На три вещи можно смотреть бесконечно-как горит огонь,как течет вода и как Англия с Францией меряются своими военными флотами. К середине 80-х французы уже нагло дышали в спину "владычице морей",их броненосные эскадры были лишь немногим меньше,зато сами корабли,как признавали британцы,значительно лучше,а многочисленные крейсера готовы были сделать вопрос доставки продовольствия и сырья в метрополию делом дорогим и опасным.
Однако удержаться в такой выгодной позиции долго французам не удалось. Почивавшие в легкой дрёме на лаврах, британцы развили бурную деятельность-сменили всю морскую верхушку,обновили верфи и начавшаяся эпоха Уайта начала штамповать броненосцы и крейсера как на конвейере. Дополнительно англичане сильно помогли естественному конкуренту Франции на Средиземноморье-Италии, подкачав ее судостроение инвестициями и технологиями. Французам пришлось ориентироваться уже на два фронта, распыляя силы.
Сами французы тоже не бездействовали, но их крайне капиталоемкие усилия уверенно гасились сложившейся внутриполитической системой. Третья республика очень трепетно воплощала в жизнь принцип сменяемости власти,настолько,что кресло того же морского министра образно сравнивали с раскаленной сковородой- усидеть на нем больше года было подвигом, достойным Ордена Почетного легиона минимум. Соответственно морские программы,приоритеты,приказы и прочее пересматривались с такой же регулярностью. Признанные и непризнанные гении со своими гениальными проектами, их опекуны и спонсоры, осаждали морское министерство, а потом все это проходило еще и огранку в парламенте и газетах.
Тем не менее острый галльский ум, естественно, работал без перебоев, периодически давая миру крупные изобретения. Например в химии французы были весьма сильны.В 1886 году французский инженер Тюрпен обнаружил детонацию пикриновой кислоты (тринитрофенол) , что позволяло использовать ее как взрывчатое вещество под названием мелинит. Французы первыми освоили производство мощных мелинитовых снарядов с сильным бризантным действием. В Англии мелинит стал лиддитом, в Италии-пертитом,а в Японии-шимозой.
С одной стороны это усилило мощь французского флота. С другой стороны обстрел мелинитовыми снарядами старого броненосца «Белликьез» (Belliqueuse) продемонстрировал,что небронированные борта и борта,защищенные модными коффердамами с целлюлозой или пробкой разрушаются новыми снарядами без проблем. А это, помимо прочего,означало,что даже одно удачное попадание может вывести из строя любой новейший французский крейсер,превратив потерявший скорость рейдер в мишень.
Сей переворот в истории противоборства снаряда и защиты пришелся на период министерства адмирала Оба,самого усидчивого из морских министров(около двух лет в кресле министра),фронтмена "Молодой школы",ярого сторонника крейсерской война и береговой обороны из сотен миноносцев. Он принял на вооружение мелинитовые снаряды и он же наблюдал результаты обстрела ими старого броненосца. Адмирала крайне интересовала возможность крейсерской войны при наличии новых снарядов.
Наиболее дельный совет он получил от известного французского кораблестроителя Луи де Бюсси(автор проектов Redoutable, Devastation, Courbet) - либо крейсер должен иметь суперскорость (для того времени примерно 23 узла),чтобы вовремя уйти,либо весь его борт должен быть прикрыт броней, достаточной против снарядов скорострельных орудий. Опыты показали ,что 100 мм броня прекрасно противостоит 164 мм мелинитовым снарядам.
"Строительный совет" (Conseil des Travaux,французский МТК) выдал задание на проект нового крейсера,с увеличенной скоростью и необходимой защитой. Разработка была поручена начальнику управления кораблестроения в Лориане,тому же Мари Анн Луи де Бюсси . 18 октября представленный проект был рассмотрен и единогласно одобрен. Строить корабль должен был Брестский арсенал.
Торжественная закладка состоялась 4 июля 1888 года.А уже через 20 дней Морское министерство озадачило конструкторов необходимостью внесения существенных изменений в проект- на корабле должны были быть установлены 194 мм орудия,а 164 мм в корме и носу из барбета и казематов должны были переселиться в башни. В апреле 1889 года,после разработки новых башен фирмы "Фарко" (Farcot) ,были приняты изменения в проекте,который и был утвержден 15 октября. Кроме замены неподвижных торпедных аппаратов на поворотные большего калибра в 1890 году других существенных изменений в проект не вносилось.
Только на скорость постройки это положительного влияния не оказало. Корабль преследовали неполадки и поломки.
27 октября 1890 года корабль спущен на воду. Имя он получил в честь знаменитого французского морского инженера-кораблестроителя,одного из отцов броненосного флота- "Дюпюи де Лом".
Станислас-Анри-Лоран Дюпюи де Лом (фр. Stanislas-Henri-Laurent Dupuy de Lôme, 15 октября 1816 — 1 февраля 1885, Париж, Франция) — французский политик и кораблестроитель. Являлся выпускником парижской Политехнической школы. Конструировал военные корабли, корабельные паровые двигатели, управляемые аэростаты, участвовал в разработке подводной лодки Жимнот (фр. Gymnote). В 1844 году он опубликовал работу про постройку кораблей из металла. По его проектам созданы корабли Napoleon, Gloire ,первый в мире броненосец для плавания в открытом море , первые башенные броненосцы береговой обороны Cerbere и Belier. Благодаря его деятельности, к началу франко-прусской войны, французский флот занимал второе место в мире. Им же разработаны двухдечные броненосцы типа «Мажента»
В начале ходовых испытаний, в июне 1892 года, у котла лопнула трубка,пострадало 16 человек, в т.ч. трое-тяжело-моряков и прикомандированных рабочих завода «Шантье де ла Луар» . Около года заняло переоборудование котельного отделения.На возобновившихся ходовых испытаниях крейсер не смог достичь расчетной мощности машин и показать контрактную скорость. Пришлось несколько раз менять диаметр и шаг винтов. 19 октября,во время испытаний произошло два несчастных случая в кочегарках,погибло несколько человек. При обследовании выявилась деформация котельных топок.
По инициативе фирмы-производителя все котлы были демонтированы и заменены. Только 2 апреля 1895 года удалось провести испытания на максимальной скорости, мощность машин достигла 13 186 л.с., а максимальная скорость - 19,73 узла.
Еще одна проблема выявилась на стрельбах.Были перепутаны местами левое и правое орудия кормовой группы. Их пришлось переустанавливать в Бресте. Кроме того оказалось,что плиты броневого пояса получили на испытаниях оценки от «посредственно» до «весьма посредственно». Иногда они насквозь пробивались снарядами среднего калибра. Их тоже пришлось переделывать.
Стоимость корабля составила 13,5 млн. франков (около 500 тысяч фунтов стерлингов). Для сравнения,его современник, британский броненосец HMS "Royal Sovereign" обошёлся британской казне в 900 тысяч фунтов стерлингов. Из-за высокой стоимости идея массовой серии таких кораблей была отклонена, французы развивали этот тип броненосного крейсера в сторону менее крупных и более бюджетных образцов типа «Амираль Шарне» и «Потюо».
Лишь 15 мая 1895 года, через 4,5 года после спуска на воду, крейсер "Dupuy de Lôme" вступил в строй. Весь цикл постройки корабля составил около 7 лет.
Однако революционный потенциал,заложенный в проект ,оказался так велик,что даже 7 лет спустя крейсер поразил воображение современников. Самым очевидным преимуществом "Дюпюи де Лом" оказалось полная защита бортов. 100 мм стальные плиты завода "Крезо" в четыре ряда закрывали корабль,не оставляя шансов скорострельной артиллерии противника .5 метров брони в высоту,в т.ч. метр ниже ватерлинии! Карапасная палуба в 40-55 мм и противоосколочная в 8 мм должны были справиться с любыми осколками. Даже от 80 см коффердама с целлюлозой за бортовой броней де Бюсси не отказался.Далее шли угольные ямы.
Еще одним новшеством стало применение трехвинтовой схемы,средняя из трех машин предназначалась для крейсерского хода. Схема также обеспечивала великолепную маневренность.
Визуально крейсер выделялся девятиметровым массивным тараном, двумя тяжелыми боевыми мачтами,прозванными "минаретами", по-французски заваленными бортами.
"Дюпюи де Лом" стал первым французским крейсером, спроектированным под новые длинноствольные пушки. Артиллерия корабля была расположена также по очень оригинальной схеме -два 194 мм орудия удалось разместить на миделе ближе к носу ,на спонсонах в отдельных башнях,обеспечивающих огонь в нос и корму.Носовая и кормовая группы по три 164 мм орудия согласно распоряжению Морского министерства тоже встали по-новому. Вместо центральной барбетной и двух бортовых казематных установок появились три маленькие башни .
Благодаря этой схеме на любую сторону крейсер мог вести огонь из пяти орудий ,причем наиболее мощный-погонный и ретирадный,когда могли использоваться обе 194 мм.В теории. На практике углы обстрела ограничивались различными факторами-стволы соседних орудий,штоки якорей,надстройки.Скорострельность орудия показали на испытаниях неплохую-от одного(для 194 мм) до трех(у 164 мм) выстрелов в минуту.
В итоге,корабль был нафарширован оружием по самый верхний марс,при этом башенки главного и вспомогательного калибра были очень маленькие,почти как у танков второй мировой войны. Расчет с трудом залезал туда через люк и был связан с внешним миром только переговорной трубой. При повреждении гидравлики даже повернуть башню было уже невозможно.Также минимизирована была боевая рубка-ее внутренний диаметр составлял всего 130 см,в ней не было места ни для еще одного человека ни для приборов. При этом имея приличную бортовую защиту она не была бронирована ни сверху ни сзади.
Хотя контрактной скорости в 20 узлов крейсеру так и не удалось показать,но со своими 19,73 узлами он все равно был одним из самых быстроходных кораблей мира.
При довольно скромном водоизмещении крейсер был серьезным противником-мореходным,защищенным,с отличной артиллерией.
Недостатки ( устаревшие котлы,бортовая качка,огромные боевые мачты) в итоге,после многолетней модернизации были устранены,но уже наступало время турбинных линейных крейсеров и "Дюпюи де Лом" окончательно устарел.
Крейсер стал первым из 23 броненосных французских крейсеров,основного аргумента Франции в спорах с Великобританией. Это всегда были очень оригинальные корабли-и внешне и технически. Но в целом их развитие шло в сторону конструктивной унификации с эскадренными броненосцами,постепенно избавляясь от экстравагантных решений первенца.
«Дюпюи-де-Лом» "Dupuy-de-Lôme", верфь ВМФ , Брест. Заложен 4 июля 1888 г. Спущен на воду 27 октября 1890 г. Выход на испытания 1892 г. Введён в эксплуатацию 15 мая 1895 г. Списан 20 марта 1910 г. Продан в Перу 12 сентября 1912 г. Переименован "Команданте Агирре" , 1912 год. Не доставлен. Выведен из состава флота 1918 г. Продан в октябре 1918 года бельгийцам и переоборудован в грузовой корабль "Перувье" “Peruvier” , 1920. Сдан на слом в 1923
(при постройке)-
Водоизмещение: Нормальное 6 301 тонна (6 201 длинная тонна) полное — 6682 т .Длина:114 м .Ширина 15,35 15,7 м. Осадка 7,07 м (среднее)
Установленная мощность 3 двигателя тройного расширения 11 жаротрубных котлов Amirauté,14000 метрических лошадиных сил , Движение:3 вала,Скорость:20 узлов (проект).Дальность 4000 миль на скорости 12,5 узлов .Экипаж 521
Вооружение:2 × одиночные 194-мм (7,6 дюйма)пушки,6 × одиночных 164-мм (6,4 дюйма) орудий,4 × одиночные 65-мм (2,6 дюйма)пушки,10 одиночных 47-мм (1,9 дюйма)орудий,4 × одиночные 37-мм (1,5 дюйма)пушки,4 торпедных аппарата по 450 мм (17,7 дюйма)
Броня-пояс 100 мм ,палуба 30 мм (до 55 на скосах),Боевая рубка-до 125 мм,Орудийные башни-100 мм
Водоизмещение 6676 / 6783 т. Длина 113,39 / 114 м. Ширина 15,7 м. Осадка 7,49 м. (7,87 м (корма); 6,27 м (нос); 7,07 м (мидель) ).
Бронирование-пояс — 100 мм стальная броня
палуба — 38 мм (на скосах — 68 мм)
башни главного калибра — 100 мм
башни среднего калибра — 100 мм
боевая рубка — 130 мм
Двигатели-3 паровые машины тройного расширения, 13 паровых котлов барабанного типа,13 000 л. с. Движитель 3 винта. Скорость хода 19,73 узла 13186 л.с . Запас топлива 1080 т Дальность плавания 4000 / миль Экипаж 526 человек
Вооружение-2 × 1 — 194-мм/45 Model 1887,6 × 1 — 164-мм/45 Model 1887,4 × 1 — 65-мм,8 × 1 — 47-мм,8 × 37-мм митральез. Минно-торпедное вооружение -2 × 1 — 450-мм торпедных аппарата
В марте 1902 года (в целом завершен в 1905,испытания завершены 3 октября 1906 года )был начат капитальный ремонт и модернизация корабля. Вместо 13 старых котлов адмиралтейского типа, установлено 16 больших и 4 малых котла системы Гюйо-дю-Тампля, изготовленные на заводе Эндре. Корабль стал трехтрубным(по одной трубе на каждое котельное отделение).Нарушенную прочность палубы как силового элемента корпуса укрепили множеством специальных пиллерсов.
В башнях установили систему продува стволов сжатым воздухом.Боевую грот-мачту заменили легкой сигнальной.Четыре 47 мм пушки перенесли со снятого боевого марса на кормовой мостик. Вместо деревянного настила палубы перестелили линолеумом.
Уже после вступления в строй модернизированного корабля ,крейсер снова поставили в док ,с марсов демонтировали 37 мм митральезы Гочкиса и поставленную в порядке эксперимента в 1896 году скорострелку Максима.
После этого противоминное вооружение крейсера состояло из 18 пушек(две 37 мм митральезы на ходовом мостике,12 47 мм скорострелок( по 4 на марсе,2 на баке по бортам,2 на юте по бортам ) и четыре 65 мм- по две на мостике и юте.
Первый французский броненосный крейсер имел незабываемый силуэт. Длинный, далеко выдающийся вперед девятиметровый таран (небронированный), сильный фирменный завал бортов,срезанный ради таранных возможностей и во избежание повреждений при стрельбе нос, сигарообразная форма корпуса, две дымовые трубы разного диаметра и две крайне внушительные боевые мачты с огромными тяжелыми марсами,двухъярусные узкие надстройки(для увеличения сектора обстрела у 190 мм орудий) почти на всю длину корпуса.
Сам корпус был максимально облегчен -для экономии веса и расходов,но прочность его вызывала у специалистов обоснованные опасения.Зато огромные боевые мачты имели основание диаметром 172 см,внутри них размещался подъемник для снарядов и трап, марсы были на высоте 19,8 и 16,8 метра .
Высокую скорость обеспечивали длинный узкий корпус(соотношение 7,19),острые подводные обводы и заметный дифферент на корму.Длинный таран улучшал всхождение крейсера на волну,за счет уменьшения веса носовой части,перегруженной тремя орудийными башнями .Еще одним положительным результатом было снижение заливаемости. При небольшой высоте надводного борта(4 метра,в носовой части до 6,6 метра) крейсер имел полубак с высоким фальшбортом.Благодаря этому крейсер имел вполне приличную мореходность и легко шел против волны. Управляемость и маневренность также были на высшем уровне.Развернуться крейсер мог практически на месте, на поворот он выходил сразу,благодаря среднему винту, и прекрасно слушался руля.
Зато бортовая качка из-за низкой остойчивости , размахом до 34 градусов, была существенным недостатком.Уже после достройки крейсер заводили в док для установки скуловых килей.Кроме того внутренний объем помещений из-за завала и узких надстроек был очень тесен для размещения экипажа и оборудования.
На крейсере было целых шесть палуб — верхняя, жилая, броневая, отражательная, палуба полубака и кормовой надстройки(первые три полные,остальные частичные). Корпус делился на множество водонепроницаемых отсеков.
"Дюпюи де Лом" стал первым трехвинтовым крейсером. Его три паровые машины тройного расширения(одна вертикальная и две горизонтальных) и 11 огнетрубных котлов Amirauté («адмиралтейского» типа ) имели расчетную мощность 14 000 л.с. Вертикальная машина в 4000 л.с. (на средний винт)предназначалась для крейсерского хода.Проектная скорость составляла 20 узлов,но на испытаниях при 13 186 л.с. крейсер разогнался лишь до 19,73 узлов.Запас в 1080 тонн (1060 длинных тонн; 1190 коротких тонн) угля должен быль обеспечить ему дальность плавания в 4000 миль на 12,5 узлах.
Машины крейсера претензий не вызывали,а вот котлы во время модернизации 1902 года поменяли на новые-системы Гюйо-дю Тампля.
Общий вес брони крейсера составлял 1390 тонн. Это был 100 мм стальной пояс по всей ватерлинии до главной палубы.Нижняя кромка пояса-до 50 мм. Ниже ватерлинии находилось 138 см пояса. Пояс обеспечивал полную защиту от 120 мм британских и итальянских скорострельных орудий на любых дистанциях. Вдоль бортов в качестве защиты на всю длину шли коффердамы с пробкой, от броневой палубы и на метр над ватерлинией.
Броневая карапасная палуба в 30 мм располагалась ниже ватерлинии. Над важными участками(машинными отделениями и артпогребами) дополнительно стояла 8 мм противоосколочная палуба.
Башни,их барбеты, трубы подачи боеприпасов к ним имели 100 мм броню, боевая рубка корабля была защищена 100(125 )мм плитами. Задняя часть и крыша рубки брони не имели.Крышу башен изготавливали из 20 мм листов судостроительной стали. Для ускорения строительства заказ на плиты пояса был выдан двум фирмам,на броню для башен-третьей.
Для ночных операций на корабле было установлено шесть прожекторов Манжена диаметром 60 см.Несмотря на обилие внедренных на корабле новинок якоря ему достались якоря адмиралтейского типа,настолько громоздкие,что они перекрывали часть сектора обстрела носовых башен 164 мм орудий. А ведь бесштоковые якоря уже состояли на вооружении флота.Так и не поменяли,несмотря на постоянные жалобы.
Крейсер имел на вооружении 12-метровый паровой катер, 12-метровый паровой баркас, четыре 8-метровых вельбота и четыре 8-метровых катера.
Действия крейсера предполагались на британских коммуникациях и исходя из тактики-догонять либо убегать,артиллерия была размещена для максимально эффективного погонного и ретирадного огня."Дюпюи де Лом" стал первым в мире крейсером с главным и вспомогательным калибром в одиночных бронированных вращающихся башнях и первым французским крейсером, построенным под новые длинноствольные орудия.
Два 194 мм 45 калиберных орудия образца 1887 года стояли в двух башнях по бортам в центре корпуса,башни размещались на спонсонах и могли вести и погонный и ретирадный огонь.Также оригинально были установлены шесть 164 мм 45 калиберных орудий образца 1887 года -по три одноорудийных башни стояло на носу и корме. У каждого орудия был свой снарядный погреб.Зарядные погреба находились отдельно,в глубине корпуса.
Полный носовой или кормовой залп крейсера состоял из трех 164-мм и двух 194-мм орудий, и был сильнее бортового (четыре 164-миллиметровых орудия и одно 194-миллиметровое орудие на каждый борт).
194 мм и 164 мм пушки-новейшей системы Канэ со стволами, скрепленными цилиндрами и снабженными поршневыми замками,на станках системы «Фарко» . Башни неуравновешенные,максимально облегченные, минимального размера,с минимальной механизацией. Вертикальное наведение орудий и заряжание -вручную. Сектор обстрела 194 мм пушек-180 градусов,164 мм-270 для центрального и 280 для боковых. Но чисто теоретически,ибо выбор направления стрельбы ограничивался громоздкими якорями ,мертвыми зонами и надстройками,которые могли быть повреждены при стрельбе.Кроме того у кормовых башен была возможность столкновения стволов.
При этом пушки в эксплуатации показали себя превосходно,а башни-легкими и удобными в управлении. Правда при повреждении гидропривода башен их поворот был уже невозможен.
Боезапас для 194-мм орудий составлял 160 снарядов - по 80 стальных и чугунных. Для 164-мм орудий боезапас составлял 200 снарядов - в соотношении чугунных к стальным как 2 к 1. Вес снаряда для 194-мм орудия составлял 86 кг, для 164-мм орудия - 52 кг,начальная скорость снаряда у обоих орудий составляла 770 м/с.
Против миноносцев могли действовать шесть 65 мм скорострельных пушек вдоль бортов на надстройке (два из них могли быть использованы десантом),четыре 37 мм Гочкиса стояло на верхних на боевых марсах(по две),две на ходовом мостике и две под ним,и десять 47 мм на надстройке и нижних марсах( по 4 на борт).Для 37 и 47 мм пушек использовался специальный станок со снижением на 33 градуса.
На каждый борт имелось по два 450 мм надводных поворотных торпедных аппарата(два в нос и два в корму).
Французы в виде "Дюпюи де Лома" создали абсолютно революционный корабль. Не зря его первое появление на публике в 1895 году на торжествах по случаю открытия Кильского канала породило такой фурор.Крейсер полностью соответствовал поставленной задаче-быть "убийцей британской торговли". По скорости мало кто из крупных кораблей мог составить ему конкуренцию. А по огневой мощи он мог неплохо справиться с любым преследователем-будь то "Блейк" или "Эдгар".
"Дюпюи де Лом" напоминал ежа, ощетинившегося длинными иголками-стволами во всех направлениях. Его скорострельная длинноствольная артиллерия вполне могла тягаться с вооружением более крупных бронепалубных британцев,не говоря уже об основной рабочей лошадке на британских станциях- многочисленных крейсерах 2-го класса "Аполло". Без развитой системы радиосвязи ловить в мировом океане одинокий французский рейдер десятком способных догнать его,но неспособных в равном поединке с ним справится кораблей-это было запрограммированное фиаско для владычицы морей.
К тому же по защите равных ему не было. Он отлично выдерживал огонь армстронговских скорострелок(до 152 мм на то время) британского и итальянского флотов(наиболее вероятные противники) почти на всех дистанциях,его орудия в индивидуальных башнях вывести из строя одновременно было невозможно. При длительном бое,без "лакишотов",француз просто расстреливал бы огромные британские бронепалубные крейсера практически без риска для себя .
Британские "спецы",разумеется,после появления французского "чудо-крейсера" заполнили газеты громкими стонами об уязвимости империи от французских разбойников. Лоббирование бюджета никто не отменял.
"Наши крейсера не соответствуют своему назначению быть стражами нашей обширной империи и охранять наши драгоценные запасы продовольствия, угля и других необходимых предметов торговли. Крейсера слишком малы по величине, слишком широки по отношению к длине, носят в себе чересчур мало топлива и очень ограничены в числе. "Блэйк" и "Блэнхейм", наши два лучших крейсера, должны быть сравнительно тихоходны на неспокойной воде. Такой недостаток я приписываю отчасти постановке слишком тяжёлых орудий на наших крейсерах и полагаю, что отношение длины к ширине французских крейсеров более выгодно. Их крейсер "Дюпюи де Лом" при длине 376 фут имеет ширину 51,5 фут, или на 13,5 фут менее, чем на крейсерах "Блэйк" и "Блэнхейм", хотя французский крейсер обшит бронёй!"( адмирал Т. Саймондс в "Марин Инжинир" ).
Недостатки,конечно,у него тоже были.Стандартный вариант-конструкторы все равно ограничены стандартами прошлого и подсознательно боятся менять сразу все-даже если есть возможность. На "Дюпюи де Ломе" не поставили сразу прогрессивные водотрубные котлы,пришлось потом их менять несколько лет. Не поставили сразу скуловые кули,корабль иногда бортовой качкой заваливало на 34 градуса,естественно,тут уже не до стрельбы. Хотя тогда это еще не было автоматическим беспроигрышным рецептом.
И ,наконец,старые адмиралтейские якоря,своими штоками заслоняющие обзор французским канонирам.Еще одной проблемой было отсутствие дублирования гидроприводов поворота башен управлением вручную. Из-за этого повреждение механизма приводило к неподвижности башни.Да и сами башенки были чудовищно тесными и неудобными.
Огромные круглые марсы со скорострелками восторга у экипажа тоже не вызвали-«Эти массивные конструкции позволяют обнаружить и опознать крейсер издалека, ухудшают видимость сигналов, и увеличивают размах качки. Указанных причин достаточно, чтобы оправдать удаление этих сколь тяжелых, столь и бесполезных монументов».Это из рапорта командира крейсера. Кроме того на ходу расчеты марсовых пушек и их орудия покрывались толстым слоем сажи и физически не могли обеспечить меткую стрельбу на вибрирующей мачте.
Учитывая,что повоевать крейсеру не пришлось, а Франция фактически капитулировала перед британским стандартным флотом Уайта во время Фашодского кризиса и стала ведомой в Антанте, основным его достоинством стал потрясающий агрессивный дизайн,вдохновляющий многочисленных поклонников стим-панка и фантастические романы Жюль Верна.
История корабля тоже довольно интересна и описана в отдельной статье.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам