История развития керамики в Китае. Чёрная луншаньская керамика. Протоселадон. Трёхцветная керамика санкай. Три правила белого китайского фарфора. Селадон. Кракле. Кобальтовый фарфор из Цзиндэчжэня. Чёрный фарфор Хэйцы. Искусство Огня и Земли Цзяньчжань. Пять знаменитых Печей Китая: Гуань Яо, Цзюнь Яо, Жу Яо, Дин Яо, Лунцюань (Гэ Яо, Ди Яо). Типы китайской керамики: горшечный товар, каменная керамика, фарфор. Императорский фарфор Цзиндэчжэнь эпохи Мин и Цин. Техники ажурного фарфора линлун ("рисовое зерно") и сетчатый фарфор из Дэхуа. Возрождение культурного наследия Китая в ХХ веке.
Неолит
5 тыс. до н.э. — формирование в Китае основных форм посуды из керамики; использование для обжига готовых изделий специальных обжигательных печей; введение практики протоглазурования (ангобирования). Последнее придавало изделиям красивый вид, закрывало микротрещины и помогало долго сохранить целостность керамической посуды).
3 тыс. до н.э. (Яншао, Луншань, Маджаяо) — появление гончарного круга (согласно преданиям, его придумал тот самый легендарный Шэнь Нун, открывший китайцам мир чая). Знаменитая чёрная древнекитайская керамика Луншань.
Горшечный товар
X в. до н.э. (государство Шан) — появление первого горшечного товара: монохромного, с рисунками тотемных животных, символов стихий и другими природными понятиями. Подробнее об анималистических символах Китая>>
III в. до н.э. — появление первых изделий для чая; появление протоселадона, использующего каолин (Цин Тао). Подробнее>>
Нефрит — священный камень Китая. Поэтому китайцы во все времена хотели создать рукотворную копию этого прекрасного материала. И это в конце концов им удалось: селадоновая керамика напоминает нефрит по цвету, тогда как фарфор это делает своей прозрачностью.
Глазурованная керамика. Появление фарфора
IV–V в. — введение в состав керамических изделий глазурей. В глину добавляют оксиды свинца, железа, титана.
В династию Тан в провинции Хэнань такая разноцветная глазурованная керамика преображается в трёхцветную сань-цай (санкай): свинцовая глазурь с оксидом меди или железа окрашивает посуду в зелёный, жёлтый, коричневый цвета.
VII в. (династия Тан) — появление в местечке Цзин Чжоу провинции Хэбэй фарфора (Бай Цы). В дальнейшем, к X в. производство фарфора сместится в провинцию Цзянси; начиная с XIII в. тамошний городок Цзиндэчжэнь общепризнанно станет всемирной столицей фарфора. Подробнее>>
Правила китайского фарфора: "белый как снег, тонкий как бумага и прочный как металл".
Масштабное перемещение людей на юг в эпоху Тан стимулировало строительство новых печей. Селадон начинает производится в Цзюнлае (Сычуань), Чанше (Хунань), уездах провинций Гуандуна и Фуцзяня.
Чайная среда в эпоху Тан насчитывает 28 предметов. Чай варят. Основными предметами бытовой и ритуальной утвари являются чашки-бо (缽), миски-пэнь (盆), чаши-вань (碗), стаканы-бэй (杯), блюда-пань (盤), бокалы-доу на высокой ножке (豆), котлы-фу ( 釜) и треножники-дин (鼎), горшки-гуань (罐) и кувшины-ху (壺).
Типы китайской керамики
- Обычная глина (т.наз. "горшечный товар"), температура обжига 800–1000°С: чаши эпохи Тан, кувшины, миски.
- Каменная керамика (Тао Ши — керамика с добавлением каолинита), температура обжига 1050–1250°С: Исин, Нисин, Цзяньшуй, Чаочжоу, Жу Яо, Цзюнь Яо, Яочжоу и др.
- Фарфор (Тао Цы), температура обжига 1300–1460°С: Цзиндэчжэнь, фарфор из Дэхуа, Дин Яо и др.
Расцвет китайского керамического искусства
XIII в. (династия Сун): меняется стиль потребления чая — его теперь не варят, а мелко перетирают и взбивают в чашке до густой пены. Большое внимание начинает уделяться эстетике чайной посуды. Переживают расцвет пять знаменитых стилей обжига (Печей): Гуань Яо, Цзюнь Яо, Жу Яо, Дин Яо, Лунцюань (Гэ Яо, Ди Яо). Подробнеe>>
Также сунский и юаньский период характеризуется несколькими важными открытиями, являющихся визитными карточками китайской керамики:
- появление селадона Цин Цы 青瓷, (также: Доу Цин Тао — "горохово-зелёная керамика")
- появление кобальтового фарфора 景德镇青花瓷 — знаменитого бело-синего фарфора из Цзиндэчжэня
- появление чёрного фарфора Хэй Цы 黑瓷 (в первую очередь, Цзянь Яо и Цзичжоу Яо)
- появление цветного глазурованного фарфора Ю Цы 釉瓷
- появление техники кракле (蟹爪纹, Xie Zhua Wen, "рисунок клешнёй краба")
В 1271 году в Китай приходят монголы. За практически столетний период их правления многие традиционные керамические производства приходят в запустение, а традиции теряются.
Покорение Европы
Китайские императоры династии Мин (1368–1644 гг.) и династии Цин (1644–1912 гг.) придавали огромное значение китайскому фарфору, заботились о предприятиях, его производящих, лично контролировали качество росписи. Все дворцовые заказы в это время исполняются в мастерских Цзиндэчжэнь.
Фарфор начинают называть белым золотом Китая — он активно идёт на экспорт, является мерилом изящества и богатства, без него не обходится ни один роскошный европейский двор. Мастерство китайских мастеров оказывает влияние на производство керамики во всём мире: от Кореи и Японии до Ирана и Европы (Голландии, Италии, Франции, Германии).
Керамика усложняет как свой рисунок, так и свою форму: сетчатый толстостенный молочный фарфор из Дэхуа (Блан-де-Шин); многослойный светопроницаемый фарфор из Цзиндэчженя, выполненный в технике линлун (玲珑瓷, "рисовые зёрна"); тонкостенный белый фарфор ботайцы (薄胎瓷器, "яичная скорлупа"); фарфор с надглазурной многоцветной росписью фэнцай (軟彩, "розовое семейство"); сине-белый фарфор цинхуа (青花瓷, кобальтовый фарфор).
Снова меняется стиль чаепития: осуществляется переход на заваривание рассыпного листа. Акцент церемонии переносится на заварочный чайник (часто из фарфора); пиала уменьшает свой размер и выглядит более утончённо; в 1731 году чашка обзаводится ручкой.
Упадок, затишье, возрождение
Начиная с середины XIX века фарфоровую мировую инициативу перехватывают Япония и Европа (Франция, Германия, Великобритания). Китай полвека производит керамику практически только для собственного внутреннего рынка.
В 1911 году происходит революция, к власти приходят коммунисты. Керамическое искусство Китая испытывает сокрушительный удар.
И только к середине ХХ века, с введением новой государственной политики по возрождению культурных традиционных ремёсел, китайское керамическое искусство начинает возрождаться:
- с середины 70-хх годов инициируются раскопки в местах нахождения знаменитых Печей золотой эпохи Сун
- к 80–годам многие технологии производства керамики, считавшиеся забытыми и навсегда утраченными, оказываются восстановленными. Теперь керамические изделия, изготовленные по классическим сунским технологиям Гуань Яо, Цзюнь Яо, Жу Яо, Дин Яо, Лунцюань и многих других, можно не только посмотреть живьём, но и купить
- восстанавливаются такие знаменитые школы чайной керамики, как Исин, Нисин, Цзяньшуй, Цзяньчжань, Чаочжоу и многие-многие другие. Мало того: школы, обмениваясь опытом, начинают создавать нечто совершенно новое, эклектичное, соединяющее в себе достоинства сразу нескольких традиций
- в 70-80-х гг. Китай вводит на рынок два новых вида чая: шу пуэр и габу. Они будто специально созданы для западного потребителя: гарантируют эффекты снятия напряжения, стимуляции работы мозга, улучшения концентрации, повышения работоспособности, нормализации сна и настроения. Происходит смешение чайных культур разных провинций, экспериментально выводятся новые сорта чая по разным технологиям с использованием разного сырья
- китайская чайная культура, чайная посуда и чайная среда из экзотики для многих превращаются в нечто необходимое. Западный человек прочно встраивает в свой образ жизни китайский чай и китайскую чайную керамику. Немаловажное значение в этом играет интернет: он здесь выступает и как средство коммуникации между пользователями, и как инструмент покупки чая и керамики напрямую с китайских фабрик, минуя посредников
Теперь можно смело констатировать: с начала нулевых в Китае произошло чудо Ренессанса. Он, как и прежде, является не только чайной столицей мира, но и керамической столицей мира тоже.
Почитать больше про историю китайской керамики: https://www.kanailtd.co.jp/ChinaAya.htm
<<Часть 3. Знаменитые школы китайской керамики
<<Часть 2. Особенности китайской чайной керамики