Найти тему
True Islam

Повелевает ли Коран женщинам оставаться дома и не выходить без разрешения мужа?

Оглавление
Запрещает ли Коран женщинам, выходить на улицу без разрешения мужа?
Запрещает ли Коран женщинам, выходить на улицу без разрешения мужа?

Отвечает на вопрос профессор, доктор теологических наук Ибрахим Мараш (Prof. Dr. İbrahim Maraş)

Священный Коран – прежде всего видит в человеке – человека. Всевышний Аллах – создал мужчин и женщин, зависящими от друг друга, то есть, они созданы, как единое целое.

Женщины, как и мужчины, созданы из одного начала, в Коране это описывается, как «нафси вахидетен» из одного «нафса» (начала). Данное отмечено в Суре ан-Ниса.

Комментарий от автора блога:
Внимание! Многие тафсиры искажают, смысл этого слова и смысл аята, и переводят, как будто и мужчины, и женщины созданы из одного человека – Адама. В данном аяте, нет ни единого слова о человеке, тем более об Адаме. А, идет это искажение, потому что, многие ранние ученые ввели множество Исралията (Иудейской чуши) в Коран в виде риваятов, или интерпретировали Коран с Иудейского взгляда. Так как, они верят в исралият, который гласит, что якобы «женщина – создана из ребра Адама», то они искажают настоящий смысл аятов Корана, чтобы подогнать их под Иудейские взгляды.
Речь, идет о следующем аяте:
Сура Ниса, 1
1. Yā 'Ayyuhā An-Nāsu Attaqū Rabbakumu Al-Ladhī Khalaqakum Min Nafsin Wāĥidatin Wa Khalaqa Minhā Zawjahā Wa Baththa Minhumā Rijālāan Kathīrāan Wa Nisā'an Wa Attaqū Al-Laha Al-Ladhī Tatasā'alūna Bihi Wa Al-'Arĥāma 'Inna Al-Laha Kāna `Alaykum Raqībāan
1. О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами.
Здесь, искажение аята Корана, через неверный перевод!
«min nafsin wāĥidatin = из одного нафса», причем оба слова «нафсин» и «вахидатин», выражены в женском роде.
В Арабском языке, есть мужской и женский род, если слово выражается в женском роде, то оно указывает на женский пол и данное означает, что «мин нафси вахидетен» – было женского начала, все люди созданы из женского начала.

Что касается того, что якобы женщины должны сидеть дома, было создано ложное восприятие, в особенности, даже в наше современное время.

Разный смысл, согласно - разным Кираатам Корана!
Разный смысл, согласно - разным Кираатам Корана!

Они берут аят, в который можно прочесть по-разному, и говорят: «Пусть женщины сидят дома», дополнительно стараются еще притянуть за уши и некоторые другие аяты Корана.

На самом деле, в Коране – нет ни единого аята, повелевающего женщинам сидеть по домам и запрещающего работать.

Когда, вы спрашиваете у них: «А где ваши доводы из Корана?!», то вы увидите, что они не смогут вам дать внятный ответ.

Я говорю об этих – «медийных проповедниках», они обычно начинают свою речь следующими словами: «Даже если в Коране – нет аятов, запрещающих женщинам работать…»

Так вот, после фразы «даже если…» мы уже не должны слушать остальное, потому что, если в Коране – нет такого, то откуда ты выводишь такие выводы?!

Напротив, в Коране – нет ни единого аята, регулирующего выход или невыход из дома, как для мужчин, так и для женщин. Поскольку, есть понятие «тасаттура» правил одеяния, согласно нормам Ислама.

Если, есть правила «тасаттура», значит это и нужно для того, чтобы женщины социализировались, выходили в общество.

Исходя из этого, мы не можем утверждать о наличии каких-то норм, предписывающих женщинам – «запрет для выхода из домом» или предписывающим только мужчинам – «право выхода из дома».

О чем же тогда мы можем говорить?

Мы можем говорить, о союзе женщин и мужчин основанном на взаимном уважении, любви и гармонии.

Мы можем говорить, о том какую семью мы создадим, и в каких рамках мы сможем упрочить ее.

А, ложные постулаты, пропагандируемые в обществе такие как:

  • Если женщины будут работать, то в обществе увеличатся разводы.
  • Если женщины будут работать, то в обществе вырастет безнравственность.
  • Если женщины…

Все эти установки – НЕВЕРНЫЕ!

Как будто, если женщины выйдут на улицы, то безнравственность вырастет, а, если якобы не выйдут, то безнравственность спадет?!

Давайте, вернемся в ретроспективе в исторические древние общества, и вы увидите, что и там безнравственность была на высоком уровне (даже если женщины не были социально активными).

Разве в раннем Арабском обществе женщины не выходили на улицы?! Скорее всего в то время, женщины меньше выходили на улицу чем сегодня…

Соответственно, неверно оценивать все события через призму чести или сексуальности женщин.

Исламский мыслитель Инб Рушд тысячи лет назад, в своем шархе (комментарии) на книгу Платона о политике, пишет следующее, привожу дословно:

«Заставлять оставаться в домах женщин, составляющих половину населения, словно они какие-то декоративные растения – причинило огромный вред Исламским обществам»
Ибн Рушд

Обратите внимание, это пишет Ибн Рушд!

Когда, мы высказываем аналогичные суждения, на нас сразу крепят ярлык: «Вот посмотрите, еще один модернист…», да ничего подобного!

У подобных утверждений, нет никаких связей с модернизмом.

И женщины, и мужчины – одно целое, единое существо, только есть небольшие разницы в силу пола, например, женщины рожают детей, а мужчины – нет. Можно сказать, что женщины чуть более эмоциональным в психологическом плане, а мужчины менее эмоциональны, подобные различия можно обсуждать.

Однако, степень эмоциональности – не означает какое-то превосходство или второстепенность. Нельзя строить иерархию, на таких отличительных свойствах.

Если скажем, что мужчины менее эмоциональны, а женщины более эмоциональны, то у этого есть как свои плюсы, так и минусы. Данное не дает превосходства.

Поэтому, на сегодняшний день, мы должны сфокусироваться на следующем:

Какую ролевую модель семьи, мы должны строить в современном обществе?

Должны ли мы строить семью и общество, ограничивая женщин пространством дома?!

Должны ли мы строить семью и общество, оставляя женщин невежественными и без образования и запрещая им работать?!

Или же мы будет сроить ячейку общества – семью, на других началах?!

Давайте, я вам приведу простой пример из истории:

Наша классическая улема запретила приходить женщинам в мечети после 4-го века по Хиджре, указав на это причину, что якобы женщины приходят в мечети украшаясь… А, после этого, женщинам почти запретили вообще посещение мечетей.

Подобный пример, это типичная – Иудеизация!

Это неправильно и неверно!

Не то, что посещение мечетей, женщины вольны заниматься даже торговлей!

Разве первая жена пророка (с.а.с) не была купчихой?!

Она была – купчихой.

Когда, в нашем современном мире, мы (мусульмане) должны развить современную модель семьи, подходящей под наши реалии, вместо этого, мы раз за разом, все сводим на:

  • Такое-то случается, потому что, женщины работают…
  • Такое-то случается, потому что, женщины зарабатывают…
  • Все плохо, потому что, женщины….

Все это лишь плод воображения, не обоснованный ни на чем, под этими утверждениями – нет никаких статистических данных, все это лишь – «городские легенды».

Что лежит под этим?

По мере развития общества, в связи с ростом невежества или необразованности, или по причине плохой экономической ситуации или по другим причинам, да уровень безнравственности может повысится.

Однако, даже если где-то повышается уровень безнравственности, за все это – не ответственны лишь только женщины, все претензии уместны и в отношении мужчин.

Однако, если вы все свалите на определенный стиль одежды, и переложите всю (в том числе и свою) ответственность на женщин – заключив женщины в тюрьмы – дома, то отсюда не выйдет – нравственность!

С подобного подхода выйдет только – тирания и несправедливость.

Нравственность – силовыми методами не получишь.

Если, взять традиционное отношение к женщине в Тюркских традициях и сравнить его с аналогичным отношением в Арабской традиции, то реально, вы увидите очень большую разницу.

Поэтому, мы видим, что непонимающие эту культурную разницу, интерпретируют аяты Корана и Сунну в угоду своим личным суждениям и приходят к неверным итогам.

Kur'an kadınlara evde durmasını mı emrediyor? | Prof. Dr. İbrahim Maraş

Дополнительно от автора Блога:

Здесь, косвенно затронута проблема – Кираатов Корана!

Хотя, все разбирающиеся в Исламе (получившие теологическое образование) – знают об этой проблеме, тем не менее, все они молчат словно набрали в рот воды.

На мой субъективный взгляд, они намеренно или ненамеренно скрывают от вас (от уммы) очень важные сведения.

Почему?!

Не знаю, может, потому что, они ангажированные, может им мешает мазхабный фанатизм (потому что, некоторые правовые решения мазхабов зиждутся на разночтениях Корана) или они считают себя в праве решать, что вам следует знать, а о чем не следует!

А может, среди них есть честные люди, которые бы и не скрыли (или рассказали бы), но они связаны и не могут выступить против своих (своего джамаата, ДУМ или официальной линии партии (мазхаба)), иначе их заклеймят ярлыками.

Или они не виноваты, просто вся система теологического образования построена на защите неверного Исламского наследия, и на «нельзя выносить сор из избы», вот они и не выносят или просто не знают.

Ладно, это их проблема, к счастью, как автор блога, я никому ничего не обязан, и могу писать свободно.

Важно, я привожу сведения, не скрывая от вас ничего, конечно, я могу высказать свое личное мнение, но, я его не навязываю вам, вы прочтите, а потом следуйте тому, что считаете верным.

О кираатах Корана!

Оригинал Корана – был записан без знаков огласовок и без точек, различающих буквы!

Соответственно, то, что вы сейчас читаете, это всего лишь один из Кираатов Корана.

Кираат Корана – это всего лишь версия, того или иного «Имама Кираата», который озвучил оригинал Корана, на свой личный взгляд!

Все кирааты Корана – дошли до нас в виде «Ахад хабара», то есть, по одной цепочке рави (пересказчика).

Всего существует – около 20 самых известных Кираатов Корана, все они различаются по произношению, и по СМЫСЛУ!

Обычно, Кираат Корана – неверно разъясняют, типа «смысл остается одинаковый, только произношение другое»!

Это – неверно!

Кирааты Корана – в некоторой степени несут разный смысл, иногда на 100% противоположный, и некоторые вопросы в фикхе, строятся именно на разных Кираатах Корана.

Я не утверждаю, что все Кирааты Корана совершенно разные, вовсе нет! Однако, есть мелкие отличия, и они делают разницу.

Конечно же, в основном, может на 99% все Кирааты Корана – одинаковые, но есть ключевые моменты, которые очень сильно меняют картину.

Позже переведу на эту тему дополнительные статьи, есть прекрасные статьи, где разбираются примеры, когда различные Кирааты, становятся причиной для различных юридических выводов, то есть, разные мазхабы обосновывают свои решения именно различными Кираатами.

Сейчас, мы это покажем на примере 33-о аята суры Ахзаб:

Сура Ахзаб, 32-33
32. О жены Пророка! Вы не такие, как любая другая женщина. Если вы боитесь Аллаха, то не говорите мягко (с посторонними мужчинами), чтобы не возжелал вас тот, в чьем сердце болезнь (лицемерие). Говорите с ними, как установлено (Шариатом).
33. Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как во времена джахилии, выстаивайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Ahzab/21-40/31

Что делают традиционные тафсиры и труды, классические улема и ученые?!

Во-первых, хотя речь идет исключительно «о женах пророка», они пишут, что, хотя причина ниспослания была частной, тем не менее, якобы хукм (повеление) аята универсальный, то есть, якобы все женщины «должны сидеть дома».

Конечно же, это не так. Здесь, повеление направлено только на жен пророка, и других женщин это не касается.

Во-вторых, в аяте не говорится «оставайтесь в своих домах», это версия является всего лишь одним из кираатов Корана.

Есть и другие кирааты, и смысл там уже другой.

Спорное слово [نْﺮَﻗ]

Которое, в зависимости от огласовок можно прочесть по-разному, в общем, алимы кираатов читают это слово в следующих двух различных формах:

Два варианта прочтения, в зависимости от раставления знаков огласовок.
Два варианта прочтения, в зависимости от раставления знаков огласовок.

Без долгих объяснений, все равно это трудно передать, нужно переводить много грамматических терминов, а, я не хочу вдаваться в эти подробности.

1. Если, читать как «кырне», тогда слово восходит в корне к слову «вакара», что означает серьезность. Например, «вакара фи бейтихим» переводится, как «соблюдайте серьезность и дома».

Тогда, та часть аята, будет иметь следующее значение: «Будьте серьезными и дома…»

«Сохраняйте серьезность и в своих домах, не наряжайтесь так, как во времена джахилии, выстаивайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику»

Как вы видите из 32-го и 33-го аятов суры Ахзаб, здесь обращение исключительно к женам пророка, им предписывается:

  • быть серьёзными не то, что на людях, но даже дома
  • не дурачиться, не вести себя легкомысленно...

Почему?

Потому что, у них статус «жен пророка», и не просто пророка, а последнего пророка, посланного всему человечеству!

Сегодня, мы видим жен президентов в статусе «первых леди». В этом статусе, они косвенно участвуют в политической жизни, присутствуют на встречах. Их репутация, это продолжение репутации президента и страны. Жены президентов представляют страну, формируют ее имидж и восприятие.

Здесь аналогичное, но по статусу ЕЩЕ ВЫШЕ!!!!

Статус «жены последнего пророка для всего человечества», в МИЛЛИОН РАЗ ВЫШЕ, статуса жены президента любой страны.

Поэтому, для них были предписаны более строгие предписания. Здесь, нет никакой несправедливости, чем выше статус, тем больше ответственность.

2. Если читать, как «карне», тогда слово в корне восходит к слову «карра / карара» в повелительной форме будет «икрире», что в итоге приведет к чтению в виде «карне», что приведет к значению «быть фиксированным на месте, быть стабильным».

Соответственно, тогда перевод будет «будьте зафиксированными на месте», то есть «оставайтесь дома» (никуда без надобности не выходите).

Какие имамы кираатов читали это слово по-разному?

Имамы кираатов, такие как: Асым и Нафи, читали, как «карне».

Справка:
Имам Асым – умер в 744 году, один из семи имамов кираата, и из числа табаинов. Был одним из учителей Имама Азама Абу Ханифы. Его учителями были Абдуррахман ас-Сулеми, который учился у Хазрата Османа, Хазрата Али, Убая ибн Кааба, Зайда ибн Сабита и Абдуллаха ибн Масуда, и ученик Ибн Масуда – Зир бин Хубайш.
Имам Нафи – умер в 785 году, один из семи имамов кираата, брал уроки по кираату у 70 табаинов Медины.

А, имамы кираатов Басры и Куфы, читали, как «кырне».

Мнения или предпочтения различных ученых Ахлю-Сунны, по данному вопросу:

Имам ат-Табари (Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари, умер в 922 году). Имам ат-Табари, предпочитал чтение «кырне» (то есть, будьте дома серьезными).

Имам аз-Замахшари, пишет, что данное слова может читаться и так, и так, и приводит обе версии.

Ибн Атия (Абдулхак бин Галиб бин аль-Атия аль-Андалуси, умер в 1151 году), пишет, что согласно джумхуру (большинству), данное слово читается, как «кырне» (то есть, будьте дома серьезными). Однако, Имам Асым и Имам Нафи предпочитали чтение «карне».

Ибн аль-Джаузи (Ибн аль-Джаузи Абуль-Фарадж, умер в 1201 году), в своем труде «Зад-уль-Месирфи Ильми-т-Тафсир» пишет, что муфассиры дали следующее разъяснение: «жены пророка должны быть серьезными дома и соблюдать тишину».

Куртуби (Мухаммад бин Ахмад Куртуби, умер в 1273), считал, что данный аят, предписывает женам пророка сидеть дома, но повеление распространяется на всех мусульманок, и все они должны сидеть дома, и не выходить без надобности.

Ибн Касир (Абуль-Фида ибн Касир, умер в 1372-73), в своем тафсире перевел, как «оставайтесь дома и не выходите без надобности» плюс еще приводит всякие риваяты.

Суюти (Джалалуддин ас-Суюти, умер в 1505 году), возводит это к слову «карар», то есть, предпочитает читать и трактовать, как «оставайтесь дома».

Алуси (Шихабуддин Махмуд аль-Алуси, умер в 1860 году), в своем тафсире разъясняет данную часть аята, как «привязанность к дому», то есть, предпочитает читать и трактовать, как «оставайтесь дома».

На эту тему, есть целая научная статья, я взял это оттуда. Как вы видите, чтение слова спорное, и ранние ученые и ранние имамы Кираатов, читали по-разному и допускали, что может быть и так, или вот так.

Все данные взяты из этой научной статьи: Kadınların sosyal durumlarıyla ilgili olarak Kur’an’daki “karne” fiilinin müfessirlerce yorumu, Adem Dölek.
(Осмысление проходящего в Коране глагола «карне» муфассирами, в связи с социальным положением женщин. Автор: Адем Долек.)
Прямая ссылка: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/906831

В Средних веках, когда устоялось «мужецентрическое общество» второй вариант забыли, скрыли и стали писать, что «женщины должны сидеть дома». Типичный пример, средневековому мужскому шовинизму, где все интерпретируется в угоду мужчинам.

Хорошо, а какой из вариантов, все-таки верный?!

На мой субъективный взгляд, верное чтение конечно же «кырне», где смысл направлен только в адрес жен пророка, и им предписывается «быть серьезными».

Посмотрите на предыдущий аят, там четко сказано про другой статус жен пророка, и последующий аят, как раз, предписывает более серьезные требования к женам пророка.

Сура Ахзаб, 32-33
32. О жены Пророка! Вы не такие, как любая другая женщина. Если вы боитесь Аллаха, то не говорите мягко (с посторонними мужчинами), чтобы не возжелал вас тот, в чьем сердце болезнь (лицемерие). Говорите с ними, как установлено (Шариатом).
33. Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как во времена джахилии, выстаивайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Ahzab/21-40/31

Указание на статус в 32-ом аяте:

«О жены Пророка! Вы не такие, как любая другая женщина»

Затем, в следующем аяте предписание:

«Будьте серьезными и дома, не наряжайтесь так, как во времена джахилии, выстаивайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью»

Причем, смотрите, оборот быть серьезными дома, на самом деле, выглядит усилением, то есть, им как бы говориться, «будьте серьезными везде, даже дома».

Что делает средневековая улема?

Они вырывают из контекста аят Корана, и затем используют его, как аргумент против женщин.

А, Аллах, знает лучше!

На этом все, спасибо за чтение, возможно я дополню эту статью, еще некоторыми дополнительными сведениями касательно этой темы.

Дополнительно от автора блога:

Конечно же, в Сунне пророка (с.а.с) – ничего такого нет и не было. При его жизни все женщины свободно ходили по своим делам, более того читали все намазы в мечети, мужчины впереди, а женщины позади. Женщины – при жизни пророка участвовали в походах, бились с мушриками наравне с мужчинами. Женщины – выходили без разрешения мужа, потому что, такого понятия в Исламе нет, все это выдумано ложными риваятами, например: после смерти Хазрат Хадиджы (р.а), одна из женщин из числа сахабов, пришла к пророку по своей инициативе и предложила женить его на ком-либо, пророк полностью положился на нее в этом вопросе, так наш пророк (с.а.с) женился на Хазрат Савде (Сауде).

Дополнительно, прочтите, что делает Талибан с женщинами в Афганистане, напоминаю, что Талибан – в фикхе и акиде Ханафиты – Матуридиты.

Между пониманием Талибана и пониманием ДУМ Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и России – нет никакой разницы!!!

"Они запретили наш голос и наши лица". Как выглядит жизнь женщин в Афганистане, у которых талибы отобрали почти все базовые права

Вот так, Талибан выживает женщин из общественной жизни, все это ждет и страны СНГ, если в них утвердится Салафизм или Искаженный традиционный Ислам, то есть, псевдо Ханафизм-Матуридизм. Потому что, все это есть во всех четырех мазхабах.

Спасение, только в Рациональном Исламе!

Дополнительные разъяснения по теме этой статьи.

Что такое знаки огласовок?

Есть три знака огласовок.

Черточка в виде ( ̷ ) – которая пишется поверх буквы, при этом мягкие звуки (буквы) читаются с «е», а твердые звуки читаются с «а».

-4

Черточка в виде ( ̷ ) – которая пишется снизу буквы, при этом мягкие звуки (буквы) читаются с «и», а твердые звуки читаются со звуком между «и» и «ы».

-5

Знак в виде запятой (,) – которая пишется поверх буквы, при этом мягкие звуки (буквы) читаются с «ю» (что-то между ю и у), а твердые звуки читаются со звуком между «у».

-6

Получается, что в Арабском, как бы «гласных звуков нет», я пишу очень утрировано. Например, вы хотите сказать «мелеке», на Русском языке, у вас будет 6 букв и 6 звуков.

А, в Арабском будет только 3 буквы и 6 звуков, записано это будет, как: МЛК, но читаться будет, как: Мелеке.

-7

Текст на Арабском без знаков огласовок будет записан, как МЛК, но прочесть, это можно по-разному, например: МеЛеКе, МиЛиКи, МуЛюКу, МеЛиКи, МиЛиКе, МуЛиКе и так далее и это зависит от того, как вы (или имаам кираата) проставит эти знаки.

Надеюсь понятно?

Что такое точки?

В Арабском алфавите, есть много похожих букв, которые различаются только точками!

-8

Так вот, этих точек, различающих буквы, в оригинале Корана – НЕТ!

Они тоже были проставлены позже – Имамами Кираатов.

А как выглядит оригинальный текст Корана?

Выглядит, вот так, (в галерее три рисунка, свапайте налево)

Ссылка на весь Коран, в виде ПДФ файл весит 653 МБ, если будете скачивать лучше сразу на компьютер.

Ссылка: https://disk.yandex.kz/d/_2V1rH7mTWuD7Q

Дополнительные статьи на данную тему:

Статьи о Кираатах Корана, и проблемах неверного восприятия Корана, через Исралияты и риваяты.

Три самые важные статьи, которые иншаллах спасут ваш Ахират:

Важные статьи, на тему верного понимания Корана:

Возможно, вам будут интересны следующие статьи:

О том, как извратили Исламский фикх «формализмом». Дозволенный обман в фикхе.
True Islam23 декабря 2022

Статьи, касающиеся женщин и мужчин:

Серьёзные статьи для раздумий:

Не забывайте подписываться на канал!

Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!

Благодаря вашим подпискам, Дзен будет рекомендовать статьи большему числу людей, соответственно, это будет и вашим вкладом в общее дело.

Напоминаю всем, канал НЕ преследует цели монетизации или извлечения какой-либо выгоды. Монетизация никогда НЕ будет подключена.

Если, вы видите какую-либо рекламу, то она НЕ имеет отношения к каналу, это вставки самого Дзена. Платформа Дзен – бесплатно позволяет вести блог, однако, они вставляют свою рекламу. К блогу, такая реклама НЕ имеет никакого отношения, я НЕ получаю ничего.

Прося подписаться на канал, я лишь хочу, чтобы Дзен рекомендовал канал как можно больше, чтобы еще больше людей могли познакомиться с настоящим Исламом!

Понравилась статья?

Сделайте репост в Твиттере, поделитесь с друзьями и родственниками в Whatsapp, Телеграмм и Инстаграм.

Не забывайте!

Запрет плохого и побуждение к хорошему, является фарзом для каждого мусульманина!