Найти тему
Морская коллекция

Лидеры эсминцев.Хищные кошки французского флота.«Ягуар».

Французский флот с конца 19 века сотрясало противоборство школ военно-морской мысли. В битве за морской бюджет верх переходил от сторонников "молодой школы"(опора на легкие силы флота) к приверженцам старой школы(линейный флот) и обратно. В этой борьбе Франция добилась перехода со второго места в мировой табели о рангах на четвертое-пятое место к концу первой мировой. При этом линкоры,на которые тратилась большая часть бюджета всю войну простояли в базах, а состояние крейсерских и миноносных сил Третьей республики было удручающим.

Французские эсминцы,на которые легла основная часть боевой работы часто по вооружению значительно уступали своим немецким и австрийским оппонентам.Опять же,основной потенциальный противник Франции в Средиземноморье,после самовыпиливания германского и австрийского флотов, итальянская Региа Марина активно наращивала силы в сегменте Esploratore ,очень крупных эсминцев или скаутов.

Французам достался в трофеи германский суперэсминец S-113 ,они познакомились с британскими лидерами типа "Шекспир" и "Скотт",итальянскими "Аквилами".В начале 20-х итальянцы заложили еще серию "разведчиков" типа "Леоне" с 8 120 мм орудиями.

В общем,французы осознали ,что нужно что то делать с развитием легкого флота,особенно с пограничным сегментом между крейсерами и эсминцами. Тип относительно крупного эсминца во французском флоте именовался контрминоносцами( contre-torpilleurs )-и предназначался для истребления более мелких неприятельских собратьев.В отличие от английских лидеров они предназначались для действий отдельными соединениями. Проект новых кораблей ,быстроходных и хорошо вооруженных ,французы назвали «2100-тонными контр-миноносцами». Главным калибром для них выбрали 130 мм , 138,6-мм оказались слишком тяжелы.

28 марта 1922 года французский парламент принял кораблестроительную программу, согласно которой предполагалось построить три лёгких крейсера (будущий тип «Дюгэ Труэн»), шесть контр-миноносцев (будущий тип «Ягуар»), 12 эсминцев (будущий тип «Бурраск») и девять подводных лодок (будущий тип «Рокен») .18 марта 1922 года были официально заказаны шесть контр-миноносцев типа «Ягуар», причем по настоянию депутатов парламента только два корабля должны были строится военно-морскими арсеналами, а остальные заказы отдавались частным компаниям. На строительство всех шести единиц выделялось 156 миллионов франков.

Всего в серии было построено шесть кораблей, названных в честь хищных животных семейства кошачьих: «Ягуар» ( Jaguar), «Пантер» (. Panthere), «Линкс» ( Lynx)Рысь , «Леопард» ( Leopard), «Шакал» ( Chacal), «Тигр» ( Tigre). Тип «Ягуар» иногда также упоминается как тип «Шакал». Несмотря на стремление флота получить совершенно однотипные корабли, различия в применяемых подрядчиками технологиях привели к существенным отличиям в конструкции. В результате, пришлось разделить серию на три подтипа: «Ягуар» и «Пантер» именовались типом Arsenaux, «Шакал» и «Тигре» типом Industrie A, «Леопард» и «Линкс» типом Industrie B

«Ягуар» "Jaguar" арсенал Лориана заложен 22 августа 1922 года,спущен на воду 7 ноября 1923 года ,вступил в строй 24 июля 1926 года .23 мая 1940 года поражён двумя торпедами с немецких торпедных катеров, выбросился на мель и был окончательно уничтожен немецкой авиацией

«Пантер» "Panthere" арсенал Лориана заложен 23 декабря 1922 года ,спущен на воду 27 октября 1924 года,вступил в строй 10 октября 1926 года . Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года. Поднят итальянскими спасателями в марте 1943 г., включен в состав итальянского флота под названием "FR 22". Отбуксирован на ремонт в Специю, где затоплен 9 сентября 1943 г. при угрозе захвата немецкими войсками.

«Линкс» (Рысь) "Lynx" "А.Ш. де ля Луар" (Сен-Назер) заложен 14 января 1923 года ,спущен на воду 25 февраля 1924 года ,вступил в строй 10.10.1927. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 года .Поднят немецкими спасателями 22 января 1944 г. и разобран на металл.

«Леопард» "Leopard" "А.Ш. де ля Луар" (Сен-Назер) заложен в августе 1923 года ,спущен на воду 29 сентября 1924 года ,вступил в строй 10 октября 1927 года . 27 мая 1943 года сел на камни близ Бенгази и 19 июня 1943 года разрушен штормом

«Шакал» "Chacal" А.Ш. де ля Луар э Пеноё" (Сен-Назер) заложен 16 августа 1923 года ,спущен на воду 27 сентября 1924 года ,вступил в строй 12 июня 1926 года .24 мая 1940 года потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками Ju-87 в районе Булони

«Тигр» "Tigre" "А.Ш. де Бретань" (Нант) заложен 15 сентября 1923 года ,спущен на воду 2 августа 1924 года ,вступил в строй 1 февраля 1926 года . Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями 23 мая 1943 г., включен в состав итальянского флота под названием "FR 23" и использовался в качестве войскового транспорта.Возвращен французскому флоту в Бизерте 28 сентября 1943 г. Списан 4 января 1954 года и сдан на слом

Водоизмещение - 2160 т (стандартное) Нормальное 2700 т . 3098 т (в полном грузу) .Длина 126,78 м .Ширина 11,32 м .Осадка 4,1 м .Двигатели- 2 ТЗА Rateau , 5 котлов Du Temple, 50 000 л. с. .Скорость хода 35,5 узла .Дальность плавания 2900 миль на 16 узлах, 600 миль на 35 узлах .Экипаж 195 человек . Вооружение-5 × 1 — 130-мм/40, Зенитная артиллерия 2 × 1 — 75-мм/50 . Минно-торпедное вооружение -2 × 3 — 550-мм торпедных аппарата

Изначально предполагалось заменить 130-мм артиллерию контр-миноносцев на более мощные 138,6-мм пушки Model 1923. В 1925 году были даже размещены заказы на тридцать таких орудий, но проблемы с верхним весом не позволили реализовать этот проект. Оставалось лишь совершенствовать имеющееся вооружение. В конце 1920-х годов на орудия установили лотки автоматической загрузки, что улучшило условия работы заряжающих и позволило несколько повысить скорострельность. С 1927 года корабли, наконец, получили предусмотренный первоначальным проектом электромеханический компьютер управления огнём Mle 1923 Type B. В 1931 году трехметровый дальномер совмещения был заменен на стереоскопический дальномер OPL25 E.1926 или E.1927 с такой же базой, а с 1937 года они стали заменятся на пятиметровые стереодальномеры OPL (PC.1936).

В 1938 году было принято решение заменить старые 130-мм орудия 100-мм спаренными установками Model 1931. Эти орудия обеспечили бы возможность вести огонь и по воздушным целям. Однако производственные трудности помешали осуществить перевооружение. В 1932 году было принято решение заменить 75-мм зенитные орудия на восемь 13,2-мм крупнокалиберных зенитных пулемётов Hotchkiss Mle 1929, установленных на спаренных станках Mle 1931. Пулемёты были хорошим, надёжным оружием, но их скорострельность оказалась недостаточной из-за необходимости частой смены 30-зарядных магазинов, а поражающее действие и дальнобойность не отвечала требованиям борьбы со скоростными самолётами начала Второй мировой войны.

С началом войны выявилась необходимость усиление противолодочных возможностей контр-миноносцев. Запас глубинных бомб, сокращенный в предвоенный период, был вновь увеличен. Но главным новшеством стала размещение на кораблях британского гидролокатора Тип 123. В течение 1939—1940 годов его получили все корабли серии, кроме «Пантер». Эскортные операции французского флота в начале войны показали недостаточную дальность плавания «ягуаров» и было принято решение оснастить их оборудованием для дозаправки в море. Однако его успел получить только «Пантер».

Норвежская компания и бои в проливе Ла-Манш выявили явную недостаточность зенитных средств французских кораблей. Был подготовлен проект усиления зенитного вооружения, согласно которому с контр-миноносцев снималась грот-мачта, а на её месте устанавливалась платформа со спаренной 37-мм установкой Model 1933. Этот спаренный полуавтомат уже устарел, но ничего лучшего у французского флота тогда не было. Пройти переоборудование успел только «Пантер». После заключения перемирия уцелевшие корабли типа «Ягуар» были признаны устаревшими и выведены в резерв, а их вооружение использовали для более современных кораблей.

"Леопард" был модернизирован с английской помощью в 1941-1942 после передачи "Свободной Франции",а "Тигр"-в 1943.

Длинный, узкий корпус «ягуаров» проектировался для достижения высоких скоростей, соотношение его длины к ширине составило 10,8:1. Корабли этого типа впервые во французской практике имели явно выраженный полубак с наклонным форштевнем.Корпус имел 12 водонепроницаемых отсеков.Корабли имели только одну непрерывную палубу — главную. Нижняя палуба прерывалась на протяжении пяти машинно-котельных отсеков, которые поднимались до главной палубы. В носовой части располагалась массивная четырехъярусная рубка квадратного сечения, где находились основные посты управления кораблем и его вооружением. Также в носу сосредотачивались кубрики унтер-офицеров и матросов, офицерские каюты, включая апартаменты командира традиционно размещались в корме.

Высокий полубак в сочетании с наклонным форштевнем сделал «ягуары» хорошими морскими судами. Они могли поддерживать высокую скорость на волнении без сильной продольной качки. Вместе с тем, боковая остойчивость оказалась не на высоте. Чрезмерный верхний вес в сочетании со значительной парусностью привел к тому, что корабли имели в штормовом море бортовой крен до 25° с периодом 8—10 секунд. Это затрудняло применение оружия и делало существование экипажа дискомфортным.

«Ягуары» отличались недостаточной маневренностью на высоких скоростях. На испытаниях «Тигре» в 1925 году было выявлено, что кораблю требуется 525 м для разворота на скорости 20 узлов и 570 м на скорости 25 узлов. Этот недостаток особенно проявился в ходе боев в Ла-Манше в 1940 году, где в стесненных условиях «ягуарам» было очень трудно уклоняться от атак бомбардировщиков люфтваффе и торпедных катеров.

Четыре корабля были оснащены турбинами Rateau-Bretagne, которые, после преодоления некоторых проблем, оказались вполне надежны. Гораздо хуже показали себя агрегаты Breguet-Laval(на "Леопард" и "Линкс"). Их эксплуатация принесла множество проблем и потребовалось несколько лет, чтобы разрешить их большую часть. После этого флот отказался от закупок турбин Breguet-Laval.

На испытаниях все шесть кораблей показали хорошие скоростные характеристики. При мощности 52 200 — 56 000 л.с. все продемонстрировали среднюю скорость 34,5 узла и 35,3 — 35,6 узла . Самым быстроходным оказался «Тигре», развивший 36,7 узла при мощности 57 200 л.с. Это достижение широко рекламировалось в прессе. Самым тихоходным оказался "Ягуар", показавший 35,27 уз.На службе «ягуары» легко поддерживали скорость 30 узлов даже в поздние годы.

Главный калибр контр-миноносцев типа «Ягуар» был представлен пятью 130-мм орудиями M1919 с длиной ствола 40 калибров в одиночных установках. Четыре орудия размещались парами в носу и корме по линейно-возвышенной схеме, еще одно было установлено за третьей дымовой трубой. Разработка пушки началась вскоре после окончания Первой мировой войны с использованием довоенных технологий. Это была простая и надежная система. Орудие стреляло весьма тяжёлыми снарядами — вес полубронебойного составлял 32,05 кг, фугасного — 34,85 кг. С дистанции 10 000 м полубронебойный снаряд мог пробить броню толщиной 80 мм, На дистанции 18 000 м этот показатель падал до 45 мм. Заряжание было раздельным. Баллистические характеристики также были очень хорошими — при угле возвышения 36° дальность стрельбы достигала 18 900 м. Однако скорострельность была не высока и не превышала 4 — 5 выстрелов в минуту, что было вызвано применением поршневого затвора. Даже с очень хорошо обученным экипажем темп стрельбы никогда не был выше 6 выстрелов в минуту. Такая величина считалась недостаточной для лёгкого корабля.Планы по перевооружению на 138,6-мм орудия были отклонены ввиду и так большого верхнего перегруза "Ягуаров".

Первоначально орудия имели лёгкие орудийные щиты, но в 1926 году арсенал Лорьяна разработал новые коробчатые щиты, дававшие гораздо лучшую защиту, которые и были установлены на все корабли серии.

Первоначальный проект предусматривал передовую систему управления огнём. Электромеханический компьютер Mle 1923B должен был рассчитывать все данные для стрельбы, после чего происходило дистанционное наведение орудий. Однако разработка этой системы отделом вооружений (Direction Central des Armes Navales) затянулась и в итоге контр-миноносцы получили весьма простую систему Mle 1919, применявшуюся на авизо типа «Амьен». Данные она получала от трехметрового оптического дальномера совмещения Mle B.1926 компании SOM ( Société d’Optique et de Mécanique de haute precision), а приказы на наведение орудий передавались по телефону или с помощью голосовых труб.

Эсминцы были первоначально вооружены двумя 75-мм зенитными орудиями Model 1924. Это были корабельные пушки времен Первой мировой войны, которые установили на зенитные станки Mle 1922. Их установили по бортам на верхней палубе, на специальных подкреплениях ближе к корме, между 130-мм орудием №3 и кормовым торпедным аппаратом. Хорошо обученный экипаж мог вести огонь с скорострельностью до 12 выстрелов в минуту, при условии, что угол возвышения не превышал 75°. Централизованного управления зенитным огнём не было, цели выбирали командиры расчетов и вели обстрел используя прицелы самих орудий.

В качестве зенитного средства ближнего действия использовались спаренные пулемёты калибра 8-мм. Это были системы Hotchkiss Mle 1914, установленные на спаренные лафеты Mle 1926, которые размещались на полубаке, перед мостиком.Пулемёты обычно хранились в подпалубном помещении и устанавливались на лафеты в случае необходимости.

Торпедное вооружение французских кораблей межвоенного периода было превосходным. Еще в годы Первой мировой войны эксперты флота пришли к выводу о необходимости увеличения калибра торпед. В результате флот получил до начала следующей войны 550-мм торпеды четырех типов. По своим характеристикам они заметно превосходили зарубежные торпеды традиционного калибра 533-мм и были сравнимы с японскими 610-мм торпедами. Контр-миноносцы типа «Ягуар» как и эсминцы типа «Бурраск» получили на вооружение по два трехтрубных торпедных аппарата Schneider Mle 1920T, стрелявших 550-мм торпедами Mle 1919D. Эти торпеды имели керосиновый двигатель и обладали следующими характеристиками:Калибр — 550 мм;Длина — 8220 мм;Масса — 1900 кг;Масса боевой части — 250 кг мелинита;Дальность хода, м/при скорости, уз — 6000/35, 14 000/25.

Французская тактика применения торпед предполагала их массированный пуск с дистанции 10 000 — 12 000 м в направлении боевой линии кораблей противника. Сильно напоминает японскую концепцию массированных торпедных атак.Запасных торпед на контр-миноносцах не имелось. По мнению французских специалистов, перезарядка торпедных аппаратов в открытом море была нереальна.

По проекту контр-миноносцы типа «Ягуар» несли противолодочное вооружение нескольких типов. В двух желобах на корме размещалось 12 глубинных бомб Guiraud Model 1922 200 KG (2×6). Фактический вес бомбы составлял 260 кг, вес ВВ — 200 кг, цели могли поражаться на глубине до 100 м. Еще четыре такие бомбы были в резерве. Система желобов была оригинальной и хорошо продуманной, оставляла свободным квартердек, но намного более сложной, чем рельсовые бомбосбрасыватели на кораблях других стран. Кроме того, на контр-миноносцах имелось по четыре одноствольных 240-мм бомбомёта Thornycroft Mle 1918, установленных парами по бортам, в районе передней дымовой трубы. Они были установлены под фиксированным углом возвышения 50° и могли забросить глубинную бомбу Guiraud Model 1922 100 KG на 60 м. Общий боезапас 100-кг бомб достигал 30 штук.

По проекту "Ягуары" должны были оснащаться так называемыми звуковыми линзами Вальзера ( Walser) для обнаружения подводных лодок. Фактически линзы Вальзера были установлены лишь на «Пантер». Испытания оказались неудачными- система кое-как работала только при полной остановке корабля.От линз Вальзера в 1931 отказались.

В итоге ,при наличии мощного противолодочного вооружения,французские лидеры подводные лодки могли обнаружить лишь визуально.

По штатам мирного времени экипаж «ягуаров» состоял из 10 офицеров и 187 нижних чинов. В военное время предполагалось иметь 12 офицеров, 33 старшины и 176 матросов.

Командир имел апартаменты в кормовой части корабля, включавшие спальню, кабинет, ванную и кладовую. Офицеры жили также в корме на нижней палубе в одноместных каютах и имели свою отдельную ванную и кают-компанию. Главный старшина имел отдельную каюту в носовой части корабля. Рядом располагались кубрики для старшин. Матросы размещались в двух малых и двух больших кубриках в носу, причем на подвесных койках, здесь же принимали пищу. «Ягуар» стал единственным из кораблей серии, оборудованным как лидер флотилии, с помещениями для контр-адмирала и четырех офицеров его штаба.

Контр-миноносцы типа «Ягуар» имели хорошую теплоизоляцию жилых помещений. Однако системы кондиционирования воздуха отсутствовали. Как и многие другие корабли французского флота они были удобны для службы в умеренных широтах, но во время службы в Западной и Северной Африке экипаж страдал от жары и духоты, поэтому члены команды часто спали прямо на верхней палубе.

Все корабли типа "Ягуар" приняли активное участие в войне,5 из 6 погибли- 2 в мае 1940 в боях в Ла-Манше,2 самозатопились в Тулоне в 1942,один налетел на скалы в 1943.

Де Голль на борту"Леопарда"
Де Голль на борту"Леопарда"

"2100-тонные" контр-миноносцы стали для французов совершенно новым классом кораблей,переход с "800-тонных" эсминцев-слишком резким для того ,чтобы было можно надеяться на создание сбалансированного удачного корабля. И сами французы оценивали первенцев достаточно скептически,концепция "первого блина" интернациональна...

Не все силовые установки оказались одинаково надежными,проблема перегруза по верхнему весу ограничивала возможности модернизации, сильная бортовая качка делала службу на кораблях весьма некомфортной.

Орудия главного калибра в 30-х уже устарели,скорострельность их была недостаточна,а точность стрельбы страдала из-за устаревшей системы управления огнем.Зенитное вооружение было просто неадекватным реальным угрозам, мощное противолодочное вооружение без средств обнаружения было бесполезным,очень сильное торпедное вооружение требовало условий для применения,которые французскому флоту так и не представились. Хотя интересно было бы разыграть эту карту против англичан в 1940 во время "Катапульты".

С другой стороны,отрицательный опыт -тоже опыт и в дальнейшем французы строили гораздо более удачные корабли этого класса.Итальянцы, с учетом возможностей "Ягуаров" понастроили эсминцев типа "Навигаторе" ,японцы учли французский опыт в своих "Фубуки".

Боевые эпизоды с участием "Ягуаров" традиционно -в отдельной статье.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам