31,8K подписчиков

Тяжелые крейсеры. Невостребованное совершенство."Альжери".

1,8K прочитали

Некогда вторая морская держава в мировой табели о рангах(еще на начало 20 века),Франция после первой мировой войны уже только ревниво состязалась с южной соседкой-Италией. Из разрешенных Лондонским соглашением 7 тяжелых крейсеров к концу 20-х французы обладали 6 и ,в принципе,гордо посматривали на "Триест" и "Тренто" поедателей спагетти.Не беда ,что первую пару- "Дюкеней" сами французские моряки прозвали картонными, а "Сюффрены" были немногим лучше. Вот только закладка итальянцами сразу четырех достойно защищенных крейсеров типа "Зара"добавила седых волос французским адмиралам. При таком раскладе количественное равенство в вымпелах категорически перевешивалось качественным превосходством на порядок более сбалансированных итальянцев.

Проект нового крейсера (седьмого и последнего в рамках лимита)под шифром С-4 (проекты С1“Сюффрен”, С2 “Фош” и СЗ – “Дюпле”) начали рисовать в 1928. Основные требования ужесточили именно в плане защищенности. На 15 км вертикальная ,а на 20 км горизонтальная защита должна была держать 155 мм снаряд,а подводная защита-торпеду с 300 кг боевой частью.Отличительной чертой утвержденного,третьего, варианта проекта был однотрубный силуэт и четырехвальная силовая установка.

28 мая 1930 года, в соответствии с решением Морского министерства от 14 апреля 1930 года, заказ на постройку «защищенного» крейсера С4 – проект PN 141 (по другим данным, PN 140) выдали Арсеналу в Бресте (фр. Arsenal de Brest). В этом году в стране пышно отмечалось 100-летие установления власти Франции в Алжире, в связи с чем новый корабль получил название Algérie. До этого название “Алжир” во французском флоте носили парусный фрегат постройки 1843 года и бронепалубный крейсер 90-х годов XIX века.

Новый корабль отличался от предшественников резким усилением бронирования, развитой противоторпедной защитой , а также полностью обновленным внешним видом. Последний французский тяжелый крейсер стал революционным кораблем для французского флота и одним из лучших тяжелых крейсеров в мире.

Развитием "Альжери" должен был стать проект С-5,готовый в 1939 и в апреле 1940 запланированный к постройке в количестве 3 единиц.Благо ,ограничения Лондонского договора были войной сняты.Но уже через два месяца Франция была разгромлена и строить уже никто ничего не стал.Хотя проект был интересный- водоизмещение от 10246 до 10349 тонн, полное 14 770 тонн. Мощность энергетической установки 100 000 л. с. Главный калибр нового крейсера размещался в трёх трёхорудийных башнях — всего девять 203-мм орудий. Зенитная артиллерия включала от десяти до 14 100-мм орудий, а также зенитные автоматы

«Альжери» Algérie Заложен 19 марта 1931 года . Спущен на воду 21 мая 1932 года . Введен в строй 15 сентября 1934 года . Погиб в Тулоне 27 ноября 1942 года .Сдан на слом 21 декабря 1956 года

Водоизмещение 10 109 дл. т(стандартное), 13 461 дл. т (полное) .Длина 180/186,2 м .Ширина 20 м .Осадка 6,15 м (нормальная),7,1 м (в полном грузу).

Бронирование-Пояс — 110 мм,
продольная переборка — 40 мм,
траверзы — 70 мм,
палуба — 80…30 мм,
башни — 100…70 мм,
барбеты — 70 мм,
боевая рубка — 100 мм

Двигатели- 4 ТЗА Rateau Bretagne, 84 000 л. с.Движитель-4 гребных винта. Скорость хода 31 узел. Дальность плавания 8700 морских миль на 15 узлах. Автономность плавания 30 суток(20 суток без использования опреснителей и консервов). Экипаж 616 человек.

Вооружение-4 × 2 — 203-мм/50, Зенитная артиллерия- 6 × 2 — 100-мм/45,
4 × 2 — 37-мм/50, 4 × 4 — 13,2-мм пулемёта .Минно-торпедное вооружение- 2 × 3 550-мм ТА .Авиационная группа- 1 катапульта, 3 гидросамолёта

С декабря 1939 по февраль 1940 года на дымовой трубе установили новый колпак. Вместо одноствольных артустановок установили четыре спаренных 37-мм зенитных установки CAIL Model 1933. Смонтировали кольцевое ограждение вокруг 13,2-мм зенитной установки на крыше рубки.

С мая по июль 1941 года дополнительно установили четыре одноствольных 13,2-мм пулемета Browning M1921 с броневой защитой. Один — на специальной площадке, на надстройке под прожектором, один — на заднем мостике и два — по бортам, на спардеке.

С мая по август 1942 года вместо треногой грот-мачты, соорудили кормовую надстройку и установили легкую грот-мачту. 37-мм зенитные установки перенесли на платформы носовой и кормовой надстроек, на ярус выше перенесли 13,2-мм установки CAIL Model 1933 (одну на носовую и две на кормовую). На верхний ярус кормовой надстройки перенесли два 13,2-мм пулемета Browning M1921, еще два — на ют. На корабль установили радиолокационную станцию DEM с длиной волны 2 м. и мощностью излучателя 60 ватт.

Главный калибр крейсера был представлен 203-мм орудиями М1931 незначительно отличавшимися от модели 1924 года, установленной на предшествующих тяжёлых крейсерах Франции. Орудие длиной 50 калибров имело максимальную дальность стрельбы 123,1-кг бронебойным снарядом 31 400 метров. Живучесть ствола достигала 600 выстрелов боевым зарядом. В 1936 году на вооружение был принят сверхтяжёлый бронебойный снаряд весом 134 кг, дальность стрельбы снизилась до 30 километров. Кроме того, имелся и фугасный снаряд весом 123,8 кг. Башни главного калибра получили названия связанные с историей и городами Алжира: кормовая — «Кара Мустафа», вторая с кормы — «Константина», носовая — «Альже», вторая от носа — «Оран».Зенитная артиллерия была представлена 100-мм пушками М1930, что было большим шагом вперёд в оснащении французских крейсеров. Орудия стреляли фугасными зенитными, а также полубронебойными снарядами на дальность до 15,6 км, потолок достигал 10 км. Реальная скорострельность 6-7 выстрелов в минуту .В качестве малокалиберной зенитной артиллерии первоначально были установлены
устаревшие 25 мм полуавтоматы
CAS Model 1925 . В январе 1940 года их заменили на спаренные установки более современной модели 1933 года, но количество зенитных автоматов всё равно оставалось недостаточным, а их расположение неудачным. Зенитные средства дополняли 4 абсолютно бесполезных счетверённых 13,2-мм пулемёта «Гочкисс» модели 1929 года.

На вооружении крейсера было два катапультных гидросамолета-разведчика-корректировщика Gourdou Leseurre GL-812HY

Силовая установки отличалась высокой надёжностью и экономичностью.Максимальная скорость на испытаниях составила 33,2 узла при мощности 95 700 л. с. Крейсер с чистым днищем мог пройти 8700 миль при скорости 15 узлов, 7000 миль при скорости 20 узлов и 4000 миль на 27 узлах при боевом запасе топлива 2142 т. Разница в расходе топлива между результатами испытаний и спустя 6 месяцев после докования составляла около 30 %.

При изготовлении гладкопалубного корпуса впервые для крупных французских кораблей использована электросварка.Две броневые 80 мм продольные противоторпедные перегородки длиной 105 м образовывали вместе с бронепалубой букву П. Корпус был разделен на 17 водонепроницаемых отсеков. Башенноподобная надстройка с КДП ГК и двумя дальномерами зениток,мостиками и циферблатом указателя дистанции,достигала высоты в 25 м.

Броневая цитадель была образована поясом в 110 мм шириной около 4 м (в районе машинно-котельной установки 4,45 м, на протяжении носовых погребов боезапаса, помещения носовых динамо-машин и постов управления — 3,75 м,в корме, в районе задних погребов 2,45 м) . С носа и кормы цитадель замыкалась броневыми траверзами толщиной 70 мм .Машинно-котельные отделения с кормы и с носа были защищены 20-мм поперечными броневыми переборками. В дополнение к броневому поясу были установлены противоосколочные продольные переборки, конструктивно являвшиеся верхней частью протяженных противоторпедных переборок . По всей длине машинно-котельных отделений эти переборки имели толщину 40 мм, на остальном протяжении броневого пояса — 20 мм .Сверху цитадель перекрывалась броневой палубой , она имела толщину 80 мм в средней части — между продольными переборками и 30 мм у бортов. От 130-го до 144-го шпангоута броневая палуба имела толщину 80 мм и простиралась по всей ширине. В дополнение к броневой палубе горизонтальная защита обеспечивалась 22-мм броневой верхней палубой что в совокупности должно было обеспечивать защиту от авиабомб весом от 120 до 410 кг, сброшенных с высоты 3000 м.

Лобовая броня башен главного калибра представляла собой 100-мм плиты, боковая — 70 мм, крыша — 70 мм. Задняя стенка играла роль противовеса и была дифференцированной толщины от 50 до 85 мм. Пол башен имел защиту 50 мм, барбеты достигали толщины 70 мм, а горизонтальные противоосколочные палубные перекрытия — 30 мм. Толщины бронирования боевой рубки составляли: стенки 100 мм, крыша 70 мм, коммуникационная труба 50 мм. Защита рулевого устройства обеспечивалась карапасной палубой с суммарной толщиной 40 мм .

Кроме серьезного бронирования, крейсер обладал системой защиты от подводных взрывов, общая ширина которой превышала 5 м. Защита рассчитывалась для случаев контактного взрыва одной торпеды с боевой частью в 300 кг или, соответственно, при взрыве авиабомбы с зарядом в 500 кг на расстоянии от 6 до 10 м от борта корабля. Она включала наружную обшивку корпуса толщиной 16 мм, коффердам шириной около 1 м, слой нефти толщиной около 1 м, слой угля толщиной около 2,2 м; продольную броневую переборку толщиной 40 мм (в оконечностях, для компенсации уменьшения ширины защиты, толщина продольной броневой переборки была увеличена до 50 и 60 мм).

"Альжери" включили в состав 1-й лёгкой дивизии, включавшей наиболее сильные тяжёлые крейсера французского флота с базированием в Тулоне. В начале войну корабль включили в состав соединения «Х», безуспешно охотившегося на немецкие рейдеры. В феврале — апреле 1940 года крейсер с рядом других кораблей занимался конвоированием судов с особо важными грузами на трансатлантических маршрутах. В марте 1940 года перевез в Канаду часть золотого запаса Франции (около 59 т) .До участия в реальных боевых действиях дело дошло лишь после объявления Италией войны Франции. Единственный раз «Альжери» стрелял по врагу в ночь на 14 июня, участвуя в рейде французского флота на Геную. Артиллерия крейсера поразила ряд береговых объектов. Но уже 22 июня Франция капитулировала, подписав Компьенское перемирие. «Альжери» остался в составе флота Виши, реорганизованного во Флот открытого моря (Force de Haute Mer). Единственный боевой поход корабль совершил в ноябре 1940 года, после этого нечасто и недалеко выходя из Тулона.

11 ноября 1942 немецкие войска начали оккупацию территории Виши(южная Франция)-операция "Антон". Одновременно,в рамках операции "Лила" планировался захват французского флота в Тулоне.Немецкие танки появились на окраине Тулона утром 27 ноября 1942.Весь французский флот мирно ожидал их в гавани. На прорыв ушло лишь несколько кораблей и подводных лодок. Остальные героически самозатопились на рейде Тулона."Альжери" был подорван и подожжен командой,сел на грунт и горел аж до 16 декабря. Итальянские сборщики чермета(Тулон попал в итальянскую зону оккупации)пытались ,но так и не смогли его поднять.

Останки корабля были подняты только в 1949 и к 1956 разделаны на металл.

"Альжери" безусловно считается одним из лучших тяжелых крейсеров мира. Великолепная противоторпедная защита,мощное бронирование,эффективная артиллерия главного калибра,мощное ПВО дальней зоны,в итоге крейсер по некоторым показателям превосходил "Зары","Такао","Адмирала Хиппера".Не говоря уже об остальных современниках.

Мореходность рекордной не была,но для средиземноморья ее было вполне достаточно.Количество зенитных автоматов ,их качество и система управления огнем было слабым местом "Альжери".

Насмешкой судьбы стала гибель корабля от рук собственного экипажа.

.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам