Первые когти в Индокитай Франция запустила в конце 18-го века через многочисленных миссионеров. Но все планы перечеркнула Французская революция 1789 года. Только при Наполеоне III Франция смогла вернуться к активной экспансии. Влезла в Крымскую войну, в Северную Африку, в Мексику и, разумеется в Индокитай. Первая война Франции с Вьетнамом состоялась в 1858-1862 годах. Регулярная вьетнамская армия была разбита франко-испанскими войсками.
Французы получили южный Вьетнам, в 1864 году французским протекторатом стала Камбоджа. Французская экспансия на север Вьетнама привела к столкновению Франции с Циньской империей, являвшейся сюзереном для местной власти. После войны с Китаем в 1884-1885 годах Франция официально подчинила Вьетнам. Более того, французские интересы распространялись также на Сиам (военное столкновение 1893), Тайвань, Корею ( Пёнгинянгё 1866 года) и китайское побережье. Французская дальневосточная эскадра принимала в этом самое активное участие, ибо французский флот напрямую подчинялся министерству колоний.
Французы держали на Дальнем Востоке броненосцы 2-го класса, крейсера, но основная военная работа ложилась на канонерские лодки и авизо.
В 1874-1882 годах французы заложили серию из восьми композитных канонерских лодок типа «Крокодил» по проекту Эмиля Бертена.
В 1884-1885 годах последовала серия из пяти композитных канонерских лодок для колониальной службы типа «Комет» («Comète»). Они были практически идентичны предшественникам, только несколько увеличилась огневая мощь-вместо 90 мм орудий 1870 года поставили 100 мм пушки образца 1875 года.
Корабли имели железный набор с деревянной обшивкой, это позволяло дешево, быстро и в больших количествах строить корабли, а потом ремонтировать их в колониальных портах не отходя от места службы. Строились они на разных верфях.
Канонерки имели одну паровую машину мощностью до 500 л.с. и паруса, как основной движитель.
Вооружение было вполне достаточным для наведения страха на туземцев- два 140 мм дульнозарядных орудия, два орудия калибром 90 (100) мм и две-три револьверных пушки.
Эти 13 кораблей стали основной рабочей лошадкой для французской колониальной экспансии. Помимо завоеваний и поддержания порядка в колониях Юго-Восточной Азии эти корабли также служили для обучения личного состава военно-морского флота. Планировалось в случае конфликта с крупной морской державой экипажи канонерок использовать в качестве резерва для пополнения команд крупных кораблей.
«Комет» «Comète» Arsenal de Cherbourg Спущен на воду 1882. Вступил в строй 1884. Передана Аннаму в 1909. Разбилась на рифах
Gabès Arsenal de Rochefort Спущен на воду 1884. Вступил в строй 1884. Халк с 1902
«Лион» Lion Normand, Le Havre Спущен на воду 1884. Вступил в строй 1884. Списан 1904
«Метеор» Météore Arsenal de Cherbourg Спущен на воду 1885. Вступил в строй 1885. Списан 1900
«Скорпион» Scorpion F C de la Méditerranée, La Seyne Спущен на воду 1884. Вступил в строй 1884. Списан 1904
Водоизмещение нормальное 492(500) тонны. Длина 41/46,2 п.п. м. Ширина 7-7.54 м. Осадка 3-3.20 м
Двигатели-горизонтальная компаунд-машина. Количество валов 1. 2 цилиндрических котла, 424- 500 л.с. Максимальная скорость 10,5-11-12 узлов. Топливо 70 тонн угля. Дальность 1100 миль (10 узлов). Экипаж 76 человек
Вооружение- 2 х 1 — 139 мм /21 М1870М, 2 х 1 — 100 мм/27 М1875, 2-3 х 5 — 37 мм/20 револьверных пушки М1885
«Крокодил» Crocodile Arsenal de Cherbourg Спущен на воду 1874. Вступил в строй 1874. Халк с 1899
Monette A C Bordeaux Спущен на воду 1884. Вступил в строй 1884. Списан 1888
«Лютен» Lutin Arsenal de Cherbourg Спущен на воду 1877. Вступил в строй 1877.
«Линкс» Lynx Arsenal de Cherbourg Спущен на воду 1878. Вступил в строй 1878 . Списан 1899
«Аспик» Aspic Arsenal de Rochefort Спущен на воду 1880. Вступил в строй 1880. Списан 1906
Capricorne Normand, Le Havre Спущен на воду 1882. Вступил в строй 1882. Списан 1907
Sagittaire Normand, Le Havre Спущен на воду 1881. Вступил в строй 1881. Списан 1896
«Випер» Vipère Arsenal de Rochefort Спущен на воду 1881. Вступил в строй 1881. Списан 1905
Водоизмещение нормальное 465 / 476/492 тонн. Длина 44,1 м ВЛ. Ширина 7.29 м. Осадка 2.90 - 3.30 м
Двигатели-горизонтальная компаунд-машина. Количество валов 1. 2 цилиндрических котла, 440 л.с. Максимальная скорость 10-11 узлов. Топливо 50 тонн угля. Дальность 1100 миль (10 узлов). Экипаж 76-77 человек
Вооружение- 2 х 1 — 139 мм /21 М1870М, 2 х 1 — 90 мм/36 М1870 ( c1894 года 2 - 100 мм M1875M), (2 - 4) х 5 - 37 мм/20 М1885
Канонерки приняли участие во всех знаковых событиях конца 19-го века. Во время франко-китайской войны 1884-1885 годов в эскадре адмирала Курбэ три канонерки, «Линкс», «Аспик» и «Випер», отличились в сражении при Фучжоу 23-26 августа 1884 года, когда был разгромлен китайский Фуцзяньский флот.
Благодаря небольшой осадке они вошли в ту часть эскадры, что смогла подняться по реке Миньцзян к Мавэю. С канонерки «Линкс» в 13-56 был сделан первый, не по плану, выстрел в сражении.
После разгрома основных сил китайцев все три канонерки отправились догонять вверх по реке оставшиеся два китайских крейсера, пытающиеся укрыться на мелководье. Крейсера «Фупо» выбросился на берег и был покинут командой, «Чэньхан» после единственного залпа был подожжен собственной командой.
Затем канонерки вместе с крейсером «Вольта» обстрелял верфи Мавэя. За несколько часов был разрушен ряд построек, поврежден стоявший на стапелях недостроенный крейсер «Хуантай». Другая часть верфей, где строилось ещё несколько крупных судов, не пострадала.
Под утро 25 августа два китайских минных катера пытались атаковать канонерку «Випер», стоявшую на реке выше всех французских кораблей. Катера были освещены прожекторами, обстреляны и потоплены. В ответ на нападение французы разгромили китайскую батарею на острове Пагоды. После этого Курбэ увел эскадру в море, захватывая и уничтожая с тыла китайские береговые укрепления.
Еще в начале августа 1884 года в состав отряда, отправленного захватывать город Цзилун на Тайване вместе с броненосцами «Байярд», "Ла Галиссоньер", крейсером "Вийяр", была включена канонерка «Лютен». Возглавлял отряд заместитель Курбэ адмирал Леспе.
Позднее к эскадре присоединилась канонерка «Випер». Благодаря ее артиллерийскому прикрытию французам удалось эвакуировать с берега остатки разгромленного десанта.
На Тайване у французов все получилось очень плохо, помимо боеспособных и умелых китайских войск их ряды успешно косили местные болезни.
Французы решили компенсировать неудачу захватом рядом расположенных Пескадорских островов, аннексировать их и устроить военно-морскую базу. В операции участвовали броненосцы «Байярд» и «Триомфан», крейсера «д’Эстен» и «Дюшаффо», канонерская лодка «Випер» и войсковой транспорт «Аннамит». Десант состоял из батальона морской пехоты (400 человек) майора Ланге и взвода артиллерии из двух 80-миллиметровых горных орудий (лейтенант Любер).
24 марта «Триомфан», «д’Эстен» и «Дюшаффо» вышли из Цзилуна. 27-го числа за ними последовали «Випер», «Байярд» и «Аннамит». На следующий день вся эскадра достигла Тайваньфу. «Випер» отстал, он не был предназначен для такой плохой погоды.
Корабли заняли места по диспозиции. В 7-00 китайские форты открыли огонь. Через полчаса в бухту на полном ходу вошел «Випер». Он вместе с «д'Эстен» прикрывал наступление десанта. Бой шел с деревенским ополчением, нескольких выстрелов канонерки хватило, чтобы ополченцы бросили оружие и разбежались. На поле боя осталось около 50 убитых китайцев.
При поспешном бегстве китайцы бросили горы припасов и снаряжения. Канонерка «Випер» и «д’Эстен» патрулировали вокруг архипелага, пытаясь перехватить джонки с беглецами, а затем для предотвращения ввоза войск или военной контрабанды. 12 апреля около 5 часов вечера канонерская лодка «Лютин» вернулась на якорную стоянку, с буксиром, джонкой с 84 китайскими солдатами, неудачно пытавшимися бежать на Тайвань.
Но по условиям мирного договора после разгрома французов в северном Вьетнаме, и Тайвань и Пескадорские острова французам пришлось оставить.
5 февраля 1889 года уже на побережье Африканского рога французские войска при поддержке эскадры адмирала Ольри из крейсера и трех канонерских лодок ( крейсер "Примогэ", канонерская лодка "Метеор" и авизо "Пингвин") разгромили поселение «Новая Москва» на месте заброшенного египетского форта Сагалло, основанное «вольным казаком» Ашиновым. Французы обстреляли поселение. В ходе чудовищного обстрела было убито шесть человек ( Дарья Марченко, Мария Мартынова (бывшая на последнем сроке беременности), её шестилетний сын Роман, дети Петра Рубцова — четырёхлетняя Матрёна и двухлетний Степан и один казак, Михаил Шевченко). Французские снаряды разрушили все посадки. Ашинова и поселенцев арестовали.
Французская канонерская лодка «Лион» оказалась свидетелем боя при Асане, начавшем японо-китайскую войну 1894-1895 года. Японским крейсером «Нанива» был потоплен английский пароход "Коушинг", перевозивший два батальона китайских солдат.
Вся вода была усеяна китайскими солдатами, и две спасательные шлюпки отвалили от транспорта, битком набитые китайцами. Последовавшее события нужно признать наигнуснейшим деянием этого дня. Японцы не предприняли ни малейшей попытки для спасения своих тонущих врагов. Они, правда, высматривали европейцев, но китайцев оставили на произвол судьбы или даже — хуже того. Когда господин Темплин находился в шлюпке с «Нанивы», японский офицер рассказал ему, что имеет приказание потопить китайские спасательные шлюпки, и, невзирая на увещевания, приступил к выполнению приказ.
Было сделано два залпа, и китайские шлюпки затонули. Этот зверский факт японцы отрицают, но очевидно, что он бесспорен. Часть китайцев вплавь добралась до острова Шополь, где спасся и фон Геннекен, пробыв в воде несколько часов. Французская канонерская лодка «Лион» и германский военный корабль «Ильтис» спасли триста китайцев, большинство из которых были ранены. Некоторые из них были со шлюпок и подтвердили показания Темплина, что в них стреляли японцы. На одной шлюпке все были убиты или ранены.
Две французские канонерки этого типа стали участниками франко-сиамской войны 1893 года. Борьба шла за лаосские провинции. Для поддержки французских требований в Бангкоке возле французского посольства встала на якорь на реке Чао Прайя канонерка «Лютен».
Затем в столицу направились также шлюп «Инконстант» и канонерка «Комет». Сиамцы пытались оказать сопротивление, но в ходе 25 минутного боя французские корабли не только прорвались в город, но и нанесли сиамцам значительные потери. Встав на якорь напротив королевского дворца французы смогли диктовать свою непреклонную волю.
В 1874 году был провозглашён французский «протекторат Аннам», где сохранилась местная династия Нгуен. Это были марионетки под контролем французских чиновников. При этом Аннам был выделен из вначале обширного региона «Кохинхина», который после этого сокращения территории получил статус французской колонии «Кохинхина», занимавшей Сайгон и дельту Меконга к югу. Столицей французского Аннама стал г. Хюэ.
В 1898 году канонерская лодка «Лютен» была передана Аннаму в качестве императорской яхты. Яхта затонула в Порт Дайот 23 марта 1903 года.
Взамен французы подогнали императору в 1909 году канонерку «Комет».
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам