В середине 19-го века задача обеспечить военно-морское присутствие в отдаленных регионах Мирового океана встала перед всеми морскими державами. Новый паровой флот был гораздо требовательнее к базам и снабжению, чем флот парусный. Угольные станции, запасы пресной воды, провианта, судоремонт и так далее-забот у Адмиралтейств стало гораздо больше. Две ведущие морские державы мира по совместительству являлись крупнейшими колониальными империями и вызовы перед ними стояли схожие. Но Великобритания и Франция выбрали разные стратегии строительства флота в этих условиях.
Придется признать, что французы были правы. Если англичане обеспечивали дальние станции крейсерами, шлюпами и старыми кораблями последней фазы жизненного цикла, то французы помимо стандартных многочисленных авизо практически сразу стали строить специально для колониальной службы серии малых колониальных броненосцев, броненосцев крейсерского типа, предшественников броненосцев 2-го ранга, оформившихся к концу 19-го века. Числом поболее, ценою подешевле.
Первыми были семь деревянных бронированных корветов типа «Альма», построенные в 1865-1870 годах (около 3500 тонн, 11 узлов, 10 орудий 120-194 мм). Они обеспечивали устойчивость французских колониальных эскадр во время вторжений в Северную Африку и Индокитай).
«Альма» проявили себя неплохо, но скорость была недостаточной для перехвата торговых судов и военных кораблей, вооружение также требовалось усилить.
Французская система оправдала себя уже в 1885 году, когда французам пришлось разбираться с южнокитайскими флотами империи Цинь. Благодаря наличию в дальневосточной эскадре колониальных броненосцев, на море французы одержали безоговорочную победу. А ведь начнись война позже на год, адмиралу Курбе пришлось бы столкнуться еще с двумя китайскими броненосцами и бронепалубным крейсером германской постройки. И неизвестно, чем бы закончилась такая встреча.
Именно этот французский опыт заставил и англичан пересмотреть свою региональную политику, в судостроительных программах появились броненосцы 2-го класса, для службы на тихоокеанской станции.
В конце 60-х годов конструктор «Альма» Анри Дюпюи де Лом занялся проектированием следующей серии колониальных броненосцев, бронированных деревянных корветов с центральной батареей. Новые броненосцы должны были быть быстроходнее и иметь более тяжелое вооружение, новые нарезные 240-миллиметровые пушки. Задачи этих броненосцев-оборона колониальных владений, поддержание порядка среди туземного населения и нападение на колониальные владения противника.
Три броненосца были заложены на казенных верфях еще до франко-прусской войны, но достройка их в условиях военного и послевоенного сокращения ассигнований на флот, затянулась. Строительство заняло 7-10 лет. Изменения по вооружению вносились уже в ходе строительства.
Все три броненосца серии имели деревянные корпуса, обшитые железными плитами. В то время обеспечить массовое строительство железных кораблей Франция не могла, кроме того ремонт деревянного корпуса на судоремонтной базе французских колоний был гораздо проще чем железного.
Под более тяжелые 240 мм орудия был удлинен каземат на 4 метра (13 футов 1 дюйм). Для уменьшения осадки проект предусматривал двухвинтовую схему силовой установки.
Если головной корабль строился в соответствии с первоначальным проектом, то сильно задержавшиеся на стапелях двое остальных достраивались по измененному проекту Саббатье, который сократил количество паровых машин и винтов с двух до одного, добавил погонное 194 мм орудие и увеличил калибр средней артиллерии со 120 до 138 мм.
За время строительства появились и вошли в моду торпедные корабли, во Франции преобладала "Молодая школа", а три новых броненосца первыми во французском флоте получили противоминную артиллерию- 37 мм револьверные пушки Гочкиса.
Имена корабли получили самые духоподъемные-«Ля Галлисоньер»(La Galissonnière) головной, «Викторьес» (Victorieuse, Победоносный, Победоносец), «Триомфан» ( Triomphante, Триумфатор).
Ролан-Мишель Баррен де ла Галиссоньер ( Roland-Michel Barrin de La Galissonière) , маркиз де ла Галиссоньер(10 ноября 1693 - 6 октября 1756) был французским губернатором Новой Франции с 1747 по 1749 год и победителем в битве при Менорке в 1756 году.
Особенность французской структуры управления-объединение управления колониями и управления флотом под крышей министерства флота. Это помогает понять, как появилось на свет то странное, что продолжало называться французским флотом. Какие задачи-такой и результат.
Французский флот по сути стал машиной для добывания престижа, захвата колоний, которых французскому народу не хотелось иметь, и защиты их самыми безжалостными методами от врагов, с которыми французскому народу не хотелось воевать.
«Ля Галлисоньер»«La Galissoniere». Брест. Заложен 22 июня 1868 года. Спущен на воду 7 мая 1872 года. Вступил в строй 18 июля 1874 года.Списан 24 декабря 1894 года
«Викторьес» Victorieuse Тулон . Заложен 5 августа 1869 года. Спущен на воду 18 ноября 1875. Вступил в строй 1876. Списан 8 марта 1900 года. Переоборудован в блокшив в 1900
«Триомфан» Triomphante Rochefort. Заложен 5 августа 1869 года. Спущен на воду 28 марта 1877 года. Вступил в строй 17 октября 1880. Списан 18 июля 1896 года, продан в 1903 году
Водоизмещение 4 654 метрических тонны (4 580 длинномерных тонн), 4645-4585 тонн. Триомфан- 4150 метрических тонн (4080 длинных тонн) Длина по вл 78,03, между перпендикулярами 76,62 м (251 фут 5 дюймов). Ширина 14,84 м (48 футов 8 дюймов). Осадка 6,55 м (21,5 фута) Триомфан: Длина по вл 78,64, 76,85 м (252 футов 2 дюйма). Ширина 14,88 м (48 футов 10 дюймов). Осадка 6,3 м (21 фут)
Двигатели- Галиссоньер: две вертикальные компаунд-машины, 2370 л.с. Триомфан и Викторьез: одна вертикальная компаунд-машина 2214 л.с., , 4 овальных котла, 2370 л.с. 2 трубы. Скорость 12-13,08 узлов. Запас угля 330/500 тонн. Дальность действия 2740- 2920 морских миль со скоростью 10 узлов. Экипаж 352–382 человек
Броня- главный пояс 150 мм (5,9 дюйма)(железная кованая броня), каземат 120 мм (4,7 дюйма), барбеты 120 мм (5 дюймов). Переборки 120 мм (4,7 дюйма)
Вооружение- Ля Галиссоньер: 6 × 240-мм/19 нарезные казнозарядные пушки Mle 1870, 4 × 120-мм нарезных орудия, 4 x 37-мм револьверных четырехствольных Гочкисса. Триомфан и Викторьез: 6 × 240-мм/19 нарезные казнозарядные пушки Mle 1870, 1 x 194-мм/20 нарезное погонное орудие, 6 x 138-мм/21 орудий, 4-8 x 37-мм револьверных четырехствольных Гочкисса. Таран, буксируемые мины Гарвея. Торпедные аппараты:-4-14"(356 мм) надводные- на Триомфан
«Галиссоньер» при водоизмещении 4654 метрических тонны (4580 тонн) имел метацентрическую высоту 0,926 метра (3 фута 0,5 дюйма). Длина 76,62 метра (251 фут 5 дюймов) между перпендикулярами, ширина 14,84 метра (48 футов 8 дюймов, средняя осадка 6,55 метра (21 фут 6 дюймов). «Ля Галлисоньер» был чуть короче и шире двух других кораблей.
«Викторьес» и «Триомфан» имели расстояние между перпендикулярами 76,85 метра (252 фута 2 дюйма) и ширину 14,88 метра (48 футов 10 дюймов), среднюю осадку 6,3 метра (20 футов 8 дюймов) при водоизмещении 4150 метрических тонн (4080 длинных тонн).
Экипаж всех трех кораблей насчитывал от 352 до 382 офицеров и матросов.
Броненосцы имели характерный дизайн корпуса с завалом бортов. Все три корабля были оснащены стандартным для французского флота плугообразным тараном.
Корабли имели полный броневой пояс по ватерлинии из кованого железа с толщиной плит в 150 мм и высотой около 2,4 метра. Бронеплиты крепились на деревянную подложку из тика толщиной 650 мм. Борта батарейных казематов были обшиты плитами кованого железа толщиной 120 мм на 520 мм деревянной тиковой подложке. Каземат замыкался броневыми переборками тоже 120 мм толщиной. Барбеты были защищены 120 мм брони. Небронированная часть деревянных бортов была обшита тонкими листами железа для защиты от горящих обломков в бою.
По силовой установке в источниках есть разногласия, ряд из них утверждает, что на кораблях ставили горизонтальные паровые машины. Но более убедительна версия насчет вертикальных паровых машин систеы Вольфа.
«Ля Галлисоньер» был оснащен двумя вертикальными компаунд-машинами Вольфа, работавшими на два винта. Четыре овальных котла обеспечивали мощность в 2370 л.с. и максимальную скорость в 13,08 узлов. Запаса угля в 500 метрических тонн (490 длинных тонн) хватало на 3240 морских миль стандартного 10-узлового хода.
Два других корабля были одновинтовыми, с одной машиной мощностью в 2214 л.с. Их скорость на испытаниях достигла 12,75 узлов. «Триомфан» принимал на борт 330 метрических тонн (320 длинных тонн) угля, и мог пройти 2740 морских миль со скоростью 10 узлов.
У всех трех кораблей было полное парусное вооружение, в то время необходимое для службы в колониях, вдали от угольных станций. При трех мачтах они несли 1730 квадратных метров («Викторьес» и «Триомфан» ) и 1707 квадратных метров (La Galissonnière).
На всех серии стояло по шесть новых 240-миллиметровых 19-калиберных орудий Modèle 1870, в том числе четыре в центральной батарее на батарейной палубе по углам бронированного каземата, а два были установлены в барбетах на верхней палубе (на спонсонах). На «Ля Галлисоньер» спонсоны располагались позади трубы, но на двух последующих кораблях они были установлены прямо перед трубой. За счет сильного завала бортов эти орудия могли вести погонный и ретирадный огонь без вреда для корпуса.
На верхней палубе были установлены дополнительные пушки, «Ля Галлисоньер» нес четыре 120-миллиметровых (4,7 дюйма) орудия, их в 1880 году заменили шестью 100-миллиметровыми (3,9 дюйма) орудиями. Они должны были "работать" по деревянным кораблям и небронированным участкам деревянных бортов броненосцев.
Но вооружение по первоначальному проекту получил только «Ля Галлисоньер», два последующих корабля, «Викторьес» и «Триомфан» строили по модернизированному проекту Саббатье, помимо 240 мм орудий они получили в носовой части дополнительное 194-миллиметровое погонное орудие, стрелявшее через порт под бушпритом, а вместо четырех 120-мм орудий на них установили шесть 138-мм орудий.
Впервые во французском флоте корабли уже на стапеле получили противоминную артиллерию. В 1878 году на головной «Ля Галлисоньер» поставили четыре 37-миллиметровых (1,5 дюйма) 4- 5-ствольных револьверных орудия Hotchkiss. Они были установлены сразу также на строящиеся «Викторьес» и «Триомфан».
240 мм орудие весило 15,41 длинных тонны (15,66 тонн), его бронебойный снаряд весом 317,5 фунтов (144,0 кг) с начальной скоростью 495 м / с пробивал броню из кованного железа толщиной 366 мм у дульного среза. Также применялись снаряды со шрапнелью и разрывные. По расчетам этого было достаточно для пробития стандартного броневого пояса 120 мм на дистанции 1000 метров.
194 мм орудие весило 7,83 длинных тонны (7,96 тонн) и стреляло бронебойным снарядом весом 165,3 фунта (75,0 кг) с начальной скоростью 530 м / с и бронепробиваемостью 320 мм кованого железа у дульного среза.
138 мм пушка при весе 2,63 длинных тонны (2,67 тонн) стреляла фугасным снарядом весом 61,7 фунта (28,0 кг) со скоростью 466 м / с.
37 мм Гочкис стрелял 500 граммовыми снарядами со скорострельностью около 30 выстрелов в минуту с начальной скоростью около 610 м/с на дальность около 3200 метров.
Все три броненосца получили в качестве дополнительного вооружения несколько буксируемых плавучих торпед конструкции Джона и Фредерика Харви. Они буксировались за кораблем на тросе, их надо было маневром завести под корпус вражеского корабля (после чего мина детонировалась электрическим запалом по сигналу с мостика). Это должно было защитить броненосцы от таранных атак. Первыми их установили на «Ля Галлисоньер», а в 1880-х такие мины установили и на два других броненосца.
«Ля Галлисоньер» был заложен в 1868 и введен в строй в 1874 году, через 6 лет после закладки. «Викторьез» вступил в строй только в 1876, а «Триомфан» в 1880 году. Морально они, несмотря на модернизацию вооружения, к вступлению в строй капитально устарели. Но для колоний это было не критично. Эти броненосцы вытащили на себе франко-китайскую войну 1884-1885 годов, без них пришлось бы тащить первоклассные корабли из метрополии, деревянных крейсеров для китайского флота было уже недостаточно.
Они практически всегда выполняли роль флагманов французских колониальных эскадр- в Леванте и на Тихом океане. Максимальная их активность пришлась на период пребывания у власти Жюля Ферри, апологета агрессивной колониальной политики.
«Ля Галлисоньер» начал ходовые испытания 20 апреля 1874 года и был введен в строй 18 июля 1874 года. 16 мая 1874 года он стал флагманом Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Перигота. 19 марта 1877 года он вернулся в Брест через Суэцкий канал, совершив кругосветное плавание. Затем пребывал в резерве,пока 15 августа 1878 года не начал подготовку к роли флагмана Карибской эскадры. Служба на Карибах под командованием контр-адмирала Пейрона началась 6 октября и продлилась около двух лет.
13 мая 1880 года был выведен в резерв в Шербуре.
Уже 27 мая 1881 года броненосец был присоединен к Левантской Эскадре (Морская дивизия Леванта) как флагман контр-адмирала Альфреда Конрада. Здесь он участвовал в оккупации французами Туниса, обстреливал укрепления тунисского города Сфакс в июле 1881 года. В начале 1882 года во время англо-египетской войны броненосец входил в состав французской эскадры, базировавшейся на Александрию, перед началом английской бомбардировки города французы увели свои корабли в Порт-Саид. Корабль оставался в Средиземном море до 1883 года.
Но основным ТВД этих броненосцев стал Дальний Восток.
Французский флот на Дальнем Востоке в 1882 году состоял из Кохинхинской (базировалась в Сайгоне) и Дальневосточной дивизий (базировалась в Иокогаме). После вторжения французов в Тонкин в конце мая 1883 года была создана Тонкинская дивизия.
В связи с обострением отношений с Китаем после вторжения в северовьетнамские провинции французских войск 27 июня 1884 года была сформирована Дальневосточная эскадра путем объединения Тонкинской и Дальневосточной дивизий. Эскадру возглавил адмирал Курбе.
«Триомфан» был введен в эксплуатацию в качестве флагмана Тихоокеанской эскадры 17 октября 1880 года под командованием контр-адмирала Броссара дю Корбиньи. Затем, в связи с обострением в Средиземноморье, его отправили в Эскадру Леванта. С 15 февраля по 28 мая 1883 года флагманом эскадры Леванта ( Дивизия Наваль дю Леван ) под командованием контр-адмирала Конте был «Триомфан». 28 мая 1883 года броненосец был отозван в Сайгон.
«Ля Галлисоньер» и «Триомфан» вернулись на Дальний Восток в 1884 году, став ядром Дальневосточной эскадры вице-адмирала Амедея Курбе. Здесь они приняли участие в боевых действиях в ходе китайско-французской войны 1884-85 годов. В августе 1884 года в битве при Фучжоу французы уничтожили небольшой и устаревший Фуцзяньский флот империи Цин, береговые укрепления на реке Мин, обстреляли военно-морской арсенал Мавэй. «Триомфан» лично потопил деревянную канонерскую лодку«Чжэньвэй».
«Ля Галлисоньер» во время перестрелки с фортом Кимпай в устье реки Мин был поврежден снарядом, попавшим в его носовую часть.При взрыве взрыва был поврежден паровой шпиль и погиб один человек. А форт броненосцу до конца подавить так и не удалось.
Затем эскадра Курбе занялась захватом Тайваня. Французы выбрали два места для высадки десантов-Килунг и Тамсуи на севере острова. Если Килунг 1 октября 1884 года был захвачен довольно быстро, то с Тамсуи возникли проблемы. 2 октября город и его форты подверглись массированной бомбардировке французской эскадрой в составе двух броненосцев, крейсера и канонерской лодки. Было выпущено 2000 снарядов. Однако морская бомбардировка не достигла своей цели, командовавший высадкой контр-адмирал Себастьен Леспес запросил у Курбе из Килунга подкрепление, 5 октября он получил 3 корабля и батальон морской пехоты.
8 октября на берег был высажен сводный десант из экипажей кораблей, 600 человек. Китайцев было всего около тысячи, но вскоре десантники затерялись в посадках и стали нести потери. К тому же, ведя со страха беспорядочный огонь, они расстреляли две трети боекомплекта. В полдень французы были вынуждены начать отступление на корабли.
Отступление прикрывали десантные роты с «Ля Галлисоньер» и «Триомфан», которые медленно отходили, регулярными залпами держа китайцев на расстоянии. Французам пришлось оставить несколько своих убитых во время отступления, включая тела лейтенанта Фонтейна с «Ля Галлисоньер» и двух его помощников.
Самый сложный этап эвакуации-заключительный, когда моряки грузились на шлюпки уже по горло в воде, прикрыла канонерская лодка "Випер", которая подошла к берегу и обстреляла китайцев.
Потери французов при Тамсуи составили 17 убитых и 49 раненых. Тела трех погибших французов, брошенные на поле боя, были обезглавлены китайцами, и вечером 8 октября победоносная китайская армия пронесла отрубленные головы парадом по Тамсуи. Китайцы также взяли в плен и обезглавили 11 раненых французских морских пехотинцев и использовали бамбуковые шесты, чтобы выставить головы напоказ.
Потери китайцев, по данным европейских сотрудников таможни Тамсуи, составили 80 убитых и около 200 раненых.
На долю экипажей обоих броненосцев пришлось 11 убитых и 4 раненых или 5 убитых и 10 раненых, источники путаются в показаниях.
В итоге единственный захваченный Курбе плацдарм в Килунге так и остался единственным вплоть до эвакуации французов. Основные потери французы здесь несли не от китайцев, а от местных болезней.
Курбе, у которого ничего не получилось с Тайванем, решил завладеть находящимися рядом Пескадорскими островами с перспективой создания здесь французской военно-морской базы. «Триомфан» участвовал в захвате островов в марте 1885 года, потеряв двоих убитыми и пять ранеными из своего десантного отряда. Но под давлением англичан французы по мирному договору с Цинь покинули и Пескадоры.
«Ля Галлисоньер» в феврале 1886 года был отправлен в метрополию, в Шербуре выведен в резерв и списан 24 декабря 1894 года.
В июне 1895 года списанный корабль использовали в качестве корабля-мишени во время экспериментов по определению способности современных броненосцев противостоять огню береговых батарей. Флот против берега. Испытания проходили возле Шербура. Броненосец получил дополнительные броневые плиты, а для проверки воздействия ударных волн при попадании снарядов, внутри разместили двух несчастных овечек.
Все четыре снаряда калибром 19 см (7,5 дюйма) с береговой батареи пробили броню. Одна из овец была убита разрывом снаряда, но другая выжила. Был сделан вывод, что ударная волна не смертельна.
«Триомфан» стал флагманом Дальневосточной эскадры 1 апреля 1885 года и оставался им до 5 февраля 1894 года, когда был переведен в резерв. Он был списан 18 июля 1896 года и продан на металлолом в 1903 году.
Служба «Викторьес» была более спокойной. Его вывели в резерв сразу после завершения ходовых испытаний 12 ноября 1876 года. 17 августа 1878 года под командованием контр-адмирала Абеля-Николя Бергасса дю Пти-Туара он был вновь введен в строй в качестве флагмана Тихоокеанской эскадры. Корабль в 1880 году участвовал в усмирении Маркизских островов. Пикантная деталь- эти острова были завоеваны дядей (и приемным отцом) адмирала Абель Обер дю Пти-Туар за сорок лет до того.
В Тулон «Викторьес» вернулся 23 мая 1881 года. Вновь в строй он вошел в качестве флагмана Китайской эскадры 1 декабря 1881 года под командованием контр-адмирала Мейера и в апреле 1884 года уступил пост «Ля Галлисоньеру»
«Викторьес» же вернулся в метрополию, стал флагманом эскадры Леванта, но из-за плохого технического состояния был выведен в резерв в Шербур.
Он вновь стал флагманским кораблем контр-адмирала Барреры, заместителя командующего Северной эскадрой 10 февраля 1892 года. В июле 1893 года его привлекли к летним маневрам у иберийского побережья. Два года спустя он стал флагманским кораблем контр-адмирала Менара.
Броненосец пытались списать в мае 1897 года, но решение отменили, чтобы он сопроводил миноносцы в Бизерту. Он был списан в 1899 года, после чего стоял бранд-вахтой в порту Бреста, пока 8 марта 1900 года окончательно не был переоборудован в блокшив.
В итоге все три корабля были списаны в 1890-х годах, не прослужив и двух десятилетий...
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам