Найти в Дзене
Самогонъ-Б12

Мысли и заметки известных людей. Эркин Тузмухамедов - Absolut-ный этанол.

Оглавление

Придумалось мне завести новую рубрику “Мысли и заметки известных людей”. Но не просто известных, а тех, что повлияли, продолжают влиять на культуру приготовления или потребления алкогольных напитков.

Сегодня на канале Эркин Тузмухамедов с интересным материалом “Absolut-ный этанол”.

Этот материал я прочитал с удовольствием, чего и вам желаю. Для желающих сохранить себе материал в версии PDF – качайте по ссылке.

Водку можно пить или ради конечного результата — чтобы мордой в салат, или сопровождать ею приятные закуски.

Эркин Тузмухамедов в новой рубрике "Мысли и заметки известных людей". ©
Эркин Тузмухамедов в новой рубрике "Мысли и заметки известных людей". ©

ПРИ ВСЕЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ И РОМАНТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО НАПИТКА, настоящее водки довольно неинтересно, цинично, а иногда и криминально. Водка — это чистый этиловый спирт и чистая, возведённая в абсолют, прибыль в сотни и тысячи процентов. Прибыль, сопоставимая с прибылью наркоторговцев.

Пить водку ради вкусовых ощущений — уверен, что с этим согласится большинство поклонников виски, коньяка, рома и всех прочих крепких спиртных напитков, обладающих естественным вкусом — неинтересно. Водку можно пить или ради конечного результата — чтобы мордой в салат— или сопровождать ею приятные закуски. Ах, как хороша водочка с мороза под грибочки, капустку, икорочку и прочую народную гастрономию!..

Наверняка все помнят классические рекомендации профессора Преображенского по поводу роли этого напитка за обеденным столом. Но водка, к сожалению, не автономный напиток, как коньяк, арманьяк, а тем более виски. В чистом виде, залпом, без закуски её пьют либо законченные алкаши, либо иностранцы. Последние, как правило, «смакуют» этанол маленькими глоточками. Когда смотришь на это, просто выворачивает.

Водка по отношению к конечному потребителю — самый циничный напиток. Литр водочного спирта стоит чуть более 10 рублей; из него производится около 2,5 литров «сорокаградусной», или 5 стандартных «поллитровок». Сколько приходится выкладывать за водку в магазине, вы знаете. Ценовой диапазон «беленькой» в России невероятно широк—от $20 до $1100. Причём на рынке представлено непропорционально много водок по весьма недемократическим ценам. Безжалостно, учитывая копеечную себестоимость продукта.

Как выбрать из тысяч наименований хорошую водку?

Дать правильный ответ на этот вопрос можно, только если вы делаете водку сами. Ну о чём говорить, если даже директор крупного завода не может уверенно отличить свою водку от подделки. К тому же в нашей стране, как правило, строго следят за качеством только на начальном этапе. Как только продукт зарекомендовал себя как качественный, можно и расслабиться. Брендов, которые живут долго и реально поддерживают свою репутацию, у нас не очень много. Я, например, после одного случая, стал любую купленную водку подвергать проверке, прежде чем пить.

Некоторое время назад я купил пару бутылок «горькой» в «Рамсторе». Водка была от одного из крупнейших отечественных производителей. Положил в холодильник. На следующий день гости, для встречи которых водка и предназначалась, пить её не смогли. Она совсем замёрзла. Бывает, в замороженной водке образуются кристаллы — большие или не очень пластины воды. Но чтобы две трети бутылки превратились в лёд — такого я ещё не видывал. Сейчас я всю водку подвергаю заморозке, и далеко не все образцы проходят этот тест.

Пожалуй, только те, кому эти безумно дорогие бренды принадлежат, точно знают ответ на вопрос, какой в водке интерес. Маржа, как вы видите, заоблачная, и денежки получаются очень занятные.

О криминальности.

Сейчас, конечно, преступлений вокруг производства водки меньше, чем 10~15 лет назад. Тогда сотни тысяч декалитров "Белых орлов" и прочих "Распутиных" завозились без налогообложения через Спорткомитет.

Наверняка многие помнят репортажи о «спиртовых войнах», когда цистерны со спиртом контрабандой доставлялись из сопредельных государств. Сейчас водочный бизнес стал намного респектабельнее и цивилизованней, потому что легализовался.

Впрочем, в милицейских программах по ТВ регулярно попадаются репортажи о том, сколько изымается подделок известных водочных брендов. В одном телеинтервью руководитель «Кристалла» как-то сознался, что степень подделок так высоко, что отличить контрафактную продукцию от настоящей водки порой невозможно. Именно это и вызывает головную боль у легальных производителей — как защититься от подделок?

Русская водка

Не будем пытаться оспаривать прописную истину, что водка — русская. Пусть сегодня водку делают в разных странах даже в Замбии и Иране. Это не тот напиток, который обладает не воспроизводимыми органолептическими характеристиками, как выдержанный ром, однобочковой бурбон, хороший коньяк и тем более односолодовый виски. Нейтральный спирт могут развести водой где угодно. При этом никто не объяснит вам, почему именно сорокапроцентный состав спирта в водно-спиртовой смеси посчитал идеальным Дмитрий Иванович Менделеев.

Понятно, что он предложил более точный метод, чем раньше – весовой, понятно, что при определённой температуре литр водки не весит 1 кг, но почему именно 40%? В странах общего рынка в 1989 году был принят документ, определяющий характеристики крепких спиртных напитков, по которому виски и коньяк должны иметь не менее дочь алкоголя, а водка, текила, джин и ром— 37,5%. Но не дочь. Запатентована была «сорокаградусная «Московская особая», а вовсе не «русская водка». Получается что-то типа London Dry Gin.

Фото Московской особой водки из свободных источников.
Фото Московской особой водки из свободных источников.
Кстати, знаю одного химика, который пытается полностью пересчитать диссертацию Менделеева «О соединении спирта с водой» и собирается доказать, что в этом исследовании были неточности, и что с измерительным оборудованием, которое имелось тогда, было невозможно добиться таких результатов.

Ещё один вопрос. А есть ли реальная разница в водках за 200 рублей, 1000 рублей и 1000 долларов, кроме как в цене? Если водка сделана хорошо и качественно, то разницы нет и быть не может. Цена определяется лишь стратегией, затратами на маркетинг и аппетитами производителей. Кто-то хочет продавать свою водку очень дорого и небольшими объёмами, а кто-то по разумной цене, но составами. В общем, главное — грамотный маркетинг. А как это работает, сейчас вам расскажу.

Самая популярная водка в Ирландии называется “Boru Boru”.

Самая популярная водка в Ирландии “Boru Boru”. Фото из свободных источников.
Самая популярная водка в Ирландии “Boru Boru”. Фото из свободных источников.

Два парня из отдела маркетинга компании Gilbey, которые отвечали за маркетинг ликёра Bailey’s, однажды осознали, что самые простые и быстрые деньги в алкогольном бизнесе делаются на водке.

Водка — это умение продавать в чистом виде, а не вкус или аромат, решили маркетологи самого известного в мире ликёра, покинули компанию и создали свой бренд — водку Boru Boru. Сейчас этот бренд популярен не только на родине…

Или вспомните настоящий прорыв в общественном мнении, который совершили в конце восьмидесятых, шведы со своим Absolut. Реклама этой водки — настоящие произведения искусства.

Однако провальных примеров маркетинга водки гораздо больше, чем успешных. Мне как-то довелось участвовать в разработке водочной рекламной кампании. Не так-то просто изобретать убедительную мотивацию, когда любой мало-мальски разбирающийся в вопросе человек понимает, что все рассказы про удивительное качество воды и особое зерно, а также спирт, выгнанный на старинном заводе (для водки старое оборудование—сомнительный плюс) — миф, или говоря русским языком, лапша на уши лохов.

Про «винтажную водку», думаю, всем здравомыслящим людям слушать не менее забавно. Любая водка может стать такой — достаточно проставить на бутылке точное время розлива, с часом, минутой и секундой — вот вам и «супер винтажная» водка.

К проблеме выбора. Самая влиятельная газета мира, The NewYork Times, имеет регулярную рубрику Dinning section, в которой периодически, кроме ресторанной критики, появляются тексты и об алкогольных напитках.

В начале года в этом разделе были опубликованы результаты слепой дегустации 21 вида водки. Для тестирования были отобраны 5 лидеров продаж среди импортных водок и 5 лидеров местного производства, а также другие водки. Основным критерием была модность и престижность бренда. По результатам дегустации был составлен Toп-10 по версии The New York Times.

Ни одна из российских водок в этот список не попала, зато в него попали четыре водки из СТТТА, две польские, одна шведская, две голландские и одна новозеландская. Правда, следует отметить, водки, которые The NewYork Times называет «русскими», таковыми на самом деле не являются. Вполне возможно, что именно поэтому они и не попали в Тор 10 этой газеты.

Как известно, российская частная SPI Group продала права на бренд Stoly группе Allied D om ecq. А водка «Столичная», продаваемая на территории США, производится на принадлежащем SPI рижском заводе Lavijas B alsams и, в принципе, не может считаться русской.

Некорректность описанной дегустации заключалась в том, что её координатор Бернар Кирш к заявленной категории — водкам high end и ультра-премиум—добавил самую популярную водку мира Smirnoff, которая позиционируется рангом пониже и, по мнению газеты, «явно уступает в статусе, маркетинге и дизайне».

Средняя цена на Smirnoff с красной этикеткой в Нью-Йорке—$13, а в других штатах на несколько долларов ниже. Остальные водки, которые были отобраны для дегустации, находились в ценовом диапазоне $16-34. Для США цена водки в $34 считается очень высокой. Так что анализировать продукт, полученный из нейтрального спирта и оценённый в $100 или даже в $1000, в США пока никто ещё не решался.

Примечательно, что в Top-10 не попали две самые популярные в США водки — французская Grey Goose (её посчитали «чрезвычайно сладкой» на слепой дегустации) и голландская Ketel One (она была названа «очень резкой и обыденной»).

Следует отметить, что история водки в США, равно как и в других частях света, за исключением Польши, России и Скандинавии, очень недолгая. Первый мощный толчок популярности этому напитку дал легендарный агент 007 Джеймс Бонд, который заменил спиртовую основу в коктейля Dry Martini. Вместо, традиционного джина он просил смешать ему коктейль на водке.

Сегодня водка стала, по выражению газеты The New York Times, «the default» и непременной составляющей большинства коктейлей. И хотя в Top—10 не попало ни одной российской водки (их на рынке США практически нет, кроме территории Брайтон Бич, где можно при желании найти любой «наш» продукт), национальная гордость россиян может быть успокоена тем, что Smirnoff — водка, имеющая русские корни.

👌 Делайте с нами, а потом сами! 🤙

Всем спасибо за внимание, пишите свои мысли в комментариях, подписывайтесь на канал 🔔, вступайте в ряды винокуров Клуб Самогонъ-Б12 в Телеграмм для общения на темы виноделия и винокурения.

Торовые площадки Самогонъ-Б12
Торовые площадки Самогонъ-Б12

⚠️ Покупайте у нас: на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет. Доставка бесплатная.

Товары для нашего хобби в интернет-магазине Самогонъ-Б12. Заходите!!! Подписчикам канала скидка по промо коду SL-1H8AK-XP7KF13. 👉 Переходите по ссылке и заказывайте. Доставляем транспортными компаниями по всей России.

📜 Читайте и смотрите на нашем канале:

Еда
6,93 млн интересуются