По опыту первых лет мировой войны командование Кайзерлихмарине выяснило,что основная боевая нагрузка эсминцев Флота Открытого моря падала на артиллерию. Исходя из этого был выдан заказ на проектирование "больших эсминцев" с усиленным артиллерийским вооружением . Концепция собственно лидеров эсминцев в германском флоте так и не прижилась, а вот появление в Северном море британских лидеров со 120 мм пушками потребовало адекватного ответа.
Немцы,со своим традиционным пристрастием к "вундервафлям",решили не мелочиться- и сразу поставить на новые эсминцы 150 мм пушки,которых не было ни на одном эсминце в мире. Предполагалась ,что за счет этого дуэли с одноклассниками будут заканчиваться всегда в пользу немцев.
В соответствии с программой 1916 г., в апреле 1916 года четырем различным верфям "Шихау" "Вулкан", "Германия" и "Блом унд Фосс" - (отчего они в незначительной степени отличались друг от друга) для ВМС Германии, была заказана серия из 12 ед. больших эсминцев (2030 т., 36 уз., 4×150-мм, 6×ТА, 40 мин.) Официально они классифицировались как большие миноносцы (Große Toppedoboote), но больше известны как эскадренные миноносцы. Из двенадцати кораблей этого типа, заказанных и начатых постройкой в 1916-1917 годах,на воду сошли все "шихаусские" и большинство "вулкановских",а были достроены только два- «S-113», постройки судоверфи «Шихау» и «V-116», постройки судоверфи «Вулкан», Штеттин , да и то с большими недоделками.
S-113 заложен 1916 ,спущен на воду 31 января 1918,вступил в строй 5 августа 1919
S-114 заложен 1917 ,спущен на воду 11 апреля 1918 .исключён из списков флота (в 95 % готовности)
S-115 заложен 1917 ,спущен на воду 20 июля 1918 .исключён из списков флота (в 60 % готовности)
Водоизмещение 2060 т (проектное) 2415 т (в полному грузу) Длина 106,0 м (наибольшая) .Ширина 10,2 м (наибольшая.)Осадка 4,84 м (в службе).Двигатели -2 паровых турбины «Шихау»,56 000 л. с. (максимальная) .Скорость хода 36,9 узлов (максимальная при пробеге 4—6 миль) .Дальность плавания 2500 миль на 20 узлах .Экипаж 176 человек (в том числе 8 офицеров) .Вооружение-4x1 150-мм АУ, Минно-торпедное вооружение- 4 600-мм ТА, 40 мин заграждения
На испытания из трех эсминцев фирмы "Шихау" вышел только S-113 . Испытания выявили многочисленные недостатки корабля. Чрезмерно сильное для проекта вооружение вызвало перегрузку проекта,несмотря на высокий борт мореходность получилась крайне низкой-корабль зарывался носом и плохо всходил на волну.
Силовая установка из 2 турбин фирмы «Шихау» и 4 военно-морских нефтяных двухсторонних котлов мощностью 56 000 л.с. была спроектирована с ошибками- расход топлива был больше расчетного, при этом проектный запас топлива и так был невелик.В итоге реальная дальность плавания оказалась на уровне половины проектной.
Мощное вооружение имело и еще одну негативную сторону-ручное заряжание 150 мм пушек в неспокойную погоду на такой неустойчивой артиллерийской платформе как эсминец требовало от расчета серьезного физического напряжения и кардинально снижало табличные значения по скорострельности.
При имеющихся приборах управления огнем в свежую погоду на ходу и на больших дистанциях точность стрельбы было обеспечить нереально.
Оценка офицерским составом опыта эксплуатации эсминца была скорее отрицательной.
S-113 5 августа 1919 года вошел в состав Reichsmarine Веймарской республики, но в связи с условиями мирного договора он подлежал передаче флотам стран-победительниц. 5 ноября 1919 года он был исключен из списков, и после перехода в Шербур, 23 мая 1920 года был передан французскому флоту. Там он был переименован в "Amiral Sénès" - в честь командира крейсера "Leon Gambetta", погибшего в 1915 году вместе со своим кораблем. До 1936 года эсминец находился в боевом составе флота, а затем использовался как корабль-цель и был потоплен 19 июля 1938 года французскими крейсерами во время учебных стрельб.
В 1920 году трофейный германский «суперэсминец» — «S-113» («Амираль Сенэ»), был тщательно обследован специальной комиссией, под руководством корабельного инженера Паоли. Этот нестандартный эсминец поразил французских специалистов величиной водоизмещения и мощностью артиллерийского вооружения. Результаты работы комиссии, в значительной степени повлияли на преодоление психологического барьера, при разработке тактико-технического задания для проектирования первого французского большого контр-миноносца типа «Ягуар».
S-113 стал слишком резким скачком вперед ,яркой иллюстрацией о последствиях при забегании впереди паровоза на колее научно-технического прогресса. Даже построенная суперсерия суперэсминцев явно не добавила бы мощи кайзеровскому флоту. Благо ,достроили не всех.Но с другой стороны трофейный германский суперэсминец стал толчком для знаменитых французских лидеров.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам