Найти тему

«Горжусь званием торсуковца» — большой путь легенды Волги, капитана Александра Торсукова

Оглавление

В преддверии 9 мая на канале «История Волжского пароходства» мы запускаем цикл статей о героях-речниках, защищавших Родину. Сегодня расскажем о капитане Александре Торсукове, потомственном волгаре, одном из первых штурманов на Волге. В этом году отмечается его 130-летие.

«Горжусь званием торсуковца» — говорили те, кому довелось поработать с этим человеком.

Александр Иванович участвовал в Сталинградских переправах — команда теплохода «Карл Либкнехт» эвакуировала мирных жителей и перевозила бойцов, технику, снаряжение и медикаменты. История капитана Торсукова, полвека служившего на Волге, — в нашем материале.

Александр Торсуков. Фото https://names52.ru
Александр Торсуков. Фото https://names52.ru

Путь от матроса до капитана

Александр Торсуков родился 4 ноября 1894 года на Волге, в деревне Кувардино Нижегородской области, в семье потомственных волгарей. С детства, смотря с высокого берега на Волгу, он мечтал стать капитаном и водить по реке пароходы.

Начал работать в 16 лет, следил во время навигации за работой бакенов, которые указывали путь судам. До середины XX века эта профессия была одной из самых востребованных на Волге. В 1911 года Александр Торсуков пришел на флот и вырос от матроса буксира «Ольга Стахеева» до капитана. Но обо всём по порядку.

В мае 1914 года наш герой стал рулевым на товаро-пассажирском пароходе «Ориноко» (первое название — «Переворот»). Это одно из легендарных судов нового образца Альфонса Зевеке, построенное в 1873 году по заграничным чертежам. По словам экспертов, этот пароход оказал огромное влияние на развитие всего волжского пассажирского флота.

Дальше наш герой стремительно набирался опыта. В 1916-1924 годах Торсуков работал рулевым сначала на пароходе «Петр Чайковский», затем на «Карле Либкнехте». С 1925 года — лоцман пароходов «Хинчук», «Нептун», «Выдвиженец». В 1929 году Александр Торсуков трудился на колесном пароходном буксире «Аткарск».

В 1932 году Торсуков одним из первых на Волге освоил штурманскую систему. Сначала служил штурманом на пароходе «Семнадцатый год», затем на флагмане волжского пассажирского флота «Карле Либкнехте», под крылом известного капитана Леонида Николаевича Гудовича. Так началась новая глава в его жизни.

Теплоход «Карл Либкнехт», фото Астраханской научной областной библиотеки. https://aonb.astranet.ru/
Теплоход «Карл Либкнехт», фото Астраханской научной областной библиотеки. https://aonb.astranet.ru/

Военные будни и чудо спасения

В должности старшего штурмана теплохода «Карл Либкнехт» Александр Торсуков встретил Великую Отечественную войну и участвовал в Сталинградских переправах. В военные годы вся команда «Карла Либкнехта» под прикрытием Волжской военной флотилии совершала рейсы из осажденного Сталинграда — вывозила мирных жителей, раненых, доставляла продовольствие, грузы.

В начале сентября 1943 года «Карл Либкнехт» следовал из Астрахани в Горький с 500 пассажирами на борту. Вечером 8 сентября пароход достиг пристани «Черный Яр», где команда получила приказ дотянуть до Сталинграда большую порожнюю деревянную баржу. Когда уже начало темнеть, пароход отправился вверх по течению. Ночью погода испортилась, подул сильный ветер, небо почти слилось с рекой. Бакенов, обозначавших фарватер своими тусклыми лампочками, почти не было видно. Управление судном с баржей сильно ухудшилось.

Медленно перекатываясь с волны на волну, пароход сквозь туман шел к Сталинграду. И вдруг в районе Владимировки раздался мощный взрыв — судно подорвалось на мине. «Карл Либкнехт» стал быстро крениться на левый борт, носовые надстройки рухнули. Успевшие выбраться на палубу люди тут же начали прыгать в холодную воду. Взрыв унес жизни 400 пассажиров и 20 членов команды, в том числе капитана Леонида Гудовича.

Александр Торсуков чудом уцелел — благодаря своей выносливости и физической силе смог выплыть из-под горящих обломков. На помощь подорвавшемуся судну пришел «Манычстрой», который был всего в нескольких километрах.

Капитан Торсуков, фото с обложки его книги «Путь на капитанский мостик», www.nizniv-necropol.ucoz.ru
Капитан Торсуков, фото с обложки его книги «Путь на капитанский мостик», www.nizniv-necropol.ucoz.ru

По законам флотского братства

С 1943 по 1945 год Александр Торсуков учился в школе командного состава при Горьковском речном училище (ныне – Нижегородское речное училище им. И.П. Кулибина). Кстати, позже он преподавал там спецлоцию.

С 1945 до 1955 годы работал первым штурманом на теплоходе «Память тов. Маркина» (бывший «Багратион»), затем капитаном теплохода «25-е Октября» и парохода «Володарский» (бывшая «Великая княжна Ольга Николаевна»). Подробнее об этом судне можно почитать в нашей статье.

Интересную зарисовку из будней «Володарского» приводит в своем рассказе «Их породнила Волга» А. Усов, капитан речного флота:

«С Торсуковым команда добилась высоких показателей. Особенно заботился Торсуков о вывозе картофеля из Бармина, где осенью и весной его было очень много, так что пассажирские суда не успевали забирать его. Но приходил “Володарский”, и у Торсукова появлялась делегация сельчан: “Будь добр, Александр Иванович, выручи, забери картошку”. Торсуков — второму штурману; “Погрузи, Кириллов”. — “Да некуда, все забито”. А капитан настаивает: “Ничего, поищи и найдешь, выручить колхозников надо... Это мои избиратели, ведь я их депутат” (Тогда Торсуков был депутатом Верховного Совета РСФСР)».

В жизни Волги в 1955 году произошло важнейшее событие. Открылось движение через шлюзы Куйбышевского гидроузла. Разлилось новое огромное водохранилище. Умудренный опытом А. И. Торсуков назначен капитаном на первый трехпалубный теплоход «Родина» проекта 588 (позже — «Святая Русь») Волжского речного пароходства.

Этот проект предусматривал новое архитектурное решение речного пассажирского теплохода — впервые с тремя палубами, высоким уровнем комфортабельности, повышенными динамическими характеристиками. Для своего времени это были суда невиданных для российских рек габаритов. В создании облика теплохода 588 проекта принимали участие архитекторы.

В 1958 году Александр Иванович Торсуков вышел на заслуженный отдых. На пенсии преподавал и воспитывал новые поколения судоводителей, написал книгу «Путь на капитанский мостик».

«Александр Иванович может служить эталоном человека, хорошо знающего флотский этикет и соблюдающего его традиции. Изо дня в день, в самых разных ситуациях он учил свою команду уважать труд товарищей и следовать законам флотского братства. И сам подавал достойный пример: всегда подтянут, спокоен, внимателен, вежлив, опрятен и чист. Я счастлив, что мне довелось служить под его командованием и носить гордое звание торсуковца», — вспоминал волжский капитан Константин Бабушкин, работавший с Торсуковым на теплоходе «Володарский».

Теплоход «Родина», фото из архива Б.В. Курылева
Теплоход «Родина», фото из архива Б.В. Курылева

Читайте о героях на канале «История Волжского пароходства»

На нашем канале вы можете узнать и о других выдающихся речниках, чей труд в годы войны приближал Великую Победу. Команда «Парижской коммуны» под руководством отважного капитана Льва Галашина вывезла из осажденного Сталинграда около 20 000 человек.

Герой СССР, знаменитый военный летчик и капитан судов на подводных крыльях «Ракета» Михаил Девятаев улетел из немецкого плена на угнанном бомбардировщике, забрав с собой стратегически важные документы.

Первая женщина-капитан на Волге — Мария Галяткина, фронтовичка, возглавлявшая единственный в мире женский экипаж буксирного парохода.

Вы также можете почитать цикл материалов о героях, легендарных капитанах в нашей подборке «Личность в истории флота». Рубрика постоянно пополняется.