Накануне 9 мая вспоминаем подвиги экипажей Волжского и Северо-Западного пароходств в годы Великой Отечественной войны.
Читайте новую статью о самоотверженных тружениках водного транспорта на нашем историческом канале «История Волжского пароходства».
«Время большой работы»
1941-й год для речников Волжского бассейна и северо-запада начался напряженно-буднично. Волгари готовились в очередной раз увеличить объемы грузоперевозок. На северо-западе открытие навигации задержалось из-за плохой погоды. Реки освобождали ото льда буксирами и подрывами. Работа кипела. Но 22 июня внесло свои коррективы в устоявшийся порядок…
Часть речного флота пароходств вошла в состав Волжской, Ладожской и Онежской военных флотилий. Гражданские суда эвакуировали мирных жителей и перевозили бойцов, технику, снаряжение, медикаменты.
Под непрерывным огнем речники продолжали судоходную деятельность, ни на минуту не прекращая снабжение армии. Как говорил капитан Лев Галашин, это было «время большой работы».
Уходивших на фронт мужчин заменяли подростки и женщины, речники-ветераны и фронтовики, комиссованные из-за тяжелых ранений. Они не боялись брать на себя самую сложную работу. Женщины пришли работать на пароходы и баржи кочегарами, шкиперами, помощниками капитана. Представители старой гвардии заняли свои прежние места, вместе с ними плечом к плечу трудилась молодежь.
Речники на защите Ленинграда
В начале июля 1941-го немецкая армия выступила на Ленинград. 8 сентября 1941 года началась блокада города. 872 дня Северо-Западное пароходство помогало снабжать осажденный Ленинград всем необходимым, перевозило войска, вооружение и технику, эвакуировало мирных жителей. Роль речного транспорта в героической обороне северной столицы огромна.
Совершать рейсы приходилось в тяжелейших условиях. Суда Ладожской военной флотилии надежно прикрывали эвакуацию войск, вступали в бои с противником. От речников Северо-Западного пароходства и моряков Ладожской военной флотилии во многом зависела судьба Ленинграда.
Речники рисковали жизнью, чтобы вывозить людей и снабжать город продовольствием по «Дороге жизни». Под непрерывными налетами вражеской авиации им удалось проложить по дну Ладожского озера морской кабель и организовать линию связи с осажденным городом, которая бесперебойно служила вплоть до окончания блокады. Помогли речники провести под водой Ладоги и бензопровод, по которому драгоценное топливо поступало ленинградцам.
За три военных навигации для блокадного Ленинграда и фронта по Ладожскому озеру перевезли свыше 2 млн тонн грузов и более 1 млн человек. Подробнее о подвиге экипажей Северо-Западного пароходства во время блокады читайте в нашей статье 💡.
За мужество и героизм 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 речников стали полными кавалерами ордена Славы. За героический труд в годы Великой Отечественной Войны 8460 речников награждены орденами и медалями СССР.
Сталинградские переправы
В 1941 году в Поволжье хозяйство быстро перестраивали под задачи обеспечения армии. Важнейшую роль в этой работе сыграли речники. Автомобили были задействованы на фронте, поэтому именно на речном транспорте перевозили огромное число пассажиров и грузов.
В навигацию 1941-го волжские речники перевезли 613 тысяч эвакуированных, 135 тысяч тонн военных грузов и техники. Волгари работали до самого ледостава, а зимой чинили пострадавшие суда и рубили лед, чтобы ослабить давление на корпуса.
Война пришла на Волгу в 1942-м. Со всей своей мощью враг обрушился на Сталинград. Возрожденная Волжская военная флотилия, помимо перевозки военных частей, эвакуации мирных жителей, доставки продовольствия и боеприпасов, участвовала в боевых действиях. Для этого буксиры переоборудовали в канонерские лодки.
Двести дней и ночей для речников Волги длилась Сталинградская битва. Река стала единственным путем снабжения защитников города. Только за 3 месяца, с сентября по ноябрь 1942-го, было сделано более 35 тысяч рейсов в Сталинград.
Командующий 62‑й армией маршал Советского Союза В.И. Чуйков написал:
«О роли моряков флотилии, о речниках, об их подвигах скажу кратко: если бы не они, возможно, 62‑я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы своей задачи. Сталинградские переправы тех дней сыграли неоценимую роль в обеспечении армии войсками, боевой техникой, боеприпасами, горючим».
В 2010–2012 годах со стапелей судостроительного завода сошли новые сухогрузы проекта RSD44 — «Капитан Рузманкин», «Капитан Загрядцев», «Капитан Краснов», «Капитан Гудович», «Капитан Сергеев», «Капитан Кадомцев», «Капитан Афанасьев», «Капитан Юров», «Капитан Шумилов», «Капитан Канатов». Все они пополнили флот Волжского пароходства. Названия судов призваны увековечить память капитанов-речников, погибших в Сталинградской битве.
Власти Сталинграда вместе с речниками заранее эвакуировали мирных жителей. К 23 августа 1942 года, когда начались боевые действия, по реке удалось вывезти 100 тысяч горожан.
Имена героев в истории Волжского пароходства
На нашем канале мы рассказываем о выдающихся речниках — участниках Великой Отечественной войны. Герой СССР, знаменитый военный летчик и капитан судов на подводных крыльях «Ракета» Михаил Девятаев улетел из немецкого плена на угнанном бомбардировщике, забрав с собой стратегически важные документы.
Команда «Парижской коммуны» под руководством отважного капитана Льва Галашина вывезла из осажденного Сталинграда около 20 000 человек. Капитану парохода «Михаил Калинин» Николаю Богатову только за один рейс удалось спасти жизни около тысячи человек— вывести людей из-под вражеского обстрела. За мужество капитаны Лев Галашин и Николай Богатов были награждены орденами Красного Знамени.
Александр Торсуков также участвовал в Сталинградских переправах — команда теплохода «Карл Либкнехт» эвакуировала мирных жителей и перевозила бойцов, технику, снаряжение, медикаменты. Судно подорвалось на мине, капитан Леонид Гудович погиб, а штурман чудом уцелел, выплыв из-под обгоревших обломков судна.
В годы войны первая женщина-капитан на Волге Мария Галяткина создала и возглавила единственный в мире девичий экипаж буксирного парохода на Волге. Перед первым рейсом капитан собрала экипаж и сказала: «Нам придется трудно. Но мы должны помнить, что нашим отцам и братьям на фронте еще труднее. Поможем же им, сделаем все, что в наших силах».
16-летняя студентка Горьковского речного техникума Валентина Князева работала матросом на буксире под Сталинградом. Под обстрелами отважная команда судна эвакуировала детей, переправляла раненых.
Память об отважных экипажах будут долго хранить новые поколения речников!