Найти тему

Верил в себя и свою команду. Большое плавание и подвиг отважного капитана Леонида Гудовича

Оглавление

13 лет назад на воду был спущен сухогруз проекта RSD-44 — «Капитан Гудович», который сегодня успешно выполняет рейсовые задания в составе флота Волжского пароходства. Судно гордо несет на борту имя Леонида Николаевича Гудовича, известного волжского капитана.

Подробности из жизни знаменитого речника рассказываем на канале «История Волжского пароходства», завершая цикл о выдающихся волгарях и их вкладе в Победу в Великой Отечественной войне.

Сухогруз «Капитан Гудович». Автор: Владислав Пономарев/fleetphoto.ru
Сухогруз «Капитан Гудович». Автор: Владислав Пономарев/fleetphoto.ru

Молодой капитан и новатор флота

Леонид Гудович родился в 1891 году в селе Работки Нижегородской области, на Волге. Это было крупное торгово-промышленное село, один из центров деревянного судостроения. Здесь создавали большие суда — волжские расшивы, популярные старинные сухогрузы. Подробнее о ярком образце самобытного русского судостроения читайте в нашей статье:

💡Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге»

Так что выбор флотской профессии для юного Леонида был очевиден. По данным архива Волжского пароходства, на судах общества «Русь» Леонид Гудович начал трудиться в 1903 году, 12-летним мальчишкой. Был матросом, рулевым, лоцманом, а с 1911 года, в свои 20 лет, уже занимал командные должности.

В 1933 году Леонид Николаевич был назначен капитаном теплохода «Карл Либкнехт», флагмана волжского пассажирского флота, работающего на скорой линии Горький – Астрахань – Горький.

Справка: в 1915 году по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий» был построен пассажирский теплоход Бородинской серии «Король Альберт», переименованный в 1918 году в «Карла Либкнехта».

Капитан Гудович славился на Волге новатором. Он стал одним из первых инициаторов перехода судов на штурманскую систему, при которой совмещаются должности помощника капитана и лоцмана, отвечающего за судовождение. В штате теплохода «Карл Либкнехт» он убрал должность лоцмана в свою первую навигацию 1933 года. По оценкам специалистов, для тех лет это было прогрессивным шагом в работе волжского флота.

Леонид Николаевич Гудович, фото из архива
Леонид Николаевич Гудович, фото из архива

Сведений о Леониде Гудовиче немного. Подробно о его работе мы узнаем из книги «Путь на капитанский мостик» Александра Торсукова, выдающегося речника, героя одного из материалов на канале «История Волжского пароходства». В середине 1930-х Александр Иванович пришел работать первым штурманом к капитану Гудовичу. Торсуков писал о нем как об умном, настойчивом, общительном и волевом человеке, который умел сплотить экипаж для выполнения сложных задач. «Карл Либкнехт» под руководством Гудовича из года в год демонстрировал отличные производственные результаты, был образцом для многих экипажей на Волге.

«Гудович взял на себя ответственность. Он верил в себя. Верил в штурмана Селиванова, Ертахова, Лезина и в меня. Наш капитан на всех трудных перекатах не покидал рубку», вот так описывал работу капитана Гудовича и его команды Александр Торсуков.

Каким он был организатором, и как ему доверяли коллеги, красноречиво говорят факты. Из-за резкого похолодания 10 лучших пассажирских судов вынуждены были зазимовать в плесе у деревни Климовка, и капитаны избрали главой группы именно Леонида Гудовича. Под его руководством суда подготовили к трудовой навигации 1942 года, сохранили от возможных повреждений при ледоходе. Все суда вовремя вышли на рабочие линии. А когда у парохода «Спартак» с сотнями пассажиров на борту кончилось топливо, Леонид Николаевич взял его на буксир и довел от Горького до Казани.

Флагман волжского пассажирского флота «Карл Либкнехт». Фото Астраханской областной научной библиотеки
Флагман волжского пассажирского флота «Карл Либкнехт». Фото Астраханской областной научной библиотеки

На капитанском мостике — до последней минуты

Во время Сталинградской битвы команда теплохода «Карл Либкнехт» доставляла в сражавшийся город войска, снаряжение, боеприпасы, продовольствие, участвовала в эвакуации мирных жителей, вывозила раненых.

В 1943 году «Карл Либкнехт» отправился в свою последнюю навигацию. Условия были очень тяжелые. Немцы продолжали минировать судовой ход от Саратова до Астрахани. К началу лета 1943-го было сброшено более 400 магнитно-акустических мин на те участки реки, где не было обходных фарватеров. Тральщики Волжской военной флотилии «утюжили волжские плесы», обезвреживая речную дорогу.

В условиях заминированных судовых ходов Нижней Волги капитан Гудович вместе с экипажем «Карла Либкнехта» отважно водил теплоход, доставляя жизненно необходимые грузы осажденному Сталинграду, спасая людей.

8 сентября 1943 года теплоход «Карл Либкнехт» следовал из Астрахани в Горький с 500 пассажирами на борту и баржей на буксире. Как вспоминал Александр Торсуков, последняя была крайне неуклюжей, плохо управляемой и в полтора раза превышала размеры «Карла Либкнехта». Было очень тяжело управлять теплоходом с таким «прицепом» в пасмурную осеннюю ночь, когда «небо почти слилось с рекой», и бакенов было практически не видно: «Ветер, казалось, настырно сваливал нас с фарватера».

Леонид Николаевич решил сменить уставшего Торсукова, который в ту ночь был рулевым, и сам встал за штурвал. Буквально приказал идти отдыхать. Он беспокоился и, казалось, что-то предчувствовал.

Не суждено было Леониду Николаевичу Гудовичу достоять до конца свою капитанскую вахту ночью 9 сентября 1943 года. В три часа утра, когда судно вошло в нижнюю часть Крымского перевала, под корпусом рядом с машинным отделением взорвалась магнитно-акустическая мина.

«Теплоход встряхнуло с невообразимым треском и грохотом. Вместе с обломками каюты летел я во тьме и наконец упал в студеную воду. А наш теплоход, надломленный, сразу же накренившийся, заваливал правым бортом к горному берегу. Я видел, как на нем рухнули носовые надстройки, провис верхний тент. Над почти невидимой во тьме рубкой поднимались клубы пара и дыма», — вспоминал чудом выживший Александр Торсуков. Он смог выплыть из-под горевших обломков, добрался до берега и потерял сознание.

Капитан Гудович был на мостике. Взрывной волной его сбросило на террасу второго дека, где он получил тяжелое ранение. Его подняли на баржу. На пароходе «А. С. Пушкин» Леонида Николаевича доставили в Горький и направили с госпиталь, но спасти его не смогли.

Как потом проанализировала комиссия, в действиях капитана не было нарушений, до самого конца он всё делал верно.

Леонид Николаевич стал последним капитаном «Карла Либкнехта».

… На Волгоградском рейде у острова Крит в створе Мамаева кургана установлен на якорях буй — памятник погибшим кораблям 1942-1943 годов. В Астрахани монумент речникам и морякам Волжской военной флотилии стоит на бульваре Победы у набережной.

Когда суда проходят мимо этих памятников, капитаны снижают скорость, а экипажи склоняют головы перед памятью погибших, возлагают на воду цветы и венки. Вечная память!

Памятник судам и экипажам, погибшим на Волге, Астрахань. Фото znanio.ru.
Памятник судам и экипажам, погибшим на Волге, Астрахань. Фото znanio.ru.

Читайте также наши очерки о героях-речниках, проявивших храбрость и самоотверженно работавших в годы Великой Отечественной войны:

🔖 Во имя жизни: как речники защищали Родину и приближали Победу.

🔖По огненной Волге — к спасению. Подвиг экипажа капитана Николая Богатова.

🔖«Речники – народ особый»: история храброго штурмана Валентины Князевой

🔖«Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова

🔖Как река — только вперед! История отважного капитана «Парижской коммуны» Льва Галашина