Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Союзник в Чемульпо. «Паскаль»

Оглавление

Французский флот практически всегда строился против британского. Других сильных противников у него не было. Но британцы уже тогда умели в стратегию непрямых действий. Неожиданно, новым хроническим оппонентом Франции стала Италия, которой Англия помогла создать флот и базу военной промышленности. А ведь независимость Италии стала реальностью лишь благодаря военным усилиям Наполеона III.

В 80-х годах итальянцы обзавелись вполне приличным флотом со своеобразной концепцией. Основу флота составляли мощные и быстроходные броненосцы типов "Дуилио" и "Италия". Дело едва не дошло до войны, Средиземное море на троих не делилось.

В итоге к постоянной проблеме догнать Королевский флот Великобритании добавился новый вызов-противостоять Королевскому флоту Италии. К тому же в 1882 году Италия вступила в союз с Германией и Австро-Венгрией, благодаря чему французы были вынуждены перейти на двухдержавный стандарт, учитывая флоты Италии и Германии. Новая судостроительная программа появилась 22 ноября 1890 года. Она предусматривала постройку 24 броненосцев и семидесяти крейсеров как для использования во внутренних водах, так и для защиты Французской колониальной империи.

Крейсеростроение во Франции в 80-х годах зашло в полны тупик. Кораблей было довольно много, они регулярно строились...но их боевые качества оставались низкими. Это были деревянные или композитные корабли со скоростью 13-14 узлов без какого-либо бронирования. Против туземцев это вполне работало, но против современного европейского противника французская крейсерская армада была как эскадра адмирала Монтохо в Манильской битве в 1898 году.

Французские крейсера из-за малой скорости не могли уйти от противника, а отсутствие бронирования в бою обеспечивало быстрое уничтожение корабля.

Когда у Италии и у региональных держав появились эльсвикские крейсера, отставание французов стало весьма заметным. Отсутствие во французском флоте современных крейсеров стало очевидным в ходе маневров 80-х годов.

На учениях 1889 года вообще оказалось, что быстроходный итальянский флот может без труда заблокировать французское побережье, а французские броненосцы даже не смогут угнаться за ним.

Прервать порочный круг постройки все новых бесполезных в бою «деревянных комодов» удалось Эмилю Бертену только в середине 80-х. После «Сфакса», ставшего первенцем нового крейсерского флота, французы начали строительство бронепалубных крейсеров.

Но в 80-х годах тремя бронепалубными крейсерами «Сфакс», «Таж» и «Сесиль» и был представлен современный французский крейсерский флот. К тому же, стоимость, например, «Тажа» была сопоставима со стоимостью среднего броненосца. И это при бурном подъеме "Молодой школы", обещавшей победу лишь роем миноносок и малыми небронированными крейсерами.

В итоге французы продолжили строить бронепалубные крейсера, но в более скромных форматах. Новые крейсера, при всех различиях, получили общие черты французской школы- огромный таран, заваленные внутрь борта, новая форма кормы и боевые мачты вместо полного рангоута, с установленными на боевых марсах картечницами и легкими орудиями.

Серии французы строили небольшие, по два-три корабля, с постепенным внедрением новинок, что создавало приятную разносортицу, "флот образцов", который французы воспроизводили при каждом удобном случае. Перчинки добавляло и соперничество инженеров де Бюсси и де Лома за контроль над обновлением флота. Могло быть и хуже, но Бертен уехал на время творить в Японию.

По программе 1890 года была построена и пара бронепалубных крейсеров II-го класса типа «Декарт». Корабли получили имена в честь знаменитых французских ученых- Рене Декарта и Блеза Паскаля.

Рене́ Дека́рт ( René Descartes, 31 марта 1596, Лаэ (ныне Декарт), Королевство Франция — 11 февраля 1650, Стокгольм, Королевство Швеция) — французский философ, математик и естествоиспытатель; один из основоположников философии Нового времени, создатель аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции.

Блез Паска́ль ( Blaise Pascal; 19 июня 1623, Клермон-Ферран, Франция — 19 августа 1662, Париж, Франция) — французский математик, механик, физик, литератор, философ и теолог. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.

«Декарты» были созданы на основе проектов крейсеров «Даву» и «Фриан» с усилением артиллерийского вооружения.«Декарт» ( Descartes) и «Паскаль» ( Pascal) предназначались для службы в колониях и в качестве разведки флота.

Разработка проекта началась с запроса предложений от военно-морского министра Эдуарда Барби к "Производственному совету" на крейсер для зарубежных станций. Барби рассчитывал на развитие крейсеров типа «Лаперуз», при водоизмещении 2500 тонн иметь скорость не менее 16 узлов и радиус плавания 4500 морских миль со скоростью 10 узлов при нормальном грузе угля ( и до 6000 миль в пути с максимальной нагрузкой) при вооружении в четыре 164,7-мм (6,48 дюйма) орудия и десять 100-мм (3,9 дюйма) пушек, а также бронепалубе из пары слоев толщиной по 10 мм (0,39 дюйма). При доработке техзадания по скорости и дальности водоизмещение выросло до 2900 тонн.

Из пяти предложений от верфей в финал 31 июля 1891 года вышло два-от Мари де Бюсси из Ateliers et Chantiers de la Loire и от государственного военно-морского инженера Жозефа Луи Тиссье.

Первый проект стал «Декартом», а второй в конечном итоге превратился в следующие крейсеры типа «Катинат».

В проекте де Бюсси, по сути увеличенной версии крейсера «Даву», Советом были внесены некоторые изменения- усилено бронирование и водотрубные котлы Lagrafel d'Allest заменили на котлы Бельвиля.

Ряд изменений внесли в ходе строительства- вместо предусмотренной проектом пары 450-мм (17,7 дюйма) торпедных аппаратов военно-морской министр Анри Ринье 14 июня 1893 года распорядился поставить 356-мм.

Следующий военно-морской министр Феликс Фор 9 июня 1894 года заменить боевые мачты на легкие для экономии веса.

На «Декарте» была удлинена палуба полубака для размещения экипажа и в 1896 году укорочены на метр трубы. Это привело к значительному крену корабля, потребовалось грузить балласт. Для службы в тропических широтах крейсерам не хватало хорошей вентиляции и просторных помещений экипажа. Но они были мореходны и обладали сильным вооружением.

Самой болезненной темой для французских бронепалубников была артиллерия. Одновременно использовались орудия трех основных калибров- 164-мм, 138-мм и 100-мм. До унификации дело не доходило.

Первая пара средних крейсеров («Даву» и «Сюше») несла по шесть 164-мм орудий, с дополнением в виде четырех 64 мм у первого и четырех 100 мм у второго. Большие крейсера типа «Жан Бар» получил только четыре 164-миллиметровки, но зато имел еще шесть 138-мм орудий. Следующая серия, из двух типов по три крейсера («Фриан» и «Кассар»), при более скромных размерах воспроизводила вооружение «Сюше». Строившиеся между тройками «Декарт» и «Паскаль», при аналогичных размерах получили по четыре 164-мм ицелый десяток 100-мм, как и следующая пара близких по типу кораблей, «Катина» и «Протэ» (иногда их объединяют в общий тип из четырех крейсеров, построенных в 1896-1899 годах похожих по характеристикам «Декарт», «Паскаль», «Катина» и «Протэ»).

«Декартам» еще повезло, что французские инженеры уже закончили свои масштабные эксперименты по силовой установке для французских крейсеров. Доходило до трех разных вариантах на трех крейсерах одного типа (тип «Фриан»).

Переход на скорострельную артиллерию на французских крейсерах тоже уже состоялся на тех же «фрианах».

С учетом текущей модернизации с заменой котлов и артиллерии все французские бронепалубные крейсера последнего десятилетия 19-го века, от «Сюше» до «Протэ», практически стандартны-скорость, вооружение, водоизмещение, бронирование-почти одинаковые.

С учетом высокой стоимости французских бронепалубных крейсеров, в количестве ( менее пары десятков единиц), они не могли сравниться с аналогичными более крупными и сильными британскими кораблями.

«Декарт» после завершения оснащения был переведен в Брест 3 февраля 1896 года. Ему было поручено начать ходовые испытания там 12 февраля. 28 августа он направился в Шербур, чтобы присутствовать при визите царя России Николая II 29 августа 1896 года. Для устранения недостатков, выявленных на испытаниях он был выведен из эксплуатации в Бресте. 1 января 1897 года крейсер был полностью готов. «Паскаль» полностью завершил испытания в январе 1898 года.

-2

-3
-4
Декарт
Декарт

-6
Паскаль
Паскаль

-8
MNF_Descartes_1896
MNF_Descartes_1896

«Декарт» Descartes «Форж з Шантье де ля Медитерране», Chantiers de la Loire, Сен-Назер. Заказан 17 августа 1892 года. Заложен в январе 1893 года, спущен на воду 27 сентября 1894 года, введен в эксплуатацию 12 февраля 1896 года, в строю с июля 1896 года или 1 января 1897 года. Был разоружён 15 июня 1917 года и служил блокшивом в Лорьяне. Его орудия были сняты и отправлены на сухопутный фронт. Списан 10 мая 1920 года. Пошел на слом в 1921 году

«Паскаль» Pascal Арсенал де Тулон, Тулон. Заказан в июне 1891 года. Заложен 4 декабря 1893, спущен 17 апреля 1893 года (26 сентября 1895), введен в эксплуатацию 20 мая 1896 года, в строю с 1895 года или 1 июня 1897 года. Разоружен 10 июня 1909 года. Списан 24 марта 1910 года. В 1911-1912 годах пошёл на слом.

Водоизмещение нормальное 3960 тонн. 4,005 тонн (3,942 длинные тонны; 4,415 короткие тонны). Длина 96,32 пп /98,3/ 99.0/100,7 м. Ширина 12,98 м. Осадка 6,01/6,5 м.
Бронирование-сталь- палуба — 20-45 мм (скосы 60 мм), щиты орудий — 54 мм, рубка — 70-80 мм
Двигатели- две паровые машины тройного расширения, 16 паровых водотрубных котлов Бельвиля, 8300-8500 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 19-19,5 узла. Запас угля 543 тонны. Дальность 5500 миль на 10 узлах. Экипаж 383—401 человек (Descartes 383, Pascal 401)
Вооружение
Descartes: 4 x 1 - 165мм/45 M1891, 10 x 1 - 100 мм/45 M1891, 8 x 1 - 47 мм/40 M1885, 4 x 1 - 37 мм/20 M1885, 2 × 1 — 450 (356)-мм торпедных аппарата
Pascal: 4 x 1 - 165 мм/45 M1891, 10 x 1 - 100 мм/45 M1891, 14 x 1 - 47мм/40 M1885, 8 x 1 - 37мм/20 M1885, 2 × 1 — 450 (356)-мм торпедных аппарата

Двухтрубные и двухмачтовые крейсера типа «Декарт» имели классический для французских кораблей того времени дизайн корпуса, с заваленными внутрь бортами и очень длинным тараном в форме плуга. Длину между перпендикулярами 96,3 м, длина по ватерлинии 99,4 м и общая длина 100,7 м. Ширина 12,95 м и средняя осадка 6,01 м, которая увеличилась до 6,86 м в кормовой части. Завал бортов помимо снижения верхнего веса позволял установленным в бортовых спонсонах орудиям иметь увеличенный сектор обстрела. Надстройки минимальные, небольшая боевая рубка и мостик.Подводная часть колониальных крейсеров до 1 метра выше ватерлинии обшивалась тиковым деревом и медными листами во избежание обрастания в тропических морях. Проблему с остойчивостью на кораблях пришлось решать с помощью балласта.

Силовая установка из двух 4-цилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и 16 водотрубных котлов системы Бельвиля, работающих на два винта. Проектная мощность 8300 л.с. Контрактная скорость составляла 19 узлов и была преодолена обоими крейсерами.

На испытаниях «Декарт» показал скорость 21,8 узла, но так как при этом значительно повышалась температура в погребах боеприпасов, реальная скорость в ходе эксплуатации была меньше. На итоговых испытаниях «Декарт» достиг 19,59 узлов при 8 828 л.с. (6583 кВт), в то время как «Паскаль» развил 19,7 узлов при 8 943 л.с. Запас угля на крейсерах составлял 543 тонны и до 724 тонн (713 длинных тонн; 798 коротких тонн). Радиус плавания составил 5500 морских миль со скоростью 10 узлов и 1000 миль со скоростью 19,5 узлов.

Крейсера имели обычную для французов схему бронирования. Броневая карапасная палуба из особо мягкой стали находилась ниже ватерлинии и достигала в плоской части 25 мм, на наклонных бортах от 40 мм вверху до 20мм внизу, на скосах до 60 мм. «Декарт», в отличие от систершипа, имел дополнительную 10-мм противоосколочной палубой под главной палубой и над отсеками двигательной установки для защиты от осколков снарядов, пробивших главную палубу. Над броневой палубой вдоль бортов размещались коффердамы, между палубами пространство частично было занято малыми водонепроницаемыми отсеками. Лёгкое бронирование получили орудия(щиты 54 мм) и боевая рубка до 80мм. «Декарт», в отличие от систершипа, получил дополнительное 10 мм бронирование рубки.

Четыре орудия главного калибра 164 мм Modèle 1893 («Декарт»-три орудия образца M1887 и одно M1891) располагались в спонсонах на миделе, а десяток 100 мм/45 Model 1891 установили на верхней палубе и палубе полубака. Благодаря вырезам в бортах все они могли вести огонь вдоль продольной оси.

164 мм имели чугунные снаряды 45 кг, разрывные бронебойные (AP) 54,2 кг и полубронебойные (SAP) 52,6 кг снаряды. Орудия стреляли с начальной скоростью от 770 до 800 м / с.

100 мм стояли рядом на верхней палубе (2 шт. с щитами), 4 шт. находились на верхней палубе в носовой части в казематах. Еще одна пара орудий находилась в спонсонах на корме, а оставшаяся пара - в поворотных установках на верхней палубе в кормовой части. Погонный огонь могло вести шесть орудий, ретирадный четыре. Пушки имели чугунные 14 кг и 16 кг АР снаряды с начальной скоростью от 710 до 740 м / с.

100 -мм (3,9 дюйма) пушка модели 1891 года в поворотной установке
100 -мм (3,9 дюйма) пушка модели 1891 года в поворотной установке

Противоминная артиллерия-восемь 47-мм (1,9 дюйма) 3-фунтовых пушек Готчкисса M1885 и четыре 37-мм (1,5 дюйма) 1-фунтовых орудия M1885. Все малокалиберные орудия были установлены на одинарных шарнирных креплениях равномерно по длине кораблей.

Кроме того крейсера имели два 356-мм (14 дюймов) надводных торпедных аппарата в корпусе .

«Декарт». Модернизации.

В 1908 году сняли торпедные аппараты.

После взрыва одного из котлов, повлекшего гибель одного из кочегаров, допустимое давление в котлах было уменьшено. Вторая авария с одним из кормовых котлов в следующем году заставила в 1909 году перевести их на еще более низкое давление.

Во время Первой мировой войны с корабля, утратившего боевое значение, начали снимать вооружение. Два 47-мм и два 37-мм орудия были установлены на берегу в Форт-де-Франс для усиления обороны гавани в 1916 году. В начале 1917 года два из его 100-мм орудий были сняты для установки на борт крейсера "Космао", а в марте, он был почти полностью разоружен, орудия использовали на других кораблях или переоборудовали в полевую артиллерию. На тот момент у нее сохранились только два носовых 164,7-мм орудия и два 37-мм орудия.

-11
-12

«Декарт» и «Паскаль» после вступления в строй в конце 1890-х годов (1897 и 1898 соответственно) были отправлены во французский Индокитай и присоединились к французской эскадре ( старый броненосец Bayard, бронепалубный крейсер Isly и небронированный крейсер Éclaireur ). Оба крейсера находились там в начале боксерского восстания в Китае в 1900 году, оба участвовали в его подавлении. Боксерское восстание потребовало увеличения сил ведущих держав в этом регионе. Французская эскадра была усилена крейсером "Жан Барт" и незащищенным крейсером "Дюге-Труэн"; которые заменили "Айли" и "Эклер". К январю 1901 года к французской станции было приписано 9 крейсеров, включая «Декарт» и «Паскаль».

25 октября 1900 года на борту «Декарта» произошло случайное возгорание пороха и пожар, в результате нестабильности зарядов бездымного пороха Poudre B.

«Декарт» вернулся во Францию ​​в 1902 году для службы в Атлантическом дивизионе, «Паскаль» остался в Восточной Азии, нес в том числе и стационерскую службу. В начале 1904 года крейсер находился в корейском порту Чемульпо, где образовался один из узлов международной политики.

-13

Крейсер после длительной службы в колониях, без возможности ремонта на крупных верфях, к 1904 году находился в плохом техническом состоянии, значительно упала реальная скорость.

Командовал крейсером во время стоянки в Чемульпо Виктор Баптистен Сенэ, ставший впоследствии известным адмиралом. Несмотря на союз с Россией, Франция тогда ничем особо не смогла помочь нашему флоту, ее саму незадолго до того "нагнули" англичане и страна не могла проводить активную внешнюю политику.

"Благодаря личной дружбе командиров - Виктора Сенэ и Всеволода Руднева, наиболее качественный контакт получился у "Варяга" с "Паскалем", стоявшим в Чемульпо под командованием капитана 1 ранга Виктора Сенэ... Именно "Паскаль" сообщил "Варягу" о предстоящем разрыве дипломатических отношений между Россией и Японией - за сутки до того, как из Петербурга отбыли японские послы". (капитан I ранга В.Ф. Ставинский).

Тем не менее французские моряки морально были на стороне русских. Когда «Варяг», покидая бухту, поравнялся с крейсером «Паскаль», французские моряки, выстроенные на палубе, сломали строй и, размахивая фуражками, провозгласили «Виват!». После боя французский крейсер принял больше всех раненых с «Варяга», всего 205- 216 членов экипажа (около трети). Кроме того, на «Паскале» был размещен русский посланник, его семья и 140 человек охраны посольства.

-14

Французский крейсер Паскаль отправляет шлюпки к "Варягу"
Французский крейсер Паскаль отправляет шлюпки к "Варягу"
-16
-17
-18

Сенэ после боя составил рапорт о сражении, который был опубликован в «западной прессе» еще до возвращения Руднева и команды «Варяга». В нем Сенэ не пожалел слов о героизме команды русского крейсера и его неравном бое.

«Паскаль» после семи лет службы в Индокитае из-за плохого технического состояния более практически не использовался. Он был исключен из реестра и продан на слом в 1911 году.

Виктор-Баптистен Сенэ
Виктор-Баптистен Сенэ

Командир 2-й лёгкой дивизии контр-адмирал Виктор-Баптистен Сенэ героически погиб на броненосном крейсере «Леон Гамбетта», потопленном австрийской подводной лодкой на Адриатике 27 апреля 1915 года.

-20
-21
Декарт у берегов Гондураса
Декарт у берегов Гондураса
-23
-24
«Паскаль»
«Паскаль»
«Паскаль»
«Паскаль»
Паскаль в сайгоне
Паскаль в сайгоне
«Паскаль»
«Паскаль»

«Декарт» с начала 1902 года служил на Североатлантической станции, вместе с крейсерами Д'Эстре, Сюше и Таж. Уже в феврале того же года он был переведен в резерв в Тулоне и не использовался до августа 1904 года.

После возвращения в строй «Декарт» был отправлен снова на Дальний Восток в сопровождении эсминцев "Франциск" и "Сейбр" и десяти миноносцев. В мае 1906 года крейсер посетил Нанкин, где встретил итальянский крейсер "Калабрия" и немецкую канонерскую лодку " SMS Форвертс". «Декарт» находился там до 1907 года, к этому времени французское присутствие обеспечивали бронепалубный крейсер D'Entrecasteaux, броненосные крейсера Bruix и Chanzy, а также малые бронепалубные крейсера Alger и Catinat. На год «Декарт» был выделен для патрулирования Ост-Индии и базировался на Мадагаскаре.

Позже в 1907 году крейсер вернулся во Францию для службы в Средиземноморской эскадре, но после повторного ввода в строй в Тулоне 5 декабря был приписан к недавно созданной 3-й дивизии Северной эскадры вместе с крейсером "Шасселуп-Лобо" и броненосным крейсером "Клебер".

В 1908 году «Декарт» использовался для обеспечения артиллерийской школы на борту старого броненосца "Куронна", а позже учебного корабля "Жиронда". «Декарт» был заменен на корабль береговой обороны Рекуин в январе 1910 года. В 1911 году корабль вернулся в Северную эскадру в 1911 году, и ему было поручено патрулировать рыболовные угодья у Ньюфаундленда.

С 1912 года «Декарт» находился в Карибском море в четырехгодичнорй командировке. Он был приписан к Атлантическому дивизиону (Division of the Atlantique) вместе с броненосным крейсером Condé и бронепалубным крейсером Friant. «Декарт» и «Конде» находились в мексиканском Веракрусе 30 июля 1914 года, когда были отозваны домой в связи с приближением Первой мировой войны. Объявление войны между Францией и Германией 4 августа сорвало эти планы, и на следующий день французские корабли были приписаны к британской 4-й крейсерской эскадре, которая вела безуспешную охоту за немецким легким крейсером SMS Karlsruhe, который находился в этом районе. «Декарт» патрулировал Вест-Индию с 1914 по 1917 год; за это время он дважды столкнулся с торговыми судами, с испанским грузовым судном «Телесфора» и с британским пароходом SS «Стратмор».

После возвращения домой в феврале 1917 года, он был переведен в резерв в Лорьяне и 15 июня был выведен из эксплуатации. Там же он был разоружен. Его 164-мм орудия были переоборудованы для использования французской армией, в то время как 100-мм орудия использовались для вооружения патрульных кораблей.

Затем корабль был переоборудован в швартовный корпус, заменив 28 августа 1918 года старый броненосный крейсер "Дюпюи де Лом". «Декарт» был исключен из военно-морского регистра 10 мая 1920 года и продан судоремонтному предприятию M. Jacquart 10 мая 1921 года на слом.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам