Найти тему
Морская коллекция

Линейные корабли. Гадкие утята."Дюнкерк".

Положение Франции после победы в Первой мировой войне было двойственным-с одной стороны как держава-победительница она имела признанно самую сильную армию на континенте и была одним из архитекторов пост-Версальского мира. С другой стороны огромные потери,которые понесла страна надломили общество,которое с одной стороны стало политически очень неустойчивым, с другой-панически опасалось возрождения Германии и мести за поражение 1918 года. Психоз лечили двумя способами-додавливанием Германии репарациями и контрибуциями-которые довели немцев до крайней нищеты,национального унижения и радикализации,а с другой-попыткой отгородиться от германского реваншизма военными приготовлениями-причем пассивными- французы значительную часть бюджета тратили на строительство линии Мажино.

Ли́ния Мажино́ (фр. la Ligne Maginot) — система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона. Была построена в 1929—1934 годах. Затем совершенствовалась вплоть до 1940 года

При этом собственно ударные силы-в т.ч. и флота на долгое время остались без развития. По Вашингтонскому морскому договору у Франции было право построить еще 2 линкора общим тоннажем в 70 000 тонн. Но французы этим правом не воспользовались . Проекты разрабатывались вяло,конструкторы ваяли совершенно экзотические проекты,которые ,естественно, не утверждались.

Ситуацию изменила закладка Германией "броненосцев" типа "Дойчланд",в которых достаточно плотно были скомпонованы вооружение,бронирование и скорость в рамках как вашингтонских ограничений,так и ограничений Версальского договора. "Дойчланды" вошли в историю как "карманные линкоры".

Поэтому новый проект конструировался под противоборство именно с немецкими "броненосцами".

"Дюнкерк" стал первым французским линкором построенным после Первой мировой войны.Причем в условиях ограничений-и по вашингтонскому договору и недостатком финансирования. В итоге французские конструкторы пришли к достаточно своеобразному проекту- при водоизмещении 26500 тонн корабль нес 8 330 мм орудий в двух четырехорудийных носовых башнях.

Т.е. он мог теоретически догнать "Дойчланд" (29,5 узлов против 28) и сделать ему ата-та 8 330 мм орудиями ( новые 330-мм орудия с длиной ствола 52 калибра и углом возвышения 35 градусов могли стрелять 560-кг снарядами на дальность до 41,7 км с интервалом в 22 секунды. Бронебойный снаряд пробивал 300-мм броню начиная с дистанции 28 км. )против 6 283 мм немецких.По бронированию "Дюнкерк" тоже превосходил немца. Горизонтальное бронирование рассчитывалось на противостояние 280-мм снарядам немецких «карманных линкоров». Оно выполнялось по принципу «всё или ничего»-при проектировании схемы бронирования французскими кораблестроителями использовалась концепция зоны неуязвимости. Экономию по водоизмещению традиционно дала компоновка артиллерии главного калибра в двух линейно возвышенных рядом расположенных башнях. Получился компактный быстроходный недолинкор( и главный калибр и уровень бронирования явно не соответствовали линкорам послевоенной постройки). Из-за этого "Дюнкерки" часто относят к линейным крейсерам,хотя более традиционная точка зрения считает их переходным этапом к быстроходным линкорам 40-х годов.Сами французы называли их малыми линкорами.

Разумеется выгодное для экономии водоизмещения расположение башен имело и недостатки,главный из которых-возможность выведения из строя всей артиллерии главного калибра одним удачным попаданием снаряда или авиабомбы.

Так как второй корабль серии-"Страсбург" был заложен на два года позднее,его проект претерпел некоторые изменения по сравнению с головным. Повлияло начало строительства Италией линкоров типа "Литторио" и Германией быстроходных линкоров типа "Шарнхорст". Броневая защита "Страсбурга" была усилена в районе пояса,барбетов и башен главного калибра. Увеличения водоизмещения было компенсировано увеличением мощности энергоустановки.

В целом "Дюнкерки" можно оценить как очередной переходный класс кораблей.Превосходя или будучи на равных с одноклассниками времен первой мировой войны,для поколения линкоров ,вступивших в строй в 40-х, они были слабы как по бронированию так и по артиллерии главного калибра. На мой взгляд и визуально они "гадкие утята",лишь их дальнейшее развитие-тип "Ришелье" -приобретет грациозность и совершенную форму вкупе с достойным вооружением,скоростью и броней.

Хотя для утилитарной цели-под которую они строились -уничтожение карманных линкоров немцев-они вполне годились.

-2
-3

-4

Схема бронирования линкора «Дюнкерк». Синим показано горизонтальное бронирование (палубы и скосы), красным — вертикальное
Схема бронирования линкора «Дюнкерк». Синим показано горизонтальное бронирование (палубы и скосы), красным — вертикальное
Схема бронирования "Страсбурга"
Схема бронирования "Страсбурга"

-7
-8
-9
-10

-11

-12

-13

«Дюнкерк» Dunkerque Заложен 24 декабря 1932 , Спущен на воду 2 октября 1935, Введен в строй 1 мая 1937 , Взорван экипажем в сухом доке 27 октября 1942 года в Тулоне ,Сдан на слом 1958

" Страсбург" Strasbourg Заложен 25 ноября 1934 года , Спущен на воду 12 декабря 1936 года , Введен в строй 6 апреля 1939 , затоплен экипажем в Тулоне 27 октября 1942 ,Сдан на слом 1955

Водоизмещение стандартное -«Дюнкерк» — 26 500 т., «Страсбург» — 27 300 т ,полное «Дюнкерк» — 34 884 т, «Страсбург» 36 380 т длина/ширина/осадка 209/215,1 м / 31,1 / 9,6 м. Энергетическая установка -4 ТЗА Parsons «Дюнкерк» — 110 960л.с.., «Страсбург» — 112 000 л. с. Скорость хода 29,5 узл. Дальность плавания 15000 (на 15 узлах) миль,Экипаж «Дюнкерк» — 1381 человек, «Страсбург» — 1302 человека .

Бронирование-

«Дюнкерк»
главный пояс — 225 мм;
переборка — 50 мм;
главная палуба — 130…115 мм;
нижняя палуба — 40…50 мм;
башни ГК 330 мм (лоб), 250 мм (бок), 150 мм (крыша);
барбеты — 310 мм;
4-орудийные башни 130-мм орудий — 130 мм (лоб), 90 мм (крыша);
рубка — 270 мм
«Страсбург»
главный пояс — 283 мм;
переборка — 50 мм;
главная палуба — 130…115 мм;
нижняя палуба — 40…50 мм;
башни ГК 360 мм (лоб), 250 мм (бок), 160 мм (крыша);
барбеты — 340 мм;
4-орудийные башни 130-мм орудий — 130 мм (лоб), 90 мм (крыша);
рубка — 270 мм

Артиллерия главного калибра-2 х 4 - 330-мм орудия 330-мм/50 .

Артиллерия универсального калибра-3 х 4 и 2 х 2 - 130-мм орудия 130-мм/45 .

Зенитная артиллерия-5 х 2 - 37-мм 37-мм/50 ; 8 х 2 - 13,2-мм пулеметы .

Авиагруппа-1 катапульта и ангар; 3 гидросамолёта Loire 130.

«Дюнкерк» .В октябре 1937 г. на корабле усилили зенитное вооружение, установив 6 счетверенных 13.2-мм/76 пулеметов.

В мае 1938 г. 4 спаренных 37-мм/50 установки сняли, добавив еще 2 счетверенных 13.2-мм/76 пулемета.

В декабре 1939 г. ПВО корабля вновь усилили установкой 4 спаренных 37-мм/50 орудий Mod. 1933.

Летом 1939 г. добавили еще одну спаренную установку 37-мм/50 орудий Mod. 1933.

«Страсбург» .15 сентября — 15 декабря 1938 Установлен дефлектор на дымовую трубу. Установлены пять установок 13,2 мм «Гочкис».

Первая половина 1939 года Установлены четыре 37-мм установки CAD Mle 1933.

Август 1939 Одна установка 13,2-мм «Гочкис» установлена позади грот-мачты.

29 ноября 1939 — 9 января 1940 Установлены экраны на прожекторной площадке носовой надстройки. По верхней кромке корпуса проложен кабель системы размагничивания.

14 августа — 11 сентября 1940 года Зенитные автоматы на верхушке носовой надстройки защищены экранами из закалённой стали.

Ноябрь — декабрь 1940 Верхняя часть рубки модифицирована для установки на адмиральском мостике четырёх прожекторов. С этого момента «Страсбург» становится флагманским кораблем Forces de Haute Mer. Для снижения заливаемости установлены новые уплотнения между башней и барбетом, оригинальные маски орудий заменены на черные кожаные мамеринцы. Эти изменения сначала были сделаны на башне № 1 и потом на башне № 2.

31 января — 25 апреля 1942 года На крыше адмиральского мостика установлен 5-метровый дальномер. Указатели дистанции в виде циферблатов сняты. Адмиральский и ходовой мостики оборудованы дефлекторами, как на «Ришелье». Радиорубка, расположенная над носовым директором, обшита стальными листами. Как и на «Дюнкерке», передняя пара 37-мм орудий перенесена с бака на передний конец шлюпочный палубы. Добавлены три 13,2-мм пулемёта CAS Browning MG: один на юте и два на шлюпочной палубе позади 37-мм орудий. Установлен радар французского производства — DEM (Detecteur Electro-Magnetique). Четыре небольшие прямоугольные антенны были установлены на верхушках основных реев — вокруг надстройки под углом 45° к диаметральной плоскости. Две передних служили для передачи сигнала, две задних — для приёма отражённого сигнала. Излучатели ME 140 и приёмники MR 1267 были разработаны компанией Sadir. При хороших погодных условиях дальность обнаружения самолётов составила 50 км при точности определения угла визирования ± 1° и дальности в 50 м.

-14
-15

-16
-17

-18
-19

-20

-21

-22

-23
-24
"Страсбург"
"Страсбург"

"Страсбург"
"Страсбург"

"Страсбург"
"Страсбург"

"Страсбург"
"Страсбург"

-29

-30
-31

Dunkerque официально вошел в состав французского флота 1 мая 1937 г. и в конце месяца на нем поднял свой флаг вице-адмирал Девиц. 17 мая корабль вышел из Бреста, чтобы принять участие в Спидхэдском параде, приуроченном к коронации Георга VI и Елизаветы. В 1938 г. линкор совершил поход в Вест-Индию и Дакар. 1 сентября стал флагманом вице-адмирала Женсуля.

14 апреля Dunkerque вышел из Бреста но главе специального отряда крейсеров и эсминцев для прикрытия возвращающегося из Вест-Индии учебного крейсера Jeanne d'Arc.

В мае 1939 г. корабль находился в Бресте и участвовал в приеме английского Флота Метропо­лии (Home Fleet), а в конце месяца принял участие в совместных маневрах с ним в составе французского Атлантического флота, вернувшись в Брест в июне. В следующем месяце вице-адмирал Женсуль перенес свой флаг на Strasbourg.

В августе 1939 оба корабля были приведены в боевую готовность...

Боевая судьба кораблей -в следующей статье.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам