Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Малые броненосцы Третьей республики. «Ашерон»

Оглавление

С точки зрения "Молодой школы" адмирала Оба в грядущих войнах значительная часть боевой нагрузки перекладывалась на небольшие корабли прибрежной зоны, от миноносцев до броненосцев береговой обороны. Для Франции задача усложнялась протяженным побережьем как самой метрополии, так и ее колоний, находящимся под угрозой вторжений британского флота. Отсюда у французов обозначился интерес к небольшим бронированным судам, которым можно доверить оборону тех же колониальных портов, броненосцев на которые не напасешься. Кроме того французы учитывали еще два фактора- растущую защищенность портов полуколониальных стран, которые за счет закупки современной европейской береговой артиллерии вполне могли противостоять небронированным кораблям колонизаторов; также учитывался вопрос европейского ТВД по опыту войны 1870-1871 годов, когда могучий французский флот из-за большой осадки просто не мог подойти к прусским портам.

Появление брони на французских канонерских лодках было вполне ожидаемым событием. В 1884-1886 годах французы спустили на воду четыре броненосные лодки II класса: «Фьюзе», «Фламме», «Гренаде» и «Митралье» ( соответственно, Ракета, Пламя, Граната и Картечь). Малые бронированные корабли для береговой обороны водоизмещением около тысячи тонн вооружались одним 240 мм и одним 90 мм орудиями. Мореходность этих корабликов оставляла желать лучшего, они свободно использовались только в прибрежной зоне.

На основе «Фьюзе» инженером Шодуайе был разработан проект более крупного и мореходного броненосного корабля. В Арсенале в Шербуре были построены в 1885-1891 годах четыре броненосных канонерские лодки I класса (canonniers cuirassées de 1re classe)-«Ашерон», «Кокет», «Флегетон» и «Стикс», названных в честь рек в Аиде античной мифологии.

Водоизмещение выросло до 1600-1700 тонн, вооружение усилили до одного 274 мм и трех 100 мм орудий.

Так французы получили несколько маленьких броненосцев береговой обороны как для метрополии, так и для колоний.

-2

Именно эти французские малыши вдохновили постройку китайского броненосца «Пиньюань».

-3
-4

-5
-6
-7

Гренаде
Гренаде

-9

-10
-11

«Фламме» Flamme Arsenal de Cherbourg. Заложена 6/1883. Спущена на воду 8/1885. Вступила в строй 4/1887. Списана 1906

«Фьюзе» Fusée Arsenal de Lorient. . Заложена 10/1882. Спущена на воду 7.5.1884 . Вступила в строй 12/1885. Списана 1910

«Гренаде» Grenade Arsenal de Lorient. . Заложена 1884. Спущена на воду 18.10.1888 . Вступила в строй 1889. Списана 1906

«Митралье» Mitraille Arsenal de Rochefort. Заложена 1883. Спущена на воду 3.7.1886 . Вступила в строй 2/1888. Списана 1910

Водоизмещение нормальное 1073 - 1124 тонн. Длина 50,3 сл м. Ширина 9.90 м. Осадка 3,15 макс. м
Двигатели -2 паровых машины, 3 локомотивных котла, 1500 л.с. Количество валов-2. Максимальная скорость 12.5 узлов. Запас угля 118 тонн. Экипаж 89 человек
Броня: пояс 240 - 100, барбет 200 - 120, палуба 50 мм. Flamme, Mitraille: компаунд; Fusée, Grenade: сталь;
Вооружение- 1 х 1 - 240 мм/29 М1881, 1 х 1 - 90 мм/28 М1881, 4 х 5 - 37 мм/20 М1885

Канонерки получили узкий полный броневой пояс высотой 80см, в носовой таранной части до 120 см. По верхней кромке пояса толщина брони составляла 240 мм в носовой части, 200 на миделе и 120 мм в корме, нижняя-180, 120 и 100 мм соответственно. На верхний край пояса опиралась 50 мм бронепалуба. 240 мм орудие главного калибра стояло в носовом барбете, щитом не защищалось.

Achéron_class_gunboat_-_Brassey's_1887
Achéron_class_gunboat_-_Brassey's_1887
-13
-14
-15
-16

«Ашерон» «Achéron». Arsenal de Cherbourg. заложена 4 ноября 1882 года; спущена на воду 23 апреля 1885 года; закончена постройкой 10 апреля (февраль) 1888 года, вошла в строй 2 октября 1889 года. Списан 1913.

«Кокит» «Cocyte». Arsenal de Cherbourg. заложена 4 ноября(декабрь) 1882 года; спущена на воду 13 января 1887 года; закончена постройкой 20 января(февраль) 1890 года, вошла в строй в июле 1890 года. Списан 1911.

«Флежетон» «Phlegeton». Arsenal de Cherbourg. заложена в марте(июле) 1885 года; спущена на воду 20 декабря 1890 года; закончена постройкой 21 марта 1892 года, вошла в строй в октябре 1892 года. Списан 1910.

«Стикс» «Styx». Arsenal de Cherbourg. заложена в сентябре 1889 года; спущена на воду 22 августа 1891 года; закончена постройкой 1 декабря (октябрь) 1892 года, вошла в строй в марте 1893 года. Списана 1919.

Водоизмещение нормальное - «Ашерон» и «Кокит»: 1640-1690 тонн, «Флежетон» и «Стикс»: 1767-1790 тонн. Длина- «Ашерон» и «Кокит» 55,2 сл., «Флежетон» и «Стикс»: 58,7 сл.. Ширина 12.32 м. Осадка 3,56 макс. м
Двигатели- две горизонтальных паровые машины компаунд, 4 локомотивных котла, 2 вала, 1600-1700 л.с. Максимальная скорость 11.6 - 13 узлов. Запас угля «Ашерон» и «Кокит»- 98 тонн, «Флежетон» и «Стикс» 71 тонна. Экипаж 108-110 человек
Броня- компаунд- пояс 200, башня 200, палуба 50 мм
Вооружение- «Ашерон»: 1 х 1 - 274 мм/29 М1881, 3 х 1 - 100 мм/26 М1881, 2 х 1 - 47 мм/40 М1885, 4 х 5 - 37 мм/20 М1885
«Кокит»: 1 х 1 - 274 мм/29 М1881, 2 х 1 - 100 мм/26 М1881, 2 х 1 - 47 мм/40 М1885, 4 х 5 - 37 мм/20 М1885
«Флежетон» и «Стикс»: 1 x 1 - 274 мм/29 M1881, 1 x 1 - 139 мм/28 M1881, 2 x 1 - 47 мм/40 M1885, 7 x 5 - 37 мм/20 M1885

Канонерские лодки со стальным корпусом с сильным завалом бортов в средней части. Форштевень прямой, без тарана. Вторая пара канонерок была длиннее на 2,5 метра, что увеличило водоизмещение на 80-150 тонн.

В центре корпуса размещалась одноярусная надстройка с фальшбортом в корму. Корабли имели одну мачту с боевым марсом на миделе и одну дымовую трубу.

Двухвальная силовая установка из двух горизонтальных паровых машин «компаунд» и четырех локомотивных котлов обеспечили на испытаниях скорость от 11,6 до 12,5 узлов. Запас угля у первой пары кораблей, «Ашерон» и «Кокит» достигал 98-100 тонн, у «Флежетон» и «Стикс» его стало уже 72 тонны.

Бронирование состояло из полного пояса из брони «компаунд» (сталежелезная) высотой 1,45 м. Из них над водой было около полуметра. Толщина пояса 200 мм, хотя есть недостоверные упоминания о 240 мм ("Warship International"). 50 мм бронированная палуба из мягкой стали опиралась на верхнюю кромку броневого пояса.

Главное 274 мм орудие размещалось в носовой конической башне с 200 мм броней и конической формы барбетом. Оно весило 28 тонн, было нарезным и казнозарядным и принято на вооружение в 1881 году. Остальное вооружение на кораблях отличалось и изменялось в зависимости от требований флота.

Так, «Ашерон» нес три 100 мм орудия (одно на корме, два в бортовых спонсонах), «Кокит» – только два 100 мм орудия в бортовых спонсонах, «Флежетон» и «Стикс» получили по одному 138-139 мм орудию на корме. Количество 37 мм револьверных скорострельных Гочкисов- от 3 до 7, 47 мм одноствольных-по две.

-17
Ашерон
Ашерон
Ашерон
Ашерон
-20

Сайгон. тип Ашерон
Сайгон. тип Ашерон

Броненосная канонерская лодка "Стикс" в военном порту Сайгона
Броненосная канонерская лодка "Стикс" в военном порту Сайгона

Броненосная канонерская лодка "Флежетон"
Броненосная канонерская лодка "Флежетон"
Кокит в море близ Дюнкерка, около 1900 года
Кокит в море близ Дюнкерка, около 1900 года
Кокит
Кокит
тип «Ашерон»
тип «Ашерон»

«Ашерон» и «Стикс» несли службу в основном в Индокитае, «Кокит» – в Шербуре, «Флежетон» в Шербуре и Бизерте.

«Стикс» переоборудовали в блокшив в 1910 году, сдали на слом в 1919 году. Остальные пошли на слом в 1911 («Кокит»), 1913 («Ашерон») и 1914 («Флежетон») годах.

Слева - Кокит после списания.
Слева - Кокит после списания.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам