Найти тему
Морская коллекция

Авианосцы .Французы учатся летать."Беарн".

Когда по итогам Вашингтонской конференции французы остались с недостроенными корпусами линкоров "Нормандия",французские адмиралы решили использовать удобный случай и переоборудовать один из недостроенных гигантов в полноценный авианосец. Благо у союзника-на той стороне Ла-Манша -подобный опыт уже имелся.Союзники не подвели,французам был передан комплект чертежей авианосца "Игл".4 августа 1923 достройку корабля ,названного "Беарн" в честь пиренейской провинции Франции,возобновили.

Строили довольно долго-и в соответствии с традициями французского кораблестроения и из-за глобального непонимания-что с этим кораблем делать дальше,да и денег,как всегда,не хватало.

Однако энтузиасты палубной авиации у французов были. Еще в 1920,когда спущенный на воду линкор еще не обрел свою судьбу,на корме соорудили деревянную платформу 45 на 9 метров с десятком тормозных тросов. 20 и 27 апреля 1920 капитан-лейтенант Тест (commandant Teste) -чье имя позже получит французский гидроавианосец, произвел пробные взлеты и посадки. Моноплан ,на котором он это проделал,в источниках носит странное обозначение Hanriet и Sopwitch . Испытания продолжались и в 1921-22гг.

1920-"Беарн"
1920-"Беарн"

Небоеготовый "Беарн" был принят флотом 1 сентября 1926 и дорабатывался несколько месяцев,только 1 мая 1927 он вышел на испытания. Там он показал скорость в 21 узел.

-3
1939
1939

-5

1945
1945

«Беарн» Béarn Заложен 10 января 1914 г.Спущен на воду апрель 1920 г.Введён в эксплуатацию май 1927 г. Выведен из состава флота 1949 г. Разобран в 1967 г.

Водоизмещение-28 400 т (полное).Длина 182,6 м .Ширина 27 м.Осадка 9,3 м .Бронирование-83-мм пояс, 25-мм полётная палуба, 25-мм ангарная палуба. Двигатели-Паровая машина тройного расширения, паровая турбина,37 200 л. с.,Скорость хода 21 узел., Дальность плавания 6000 морских миль. Экипаж 865 человек. Вооружение-8 — 155-мм, Зенитная артиллерия-6 — 75-мм, 8 — 37-мм, 16 — 13,2-мм пулеметов.Четыре 550-мм торпедных аппарата. Авиационная группа- 35—40 самолётов

В 1935 году авианосец модернизировали- расширили полетную палубу до 35,20 метров. Есть также сведения, что одновременно на нем заменили 8 мм зенитные пулеметы на 13,2 мм пулеметы Hotchkiss.

В 1943-1944 был модернизирован в американском Нью-Орлеане.

-8

Полетная палуба "Беарн" (180 х 27 м) возвышалась над ватерлинией на 15,5 м. Ангар был двухъярусным, но готовые к старту самолеты находились лишь в верхнем размером 124 х 19,5 м, а нижний (98 х 18 м) служил для хранения летательных аппаратов в разобранном виде. Там же находились ремонтные мастерские. Подъем самолетов на верхнюю палубу осуществляли три электрических лифта: размеры двух составляли 15,25 х 15,7 м., третьего — 8,2 х 12,2 м. На полетной палубе имелись три линии тросовых аэрофинишеров; позже их число увеличили до пяти. Катапульт не было. Первоначально "Беарн" мог принимать на борт 40 самолетов, однако к 1939 г. его авиагруппа включала в себя не более 25 машин( 20 истребителей Девуатин D 373 и 5 торпедоносцев Левассер PL7).

Интересной особенностью конструкции французского авианосца являлась броневая полетная палуба. Правда, броня была тонкой, всего лишь 24 мм. Всего же броневых палуб было три. Основу вертикального бронирования составлял 80-мм пояс в районе ватерлинии длиной 83 м. При переоборудовании недостроенного линкора вместо турбин была специально разработана комбинированная силовая установка- с паровыми машинами для крейсерского хода и турбинами — для полного.

"Беарн" был единственным авианосцем Второй мировой войны, имевшим на вооружении надводные траверзные торпедные аппараты: они располагались в районе миделя на высоте 1,5 метров над ватерлинией. 155 мм орудия располагались в дух казематах-носовом и кормовом с 70 мм броней.ПВО первоначально осуществляли 6 76 мм зениток,с 1935 добавили 8 автоматов 37 мм и 12 пулеметов.

Основным местом службы "Беарна" в довоенные годы было Средиземноморье,с редкими походами в Атлантику.Входил в 1-ю эскадру.

В 1929 поддерживал войска в войне с рифами в Марокко.10 мая 1930 участвовал в параде в Алжире в честь 100 летия этой колонии.Остальное время занимался боевой подготовкой и маневрами.

После модернизации середины 30-х ,с 7 октября 1936 служил в Атлантической эскадре с базой на Брест.

С 1936 корабль имел три аварии с самолетами,один пилот погиб.

Незадолго до начала войны морское командование решило переоборудовать авианосец в плавучую базу больших гидросамолетов Late.523, при этом корабль должен был сохранить все функции авианосца. Уже в сентябре уменьшили экипаж корабля, списав на берег 93 моряка и 280 резервистов. С Bearn убрали авиакрыло- бомбардировочные эскадрильи АВ.1 и АВ.2 и истребительная АС.1 были перебазированы в Нант, а позже на береговую базу Lanveoc-Poulmic.

"Беарн" возглавлял Соединение L,которое в октябре 1939 пыталось перехватить немецкий рейдер "Адмирал Граф Шпее". Безуспешно.

В октябре началось переоборудование корабля (при этом, как предполагается были сняты торпедные аппараты). Работы закончились в апреле 1940 года. 13 апреля Bearn покинул Брест и в сопровождении Panthere и Commandant Bory 18 апреля прибыл в Тулон. 23 апреля 1940 года Bearn перешел на якорную стоянку в Salins d'Hyeres, где принял на борт эскадрильи АВ.1 и 2S.3. Начались летные тренировки и испытания по использованию новых американских самолетов производства Chance-Vought.

19 мая 1940 "Беарн" вышел из Тулона в Галифакс с грузом золота для оплаты американских военных поставок.На борту были 194 тонны золота на сумму 172 272 тысячи долларов. На обратном пути на борт авианосца были загружены купленные американские самолеты.16 июня 1940 он вышел во Францию,но после получения 20 июня приказа ушел на Мартинику.В мае 1942 разоружен американцами,30.06.43 присоединился к Де Голлю.

В 1943—1944 годах по причине тихоходности был в США переоборудован в авиатранспорт; перевооружён на 4 — 127-мм, 24 — 40-мм и 26 — 20-мм. До конца войны использовался для перевозки самолётов из Канады во Францию.

В После Второй мировой войны нёс службу в Индокитае,в мае 1946 Bearn участвовал в морском смотре в бухте Алонг, на котором присутствовали Хо-Ши-Мин, генерал Леклерк и адмирал Д'Аргенло.

С августа 1946 "Беарн" в вооруженном резерве,1.10.1946 стал плавбазой группы ПЛО Тулона,где прослужил до 1967.,став старейшим кораблем французского флота-54 года в строю!

Именно на "Беарне" впервые во французском флоте экипажу в ленинскую комнату установили телевизор.

5.11.1966 корабль переименован в Q-419 с последующей разделкой на лом.Разбирали итальянцы в Генуе-куда он ушел 31.3.1967.

-14

"Беарн" страдал ,конечно,детскими болезнями первых авианосцев- переоборудованных из подручных средств,но основная проблема была все-таки в полном отсутствии задач для кораблей такого класса во французском флоте.Низкая скорость,небольшое авиакрыло,но при этом бронирование и артиллерийское вооружение... дай волю французским адмиралам-они наверно и пару линкорных башен на нем оставили)

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам