достроен, секция корпуса выведена из дока в июне 1943 г. и превращена в понтон,в августе 1944 уничтожена авиацией союзников

Итак, "Ришелье» (Richelieu)

Водоизмещение 37832 / 44708  т.(стандартное/полное), длина/ширина/осадка 242 / 33,1 / 9,17 м. Двигатели-4 турбины Парсонса, 150 000л.с.
.Скорость хода 31,5  узла, Дальность плавания 10000 миль(при 12 узлах),Экипаж1564 чел.

Бронирование -Главный пояс — 330 мм;
переборка — 30…50 мм;
главная палуба — 150…170 мм;
нижняя палуба — 40…50 мм;
башни ГК 430 мм (лоб), 300 мм (бок), 170—195 мм (крыша);
барбеты — 405 мм;
орудийные башни 152-мм орудий — 115 мм (лоб), 70 мм (борт, крыша);
рубка — 340 мм

Вооружение-

2 × 4 — 380-мм/45 орудий Modèle 1935.

3 × 3 — 152-мм/55 орудий Modèle 1930.

6 × 2 — 100-мм/45 орудий Modèle 1930

4 × 2 — 37-мм/50 орудий Modèle 1925/1933

4 × 4 — 13,2-мм пулеметы Hotchkiss M1929.

Противолодочное вооружение

  • 2 бомбосбрасывателя Mark 6 × 15 ГБ.

Авиагруппа

  • 2 катапульты; 3 гидросамолёта Loire 130.

Где то на Ривьере...
Где то на Ривьере...

Знаменитые французские трубы-все ради скорости
Знаменитые французские трубы-все ради скорости

-5
"Ришелье" заходит в Нью-Йорк
"Ришелье" заходит в Нью-Йорк

"Жан Бар" после модернизации ,1955
"Жан Бар" после модернизации ,1955
Возможно где то рядом с пирамидами,"Жан Бар",1956
Возможно где то рядом с пирамидами,"Жан Бар",1956
-9
-10

-11

Многие специалисты считают тип "Ришелье" самым совершенным и сбалансированным линейным кораблем в истории. По огневой мощи он уступал только "Ямато" и американской "Айове",примерно соответствовал "Бисмарку",по скорости отставал только от американца.

При этом имел отличное бронирование и небольшие габариты. К тому же корабли чертовски красивы как любое совершенное творение рук человеческих.

В полную мощь показать себя в бою линкорам этого типа не удалось-слишком поздно они вступили в строй,да и судьба Франции в тот момент петляла совершенно замысловатыми зигзагами. Достаточно того-что почти все полученные боевые повреждения корабли получили от союзников-англичан и американцев.

"Ришелье" вступил в строй уже после капитуляции Франции. 23 июня 1940 он встретил в Дакаре. С июля по сентябрь 1940 "Ришелье" вместе с другими кораблями отразил несколько атак бывших союзников-англичан ,получил повреждения и встал на ремонт.С ноября 1942 он по приказу адмирала Дарлана присоединился к союзникам и 30.01.1943 отправился в Нью-Йорк на ремонт и модернизацию. К моменту завершения работ нормальное водоизмещение Richelieu увеличилось до 43957 тонн, а полное - 47728 тонн. Осадка также выросла при полном водоизмещении с 9,9 до 10,68 метров. Вооружение было усилено - восемь 381-ММ/45 орудий (2x4), девять 152-ММ/55 (3x3), 12 100-мм/45 (6x2), 56 40-мм автоматов (14x4) и 50 20-мм автоматов (50x1).

Уже к концу 1943 в составе Гранд Флита линкор гонялся за германскими крейсерами,а весной 1944 перешел в Индийский океан-на базу Коломбо-активно действовал против японцев и даже чуть не потопил японский тяжелый крейсер.

С 1.04.1949 был выведен в резерв и в 1968 пошел на слом.По иронии судьбы ломали его итальянцы....

"Жан Бар" поражение Франции встретил еще в доке в Сен-Назере. Буквально в последний момент корабль удалось поставить на ход и установить несколько орудий. "Жан Бар" вышел в море когда немецкие танки были уже под городом,пережил налет немецкой авиации и получил прямое попадание. Тем не менее ему удалось удачно добраться до Касабланки-где уже в ноябре 1942 вступил в бой с англо-американской эскадрой,пытавшейся уничтожить флот вчерашнего союзника.10 ноября после прямых попаданий двух полутонных бомб лег на грунт и уже вечером сдался бойцам "Свободной Франции". Подняли его после войны,достроили и официально ввели в строй в 1949-хотя полное дооснащение завершено было только в 1955.

Линкор участвовал в Суэцком кризисе 1956,с 1957 в резерве,а в 1970 передан тем же итальянцам на разбор.

Кораблям повезло гораздо больше,чем большинству французского флота,бесславно затопленного в Тулоне. Но это совсем другая история...

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам