Дредноуты типа "Курбэ" прослужили Франции более 40 лет,прошли с ней две мировые войны ,полностью разделив с ней триумф первой и горечь поражения во второй.
К началу Первой мировой в строй вступили три дредноута,третий-прямо 1 августа 1914 . А до войны мощные корабли, живое олицетворение морской силы Франции, облюбовал в качестве своеобразных “яхт” президент. Раймон Пуанкаре. В июне 1913 года на "Курбэ" он посетил Англию, а год спустя, в июле 1914 года,"Франс" (еще не вступивший в строй !!!)и "Жан Бар" составили специальную “президентскую дивизию”, взявшую курс на Кронштадт. Празднества и демонстрация русско-французского единства в столице России прошли на “отлично ,но в воздухе уже запахло войной, "Франс" был небоеготов и эскадра спешно покинула Балтику мимо негостеприимного германского берега. Эвакуация прошла успешно.
5 января 1914 года новый командующий французским флотом вице-адмирал Буэ де Лапейрьер перенес свой флаг с «Вольтера»(броненосец типа "Дантон") на «Курбэ», сделав его своим флагманом.
Согласно предвоенного плана Антанты зоной ответственности французского флота в случае войны с Германией становилось Средиземноморье.Основным противником считался австро-венгерский флот, в составе которого находилось три дредноута и шесть броненосцев, не уступавших французским «дантонам» и «демократи». Не ясна была позиция Италии, которая колебалась в своем выборе и могла в любой момент преподнести неприятный сюрприз в виде трех дредноутов и шести броненосцев. Но главную опасность для французских транспортов с войсками представляла немецкая Средиземноморская дивизия в составе линейного крейсера «Гебен» (флаг вице-адмирала Сушона) и легкого крейсера «Бреслау», оперирующая на Средиземном море с 1913 года.
В итоге все дредноуты французского флота сосредоточились на Средиземном море,переместившись с Тулона на базирование на Мальту,а после отжатия греческих островов в 1916-на Корфу.
Единственной активной операцией французского флота явился рейд к черногорскому побережью на борьбу с австрийским флотом,закончившийся весьма скромным сражением при Антивари в августе 1914 года, во время которого французский флот потопил старый австрийский легкий крейсер «Зента».Это был единственный случай за всю войну, когда французские дредноуты вступили в бой с кораблем противника. После того, как в Отрантском проливе 21 декабря 1914 года австрийская подводная лодка U-12 торпедировала "Жан Бар",они вообще старались баз не покидать. Линкор отделался легко, приняв всего 750 т воды и самостоятельно дойдя до Мальты. В 1915 с вступлением в войну Италии на стороне Антанты, положение дел на Средиземном Море значимо изменилось в пользу Англии и Франции — вместе французский и итальянский флот обладали значительным превосходством над австрийским. В 1916 после того как силы Антанты заняли ряд островов нейтральной на тот момент Греции, французские корабли переместились на более удобные передовые позиции на Корфу; их экипажи при этом были сильно сокращены, в связи с потребностью в обученных моряках и офицерах для формирования экипажей противолодочных кораблей. До конца войны дредноуты типа «Курбэ» более не приняли участия в боевых операциях.
"Франс» и «Жан Бар» в 1919 действовали на Черном Море, поддерживая интервенцию Антанты в охваченную гражданской войной Россию. В апреле 1919 моряки этих дредноутов (служившие без перерыва с 1914 года) подняли восстание, возмущенные отсутствием демобилизации. Мятеж удалось погасить только после того, как командующий эскадрой вице-адмирал Жан-Франсуа-Шарль Аме согласился вернуть дредноуты домой.
Вашингтонский морской договор 1922 ,в отличие от англичан ,американцев и японцев, вынужденных уничтожать или разбирать на стапелях свои современные корабли,не нанес никакого ущерба французскому линейному флоту- в строю находились только 4 "Курбэ" и 3 "Бретани". В августовскую ночь 1922 года «Франс» из-за ошибки штурмана напоролся на скалу у Киберона и затонул. После гибели "Франса" осталось всего 6 линкоров -что с лихвой укладывалось в ограничения установленные договором. Достроить "Нормандии" разоренной войной стране было не по силам,даже заменой "Франса" никто не озадачился.
В 1936 строй покинул и "Жан Бар",в связи с изношенностью его сперва переименовали в "Океан",чтобы громкое имя получил новейший линкор типа "Ришелье",а в 1938 разоружили и перевели в учебные корабли.
К началу Второй Мировой Войны оба оставшихся дредноута этого типа — «Париж» и «Курбэ» — были учебными кораблями на Атлантическом Побережье. В мае 1940 года французский флот снова ввел их в боевой состав,в Шербуре на корабли поставили дополнительное легкое зенитное вооружение и отправили поддерживать огнем свои войскам на берегу в боях за Шербур и Гавр, хотя отсутствие на них самолетов-корректировщиков существенно ограничило их возможности. «Париж» при этом был поврежден бомбой с немецкого самолета и отремонтирован в Шербуре.
Капитуляция Франции застала оба линкора в Александрии. “Лоррен” и практически небоеспособные “Курбэ” и “Париж” после долгих переговоров сдались в июле 1940 году своим бывшим союзникам . В строй линкоры более не вводились; их устаревшая конструкция, малая скорость и недостаточное вооружение делали их совершенно неспособными противостоять линейным кораблям противника и тем более его авиации. В конечном итоге, оба линкора были разоружены и превращены в плавучие склады .
В 1943 англичане передали "Курбэ" "Сражающейся Франции",но его хватило лишь на роль плавучей зенитной батареи В 1944 году «Курбэ» был использован в Шотландии как мишень для испытаний нового оружия — крутящихся цилиндрических авиабомб, рикошетирующих и скачущих по поверхности воды. После этих испытаний было принято решение использовать устаревший дредноут как часть волнолома искусственного порта при высадке в Нормандии. 9 июня 1944 года остов корабля, залитый цементом, был отбуксирован к побережью Нормандии и притоплен на мелководье. Немецкая разведка по ошибке сочла блокшив действующим линкором, и он подвергся атакам человекоуправляемых торпед ночью с 15 на 16 и с 16 на 17 августа — которые, разумеется, были совершенно бесполезны))). После войны корабль был разобран на лом.
«Париж» в 1940 был передан вооруженным силам Свободной Польши в качестве плавучей казармы и учебного корабля. В августе 1945 корабль был возвращен Франции и отбуксирован в Брест, где, в роли плавучего склада, прослужил до 1955 года. В 1955 последний дредноут типа «Курбэ» отправился на лом.
Так завершилась история первого поколения французских линкоров нового типа. Ее нельзя назвать особо славной: на единственный уничтоженный корабль противника приходится 3 потопленных дредноута (причем все три стали жертвами бывших союзников — “Океан” затонул при атаке союзной авиации в 1944 году).
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам