Найти в Дзене

По огненной Волге — к спасению. Подвиг экипажа капитана Николая Богатова

Николай Михайлович Богатов — капитан Волжского объединенного речного пароходства, потомственный речник, который в военные годы только за 1 рейс вывез на своем судне «Михаил Калинин» из осажденного Сталинграда около 1000 раненых, женщин и детей. Новая история из цикла статей о флотских героях, которые приближали великий День Победы, уже на канале «История Волжского пароходства». Из «казачков» в капитаны Николай Богатов родился в 1885 году в селе Охотино Нижегородской области в семье речников. После переезда в Нижний Новгород Николая устроили на пароход «казачком», мальчиком на посылках. Здесь его научили грамоте и разным премудростям флотского дела. Смышленый и ответственный парень так понравился капитану, что тот рекомендовал юного Николая в Нижегородское речное училище (предшественник НРУ им. Кулибина) — на шкиперское отделение. По окончании училища Николай Богатов на волжских судах прошел путь от 2-го помощника до капитана. Начал флотскую карьеру в 21 год — стал первым помощником, а
Оглавление

Николай Михайлович Богатов — капитан Волжского объединенного речного пароходства, потомственный речник, который в военные годы только за 1 рейс вывез на своем судне «Михаил Калинин» из осажденного Сталинграда около 1000 раненых, женщин и детей.

Новая история из цикла статей о флотских героях, которые приближали великий День Победы, уже на канале «История Волжского пароходства».

На вахте парохода «Михаил Калинин» капитан Николай Богатов. Фото names52.ru
На вахте парохода «Михаил Калинин» капитан Николай Богатов. Фото names52.ru

Из «казачков» в капитаны

Николай Богатов родился в 1885 году в селе Охотино Нижегородской области в семье речников. После переезда в Нижний Новгород Николая устроили на пароход «казачком», мальчиком на посылках. Здесь его научили грамоте и разным премудростям флотского дела. Смышленый и ответственный парень так понравился капитану, что тот рекомендовал юного Николая в Нижегородское речное училище (предшественник НРУ им. Кулибина) — на шкиперское отделение.

По окончании училища Николай Богатов на волжских судах прошел путь от 2-го помощника до капитана. Начал флотскую карьеру в 21 год — стал первым помощником, а в 27 уже сам управлял судами и экипажами в пароходном обществе «Русь».

После Октябрьской революции Николай Михайлович активно участвовал в национализации флота, был избран комиссаром Звениговского затона, членом Коллегии управления водного транспорта в Горьком. Трудился на ответственных постах в Волжском речном пароходстве.

Читайте также:

«Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова.

Пароход «Михаил Калинин» на Волге. Фото fleetphoto.ru, автор PROKOF
Пароход «Михаил Калинин» на Волге. Фото fleetphoto.ru, автор PROKOF

«Пароход Чкалова» и передовик на Волге

В 1936 году Николай Богатов, к тому времени опытный и известный волжский капитан, принял отстающий пароход «Михаил Калинин». Николай Михайлович проведет на капитанском мостике этого судна 18 лет, пройдет на нем через военные годы и сделает экипаж передовым.

Справка: «Михаил Калинин» был спущен на воду 1912 года и назывался тогда «Баянъ». Это была новая серия скоростных комфортабельных судов типа «Графъ» со стальным корпусом, предназначенных для сквозного плавания по Волге.

Интересный факт:
История парохода пересеклась с судьбой Валерия Чкалова. Работая на «Баяне» кочегаром, будущий летчик в 1919 году впервые увидел самолет и решил связать свою жизнь с авиацией.

Пароход работал в Гражданскую войну. В 1921 году «Баянъ» был переименован в «Михаил Калинин», в честь председателя Всероссийского ЦИК. Судно курсировало на разных пассажирских линиях, в том числе по маршруту Нижний Новгород – Астрахань.

Именно под руководством капитана Богатова в 1930-е годы экипаж неоднократно занимал первые места в стахановском движении речников, был в лидерах на Волге. Сам пароход считался образцовым, и отдохнуть на нем, особенно в каюте 1-го класса, было очень престижно.

«Как Сталинград?»

Самые большие испытания на долю речников выпали в годы Великой Отечественной войны. В 1942-м немецкие самолеты минировали фарватер реки, обстреливали и бомбили волжские суда. Во время событий Сталинградской битвы команда «Михаила Калинина» под руководством капитана Богатова была задействована для доставки в город жизненно важных грузов, перевозила через огненную Волгу мирных жителей и военнослужащих.

В ночь с 26 на 27 августа Николай Михайлович взял на борт «Михаила Калинина» почти втрое больше пассажиров, чем положено по проекту — 1000 человек. Нужно было спасать людей из осажденного волжского города. Мы уже рассказывали о том, как отважный капитан теплохода «Парижская Коммуна» Лев Галашин возглавил группу пассажирских судов, которым предстояло прорваться вверх по Волге. За Галашиным повел свой пароход и Николай Богатов.

В темноте августовской ночи суда приблизились к Окатовскому перекату. В деревне Окатовка тогда размещались немецкие танки. Как бы ни маскировались оба судна, они были обнаружены. Через радиоустановку послышался приказ идти к берегу. Лев Галашин в рупор крикнул капитану Богатову:

— Николай Михайлович, следуем прямо на Окатовку, делаем вид, что выполняем приказ немцев!

— Понял тебя, — ответил Богатов и повел пароход к берегу, где стояли танки, уже направлявшие орудия на суда.

Опытные капитаны поняли: у танкистов нет прожекторов, есть шанс проскочить и спасти команду и пассажиров. Суда на большой скорости миновали перекат и вошли в береговую тень, затем резко повернули и, пройдя близко от берега, двинулись вверх по Волге. На короткий промежуток времени немцы потеряли их из виду. А затем открыли беспорядочную стрельбу по удалявшимся судам. За бортом рвались снаряды, но пароходы уже было не остановить!

Благодаря храбрости и проницательности капитанов на «Михаиле Калинине» удалось сберечь жизни около тысячи человек. За мужество капитаны Лев Галашин и Николай Богатов, а также механик парохода «Михаил Калинин» Кокаревский были награждены орденами Красного Знамени. Кроме того, по итогам навигации 1945 года Николаю Михайловичу присвоили звание лучшего капитана Наркомречфлота СССР.

Капитаны Волжского пароходства — Николай Михайлович Богатов (справа) и Лев Дмитриевич Галашин (слева). Фото из архива Волжского пароходства.
Капитаны Волжского пароходства — Николай Михайлович Богатов (справа) и Лев Дмитриевич Галашин (слева). Фото из архива Волжского пароходства.

Директор судоремонтного завода «Память Парижской Коммуны» А.Н. Воробьёв вспоминал:

«В один из августовских дней в кабинет директора буквально вбежал капитан пассажирского парохода «Михаил Калинин» Николай Михайлович Богатов. Он только что прибыл из рейса и зашёл на ремонт после полученных повреждений во время прорыва через вражеский огонь у Сталинграда. Первый вопрос его был — как Сталинград? Получив ответы, успокоившись, он рассказал, как они прорывались через огонь врага. Николай Михайлович вынул из кармана пулю крупнокалиберного пулемета, положил на стол. А теперь идемте, на судно посмотрите, как оно «изрешечено».

Николай Михайлович Богатов стоял на капитанском мостике «Михаила Калинина» до 1954 года. Перед выходом на пенсию уже в преклонных годах трудился капитаном-наставником Волжского пароходства.

Портрет капитана Богатова. Художник Петр Митурич
Портрет капитана Богатова. Художник Петр Митурич

Николай Михайлович Богатов был награжден не только орденом Красного Знамени, но и медалями «За оборону Сталинграда», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», орденом Ленина за долголетний труд на флоте.

Читайте также:

Полет к солнцу Михаила Девятаева: подвиг летчика и история капитана «Ракеты».