Найти тему
авверушкин

Китайская керамика

Оглавление

История развития керамики в Китае. Чёрная луншаньская керамика. Протоселадон. Трёхцветная керамика санкай. Три правила белого китайского фарфора. Селадон. Кракле. Кобальтовый фарфор из Цзиндэчжэня. Чёрный фарфор Хэйцы. Искусство Огня и Земли Цзяньчжань. Пять знаменитых Печей Китая: Гуань Яо, Цзюнь Яо, Жу Яо, Дин Яо, Лунцюань (Гэ Яо, Ди Яо). Типы китайской керамики: горшечный товар, каменная керамика, фарфор. Императорский фарфор Цзиндэчжэнь эпохи Мин и Цин. Техники ажурного фарфора линлун ("рисовое зерно") и сетчатый фарфор из Дэхуа. Возрождение культурного наследия Китая в ХХ веке.

Китайская керамика периода неолита в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы (7000-5000 гг. до н.э.): 1-3 — территории современных провинций Сычуань и Шэньси (1. 大地湾一期;2. 关桃园二期;3. 白家). 4-5 — территории современной провинций Хэнань (4. 后李;5. 贾湖). 6 — территория современной провинции Хубэй (磁山). 7-9 - территория современной провинции Чжэцзян (7. 彭头山;8. 跨湖桥;9. 小黄山). 10 - территория современной провинции Шаньдун (上山).
Китайская керамика периода неолита в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы (7000-5000 гг. до н.э.): 1-3 — территории современных провинций Сычуань и Шэньси (1. 大地湾一期;2. 关桃园二期;3. 白家). 4-5 — территории современной провинций Хэнань (4. 后李;5. 贾湖). 6 — территория современной провинции Хубэй (磁山). 7-9 - территория современной провинции Чжэцзян (7. 彭头山;8. 跨湖桥;9. 小黄山). 10 - территория современной провинции Шаньдун (上山).

Неолит

5 тыс. до н.э. — формирование в Китае основных форм посуды из керамики; использование для обжига готовых изделий специальных обжигательных печей; введение практики протоглазурования (ангобирования). Последнее придавало изделиям красивый вид, закрывало микротрещины и помогало долго сохранить целостность керамической посуды).

Чаша из Бань-По. Культура Яншао. Провинция Шэньси, Китай, конец V тысячелетия до н.э.
Чаша из Бань-По. Культура Яншао. Провинция Шэньси, Китай, конец V тысячелетия до н.э.

3 тыс. до н.э. (Яншао, Луншань, Маджаяо) — появление гончарного круга (согласно преданиям, его придумал тот самый легендарный Шэнь Нун, открывший китайцам мир чая). Знаменитая чёрная древнекитайская керамика Луншань.

Горшечный товар

X в. до н.э. (государство Шан) — появление первого горшечного товара: монохромного, с рисунками тотемных животных, символов стихий и другими природными понятиями. Подробнее об анималистических символах Китая>>

Добавьте описание
Добавьте описание

III в. до н.э. — появление первых изделий для чая; появление протоселадона, использующего каолин (Цин Тао). Подробнее>>

Нефрит — священный камень Китая. Поэтому китайцы во все времена хотели создать рукотворную копию этого прекрасного материала. И это в конце концов им удалось: селадоновая керамика напоминает нефрит по цвету, тогда как фарфор это делает своей прозрачностью.

Глазурованная керамика. Появление фарфора

IV–V в. — введение в состав керамических изделий глазурей. В глину добавляют оксиды свинца, железа, титана.

В династию Тан в провинции Хэнань такая разноцветная глазурованная керамика преображается в трёхцветную сань-цай (санкай): свинцовая глазурь с оксидом меди или железа окрашивает посуду в зелёный, жёлтый, коричневый цвета.

VII в. (династия Тан) — появление в местечке Цзин Чжоу провинции Хэбэй фарфора (Бай Цы). В дальнейшем, к X в. производство фарфора сместится в провинцию Цзянси; начиная с XIII в. тамошний городок Цзиндэчжэнь общепризнанно станет всемирной столицей фарфора. Подробнее>>

Правила китайского фарфора: "белый как снег, тонкий как бумага и прочный как металл".

Масштабное перемещение людей на юг в эпоху Тан стимулировало строительство новых печей. Селадон начинает производится в Цзюнлае (Сычуань), Чанше (Хунань), уездах провинций Гуандуна и Фуцзяня.

Чайная среда в эпоху Тан насчитывает 28 предметов. Чай варят. Основными предметами бытовой и ритуальной утвари являются чашки-бо (缽), миски-пэнь (盆), чаши-вань (碗), стаканы-бэй (杯), блюда-пань (盤), бокалы-доу на высокой ножке (豆), котлы-фу ( 釜) и треножники-дин (鼎), горшки-гуань (罐) и кувшины-ху (壺).

Типы китайской керамики

  1. Обычная глина (т.наз. "горшечный товар"), температура обжига 800–1000°С: чаши эпохи Тан, кувшины, миски.
  2. Каменная керамика (Тао Ши — керамика с добавлением каолинита), температура обжига 1050–1250°С: Исин, Нисин, Цзяньшуй, Чаочжоу, Жу Яо, Цзюнь Яо, Яочжоу и др.
  3. Фарфор (Тао Цы), температура обжига 1300–1460°С: Цзиндэчжэнь, фарфор из Дэхуа, Дин Яо и др.

Расцвет китайского керамического искусства

XIII в. (династия Сун): меняется стиль потребления чая — его теперь не варят, а мелко перетирают и взбивают в чашке до густой пены. Большое внимание начинает уделяться эстетике чайной посуды. Переживают расцвет пять знаменитых стилей обжига (Печей): Гуань Яо, Цзюнь Яо, Жу Яо, Дин Яо, Лунцюань (Гэ Яо, Ди Яо). Подробнеe>>

Также сунский и юаньский период характеризуется несколькими важными открытиями, являющихся визитными карточками китайской керамики:

  • появление селадона Цин Цы 青瓷, (также: Доу Цин Тао — "горохово-зелёная керамика")
  • появление кобальтового фарфора 景德镇青花瓷 — знаменитого бело-синего фарфора из Цзиндэчжэня
  • появление чёрного фарфора Хэй Цы 黑瓷 (в первую очередь, Цзянь Яо и Цзичжоу Яо)
  • появление цветного глазурованного фарфора Ю Цы 釉瓷
Многократное нанесение глазурей на основе различных металлов дарит запекаемому изделию глубину, непредсказуемые рисунки, эффект рассеивания света, глубину и разные оттенки (глазурь на основе марганца даст оттенки от фиолетового до коричневого, хрома — от розового до зеленого, кобальта — голубой и синей, меди — от зеленого до синего)
Многократное нанесение глазурей на основе различных металлов дарит запекаемому изделию глубину, непредсказуемые рисунки, эффект рассеивания света, глубину и разные оттенки (глазурь на основе марганца даст оттенки от фиолетового до коричневого, хрома — от розового до зеленого, кобальта — голубой и синей, меди — от зеленого до синего)
  • появление техники кракле (蟹爪纹, Xie Zhua Wen, "рисунок клешнёй краба")
Кракле: стиль "рыбья чешуя", стиль "икра карпа", стиль "когти краба", стиль "колотый лёд", стиль "крылья цикады"
Кракле: стиль "рыбья чешуя", стиль "икра карпа", стиль "когти краба", стиль "колотый лёд", стиль "крылья цикады"
Знаменитые китайские школы керамики. Красным цветом обозначены керамические находки, датирующиеся неолитом (3–5 тыс. лет до н.э.); зелёным — Пять Печей династии Сун (Х–XIII в); оранжевым — современные керамические производства, возрождённые по старинным технологиям в ХХ веке в рамках политической программы "возрождения культурного наследия Китая"
Знаменитые китайские школы керамики. Красным цветом обозначены керамические находки, датирующиеся неолитом (3–5 тыс. лет до н.э.); зелёным — Пять Печей династии Сун (Х–XIII в); оранжевым — современные керамические производства, возрождённые по старинным технологиям в ХХ веке в рамках политической программы "возрождения культурного наследия Китая"
В 1271 году в Китай приходят монголы. За практически столетний период их правления многие традиционные керамические производства приходят в запустение, а традиции теряются.

Покорение Европы

Китайские императоры династии Мин (1368–1644 гг.) и династии Цин (1644–1912 гг.) придавали огромное значение китайскому фарфору, заботились о предприятиях, его производящих, лично контролировали качество росписи. Все дворцовые заказы в это время исполняются в мастерских Цзиндэчжэнь.

Фарфор начинают называть белым золотом Китая — он активно идёт на экспорт, является мерилом изящества и богатства, без него не обходится ни один роскошный европейский двор. Мастерство китайских мастеров оказывает влияние на производство керамики во всём мире: от Кореи и Японии до Ирана и Европы (Голландии, Италии, Франции, Германии).

Керамика усложняет как свой рисунок, так и свою форму: сетчатый толстостенный молочный фарфор из Дэхуа (Блан-де-Шин); многослойный светопроницаемый фарфор из Цзиндэчженя, выполненный в технике линлун (玲珑瓷, "рисовые зёрна"); тонкостенный белый фарфор ботайцы (薄胎瓷器, "яичная скорлупа"); фарфор с надглазурной многоцветной росписью фэнцай (軟彩, "розовое семейство"); сине-белый фарфор цинхуа (青花瓷, кобальтовый фарфор).

Снова меняется стиль чаепития: осуществляется переход на заваривание рассыпного листа. Акцент церемонии переносится на заварочный чайник (часто из фарфора); пиала уменьшает свой размер и выглядит более утончённо; в 1731 году чашка обзаводится ручкой.

Упадок, затишье, возрождение

Начиная с середины XIX века фарфоровую мировую инициативу перехватывают Япония и Европа (Франция, Германия, Великобритания). Китай полвека производит керамику практически только для собственного внутреннего рынка.

В 1911 году происходит революция, к власти приходят коммунисты. Керамическое искусство Китая испытывает сокрушительный удар.

И только к середине ХХ века, с введением новой государственной политики по возрождению культурных традиционных ремёсел, китайское керамическое искусство начинает возрождаться:

  • с середины 70-хх годов инициируются раскопки в местах нахождения знаменитых Печей золотой эпохи Сун
  • к 80–годам многие технологии производства керамики, считавшиеся забытыми и навсегда утраченными, оказываются восстановленными. Теперь керамические изделия, изготовленные по классическим сунским технологиям Гуань Яо, Цзюнь Яо, Жу Яо, Дин Яо, Лунцюань и многих других, можно не только посмотреть живьём, но и купить
  • восстанавливаются такие знаменитые школы чайной керамики, как Исин, Нисин, Цзяньшуй, Цзяньчжань, Чаочжоу и многие-многие другие. Мало того: школы, обмениваясь опытом, начинают создавать нечто совершенно новое, эклектичное, соединяющее в себе достоинства сразу нескольких традиций
  • в 70-80-х гг. Китай вводит на рынок два новых вида чая: шу пуэр и габу. Они будто специально созданы для западного потребителя: гарантируют эффекты снятия напряжения, стимуляции работы мозга, улучшения концентрации, повышения работоспособности, нормализации сна и настроения. Происходит смешение чайных культур разных провинций, экспериментально выводятся новые сорта чая по разным технологиям с использованием разного сырья
  • китайская чайная культура, чайная посуда и чайная среда из экзотики для многих превращаются в нечто необходимое. Западный человек прочно встраивает в свой образ жизни китайский чай и китайскую чайную керамику. Немаловажное значение в этом играет интернет: он здесь выступает и как средство коммуникации между пользователями, и как инструмент покупки чая и керамики напрямую с китайских фабрик, минуя посредников

Теперь можно смело констатировать: с начала нулевых в Китае произошло чудо Ренессанса. Он, как и прежде, является не только чайной столицей мира, но и керамической столицей мира тоже.

-18
Почитать больше про историю китайской керамики: https://www.kanailtd.co.jp/ChinaAya.htm

<<Часть 4. Китайский фарфор

<<Часть 3. Знаменитые школы китайской керамики

<<Часть 2. Особенности китайской чайной керамики

Еда
6,93 млн интересуются