Развитие броненосных флотов, появление вследствие гражданской войны в США первых броненосцев во флотах третьеразрядных держав, первая броненосная кругосветка от испанской "Нуманции" и ее участие в колониальной войне в Южной Америке (Первая Тихоокеанская) заставили командование французского морского флота задуматься о необходимости броненосцев для службы в колониях. Франция не обладала такой разветвленной системой баз, угольных станций и ремонтных доков как Британия, поэтому французские адмиралы сделали ставку на непосредственную службу броненосцев в колониях.
Исходя из поставленных задач и потенциальных возможностей противников, французам требовалось значительное количество более легких и дешевых броненосцев для колониальной службы.
Концепция колониального броненосца или, как французы его тогда называли, броненосного крейсера или броненосного корвета была создана Дюпюи де Ломом после постройки в 1865 году броненосного корвета Belliqueuse с инновационным размещением части артиллерии главного калибра во вращающихся установках на барбетах, обеспечивающим увеличение угла обстрела по сравнению с казематами батарей, а также возможность увеличения угла возвышения орудий с соответствующим ростом дальности.
Колониальные броненосцы ака броненосные корветы предназначались для службы в колониях и на отдалённых станциях в Индийском и Тихом океанах. Небольшие, дешёвые и простые в эксплуатации корабли хорошо подходили для службы в условиях слаборазвитой инфраструктуры отдалённых станций. Дюпюи де Лом считал такие корабли эффективными против небронированных крейсерских эскадр, посягающих на французские колонии. а также для подавления противодействия колонизуемых стран, обладающих небольшим современным флотом.
Головной броненосец серии получил название «Альма», в честь сражения в ходе Крымской войны в 1854 году на реке Альма, где англо-французскому десанту удалось заставить отступить русские войска. Всего было заложено в 1865 году семь кораблей. Alma , Armide , Jeanne d'Arc и Thetis были спущены на воду в 1867 году, а Atalante , Montcalm и Reine Blanche в 1868 году.
Армида — вымышленный персонаж сарацинской волшебницы , созданный итальянским поэтом позднего Возрождения Торквато Тассо .
Жанна д'Арк (ок. 1412 - 30 мая 1431) - покровительница Франции, почитаемая как защитница французской нации. за ее роль в осаде Орлеана и ее настойчивое требование коронации Карла VII Франции во время Столетней войны
Луи-Жозеф де Монкальм-Грозон, маркиз де Монкальм де Сен-Веран ( 28 февраля 1712 - 14 сентября 1759) был французским полководцем, наиболее известным как командующий войсками в Северной Америке. во время Семилетней войны
Бланка Кастильская ( 4 марта 1188 — 27 ноября 1252) была королевой Франции в браке с Людовиком VIII . Она дважды выступала в качестве регента во время правления своего сына Людовика IX : во время его несовершеннолетия с 1226 по 1234 год и во время его отсутствия с 1248 по 1252 год
Фетида — фигура из греческой мифологии с различными мифологическими ролями. В основном она появляется как морская нимфа , богиня воды и одна из 50 нереид , дочерей древнего морского бога Нерея
Атала́нта — имя героини древнегреческой мифологии, рассказ о которой имеет несколько версий. Иногда различали двух Аталант: аркадскую и беотийскую (жену Гиппомена). Мифы об обеих Аталантах часто смешиваются и находятся в связи с представлениями об Артемиде.
Как было принято во французском судостроении, корабли были построены из дерева и обшиты плитами железной брони. Серийное строительство серийных кораблей Франция тогда не могла себе позволить, да и колониальным броненосцам деревянные корпуса в колониях ремонтировать было гораздо проще.
Для увеличения дальности плавания в условиях неразвитой инфраструктуры на броненосцах сохранили парусный рангоут.
Проект, созданный на основе новаторского Belliqueuse, представлял собой броненосец с центральной батареей. Первоначальная версия двухпалубной батареи с четырьмя 194 мм на одной и четырьмя 164 мм орудиями на другой, уступила место шестиорудийной схеме, с четырьмя 194 мм на орудийной палубе и двумя пушками в барбетах на спонсонах наверху. Высота батареи варьировалась от 1,7 м до 2,1 м.
Просчитывали даже четыре барбета, но нагрузка оказалась слишком велика для небольшого корабля.
Броненосцы были построены в 1865-1870 годах на верфях в Шербур-Октевиль, Рошфор, Тулон и Лорьян.
«Альма» «Alma» Arsenal de Lorient. Заложен 1 октября 1865 г. Спущен на воду 26 ноября 1867 г. Введен в эксплуатацию 1870(1869) г. Халк с 1886 года. Продан в мае 1893 года
«Армида» «Armide» Arsenal de Rochefort Заложен 1865 г. Спущен на воду 24 апреля 1867 г. Введен в эксплуатацию 20 июля 1870 г.( или 1867-1868). Использовался как мишень для артиллерийских испытаний, 1886 г. Списан 1887
«Аталанте» «Atalante» Arsenal de Cherbourg Заложен Июнь 1865 г. Спущен на воду 9 апреля 1868 г. Введен в эксплуатацию 1869 г. Списан в 1887 году в Сайгоне; впоследствии затонул
«Жанна д'Арк» «Jeanne d’Arc» Arsenal de Cherbourg Заложен 1865 г. Спущен на воду 28 сентября 1867 г. Введен в эксплуатацию 1869(1868) г. Выведен из эксплуатации 1 января 1876 г., повторно введен в эксплуатацию 12 апреля 1879 г. Списан 28 августа 1883 г.
«Монкальм» «Montcalm» (ex-«Эндиенн» («Indienne»), переименован в 1868 году) Arsenal de Rochefort Заложен 26 октября 1865 г. Спущен на воду 16 октября 1868 г. Введен в эксплуатацию 1870(1869) г. Списан 2 апреля 1891 г.
«Рейн Бланш» «Reine Blanche» Arsenal de Lorient Заложен 1865 г. Спущен на воду 10 марта 1868 г. Введен в эксплуатацию 1870 (1869)г. Списан 12 ноября 1884 г. (1886)
«Тетис» «Thetis» Arsenal de Toulon Заложен 1865 г. Спущен на воду 22 августа 1867 г. Введен в эксплуатацию 1869 (1868) г. Халк после 1885 года Списан 1895
Водоизмещение нормальное 3569-3889 тонн(3513–3828 длинных тонн) (Фетида 3513, Монкальм 3828). Длина по ватерлинии 68,75-69,03 м. Ширина по мидельшпангоуту 13,94-14,13 м. Осадка 6,26-6,67 м.(среднее)
Бронирование- главный пояс - 150 мм (железная кованая броня); каземат - 120 мм; барбеты - 100 мм; переборки- 120 мм
Двигатели-горизонтальная паровая машина, 1585-1896 л.с., 4 овальных котла, 1 вал. Парусное вооружение-барк. Скорость хода 11-11,9 узлов. Уголь 250 тонн. Дальность 1310-1620 миль на 10 узлах. Экипаж 316 человек.
Вооружение- 6 × 194-мм/19 нарезных казнозарядных пушек Mle 1864 (М1864/66). 4 × 120-мм нарезных орудия. Таран.
Броненосные корветы типа «Альма» были довольно скромных размеров, максимум 3889 тонн. Корпус классического французского образца- с сильно заваленными бортами и выдающимся массивным тараном из кованого железа длиной 2,7 метра. Все корабли строились по одному проекту, но отличались и размерениями ( длина 68,75–69,03 метра между перпендикулярами , с ширина 13,94–14,13 метра, средняя осадка 6,26–6,66 метра) и водоизмещением 3 569–3 889 метрических тонн (3 513–3 828 длинных тонн ).
Деревянный корпус корабля по ватерлинии был обшит плитами кованой железной брони толщиной в 150 миллиметров и высотой 2,4 метра. Это было стандартным бронированием для тогдашних броненосцев.
Выше полного главного пояса бронирование получила только центральная батарея- ее защищали 120 мм плиты. Батарея замыкалась траверсами той же толщины. Расположенные над батареей барбетные установки бронировались 100 мм железными плитами на 240 мм тиковой подкладке.
Остальной борт не бронировался, но во избежание возгорания обшивался 15 мм листами железа.
Броненосцы получили по одной паровой машине с горизонтальным возвратным шатуном ( «Альма»- Mazeline), работавшей на один гребной винт, мощностью до 1896 л.с. На нее работало четыре овальных котла Крезо. Максимальная скорость составляла 11 узлов, запаса угля хватало на 3000 км экономичного 10-узлового хода, корабли также несли парусное вооружение трехмачтового барка с площадью парусов 1338–1454 квадратных метра.
Вооружение кораблей состояло из шести 194-миллиметровых нарезных казнозарядных орудий, четыре из которых стояли в центральной батарее. Еще две пушки были установлены в барбетах на крыше батареи, на спонсонах .Они обеспечивали погонный и ретирадный огонь.
Сами пушки Model 1864 предназначались в основном против деревянных кораблей и не обладали заметной бронебойностью. Еще четыре 120-мм пушки стояли побортно на верхней палубе.
О полной модернизации вооружения достоверно известно только насчет головного корабля- «Альма». У него в 70-е годы демонтировали все старые 194 мм пушки, заменив их на более новые орудия 194 мм/20 М1870.
Бронебойный снаряд Mle 1870 весил 165,3 фунта (75 кг), а сама пушка весила 7,83 длинных тонны (7,96 тонн). Снаряд с начальной скоростью 530 м/с пробиваль условную броню из кованого железа толщиной 12,5 дюймов (320 мм) на дульном срезе. Орудия могли стрелять шрапнелью и разрывными снарядами.
Кроме того при модернизации были дополнительно установлены 4 х 1 — 139 мм/21 М1870 или 4 х 1 — 120 мм/25 М1870, 8 х 5ствольных револьверных скорострелок 37 мм/17 Гочкис.
К 1886 году на «Монкальме» четыре 120-мм орудия заменили на шесть 100-мм скорострельных и добавили восемь 37-мм револьверных пушек.
Все семь малых броненосцев успели к началу франко-прусской войны 1870-1871 годов. Три броненосца («Тетис», «Жанна Д’Арк» и «Армид») в составе Северной эскадры адмирала Буэ-Вильоме блокировали балтийские порты Пруссии до 16 сентября 1870 года.
«Монткальм», «Аталанта» и «Рейн Бланш», в составе эскадры адмирала Фуришона совершившие переход со Средиземного моря, патрулировали воды Северного моря. «Монткальм» затем, преследуя германский небронированый корвет «Августа», укрывшийся от преследующих его французских кораблей в Виго, перешёл в Бискайский залив.
«Альма», в начале войны отправленная на Дальний Восток, блокировала в Йокогаме германские корветы «Грета» и «Медуза».
Сделали все, что смогли, на генеральное сражение прусский флот так и не явился. Торговые коммуникации Франции защитить удалось, лишь «Августа» успела захватить три французских торговых парохода.
После войны корабли, в основном, несли службу на отдалённых станциях, прерываясь на ремонт в метрополии и периоды вывода в резерв.
Во время Второй карлистской войны в Испании 1872—1876 года, «Тетис», «Жанна Д’Арк» и «Рейн Бланш» патрулировали испанские воды, защищая французских граждан в Испании. В ходе патрулирования броненосцы периодически становились участниками аварий.
«Жанна Д’Арк» в 1875 году случайно протаранила и потопила посыльное судно «Форфайт», а «Тетис» 3 июля 1877 года столкнулся с «Рейн Бланшем», который во избежание потопления был вынужден выброситься на отмель. Оба корабля остались в строю.
В 1881 году три броненосца этого типа участвовали в захвате Туниса ( в т.ч.«Рейн Бланш» и «Альма»).
В 1880-х годах корабли начали выводиться из состава флота после интенсивной эксплуатации в тёплых водах, что серьезно износило деревянные корпуса. В 1883—1887 году пять из семи кораблей были списаны, «Армид» был расстрелян на учениях в 1886 году. Два оставшихся, «Монткальм» и «Альма», были списаны, соответственно, в 1891 и 1895 годах.
«Альма» начал ходовые испытания 24 августа 1869 года, затем с Лорьяна перешел в Брест, где прошел докомплектование. В 1870 году он вступил в строй и был назначен флагманом Китайской эскадры под командованием контр-адмирала Дюпре. 15 июня 1870 года корабль покинул Брест и уже с середины декабря и до конца войны блокировал в Йокогаме прусские корветы «Герта» и «Медуза».
«Альма» 24 августа 1871 года пережила тайфун в Йокогаме. В мае 1872 года броненосец столкнулся со шведским барком «Сиам» в китайском Усуне. «Сиам» затонул, а поврежденная «Альма» была вынуждена выброситься на берег.
1 августа 1872 года его сменил на службе броненосец «Белликез», а поврежденный корабль 16 января 1873 года прибыл в Тулон.
Корабль вошел в Эволюционную эскадру 8 октября 1873 года. С 1876 по 1881 год он находился в резерве в Шербуре. После вступления в строй 1 марта 1881 года он был направлен в Левантскую эскадру.
В Алжире, французской колонии на тот момент, было неспокойно. Тунисский бей то ли поощрял, то ли не мог остановить набеги племён кумиров на французские колониальные владения в Алжире.Правительство Третьей республики решило кардинально решить проблему и захватило Тунис.
С 6 по 16 июля 1881 года броненосец бомбардировал тунисский порт Сфакс во время французской оккупации Туниса.
Броненосец перевели в резерв в Шербуре 8 января 1883 года. Его списали 12 марта 1886 года, но продать удалось лишь в мае 1893 года за 129 000 франков.
«Армида» вышел на ходовые испытания 5 октября 1867 года и сразу после постройки был выведен в резерв в Бресте. 20 июля 1870 года его вернули в строй и определили в Балтийскую эскадру во время франко-прусской войны. 16 сентября эскадра получила приказ вернуться в Шербур. 1 ноября броненосец вернули в резерв, но 12 января 1871 года вернули в строй и отправили блокировать прусский корвет "Аркона" в Лиссабоне на время войны. После войны корабль перевели на Средиземное море, где он оставался до 1873 года.
«Армиду» выведели из эксплуатации 28 октября 1873 года в Тулоне, а ее вооружение сократили до шести орудий. Вновь он встал в строй в качестве флагмана Левантской эскадры 25 августа 1874 года. В 1875-1877 годах он вновь был в резерве. В 1877 году он стал флагманом Китайской эскадры под командованием контр-адмирала Дюбуркуа и покинул Брест 17 января 1878 года. 22 января 1880 года в Сингапуре его сменил однотипный «Тетис».
Вернувшийся во Францию броненосец вывели в резерв в Тулоне 17 марта 1880 года и списали 25 октября 1882 года.
Корабль стал мишенью на артиллерийских стрельбах в марте 1886 года, его наполнили водонепроницаемыми бочками, чтобы не затонул раньше времени. Его обстреляла группа французских броненосцев с дистанции до 5000 метров (5500 ярдов); потом его отбуксировали обратно в порт, чтобы изучить последствия попадания снарядов.
«Аталанте» начал ходовые испытания 1 апреля 1869 года, а 11 июля 1869 года вошел в резерв в Бресте. Броненосец ввели в строй 23 февраля 1870 года и первоначально включили в Эволюционную эскадру. В июле 1870 года, когда началась франко-прусская война, корабль перевели в Северную эскадру. «Аталанте» даже успел перекинуться парой снарядов с прусским «Арминиусом» в августе 1870 года. «Аталанте» вернулся в резерв в ноябре 1870 года, но уже в следующем году был повторно введен в строй.
1 июля 1872 года он стал флагманом Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала барона Руссена. 14 августа «Аталанте» отправился из Лорьяна в Тихий океан.
8 августа 1873 года «Аталанте» встал на ремонт в док Фицрой на верфи Какаду-Айленд в австралийском Сиднее. На тот момент это было самое большое судно, поставленное в сухой док в гавани, и первый броненосец, пришвартовавшийся в южном полушарии.
Он вернулся 27 февраля 1874 года и был переведен в резерв. Повторно его ввели в строй 28 декабря 1875 года в качестве флагмана Китайской эскадры под командованием контр-адмирала Верона. Он покинул Лорьян 10 января 1876 года, но вернулся 16 мая 1878 года. Следующие четыре года корабль провел в резерве, прежде чем 3 июля 1882 года был повторно введен в строй для службы в дивизии Кохинхина ( Division navale de Cochinchine ).
«Аталанте» попал в новую Тонкинскую береговую дивизию ( Division navale des Côtes du Tonkin ) после ее формирования в 1883 году. 18–21 августа 1883 года броненосец участвовал в битве при Туан Ане.
Тогда французы атаковали вьетнамские форты, защищающие устье Ароматной реки, ведущей к вьетнамской столице Хуэ. Надо было запугать вьетнамское правительство и заставить принять французский протекторат над Тонкином. Французским командующим вице-адмиралом Амеде Курбе «Аталанте» был назначен бомбардировать Северный форт. Французские корабли находились вне досягаемости устаревших пушек вьетнамцев. После двухдневного обстрела форт захватил десант с корабля. Потери вьетнамцев составили около 2500 человек убитыми и ранеными, французы потеряли только несколько человек, незначительные повреждения получили броненосец "Баярд" и канонерка «Випер».
Прапорщик Луи-Мари-Жюльен Вио, участвовавший и в бомбардировке и в десанте, написал несколько статей с описанием этих событий. Под псевдонимом Пьера Лоти они были опубликованы в газете «Фигаро».
Великая бойня началась. Наши люди давали двойные залпы, и было приятно видеть, как их потоки метких пуль, уверенно и методично, два раза в минуту по команде, кромсали ряды противника... Мы видели несколько человек, совершенно не в своей тарелке. их чувства, вставая, охваченные головокружительным желанием бежать... Они ходили зигзагами, виляя туда-сюда, пытаясь убежать от смерти, комично обхватывая свою одежду вокруг талии... Потом мы развлекались подсчитав погибших... - Пьер Лоти, «Три дня войны в Аннаме », отрывок.
Корабль был приписан к Дальневосточной эскадре ( escadre de l'Extrême-Orient ) под командованием адмирала Курбе, образованной путем объединения Тонкинской береговой и Дальневосточной дивизий в июне 1884 года. Французы создавали морской ударный кулак против Китая.
В начале сентября 1884 года «Аталанте» находился в Хюэ, 23 сентября на нем адмирал Курбе отправился в тайваньский Килунг.
В 1885 году броненосец перевели в резерв прямо в Сайгоне, в 1887 году его списали. Он прогнил настолько, что за «одну ночь затонул и постепенно утонул в грязи».
«Рейн Бланш» начал ходовые испытания 15 апреля 1869 года и после их завершения был переведен в резерв в Бресте. После войны его вновь ввели в строй в июле 1871 года в качестве флагмана второго дивизиона Эволюционной эскадры.
Во время Кантонального восстания в Испании броненосец обеспечивал защиту французских граждан на испанской территории. С 1 февраля 1876 до апреля 1877 года корабль вновь находился в резерве.
3 июля 1877 года корабль был случайно протаранен «Тетисом» у Иль-д'Йер , Вар и ему пришлось выброситься на берег, чтобы не затонуть. Но броненосец удалось вернуть в строй. В 1878 году он снова оказался в резерве. Вернули его 15 апреля 1879 года для службы в Левантской эскадре. С 5 по 16 июля 1881 года «Рейн Бланш» бомбардировал тунисский порт Сфакс в ходе французской оккупации Туниса.
20 января 1884 года корабль назначили флагманом Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Франке, но уже 22 мая 1884 года он вернулся в Шербур с изношенными котлами и разваливающимся корпусом. Его списали 12 ноября 1884 года.
«Монткальм» начал ходовые испытания 16 июня 1869 года, а затем был отправлен в Средиземное море до мая 1870 года. Во время франко-прусской войны он захватил немецкий барк . Он также блокировал прусский корвет "Аркона" в португальских водах.
Большая часть дальнейшей карьеры корабля прошла за границей, либо в китайских водах, либо в Тихом океане.
Он совершил круиз по Северной и Южной Атлантике, прежде чем был переведен в резерв 1 августа 1871 года в Шербуре. Вновь войдя в строй 20 октября 1873 года, он отправился 5 января 1874 года в Китай, чтобы сменить броненосный корвет "Belliqueuse" в качестве флагмана Китайской станции. «Монткальм» вернулся в Шербур 20 мая 1876 года и с 1878 по 1880 год был в резерве. В 1882 году он стал флагманом Тихоокеанской дивизии под командованием контр-адмирала Ландольфа. Вернулся в Шербур он в 1884 году и оставался там до 2 апреля 1891 года, когда был списан.
«Тетис» начал ходовые испытания 1 мая 1868 года и в следующем году был переведен в резерв в Бресте. Его ввели в строй 20 июля 1870 года для участия во франко-прусской войне и включили в Северную эскадру.
После войны в 1871 году корабль был передан в состав Эволюционной эскадры, а в следующем в состав Левантской эскадры.
Во время Кантональной революции в Испании «Тетис» и однотипный «Рейн Бланш» провели большую часть сентября – октября 1873 года в порту Картахены, где базировался Кантоналистский флот и корабли могли защищать французских граждан. После 31 октября 1875 года, когда броненосный фрегат «Маджента» загорелся и взорвался в Тулоне, «Тетис» стал временным флагманом вице -адмирала Розе.
1 марта 1876 года корабль вывели в резерв, но 18 апреля 1877 года вернули для службы в Эволюционной эскадре.
3 июля 1877 года он случайно протаранил «Рейн Бланш» в испанских водах, «Рейн Бланш» пришлось выброситься на берег, чтобы не затонуть.
Броненосец находился в резерве с 1878 по 1881 год, хотя планировалось его использовать в качестве флагмана Тихоокеанской эскадры. На этом посту его подменил «Монткальм».
Когда 8 октября 1885 года он был назначен флагманом контр-адмирала Марка де Сен-Илера и корабль все-таки отправили на Тихий океан, у него по дороге в районе Мадейры отвалился гребной винт, и в Шербур пришлось возвращаться под парусом. Там адмирал пересел на крейсер Champlain, а «Тетис» в конечном итоге отправился в Нумеа на Новой Каледонии в качестве халка (стационарного корабля-блокшива).
«Жанна д'Арк» начал ходовые испытания 9 марта 1868 года и был выведен в резерв в Бресте в 1869 году. Он был введен в строй 12 апреля 1870 года, незадолго до войны с Пруссией. С началом войны он вошел в Северную (Балтийскую) эскадру.
Броненосец 1 августа 1873 года находился в Малаге. 21 июля 1875 года «Жанна д'Арк» принял участие в военно-морских учениях с участием шести броненосцев ( «Маджента» в качестве флагмана и пять броненосцев класса «Альма» , включая «Жанну д'Арк») и ряда малых кораблей в Тирренское море у восточного побережья Корсики. Броненосцы двигались в прекрасную погоду со скоростью 8 узлов двумя параллельными колоннами: одну колонну возглавлял «Маджента», за ним шли «Жанна д'Арк» и «Рейн Бланш», а «Армида» вел другую колонну, с «Тетис» и «Альма».
В 12-00 командовавший эскадрой адмирал приказал винтовому корвету «Форфе», действовавшему как посыльное судно, пройти за кормой «Мадженты» для получения приказов. Пытаясь разместить свой корабль в колонне между «Маджента» и «Жанна д'Арк», командир «Форфе» неправильно рассчитал дистанцию, и «Жанна д’Арк» врезался в борт «Форфе» всем своим 90-футовым тараном.«Форфе» затонул 14 минут спустя, его команда из 160 человек благополучно добралась до лодок; командир остался на мостике тонувшего корвета, но тоже был спасен.
3 декабря 1875 года «Жанна д'Арк» стал флагманом контр-адмирала Бони, но 1 января 1876 года корабль перевели в резерв в Бресте. Вновь введен в строй он был 12 апреля 1879 года для службы в Левантской эскадре.
Корабль был списан 28 августа 1883 года, о нем больше ничего не известно..
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам