Потерпевшая в Европе сокрушительное поражение от германцев, Франция стала уделять гораздо большее внимание своим колониям. Вопросы колоний находились в ведомстве военно-морского флота и именно морской министр отвечал за колониальную политику. Расширение французский владений в Африке, Индокитае, вмешательство в дела Китая, Кореи и Японии требовало от французов содержания сильной дальневосточной эскадры, вплоть до броненосцев. Но основную работу по освоению новых земель и принуждению туземцев к подчинению, выполняли небольшие корабли, колониальные канонерские лодки, способные огнем поддержать войска при взятии укреплений аборигенов или уничтожить пару прибрежных деревень "за неподчинение".
Необходимость в современных хорошо вооруженных колониальных канонерских лодках французы ощутили к началу 90-х. Первой серией канонерок нового типа стали три канонерские лодки типа «Сюрприз», «Сюрприз», «Десидэ» (Решительный) и «Зелэ» (Ревностный).
Это были колониальные канонерские лодки со стальным корпусом и вспомогательным парусным вооружением баркентины. Корпус обшивался листами закаленной стали, что обеспечивало дополнительную защиту.
При водоизмещении около 640 тонн они вооружались двумя 100 мм, четырьмя 65 мм и шестью 37 мм скорострельными пушками.
Распространено ошибочное представление в качестве орудия французской канонерки другой пушки, также выставленной на Таити- немецкой 105 мм пушки "10,5 cm/40 SK L/40" с парусного рейдера «Зееа́длер», разбившегося на рифах Французской Полинезии 2 августа 1917 года. Благодарность Александру Дробышеву, обратившему на это внимание.
«Сюрприз» Surprise Normand, Le Havre. Заложена в 1893 году. Спущена на воду 24.4.1895. Вступила в строй 1896. Потоплена 3.12.1916
«Десидэ» Décidée Arsenal de Lorient. Спущена на воду 1898. Вступила в строй 1898. Списана 1922
«Зелэ» La Zélée Arsenal de Rochefort. Строительство начато21 апреля 1898 года. Спущен на воду 18.10.1899. Вступила в строй 1900. Затоплена при бомбардировке Папеэте 22.9.1914
Водоизмещение нормальное 617 - 637/640-646/680 тонн. Длина 56,0 - 56,3 п.л. м. Ширина 7.92 - 8.00 м. Осадка 3,09 м, 3,71 макс.(3,8) м.
Машины- 1 горизонтальная паровая машина тройного расширения, 1 вал. «Сюрприз»2 цилиндрических котла, остальные- 2 котла Niclausse. Мощность 900 л.с. Максимальная скорость 13 узлов (12,8—13,8 узла). Запас угля 74 тонны. Дальность 2700 миль на 10 узлах. Экипаж 99 человек.
Вооружение- 2 х 1 - 100 мм /45 М1891, 4 х 1 - 65мм/50 М1891, 4 (6)х 1 - 37мм /20 М1885
Французские колониальные канонерки несли свою рутинную службу на всех континентах, где имелись французские колонии и были угрозы французским интересам.
Мировая война застала эти корабли разбросанными по всему миру. На небольшие артиллерийские корабли были возложены ответственные боевые задачи.
«Сюрприз» в 1914 году воевала с немецкими войсками в Камеруне, обстреливала береговые укрепления германцев. Она там перехватила и потопила германский вооруженный пароход «Итоло». Затем канонерку перевели в Марокко, в 1915-1916 годах она несла сторожевую службу на Марокканской станции. 3 декабря 1916 года она была торпедирована немецкой подводной лодкой U-38 в районе Азорских островов (в Фуншале на острове Мадейра) и затонула.
«Десидэ» в 1914- 1917 годах несла службу в Индокитае, затем на Средиземное море, патрулировала у берегов Сирии в 1917-1918 годах в составе 7-го патрульного дивизиона. В 1922 году пошла на слом.
«Зелэ» первоначально распределили в Сайгон, но в 1901 году ее перевели на Таити, где был организован пункт бункеровки для судов с запасом 5000 тонн угля.
«Зелэ» начало войны встретила стационером на райском острове Таити. Она успела к этому времени пройти 14000 миль, уже 10 лет она провела на Таити. К этому времени ее скорость не превышала 10 узлов. Ей командовал лейтенант Максим Дестремо. 12 августа 1914 года, как только пришло известие о начале войны, лодка захватила германский грузовой пароход «Валькирия» (Walkure), грузившийся в соседнем порту фосфатами и не подозревавший о начале войны. Но уже в сентябре ей пришлось столкнуться с гораздо более серьезной силой.
Дальневосточная эскадра крейсеров адмирала Шпее базировалась в Киао-Чао в Китае. В начале войны ее задачей были крейсерские операции против британских торговых коммуникаций у западного побережья Америки. Шпее 6 августа начал свой боевой поход, продвигаясь в сторону Огненной земли.
Форт в Папеэте был, построенный еще в 1880 году, но к 1914 году его пушки проржавели, а сам он зарос местной растительностью за ненадобностью. Понимая, что канонерка не сможет противостоять ни одному немецкому рейдеру, лейтенант приказал снять с канонерки орудия и соорудить береговую батарею из них. 12 орудий были установлены на берегу.
22 сентября силуэты германских крейсеров показались на горизонте города Папеэте на острове Таити, Шпее хотел пополнить припасы. Командующий обороной города Папеэте Дестремо взорвал маяки порта и поджег угольный склад, который находился в ограде военно-морского флота, недалеко от парка Бугенвиль, чтобы помешать немцам захватить припасы.
Французы утверждают, что огня не открывали, немцы пишут, что первыми стрельбу открыли с берега, чуть ли не из 65 мм орудий береговой батареи. Дистанция была около 2000 метров, французская батарея успела сделать три залпа.
Броненосные крейсера немцев «Гнейзенау» и «Шарнхорст» обстреляли остров и повредили его береговые батареи, которые состояли из 100 мм и 65 мм орудий, снятых с разоруженной канонерки «Зелэ».
Обстрел вызвал сильный пожар в центре Папеэте, и весь коммерческий район между набережной и собором, от дома Дональда до здания Лагесса, был полностью разрушен. La Zélée и Walkure были потоплены огнем немецких крейсеров прямо у причала, еще до того, как французы смогли вывести их на рейд, чтобы затопить и перегородить вход в гавань. Французы, однако, настаивают, что оба корабля потоплены самими французами. Есть и третья версия, компромиссная. Французы успели затопить трофейный немецкий пароход, но канонерку потопили немецкие рейдеры.
Остатки корпуса Zélée, покрытые кораллами, лежат на дне порта Папеэте, а одна из пушек теперь стоит в парке Бугенвиль в память об этом героическом эпизоде.
Героический лейтенант едва не попал под суд за напряги, которые он устроил местному губернатору, но благополучно вернулся во флот, получив миноносец Boutefeu, но скончался 7.03.1915.
В Первой мировой погибли две из трех лодок серии, война на этот раз шла практически на всей планете.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам