Найти тему
Морская коллекция

Авизо. Маленький корабль в большой политике. «Кьен Чан»

Оглавление

Амбиции Второй империи Наполеона III были гораздо глобальнее устремлений знаменитого дядюшки. Второй император французов воевал с Россией в Крыму, делил с австрийцами и Кавуром Италию, пытался создать дочернюю империю в Мексике, воевал с китайцами, японцами, корейцами, вьетнамцами, покорял Африку. Закончилась его карьера попыткой встать на пути рождающейся Германской империи.

Второй император Франции, несмотря на продолжающееся соперничество, активно сотрудничал с англичанами. Иногда таскал для них каштаны из огня, иногда "падал на хвост", когда устремления совпадали. В итоге значительная часть мира была бескровно разделена между Британской и Французской колониальными империями.

Пользуясь огромными внутренними проблемами Цинской империи (восстание тайпинов) англичане осенью 1856 года, как только освободились войска и флот, связанные Крымской войной, объявили войну Поднебесной. Предлогом стало задержание китайцами судна с контрабандой под британским флагом. Вскоре войну Китаю объявила и Франция, у нее китайцы убили миссионера. Целью союзников было полное открытие для торговли всей территории Китая, свободная торговля опиумом и организация в Пекине постоянных посольств.

Но был еще один нюанс.... Долгое время на Дальнем Востоке дипломатия действовала по принципу консервной банки-неважно кто ее открывает, ибо кормятся из нее все. Все, конечно, это весьма ограниченная группа стран. Тогда в нее входили помимо Англии и Франции Россия и США. Воевали одни, а преференции получали все участники клуба. Так, под грохот пушек 2-й Опиумной войны, Россия согласовала с Китаем свою новую южную границу и статус посольства. Причем даже раньше западников-и без единого выстрела. Ибо до Пекина русский посланник добрался по суше и без приключений.

Американцы тоже пристроились к Тяньцзинского договору, рассчитывая получить тот же объем привилегий, что и англичане с французами.

В 1856-1858 годах англо-французские союзники разгромили прикрывавшие путь к Пекину форты Дагу и прошли до Тяньцзина. Угроза столице заставила императора согласиться на мирный договор, подписанный в июне 1858 года (Тяньцзиньский договор). Союзники пошли на небольшую уступку-представительства их в Пекине по договору имели статус временных.

Однако попытка английских и французских дипломатов летом 1859 года добраться по реке Пэйхо в Пекин для ратификации договора встретила препятствия. Форты Даго оказались восстановлены и усилены, а речной фарватер был перекрыт. Китайцы, ссылаясь на отсутствие начальства, откровенно саботировали.

Дипломаты обратились к союзной флотилии, часть которой осталась у Тяньцзиня ( англичане-19 вымпелов, в том числе 8 фрегатов, корветов и транспортов, 2 больших и 9 малых канонерских лодок), с просьбой обеспечить проход военными средствами. Но попытка в июне 1859 года 11 английских канонерок при поддержке французского парохода пройти вверх по реке была встречена огнем с фортов. Китайцы на этот раз стреляли очень метко и никуда бежать не собирались (император прислал сюда лучшего генерала и отборные манчжурские войска). В итоге пять британских канонерок были потоплены, только убитыми союзники потеряли несколько сотен человек.

Тяньцзиньский мирный договор был открыто нарушен обстрелом в устье Байхэ 25 июня 1859 года и война возобновилась. Иногда ее называют Третьей Опиумной войной 1859-1860 годов.

Флотам союзников потребовалось срочное усиление. Ждать подхода достаточного количества кораблей из Европы было некогда. Поэтому местное командование пошло на нестандартные решения. У местных фирм по контрактам было получено семь пароходов и арендовано около 80 коммерческих судов.

Адмиралом Пажем по поручению французского правительства в 1860 году были куплены в китайских водах четыре малых вестовых судна-авизо («Ало-Пра», «Дерулед», «Кьен-шань» и «Гонконг»), а также большой американский пароход («Эко»).

Нужный нам корабль вошел в состав французского флота как авизо под названием «Кьен Чан» (в честь взятия фортов Кьен-Чан 18 ноября 1859 года в заливе Турана во время карательной операции против Вьетнама).

«Кьен-шань» («Кьен Чан») ранее был пароходом «Toey-Wan» китайской постройки. «Toey-Wan» был зафрахтован ВМС США в Гонконге в 1859 году.

Этот небольшой английский пароход местной постройки был куплен коммодором Джосайя Таттналлом в начале 1859 года для доставки нового американского посланника Джона Э. Уорда в Пекин вместе с английским и французским дипломатами для обмена ратификациями.

Утром 21 июня 1859 года колесный фрегат USS Powhatan и «Toey-Wan» прибыли на якорную стоянку у устья Пейхо, где англичане и французы сообщили, что путь по реке китайцами перекрыт. Таттналл решил прорваться "на дурака" и двинулся к фортам, как будто не знал о проблемах союзных послов. Впрочем англичан о прорыве и не уведомили.

Медленное продвижение парохода прервал отлив, корабль Таттналла неожиданно оказался на мели в 300 метрах от фортов и едва не перевернулся. Адмирал сэр Джеймс Хоуп, командовавший британской эскадрой, отправил две канонерские лодки на помощь Таттналлу и они смогли снять «Той -ван» с мели. Лодка, отправленная американцами к китайцам за разрешением на проход, вернулась ни с чем. Американцам, как и англичанам с французами, посоветовали ждать.

25 июня английские канонерки и французский пароход направились вверх по реке, чтобы убрать заграждения и очистить проход, но были встречены метким и массированным огнем китайских пушек с усиленных фортов.

Адмирал Хоуп был серьезно ранен. И тут "нейтральный" Таттналл не выдержал, он сказал, что «кровь гуще воды» и, взяв на буксир несколько английских канонерок, которые из-за прилива не могли сами подняться вверх по течению, отбуксировал их к месту боя.

Затем пароход направился к флагману Хоупа, HMS Cormorant, где находился раненый адмирал, но как только пароход подошел к нему, какой-то китаец застрелил рулевого американского парохода, который на время потерял управление. Пока Таттнал общался с Хоупом, несколько американцев из команды парохода заняли место выбитых канониров на английской канонерке. Они настолько увлеклись, что не услышали команду сбора, когда Таттнал на шлюпке отправился обратно. Американцы продолжали вести огонь пока «Корморан» не затонул. Но их и адмирала успели перевезти на «Коромандель». Потерь среди них не было.

Ближе к ночи англичане попытались взять форты штурмом с помощью десантов, но десантников высадили на болотистый берег и они понесли большие потери, штурм провалился.

Интервентам пришлось отойти в безопасное место на якорную стоянку. Больше они решили судьбу не испытывать и вернулись только через год с подкреплениями.

Таттналл с послом проникли в Китай через другой порт, где их приняли более лояльно и смогли с проблемами, но организовать официальный обмен ратификациями.

Пароход в центре идентифицируется как «зафрахтованный США пароход «Toey-Wan» («Той-Ван»), капитан Джозия Таттналл, который оказал заметную услугу английским и французским канонерским лодкам».

«Бомбардировка фортов у входа в реку Пейхо, 25 июня 1859 г.» «
«Бомбардировка фортов у входа в реку Пейхо, 25 июня 1859 г.» «

«Кьен Чан» «Кьен-шань» (Kien-chan). Построен в Китае как «Toey-Wan». Куплен США в 1859 году. Приобретен Францией в 1860 году. Списан 30 Октября 1873 года. Разобран в Сайгоне между 1874 и 1876 годами.

Водоизмещение 175 тонн. Корпус деревянный. Колесный пароход.
Двигатели-Паровая машина мощностью 320 л.с. и Парус. Экипаж 44 человека
Вооружение- От 2 до 4 орудий

Начальником французского экспедиционного флота был назначен вице-адмирал Шарне. В составе его эскадры числился и малый колесный авизо «Кьен-шань» (Kien-chan) с экипажем 30 человек, двумя орудиями и машиной в 80 сил.

Приобретенный корабль первоначально использовался в качестве госпитального судна для французского экспедиционного корпуса в период Второй опиумной войны в 1860 году. Стационарные госпитали французы устроили в Кантоне, Шанхае и Макао. Авизо занимался доставкой раненых и больных.

К октябрю 1860 года союзные войска, взяв вновь форты Даго, на этот раз дошли до Пекина и разрушили Летний императорский дворец. Пекинский мирный договор был подписан 24-25 октября 1860 года , по нему цинское правительство согласилось выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов контрибуции, открыть для иностранной торговли Тяньцзинь, разрешить использовать китайцев в качестве рабочей силы (кули) в колониях Великобритании и Франции. К Великобритании с этого момента переходила южная часть Цзюлунского полуострова. Опиум стал легальным британским экспортным товаром.

-3
-4
-5

Во время исследования под руководством лейтенанта Эжена Ньелли реки Хай (Пейхо или Хайхо), соединяющей Пекин с Тяньцзинем и Бохайским морем, в 1861 году паровая машина корабля вышла из строя. В 1863 году авизо исследовал реку Янцзы вплоть до Ханькоу под командованием мичмана Лоуренса.

В 1863 году обострилась ситуация в Японии. Ряд даймё выступали против политики сёгуната по поощрению сотрудничества с европейскими варварами. Наиболее активно действовал Моури Такачика, даймё княжества Тёсю, контролировавшего 600 метровый пролив Симоносеки, между островами Хонсю и Кюсю и между Внутренним и Японским морями

На основании императорского «Приказа об изгнании варваров» Такачика приказал своим войскам без предупреждения открывать огонь по всем иностранным кораблям с 10-го числа 5-го месяца по традиционному японскому календарю. Формально Тёсю были мятежниками, ослушавшимися приказов сёгуна.

Клан Тёсю располагал кроме устаревших гладкоствольных пушек с ядрами также современными орудиями, пятью 8-дюймовыми (200-мм) пушками Дальгрена , которые были подарены Японии Соединенными Штатами. Флот клана имел три паровых боевых корабля американской постройки: бывший «Даниэль Вебстер» с шестью пушками, «Косей » (бывший «Ланрик») с десятью пушками и пароход «Кошин » (бывший « Лэнсфилд») с четырьмя пушками.

Первой жертвой обстрела стал американский торговый пароход SS Pembroke, 25 июня 1863 года обстрелянный с двух японских кораблей. Под огнем американцу уйти через соседний пролив Банго с небольшими повреждениями и без жертв. А с японского корабля его провожали криками «Почитай Императора и изгони варваров!» (尊皇攘夷 sonnō jōi ).

На следующий день под обстрел береговых батарей попал французский авизо «Кьен Чан», стоявший на якоре в Симоносекском проливе. Он получил повреждение машины и потерял четыре человека убитыми, прежде чем ушел в открытое море.

Обстрел  французского военного корабля " Кьен Чан" .
Обстрел французского военного корабля " Кьен Чан" .

"Нет, ну все ж нормально было... да и я не они",- решил капитан Франсуа де Казембро, командир голландского шлюпа «Медуза» и 11 июля бесстрашно вошел в пролив Симоносеки, незамедлительно получив 30 снарядов по кораблю и потеряв 4 человек убитыми и 5 ранеными. Казембро открыл ответный огонь.

Медуза пробивается через пролив Симоносеки, с картины Якоба Эдуарда ван Хемскерка ван Биста.
Медуза пробивается через пролив Симоносеки, с картины Якоба Эдуарда ван Хемскерка ван Биста.

Потом началось усмирение мятежного княжества. 16 июля американский фрегат USS Wyoming потопил два корабля японцев и повредил третий. ( потопленные японцы подняли в 1864). 20 июля французские авизо «Танкред» и «Семирамида» разрушили город и уничтожили минимум одну батарею.

Французское сражение в Симоносеки с боевыми кораблями « Танкред» и «Семирамида» под командованием контр-адмирала Шарля Жореса . Le Monde illustré , 10 октября 1863 года.
Французское сражение в Симоносеки с боевыми кораблями « Танкред» и «Семирамида» под командованием контр-адмирала Шарля Жореса . Le Monde illustré , 10 октября 1863 года.
Французские моряки захватывают японские пушки в Симоносеки
Французские моряки захватывают японские пушки в Симоносеки
Обстрел Симоносеки французским военным кораблем Tancrède (на заднем плане) и флагманом адмирала Семирамида. (на переднем плане), Жан-Батист Анри Дюран-Брагер , 1865 год.
Обстрел Симоносеки французским военным кораблем Tancrède (на заднем плане) и флагманом адмирала Семирамида. (на переднем плане), Жан-Батист Анри Дюран-Брагер , 1865 год.
Пушка, захваченная французами у Симоносеки. Сегодня на выставке в северных ворот дома Инвалидов , Париж .
Пушка, захваченная французами у Симоносеки. Сегодня на выставке в северных ворот дома Инвалидов , Париж .

Однако в течение первой половины 1864 года пролив Симоносеки оставался закрытым для иностранных судов. Началась подготовка международного вмешательства. К Симоносеки подошли пятнадцать британских военных кораблей, четыре голландских. Французское присутствие было минимальным, они были заняты поддержкой императора Максимилиана в Мексике. Американцы самоотверженно рубились в гражданской войне.

17 августа 1864 года эскадра в составе девяти британцев ( «Эвриал », «Конкерор », «Тартар » , « Леопард » , « Барроса », « Персей », «Аргус », « Кокетт » и «Баунсер» ), четырех голландцев (« Джамби » , «Метален-Круйс », «Медуза » и «Амстердам» ) и трех французских военных кораблей ( Tancrède , Sémiramis и Dupleix ) с 2000 солдат, морских пехотинцев и матросов, под командованием адмирала сэра Августа Леопольда Купера покинул Иокогаму для решающей битвы. От США чисто символически присутствовал зафрахтованный пароход «Та-Кианг».

После двухдневного боя 5 и 6 сентября, Тёсю было повержено, 8 сентября был подписан мир.

Обстрел Симоносеки, Жан Батист Анри Дюран-Брагер (1865).
Обстрел Симоносеки, Жан Батист Анри Дюран-Брагер (1865).
Бомбардировка Симоносеки, Якоб Эдуард ван Хемскерк ван Бист
Бомбардировка Симоносеки, Якоб Эдуард ван Хемскерк ван Бист

В 1866 году авизо «Кьен Чан» («Цзяньшань», Kien-chan) в составе эскадры контр-адмирала Пьер-Гюстав Роз принял участие в карательной экспедиции французов в Корею, закончившейся вынужденным отступлением французов.

Подробнее-здесь:

Устаревший корабль ( год постройки неизвестен, но вряд ли к 1860 году ему было более пары лет) был списан 30 октября 1873 года. Разобран в Сайгоне между 1874 и 1876 годами.

Случайно попавший во французскую военно-морскую колониальную обойму, простой колесный пароход прожил короткую, но насыщенную жизнь, на которую явно не был рассчитан. Засветился в колониальных войнах французов против Китая, Кореи и Японии. Классика "дипломатии канонерок". Уникальна только его китайская родословная и удачливость в неудачных ситуациях. К сожалению, его фото или рисунок обнаружить не удалось.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам