Первая мировая война выявила катастрофический недостаток легких сил во французском флоте. Наиболее современной боевой единицей являлись броненосные крейсера типа «Вальдек-Руссо», устаревшие ещё в момент вступления в строй. А ведь на них легла основная тяжесть боевых действий,благо французы вели их только на Средиземноморье. Обязанности легких крейсеров частенько выполняли устаревшие броненосные крейсера.
Конечно,нельзя сказать,что французское командование не осознавало этой проблемы. Над проектом эскадренного разведчика (соп-voieur d'escadrilles) работали еще с 1909 года,только медленно. Серию в 10 кораблей с головным «Ламотт-Пике» планировали закладывать с ноября 1914.
Задачей этих кораблей была дальняя разведка при линейных эскадрах.4500/6000 тонн,29 узлов и 8 138 мм орудий должны были обеспечить ему выполнение задачи.
Только ужасная ситуация на сухопутном фронте и относительно благостное положение в Средиземноморье заставили пересмотреть планы.
К проекту вернулись только в 1919 и он потребовал кардинальной переработки. За ориентир взяли "С","Д" и "Марсалу",а когда поступила информация об американских "Омахах" и английских крейсерах типа "Е",проект опять вернули на доработку.Потом подоспели данные по изучению трофейных немецких и австрийских крейсеров..в общем конструкторам пришлось опять поработать. Росло водоизмещение,повышались требования к скорости и калибру орудий главного калибра.
Окончательный вариант был выбран в апреле 1921- но изменения в проект вносились и во время постройки кораблей и даже после.
18 марта 1922 французский парламент принял новую кораблестроительную программу,сильно урезав планы морского ведомства- 3 крейсера, 6 контрминоносцев, 12 эсминцев, 12 подводных лодок и перестройка «Беарна». Стоимость постройки в ценах 1927 г. составила: «Дюге-Труэн» — 93 387 тыс. франков, «Ламотт-Пике» — 84 952 тыс. франков, «Примоге» — 95 627 тыс. франков .
По этой программе и были построены первые французские легкие крейсера типа «Дюгэ Труэн» . Названия корабли получили в честь культовых французских флотоводцев.
Рене Дюге-Труэна (фр.René Duguay-Trouin) (10 июня 1673, Сен-Мало — 27 сентября 1736, Париж) — французский флотоводец, капер, впоследствии адмирал на службе короля Людовика XIV.
Ламотт-Пике (Jean-Guillaume-Toussaint de La Motte-Picquet de La Vinoyere) Жан-Гильом-Туссэн (1720-1791) – граф де Ла Мотт-Пике (Comte de La Motte-Picquet), генерал-лейтенант Флота (1782 год).
Эрве де Портцмогер (ок. 1470–1512), известный как « Примоге », был бретонским военно-морским командиром, известным своими набегами на англичан и своей смертью в битве при Сент-Матье .
Корабли официально вошли в строй в конце 1926 — начале 1927 гг., но после этого неоднократно возвращались на верфи для установки различного оборудования и полностью боеспособными стали лишь к концу 1929 г.
Всего построено 3 единицы ("Дюге Труэн", "Ламотт Пике" и "Примоге").
«Дюгэ Труэн» «Duguay-Trouin» Arsenal de Brest, Брест Заложен 4 августа 1922 года. Спущен на воду 14 августа 1923 года . Введен в строй 10 сентября 1926 года .Списан 29 марта 1952 года и продан на слом
«Ламотт-Пике» «Lamotte-Piequet» Arsenal de Lorient, Лориан Заложен 17 января 1923 года . Спущен на воду 21 марта 1924 года. Введен в строй 1 октября 1926 года .12 января 1945 года потоплен американской палубной авиацией в Камрани
«Примоге» «Primauguet» Arsenal de Brest, Брест Заложен 16 августа 1923 года . Спущен на воду 21 мая 1924 года. Введен в строй 1 сентября 1926 года .8 ноября 1942 года в ходе противодействия высадке союзников в Северной Африке тяжело повреждён снарядами и авиабомбами в районе Касабланки, выбросился на берег и сгорел
Водоизмещение-Стандартное — 7249 т, полное — 9350 т . Длина 175,3/181,6 м. Ширина 17,5 м .Осадка 6,3 м .
Бронирование-Башни — 25…30 мм;
погреба — 25…30 мм;
рубка — 25…30 мм
Двигатели-4 ТЗА Rateau-Bretagne, 100 000 л. с.. Скорость хода 33 узла .Дальность плавания 4500 морских миль на 15 узлах . Экипаж 578 человек .Вооружение-4 × 2 — 155-мм/55, Зенитная артиллерия-4 × 1 — 75-мм/60, 4 — 13,2-мм .Минно-торпедное вооружение-Два двухтрубных 550-мм торпедных аппарата . Авиационная группа-1 катапульта,
1—2 гидросамолёта
Водоизмещение: стандартное — 7992 т; нормальное — 8760 т; полное — 9655 т .Размерения:175,3/181,03x17,2x5,2-5,86 м
Силовая установка:4 ТЗА «Rateau-Bretagne», 8 котлов «Guyot — du Temple»,102 000л.с..Скорость:33 уз..Дальность плавания:4500 (15), 1300 (19) или 800 (33) миль. Экипаж:578 чел. (27 офицеров)
Бронирование:палуба и погреба 20 мм, башни и рубка 30 мм
Вооружение:4x2 - 155-мм/50 орудия М1920, 4x1 — 75-мм/50 зенитки 1922, 6x2— 13,2-мм/76 пулеметов «Hotchkiss» M1931, 4x3 — 550-мм торпедных аппарата, 1 катапульта, 1 —2 гидросамолета
*тактико-технические характеристики (на 1939 г.)
Модернизации 1920—1942 гг.
С «Дюге-Труэна» во время ремонта в Тулоне (1.10.1929 — 4.9.1930) демонтирован поврежденный пожаром КДП, расширена палуба спардека. В ходе ремонта в Бресте (1.7.1932 — 9.8.1933) установлен новый КДП; оборудован адмиральский мостик и 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами на крыльях нижнего мостика; в носовой КДП добавлен 1 -м дальномер; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; установлены дюралюминиевые щиты на 75-мм зенитки; установлена кран-балка для подъема самолета на катапульту. В ходе ремонта в Бресте (5 марта — 31 мая 1935 г.) снята фор-стеньга и на 6,4 м срезана грот-мачта; катапульта приспособлена для использования самолетов GL-832 и «Потэ-452». В ходе ремонта в Тулоне (15.9.1937 — 15.2.1938) произведена замена всех дальномеров совмещения на стереоскопические, а 4-метровый дальномер в главном КДП заменен 8-метровым. Во время ремонта в Лориане (22 января — 15 мая 1940 г.) смонтировано оборудование для приема топлива на ходу в море; демонтированы дальномеры на спардеке; заменена грот-мачта; установлен 5-м шток на фок-мачте.
С «Ламотт-Пике» во время продолжительного ремонта в Лориане (1.9.1933 — 15.1.1935) снята фор-стеньга; оборудован адмиральский мостик и 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами; добавлен 1-м дальномер в носовой КДП; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; смонтированы щиты на 75-мм зенитки; установлена кран-балка для подъема самолета на катапульту; на носовом шельтердеке смонтированы две 47-мм салютных пушки. В 1939—1940 гг. в Сайгоне произведена замена 4-м дальномера в главном КДП на 8-м. В силу оторванности от метрополии, дальнейших модернизаций не проводилось.
На «Примоге» во время ремонта в Тулоне (19.12.1931 —30.3.1932) установлены две 47-мм салютных пушки и щиты на 75-мм зенитки. В ходе ремонта в Сайгоне (23.12.1934 — 1.4.1935) снята фор-стеньга и уменьшена высота грот-мачты. В ходе ремонта в Лориане (20.3.1936 — 30.8.1937) грот-мачта заменена 6-метровым флагштоком; 4-м дальномер в главном КДП заменен на 8-м стерео, аналогичные на спардеке — на 4-м стерео; добавлен 1-м дальномер в носовой КДП; оборудовано 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами; оборудован адмиральский мостик; сняты 47-мм пушки; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; катапульта приспособлена для новых самолетов. В 1941—1942 гг. в Касабланке полностью демонтирована грот-мачта и кормовая рубка; демонтировано 2 кормовых торпедных аппарата и контейнеры для запасных торпед; демонтированы дальномерные посты со спардека.
Модернизации «Дюге-Труэн» 1942-1951 гг.
В ходе ремонта в Касабланке (сентябрь — октябрь 1943 г.) с крейсера демонтированы грот-мачта, катапульта и кран-балка, два кормовых торпедных аппарата, четыре из шести спаренных 13,2-мм пулеметов «Гочкис», глубинные бомбы, носовой прожектор; установлено 15x1 20-мм/70 автоматов «Эрликон» и 2x1 13,2-мм пулемета «Браунинг».
В ходе следующего этапа модернизации в Оране и Мерс-эль-Кебире (13.10.1943 — 15.1.1944) сняты оставшиеся торпедные аппараты и пулеметы «Гочкис», дальномерный пост с боевой рубки; установлено 6x1 40-мм/56 автоматов «Бофорс», число 20-мм «эрлико-нов» доведено до 20x1. По окончании ремонта до 11 января 1945 г. крейсер был окрашен по американскому образцу (схема MS.22).
В феврале 1944 г. в Оране установлена РЛС ОНЦ типа SF-1 на фор-стеньге; в апреле в трюм уложено 240 т балласта; в июле — смонтирована размагничивающая обмотка. С 25 января по 21 марта 1945 г. в Бизерте произведена замена изношенных стволов 155-мм орудий — 7 взято с авианосца «Беарн», 1 с погибшего «Примоге».
Во время ремонта в Тулоне (1.11.1945—10.4.1947) одно 155-мм орудие в башне №4 заменено на снятое с «Беарна»; демонтированы 13,2-мм пулеметы; изменено расположение (но не число!) 20-мм автоматов; установлена РЛС ОВЦ SA-2 на новой фор-стеньге; смонтировано два 300-кВт генератора и гирокомпас «Сперри».
Последние работы на крейсере производились в Сайгоне. В 1948—1949 гг. корабль нес 2 пехотно-десантных катера типа LCVP; в октябре 1950 г. было снято 10 20-мм автоматов, кроме того, в период с 19 мая по 1 июля 1951 г. 6 40-мм автоматов снималось с корабля для использования на берегу. К моменту возвращения во Францию на корабль было дополнительно установлено 7x1 75-мм/50 зениток М1924.
Крейсера имели высокобортный корпус полубачной конструкции,благодаря этому-высокую мореходность,но уязвимость к боковому ветру. Корабль имел две сплошные палубы и одну платформу. Корпус делился на отсеки 17 поперечными переборками, имел двойное дно, а также двойной борт в районе машинно-котельных отделений.
Из брони Duguay-Trouin имел только 20-мм верхнюю и 10-мм нижнюю палубы. Погреба, где хранились боеприпасы для главного калибра, защищались «коробчатым» бронированием из 20-мм листов. Отделение рулевой машины защищалось 14-мм палубой со скосами. Башни главного калибра и их барбеты закрывались 30-мм броней. Боевая рубка также имела 30-мм стенки и крышу.Все очень скромно. Общий вес брони составлял всего 166 т или 2,2% от стандартного водоизмещения. Однако на реальных дистанциях боя она не могла обеспечить надежную защиту даже от артиллерии эсминцев.
Главная энергетическая установка корабля состояла из 8 тонкотрубных паровых котлов типа Guyo с нефтяным отоплением и 4 турбозубчатых агрегатов системы Parsons. Суммарная мощность силовой установки 102 000 л.с. Проектная скорость полного хода - 34 узла.
На 6-часовых испытаниях все корабли превысили проектную мощность, однако ни один из них не достиг проектной скорости, недобрав около узла.В то же время, они продемонстрировали способность поддерживать 30-уз. ход на протяжении более 12 часов. В ходе службы механизмы крейсеров продемонстрировали высокую надежность. В частности, в 1947 г. «Дюге-Труэн» был способен держать ход 29,5 уз. Существенным недостатком стала малая дальность плавания, особенно на высоких скоростях.
В качестве главного калибра на Duguay-Trouin было установлено восемь 155-мм орудий Мle 1920 с длиной ствола 50 калибра. Орудие М1920 состояло из внутренней трубы, лейнера, двойного кожуха и скрепляющего кольца. Затвор — поршневой, с открыванием наверх. Пушки располагались в четырех башенных установка Mle 1921 по линейно-возвышенной схеме. Углы вертикального наведения составляли от −5° до +40°, горизонтальные обеспечивали обстрел в радиусе 140° на каждый борт. Калибр был унифицирован с армейским . Вес снарядов колебался от 56,5 кг до 59 кг. Начальная скорость полубронебойного снаряда массой 56,5 кг при полном заряде составляла 850 м/с, максимальная дальность стрельбы 26 100 метров. Баллистические данные орудия оценивались как превосходные, однако скорострельность была невысокой. Формально она составляла 6 выстрелов в минуту, фактически была вдвое меньше. По огневой производительности орудие превосходило старые 194-мм пушки.
Зенитное вооружение крейсера состояло из четырех 75-мм орудий Мle 1922 с длиной ствола 50 калибра. Фактически это пушка Шнейдера образца 1902 г. с увеличенной до 50 клб длиной ствола. Основные характеристики зениток: вертикальное наведение от -10 до +90 град., вес снаряда 5,93 кг, начальная скорость 850 м/с, дальность стрельбы 15 000 м, досягаемость по высоте 7500 м. Они находились на надстройке в районе дымовых труб. Легкое зенитное вооружение состояло из шести спаренных 8-мм пулеметов Hotchkiss. В 1933—1937 гг. их заменили на 6 спаренных 13,2-мм/76 пулеметов «Гочкис» М1931.
Торпедное вооружение крейсера состояло из четырех трехтрубных 550-мм торпедных аппаратов Mle 1922T. Также на корабле имелись 15 35-кг глубинных бомб.
Кроме того, на крейсере имелся один гидросамолет.
1 апреля 1927 г. на юте «Примоге» была установлена для испытаний 20-метровая пневматическая катапульта системы «Пеное». В марте-апреле 1929 г. аналогичными катапультами были оснащены «Дюге-Труэн» и «Ламотт-Пике». Для подъема самолета и шлюпок предназначался 11,5-метровый кран (впоследствии его удлинили на 4,5 м), для установки самолета на катапульту имелась съемная 11,5-метровая кран-балка. С 1927 г. крейсерами использовались гидросамолеты «Бессон-35», разработанные специально для подводной лодки «Сюркуф». В 1928-1932 гг. (на «Примоге» — до середины 1936 г.) их сменили летающие лодки FBA-17, затем на вооружение поступили гидроплан «Гурду-Лессёр» GL-832 и летающая лодка «Потэ-452», причем иногда крейсера могли одновременно нести самолеты обоих типов. К началу войны на «Дюге-Труэн» и «Примоге» находилось по одному GL-832, на «Ламотт-Пике» — два «Потэ-452».
Для управления огнем служил главный КДП, располагавшийся на треногой фок-мачте в 26 м над ватерлинией. Он комплектовался двумя дальномерами: 4-метровым совмещающего типа и 3-метровым стереоскопичиским фирмы «Цейс» (последний был установлен в 1927— 1928 гг.). Имелось еще три поста с 4-м дальномерами: один на боевой рубке и два побортно на спардеке.
Корабли имели отличительную маркировку-
«Дюге-Труэн»: одна белая полоса на носовой трубе (21.7.1928— 1.10.1929); две белых полосы на кормовой трубе (5.9 1931 — конец 1932 г.); одна белая полоса на кормовой трубе (май 1935 — июль 1936 г.).
«Ламотт-Пике»; одна белая полоса на кормовой трубе (5.9.1931 —24.7.1932); одна красная полоса на носовой трубе (май 1939 — июнь 1940 г.).
«Примоге»: одна белая полоса на кормовой трубе (1.1.1928 — конец 1928 г.); две красных полосы на носовой трубе (май — август 1939 г.).
Проект «Дюгэ Труэн» безусловно вошел в историю мирового и французского кораблестроения. Первые крупные корабли, спроектированные и построенные после Первой мировой войны, они стали первыми в мире лёгкими крейсерами, получившими башенную артиллерию главного калибра, размещённую по линейно-возвышенной схеме.
Корабли имели высокую огневую мощь-и артиллерийскую и торпедную,хорошую мореходность и неплохую скорость.Бронирование же практически отсутствовало.Для флотских это были просто очень большие эсминцы.Дальность плавания же подходила только для Средиземноморья.
В целом французы задали тренд крейсеростроения межвоенного периода. А уж их последователи будут крупнее,быстрее,мощнее и защищеннее. Это нормально.
О судьбе крейсеров типа "Дюге Труэн" в непростые 30-40 годы будет отдельная статья.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам