В годы Первой мировой линкоры типа «Бретань» не сделали ни одного выстрела по противнику. Всю войну они простояли на греческом о. Корфу (был оккупирован Антантой у нейтральной Греции),«Прованс» был флагманским кораблем. При этом участвовал в нейтрализации греческого флота 19.10.1916,Греция -с немецкой династией на троне очень недружелюбно относилась к Антанте и те опасались....Эскадра на Корфу сторожила Отрантский барраж,запирая австро-венгерскому флоту выход из Адриатики. Попытка адмирала Хорти прорвать блокаду стоила двуединой монархии дредноута("Сент-Иштван"),при этом с блокирующим франко-итальянским флотом эскадра так и не встретилась.
В целом можно отметить что бывшая первоклассная морская держава-Франция -к концу первой мировой войны построила всего 7 кораблей дредноутного типа-столько же-сколько Российская империя.Правда на "Бретанях" пушки были 340 ,а не 305 мм.
В апреле 1919 года "Прованс" вернулся в Тулон. Французское правительство собиралось направить «Лоррен» и «Прованс» на Чёрное Море, для участия в интервенции в охваченную гражданской войной Россию; однако, масштабное недовольство моряков привело к отмене этих планов .Вместо этого "Прованс" и "Лоррен" отправились в Константинополь в октябре 1919 года и стали ядром Восточно-Средиземноморской эскадры.В 30-х годах "Прованс" и "Бретань" были назначены во 2-ю эскадру в Атлантике, приняли участие в патрулях по контролю политики невмешательства во время испанской Гражданской войны до апреля 1937 .
Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая Мировая война, "Прованс" и "Бретань" находились в Тулоне. Они оба все еще были частью 2-й эскадры; "Прованс" был флагманом вице-адмирала Олив.В первые дни войны линкоры патрулировали Атлантику в поисках немецких рейдеров..27 апреля все три дредноута и несколько других крейсеров были переброшены в Александрию. 18 мая "Прованс" и "Бретань" вернулись в Мерс-эль-Кебир в Алжире. По условиям капитуляции Франции( 22 июня 1940 года ) французский флот должен был быть разоружен под германским и итальянским контролем. Это было частью условий перемирия.Англичане,опасаясь усиления германо-итальянского флота за счет французских кораблей,нанесли превентивный удар по бывшему союзнику.3 июля 1940 во время операции "Катапульта" "Прованс" и "Бретань" в Мер-эль-Кебире были обстреляны эскадрой Соммервилля."Прованс" открыл ответный огонь после нападения англичан, но особого успеха не имел. "Бретань" быстро получил несколько попаданий 380-мм снарядов и взорвался, один из снарядов пробил его тонкие броневые палубы, и разорвался в погребе боеприпаса. Почти весь экипаж погиб. "Прованс" был серьезно поврежден и сел на дно, но был поднят и переведен в Тулон.Там он и был затоплен 27 ноября 1942 командой при приближении немецкой армии по приказу адмирала Дарлана , чтобы предотвратить захват корабля немцами. Тулон был передан итальянцам ,они подняли "Прованс" 11 июля 1943,сняли 2 его 340-мм орудия и разместили в прибрежной батарее в Сен-Мандрье-сюр-Мер, возле Тулона. "Прованс" был позже снова затоплен-итальянцами-чтобы перегородить вход в гавань Тулона.В 1949 году он был вновь поднят и разобран на металл.
«Лоррен» в момент капитуляции Франции находился в порту Александрии. Естественно,англичане его не выпустили ,по соглашению с британским командованием, линкор был разоружен и поставлен на хранение. В декабре 1942 года, после высадки союзников в Северной Африке, экипажи интернированных в Александрии кораблей присоединились к флоту Свободной Франции. Летом 1943, вновь укомплектованный «Лоррен» прошел Суэцким Каналом, и, обогнув Африку, прибыл в Оран. Там, его катапульта и ангар для гидросамолетов были демонтированы, и заменены дополнительным противовоздушным вооружением.«Лоррен» принимал участие в операции «Драгун» — высадке на юге Франции в 1944 году. Он поддерживал огнём высадку войск, вместе с американскими линкорами обстреливая немецкие береговые батареи возле Тулона, на французской Ривере и в Сен-Тропе. В декабре 1944, линкор перешел в освобожденный Шербур, впервые за время войны вернувшись во французский порт.В 1945, «Лоррен» принимал участие в завершающих операциях войны — ликвидации изолированных немецких гарнизонов на севере Франции. 14-20 апреля он, вместе с другими французскими кораблями, бомбардировал немецкие укрепления вокруг Жиронды, прокладывая дорогу для наступления союзных войск. Вернувшись в Тулон после капитуляции Германии, линкор был переквалифицирован в учебно-артиллерийский корабль, и использовался до 1947 года. В 1953 году выведен из состава флота, в следующем году разобран на металл .
Три однотипных корабля-и три разные судьбы. Один уничтожен артиллерийским огнем вчерашних союзников вместе со всем экипажем,другой экипажем затоплен при приближении уже других,новых союзников. И лишь третий попал в лагерь победителей.
В боевых действиях -причем в боях с вчерашним союзником-британцами-проявились недостатки французских супердредноутов-слабая броневая защита ,низкая конструктивная живучесть , устаревшая система управления огнем. С точки зрения тактики-полнейшая импотентность французского морского командования-за 10 часов не подготовили корабли к бою,не вывели их из порта заранее( разведка отсутствовала как класс), полная пассивность в бою и отсутствие видимого плана сопротивления.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам