Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Гроза Тихого океана. «Д’Антркасто».

Несмотря на поражение в наполеоновских войнах и потерю большинства "королевских" колоний ( французской Канады, Луизианы, карибских островов, Пондишери в Индии и т.д.), к концу века Франция снова обзавелась обширными колониями и стала второй колониальной империей мира. В основном в Африке, но также в Индокитае. Огромную роль в этом сыграл французский флот. Он, кстати, в это время был подчинен министерству колоний.

В середине 1880-х годов в руководстве французского флота столкнулись два взгляда на дальнейшее развитие флота, в том числе и крейсеров. Традиционалисты считали необходимым развивать крупные броненосные крейсера и малые флотские разведчики для действий при линейной эскадре. "Молодая школа" видела крейсера как дальние автономные бронированные рейдеры для дежурства на зарубежных станциях.

В 90-х годах преимущество имели традиционалисты и французы активно строили броненосные крейсера. Поклонники "Молодой школы" добились строительства только одного большого крейсера под свои требования. В 80-е Франция утвердилась в Индокитае. Для контроля новых владений и защиты интересов в южном Китае необходимо было держать там постоянную сильную эскадру.

Новый крейсер должен был стать флагманом этой эскадры и на нем были предусмотрены адмиральские и штабные помещения. Согласно требованиям заказчика крейсер должен быть способен противостоять броненосцам азиатских держав (Японии и Китая), а также кораблям великих держав, которые он мог встретить в дальневосточных водах. Кроме этого он должен был быть способен подавить береговые укрепления стран региона.

В итоге получался большой крейсер 1-го класса, превосходящий размерами и ранее построенные броненосные, так и предыдущие небольшие и слабовооруженные бронепалубные крейсера.

Разработка проекта началась в 1891 году. Первоначальный проект предусматривал наличие четырех 240 мм орудий с ромбовидным расположением при вторичной батарее в восемь 138 мм пушек. Conseil де Travaux (Рабочий совет) ограничил водоизмещение 7900 длинных тонн (8000 т). Попытка выполнить требования при ограничении водоизмещения привела к нестандартным решениям. Количество орудий главного калибра сократили до двух, современные водотрубные котлы заменили на устаревшие, но более экономичные огнетрубные котлы. Зато добавили четыре 138 мм пушки и едва не вернули парусное вооружение. Благо 2 марта 1892 года директивой морского министерства окончательно был поставлен крест на парусах для крейсеров.

Изготовление окончательного проекта было поручено на конкурсной основе четырем инженерам и трем частным верфям. 29 марта из них было выбрано три лучших варианта. 31 января 1893 года осталось два , а 8 ноября победителем стал проект инженера Лаганя из Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée.

Новый крейсер получил две мощные 240 мм пушки, способные разобраться как с небольшими туземными броненосцами, так и с береговыми укреплениями третьеразрядных стран. Это были самые мощные пушки на французских крейсерах. Использование устаревших цилиндрических огнетрубных котлов было обусловлено их большей надежностью на то время, экономичностью на дальних переходах, меньшей требовательностью к качеству воды для котлов, квалификации кочегаров и механиков. Сайгонский арсенал имел опыт работы именно с этим типом котлов.

Заказ на постройку получила верфь Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée ( FCM) в Ла-Сен-сюр-Мер.

Эскиз D'Entrecasteaux , c. 1899 г.
Эскиз D'Entrecasteaux , c. 1899 г.

Крейсер был заложен в сентябре 1894 года,а спущен на воду 13 июня 1896 года. Имя он получил в честь известного французского мореплавателя- «Д'Антрекасто» («D'Entrecasteaux»).

Иосиф Антоний Бруни Д'Антрекасто – французский мореплаватель (1739–1793); первоначальное образование получил в иезуитской коллегии, откуда 15-ти лет был отдан во флот. В 1769 г., командуя фелукою, участвовал в покорении Корсики; в 1778 г., когда возгорелась война между Францией и Англией, получил в командование фрегат, на котором удачно отразил нападение двух корсаров, пытавшихся овладеть конвоируемыми им купеческими судами. В 1783 г. он получил назначение командовать французскою эскадрою в водах Ост—Индии. В это время он совершил с эскадрою замечательный переход из Индии в Китай, пройдя новым путем через Зондский архипелаг, кругом Mapианских и Филлипинских островов. Когда в 1791 г. было решено послать экспедицию для отыскания следов Лаперуза, Д'Антрекасто был назначен командовать ею. Умер от цинги на пути к Молуккским островам.

В 1898 году крейсер вышел на испытания. Во время тестового прогона 28 апреля взорвался один из котлов, пострадало четыре кочегара. Авария задержала вступление в строй на полгода. «Д'Антрекасто» вступил в строй в начале 1899 года.

Стоимость строительства составила 16 693 477 франков (эквивалент 4 846,5 кг золота). Для сравнения, бронепалубный «Friant» обошелся бюджету всего в 7,7 млн франков. Более чем вдвое дешевле.

D'Entrecasteaux на ходу во время ходовых испытаний в 1898 году
D'Entrecasteaux на ходу во время ходовых испытаний в 1898 году

Второй корабль этого типа был утвержден Советом 21 августа 1895 года. Он должен был носить имя "Жанна Д'Арк". Но новый военно-морской министр Эдуард Локруа в начале 1896 года отменил его постройку, заменив на очередной броненосный крейсер. С Советом при этом он даже не посоветовался. Началась очередная министерская чехарда. Уже в апреле Локруа сменил Арман Бесснар, который попытался заново поставить второй крейсер в очередь на постройку, но депутаты заявку не утвердили и «Д'Антрекасто» остался единственным, как его называли крейсером-стационером 1-го ранга во французском флоте.

Однако полученный при проектировании и постройке опыт получил развитие в броненосных крейсерах "Jeanne d'Arc" и, особенно, "Dupleix", также предназначенных для службы на колониальных станциях.

-5
-6

«Д'Антрекасто» «D'Entrecasteaux» Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée, Ла-Сен-сюр-Мер. Заложен в сентябре 1894 , спущен на воду 12-13 июня 1896, в строю с 15 февраля 1899. Списан 1 июня 1921 г. Исключен 27 октября 1922 г.

Передан Бельгии 1923 г. Возвращен во Францию 1926 г. Продан Польше 7 марта 1927 г. " Круль Владислав IV", переименован " Балтик". Сдан на слом в 1942 г.

Водоизмещение 7995 длинных тонн (8123  т )—8142 т. Длина 117/120/
120,92 м. Ширина 17,85 м. Осадка 7,52 м
Бронирование- Палуба  20-30+20 мм( скосы 60-100 мм),башни —190-230,казематы — 52 мм,рубка — 230 мм
Двигатели-2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 5 цилиндрических двойных паровых котлов, 8 500 л. с., при форсировке-14 500 л. с. Движитель- 2 винта. Скорость хода 19,1 узла . Запас угля 650/980-1016 т, нефти 203 т. Дальность расчетная 5,500  миль при скорости 10 узлов, максимальная до 8000 миль. Экипаж 559 человек
Вооружение-2 × 1 — 240-мм/40 Мlе1893,12 × 1 — 138-мм/45 ,12 × 1 — 47-мм, 6 × 1 — 37-мм. Минно-торпедное вооружение 2-6 × 1 — 450-мм торпедных аппарата(4 надводных, 2 подводных).

Крейсер имел гладкопалубный корпус с массивным тараном. Для защиты от обрастания в теплых морях подводная часть была обшита тиком(2 слоя) и медными листами 0,9 мм. Корабль имел традиционный для французского флота завал бортов и две наклонные сигнальные мачты. Небольшие надстройки состояли из боевой рубки и мостика в носовой части, а также вспомогательной кормовой рубки. Крейсер разрабатывался под возможность исполнения флагманских функций, для этого были предусмотрены адмиральские и штабные помещения. Адмиральские помещения с галереей размещались в кормовой части.

Корабль имел три большие дымовые трубы с наклоном в 4 градуса, две рядом и одна ближе к корме. Высокий надводный борт и носовая таранная часть обеспечили крейсеру очень хорошую мореходность. Высота борта в миделе составляла 6,05 м, в носу - 7,88 м. Метацентрическая высота корабля составляла 0,906 м. Крейсер был весьма удачной артиллерийской платформой.

Экипаж в 559 человек при этом увеличивался на 28 человек. Из-за ошибок в проектировании паропроводы проходили рядом с погребами боеприпасов, а вентиляция была слабой. Для решения проблемы пришлось ставить дополнительные вентиляторы.

Под бронепалубой было 130 водонепроницаемых отсеков и двойное дно.

Силовая установка состояла из двух 3-цилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения на два винта и пяти уже устаревших двойных цилиндрических огнетрубных котлов. Котлы в эксплуатации показали себя хуже, чем водотрубные котлы на других крейсерах. Мощность установки 8500 л.с. при естественной тяге и 13 500 л.с. при форсировке. На испытаниях была достигнута максимальная скорость 19,1 узла и 17,8 узла на суточном прогоне. Полный запас угля составил 960 длинных тонн (980 тонн). Нормальный запас угля 603 тонны обеспечил дальность плавания 5500-5638 миль на 10 узлах, на полном ходу это было 1250 миль. Машины и котлы производились на заводах FCM в Марселе.

Броня на крейсере использовалась хромоникелевая. Бронепалуба имела сложную форму- над машинно-котельными отделениями она имела толщину 30мм, на скосах-до 80 мм. К оконечностям толщина уменьшалась до 20 мм и скосы до 60 мм. Скосы доходили до двух метров ниже ватерлинии. Листы бронепалубы укладывались на два 10 мм листа мягкой стали. Верхняя палуба, одновременно крыша центральной батареи формировалась двумя листами 10 мм стали.

Боевая рубка защищалась 230 мм плитами никелевой стали на подложке из двух листов 10 мм мягкой стали. Крышу образовывали два 25 мм листа стали. Полуэллиптические башни главного калибра с лобовой стороны защищались такими же 230 мм плитами, с боков и сзади стояли 190 мм плиты на подложке. Барбеты у них были 120-170 мм толщины. Казематы защищались 52 мм стальными листами на двойной 10мм стальной подкладке. Подложку иногда добавляют к общей толщине брони. Порты орудий в казематах имели значительные размеры, но орудия защищали полукруглые щиты.

Броневого пояса крейсер не имел. Над ватерлинией шел метровой ширины коффердам с отсеками, наполненными целлюлозой. Обшивка корпуса состояла из 20 мм листов, а внутренняя сторона коффердама-40мм, при этом на миделе за коффердамом размещались угольные ямы, обеспечивающие дополнительную защиту. В результате некоторые специалисты назвали корабль единственным «броненосным крейсером без бронепояса». Общий вес брони составлял 1114,8 тонны, в том числе 645,45 тонны бронепалубы и 342,59 тонны брони основной артиллерии.

Крейсер имел сильное артиллерийское вооружение. Главный калибр-два 240 мм/40 орудия М1893 весом по 22 800 кг в одиночным бронированных башнях в диаметральной плоскости на носу и корме. Это были самые тяжелые крупнокалиберные орудия на французских крейсерах. Башни имели электроприводы, были полностью уравновешены и обеспечивали угол возвышения до 20 градусов. В 1901 году, с учетом опыта эксплуатации угол возвышению ограничен 10 градусами. Возможно было и ручное управление в крайнем случае. Для улучшения условий стрельбы при волнении башни располагались достаточно высоко над ватерлинией. Для носового орудия ось ствола была выше на 9,39 метра, для кормового-8,58 м.

Три типа снарядов- чугунный 145 кг, бронебойный и полубронебойный по 170 кг, с начальной скоростью 830-865 м/с. Боекомплект-85 снарядов на ствол-25 стальных бронебойных, 30 чугунных, снаряженных порохом и 30 чугунных, снаряженных мелинитом.

Вторичная батарея из двенадцати скорострельных 138,6 мм/45 пушек М1893 весом по 4465 кг размещалась в отдельных казематах на главной палубе(восемь штук) и в одиночных установках за орудийными щитами на верхней палубе(4 штуки). Скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту. Снаряды весом 30 кг и начальной скоростью 770 м/с позже были заменены новыми тяжелыми 35 кг снарядами со скоростью 730 м/с. Орудия в казематах при свежей погоде подвергались заливанию.

Вооружение производилось на заводах в Ла-Сене и Гавре , только 240-мм пушки поставлялись Арсеналом ВМФ.

47-мм орудие Гочкисса.
47-мм орудие Гочкисса.

За противоминную защиту отвечали двенадцать 47 мм 3-фунтовых скорострелок Гочкиса и шесть 37 мм 1-фунтовых орудий Гочкиса.

47 мм/40 пушка весом 237 кг стреляла снарядами 1,5 кг с начальной скоростью 610 м/с. 37 мм/35 орудие весом 35 кг снабжалось снарядами 455 грамм с начальной скоростью 402 м/с.

Они располагались на нижнем и верхнем крыльях носовой части (4 × 47 мм и 4 × 37 мм) и кормовых надстроек (4 × 47 мм и 2 × 37 мм) и на миделе палубы легких катеров (4 × 47 мм). Корабль также нес два 65-мм десантных орудия модели 1881 на полевых станках.

Крейсер был вооружен торпедными аппаратами, число которых в разных источниках отличается-от двух до шести. Например из четырех два были подводными , а два на палубных установках у миделя.

Боекомплект состоял из 12 торпед обр. 1892 года-450 мм, бч 75 кг, дальность 800 метров при скорости 27,5 узлов. Также крейсер нес 20 морских мин . Их можно было ставить с бортовых катеров.

В качестве недостатков указывались плохая маневренность , недостаточная скорость и дальность, плохая вентиляция помещений экипажа и артпогребов, устаревшие котлы.

-10

15 февраля 1899 года крейсер вступил в строй и был незамедлительно отправлен на Дальний Восток. Здесь 1 июня он стал флагманом Navale d'Extrême-Orient et du Pacifique occidental (Военно-морская эскадра Дальнего Востока и Западной части Тихого океана). Под командой контр-адмирала де Курехоля находились также крейсера « Декарт» , « Паскаль» и « Жан Бар».

В момент обострения ситуации с восстанием боксеров в Китае на 31 мая 1900 года 74 моряка с «Д'Антрекасто» под командованием капитана Дарси охраняли посольства в Пекине. Второй отряд- лейтенанта Поля Генри - защищали пекинский собор Бейтанг, где укрывалось около 3000 иностранцев и китайских христиан. И Посольский квартал и собор успешно выдержали осаду повстанцев, но во время штурма собора 30 июля погибло 13 французских матросов и лейтенант Генри (в честь него впоследствии был назван эсминец "Enseigne Henry" 1912 года ). С французской эскадры было отправлено еще 55 моряков лейтенанта Дуге на защиту французской концессии в Тяньцзине.

Также экипаж выделил отряд моряков для экспедиции адмирала Сеймура, которая 10 июня пыталась прорваться в Пекин по железной дороге. 160 моряков с трех французских кораблей возглавил командир «Д'Антрекасто» де Марроль. Де Марроль возглавлял французский отряд до 9 июля, пока его не сменил полковнику морской пехоты, прибывший с подкреплением.

-11

Крейсер в составе эскадры "Альянса 8 наций" принял участие в июне 1900 года в обстреле фортов Таку . Однако при стрельбе у орудий главного калибра возникли проблемы с затворами. Корабль отозвали в Тулон для ремонта, куда он прибыл 9 января 1901 года. 240 мм пушки были демонтированы и отправлены на завод для ремонта. После замены затворов крейсер вернулся в Юго-Восточную Азию, 8 августа он уже был в Сайгоне. В 1901-1902 годах «Д'Антрекасто» нес службу в регионе, совершая походы в китайские и японские порты.

В 1903 году крейсер вернулся в Тулон на капитальный ремонт, который продлился до 1905 года. 25 ноября 1905 года он снова направился в Индокитай, с 15 августа вновь став флагманом эскадры Дальнего Востока и Западной части Тихого океана, в которую тогда входили броненосные крейсера Bruix и Dupetit-Thouars , бронепалубные крейсера Alger, Guichen, четыре канонерские лодки и пять эсминцев .

За время 4-х летней вахты на станции крейсер отметился только безуспешной попыткой 20 мая 1907 года снять с мели у берегов Китая броненосный крейсер Chanzy. Крейсер покинул Сайгон 25 октября 1909 года .

-12

Командование флота планировало переоборудовать «Д'Антрекасто» в учебный корабль, на замену броненосного крейсера Jeanne d'Arc, но вместо этого в Тулоне был проведен очередной капитальный ремонт.

Ремонт коснулся корпуса, силовой установки, дополнительно поставили системы охлаждения для артпогребов 140 мм пушек, новые системы управления огнем, новый дальномер Barr & Stroud и отсек беспроводной телеграфии. Ввиду полной бесполезности были демонтированы торпедные аппараты.

С 1 января 1912 года крейсер заступил на должность флагмана учебной дивизии Средиземноморской эскадры. Скорость корабля в это время не превышала 17 узлов. В 1913 году на испытаниях ему удалось достичь максимальной скорости 18,4 узла. Перед первой мировой войной обсуждалось использование крейсера как учебного артиллерийского корабля вместо Pothuau, но начало войны помешало планам французов.

Первые месяцы войны «Д'Антрекасто» провел в составе специальной эскадры, в которую вместе с броненосным крейсером Pothuau входили броненосцы « Жорегберри» и « Шарлемань».

-13

После того как Франция 5 ноября объявила войну Османской империи, «Д'Антрекасто» перевели в Сирийскую эскадру, вместе с броненосным крейсером "Амираль Шарнье" они должны были блокировать 600 км сирийского побережья от Яффы до Александретты.

В января 1915 года для защиты Суэцкого канала от османского наступления была создана 3-я эскадра французского флота, флагманом которой стал«Д'Антрекасто». Вместе с броненосцем береговой обороны Requin он сыграл решающую роль в разгроме атакующих османских войск 4-й турецкой армии 3 февраля. Залпы французских кораблей рассеяли пехоту и подавили батарею тяжелой артиллерии турок. Крейсер израсходовал в бою пять 240-мм снарядов и тридцать шесть 138-мм снарядов на дальности от 6300 до 6700 метров.

4 февраля адмирал дю Фурне перенес свой флаг на броненосец "Сент-Луис". А «Д'Антрекасто» отправился обстреливать побережье в районе Газы.

27 марта крейсер перехватил под Александреттой небольшой парусник, но с него из винтовок обстреляли катер с призовой командой, убив одного из моряков. В ответ парусник был потоплен.

С 25 июня французы объявили о полной блокаде побережья. После прекращения турецкого каботажного судоходства и потопления "Амираль Шарнье" немецкой подлодкой , блокада была снята и крейсер после ремонта отправили в Танжер, в состав Морокканской эскадры.

-14
-15

В сентябре его вместе с Pothuau отправили в Эфиопию, где начались беспорядки, но британцы ревниво ограничивали французское влияние в регионе и корабли,под их давлением, вернули.

В конце 1916 года турецкие войска значительно потеснили восставших под влиянием Англии арабов и британцы запросили у французов поддержку в виде крейсеров D'Entrecasteaux и Pothuau, чтобы они поддержали огнем осажденных на побережье Красного моря арабов. Крейсера базировались на Суэц. 11 февраля 1917 года задание было выполнено, арабы отбились.

А «Д'Антрекасто» вместе с крейсером "Д'Эстре" отправили сопровождать конвои с Мадагаскара в Джибути. В июле крейсер вернули на родину для очередного ремонта. После ремонта,завершенного 11 октября 1917 года, крейсер перешел в Бизерту, где был переоборудован под перевозку войск. С ноября он перевозил солдат из Таранто в греческую Итею. 12 декабря у острова Атокос его пыталась торпедировать немецкая подлодка SM UC-38, но торпеда прошла мимо ( 14 декабря этой лодке все-таки удалось потопить французский крейсер, перевозящий войска, но это был уже "Шаторено").

-16

-17

До 20 июня 1918 года работал войсковым транспортом, потом его машина вышла из строя и корабль ушел на ремонт в Бизерту. Там его и застал конец войны.

25 января 1919 года крейсер отправили в Дураццо и Катарро в составе эскадры по приему кораблей австро-венгерского флота. Затем корабль использовали для вывоза французского экспедиционного корпуса с Салоникского фронта (Armée d'Orient).19 июня он вышел из Таранто в Брест, куда прибыл 2 июля 1919 года.

В тот же день переведен в резерв, превращен в учебный корабль . Во время ремонта котлы решили приспособить под жидкое топливо. Разоружен 1 июня 1921 года, 27 октября 1922 года исключен из военно-морского регистра. В 1923 году был передан Бельгии.

-18

Бельгийцы начали создание военного флота только после войны, получив несколько немецких миноносцев. К Франции они обратились с просьбой об аренде корабля для учебных целей и в качестве плавказармы для экипажей. Перед передачей в Брестском арсенале было снято оставшееся оружие, два котла были демонтированы и по просьбе бельгийцев и за их счет заменены на один водотрубный типа Бельвиль со старого броненосца береговой обороны "Фурье". 24 мая 1923 года корабль был отбуксирован буксиром "Mastodonte"в Зебрюгге

25 мая 1923 года бельгийцы приняли самый крупный корабль своего флота, использовался как блокшив для бельгийских миноносцев, жилые и учебные помещения. Однако в июне 1926 года бельгийское правительство решило, что флот стране не нужен, у Бельгии есть боеспособная армия и декларация о нейтралитете. Флот был расформирован,а «Д'Антрекасто» возвращен владельцу. 3-4 февраля 1927 года он был отбуксирован из Брюгге в Шербур за счет бельгийской стороны .

Французы собирались уже окончательно избавиться от старого крейсера, сдав его на лом, но появились поляки. 7 марта 1927 года французы, наконец, продали его польскому флоту.

И это было началом новой увлекательной истории, которая вскоре будет опубликована.

-19

Созданный Лаганем крейсер прекрасно укладывался в логику противостояния конца 19-го века. Место применения-воды Тихого океана, где тогда уже сошлись интересы великих держав и новых мировых игроков. По вооружению он мог противостоять китайским броненосцам, по защите, особенно если оценивать систему комплексной защиты, выглядел вполне на уровне лучших потенциальных противников.А ведь он еще имел и бронированные башни с электроприводом-самый хайтек для того времени. Скорость для того ТВД также вполне достойная. Более всего он напоминал британские большие бронепалубники.

Особенно интересна защита корабля, настолько удачно сочетающая усиленную обшивку, коффердамы, угольные ямы и причудливой формы броневую палубу, что у современников croiseur protégé иногда превращался в croiseur cuirassé. То есть из бронепалубного в броненосный. Кроме того можно отметить изначально "тропическое" исполнение- качественную обшивку подводной части корпуса от обрастания моллюсками и заложенную в проект систему охлаждения артиллерийских погребов. Конечно, правильно рассчитать опыта не хватило и пришлось добавлять вентиляторы по мере необходимости.

Использование на современном крейсере устаревших тогда уже огнетрубных котлов тем не менее было оправдано в рамках логики выполнения возложенных задач. Большая экономичность позволяла сэкономить водоизмещение на дополнительный запас угля, а это уход от "бега за собственным хвостом", в который попали англичане со своими мастодонтами.

Однако «Д’Антркасто» остался единственным колониальным крейсером 1-го класса. Слишком он был дорог. К тому же пока он строился и лечил свои детские болезни, один из потенциальных соперников в тихоокеанских водах, Япония, уже обзавелась своим мощным броненосным флотом, значительно превосходящих то, что было у китайцев в начале 90-х.

Тем не менее крейсеру довелось повоевать в первую мировую и он со своими задачами справился-и туземные побережья обстреливал и с судоходством боролся. И даже войсковым транспортом работал.

После войны старый и разоруженный, списанный с флота, корабль "пошел по рукам", дожив почти до полувека. Но это отдельная история.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам