Найти в Дзене
авверушкин

Китайский фарфор

Оглавление

Многовековая тайна фарфора. Белое золото Китая: протофарфор династии Тан, Дин Яо, блан-де-шин, бинчжун, ботайцы. Селадон. Кобальтовый фарфор. У-Цай. Доу Цай. Жанры росписи: "Человек и цветы", "Цветы и птицы", "Горы и воды". Разноцветные семейства эпохи династии Цин: зелёное, жёлтое, розовое, чёрное. Прорезной фарфор. Линлун. Фаланцай. Фан Шен.

Фарфор 瓷 — звонкая и плотная тонкостенная керамика, обожжённая при температурном режиме от 1200 до 1460°С. Отличается тем, что прекрасно пропускает через себя свет, практически невесома, не впитывает воду и запахи, не царапается, хорошо сопротивляется химическому воздействию, издаёт яркий металлический звук при касании твёрдым предметом. Фарфор с подглазурной росписью спекается в одно целое, а потому прекрасно держит краски — они не тускнеют столетиями.

Тайна китайского фарфора

Когда и где изобрели фарфор

Первые упоминания о протофарфоре встречаются в документах Восточной Хань (I–II в.) — это были тонкие селадоновые изделия, предназначенные для бытового использования: кувшины, миски, чашки, вазы, курительницы.

Само понятие "фарфор" (瓷, цы) закрепляется за материалом, имеющим в своём составе каолин и фарфоровый камень, в VII в.: в местечке Цзин Чжоу провинции Хэбэй зафиксировано первое производство белого фарфора (Бай Цы).

Впредь до наступления эпохи династии Сун (X–XIII вв.) право иметь и использовать фарфор для своих нужд закреплялось исключительно за членами императорской семьи. Сам фарфор производился неподалёку — в императорских Печах провинций Шаньси и Хэнань. Чаще всего он имел белый цвет и цвет селадона (все оттенки сине-зелёного).

Цы отличался изысканной формой, тонкими очертаниями и малым весом. Он мягко сиял на солнце (поскольку в фарфоровую массу добавляли толчёный до состояния пыли агат), а при касании издавал мягкий волнообразный сказочный прометаллический звук. Наивысшей ценностью обладали императорские предметы цвета "небо после грозы, когда по ясному небу несутся обрывки туч" (см. последнее изображение галереи).

Фарфоровая лихорадка

Начиная с XI века производство цы многократно усиливается: в провинции Цзянси обнаруживаются огромные залежи высококачественного речного каолина и фарфорового камня, в близлежащем городе Цзиндэчжэнь закладываются десятки печей для обжига сырья, массово формируются новые мастерские по изготовлению фарфора; сюда же привлекаются художники по росписи керамики со всей империи.

Эпоха династии Сун считается Золотым веком всей китайской керамики, и фарфора в частности, а Цзиндэчжэнь в это же время (и навсегда) становится столицей китайского фарфора.

По реке Янцзы готовые товары быстро распространяются сначала по самому Китаю, потом под влияние попадает и Азия. С XIII века фарфор начинает экспортироваться в Персию, Индию, Японию, Корею. В 1295 году Марко Поло привозит первую белую фарфоровую китайскую вазу в Венецию.

К XVI веку Европу окончательно охватывает фарфоровая лихорадка — китайский фарфор превращается в символ статуса, отныне ни один европейский аристократический двор немыслим без коллекции посуды из Цзиндэчжэня. Стоимость её при этом так велика, что её продают по весу золота.

Европейцы раз за разом пытаются разгадать феномен фарфора, но многократно терпят неудачу — ведь они не знают ни состав данного материала (китайцы держат его в секрете под страхом смертной казни), ни нужных пропорций ингредиентов; у них нет под рукой ни каолина, ни фарфорового камня, ни высокотемпературных печей. Зато в ходе экспериментов с керамикой и подражаний китайскому кобальтовому фарфору появляются такие феномены, как полупрозрачный британский "костяной фарфор" (который наполовину состоит из костной золы коров), бело-голубой андалузско-мавританский фаянс (Испания), бело-голубой делфтский фаянс (Голландия), бело-голубой руанский фаянс (Франция). В Азии китайский фарфор оказывает влияние на формирование таких направлений прикладного искусства, как хулагуидские персидские изразцы сине-бело-бирюзовой гаммы, резной корейский селадон Корё и японская керамика Арита.

Наконец, в 1705 г. в Саксонии пара учёных-экспериментаторов, алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер и граф Вальтер фон Чирнхаус, начинают активную разработку формулы фарфора. Они добавляют в состав керамической массы белую дрезденскую глину и получают на выходе огнеупорную каменную керамику; далее партнёры перебирают различные ингредиенты, пропорции, глазури, время и температуру обжига. 15 января 1708 года они разгадывают многовековую тайну — вынимают из печи тонкие полупрозрачные белые пластины фарфора. В течение последующих 15 лет формула фарфора, как бы её тщательно ни скрывали, становится доступной для каждого.

Китай теряет мировую монополию на производство и продажу "белого золота", а в Европе формируются собственные фарфоровые мануфактуры: Meissener Porzellan (Мейсен, Германия, 1708 г.), Die Porzellanmanufaktur Augarten (Вена, Австрия, 1718 г.), Manifattura Vezzi (Венеция, Италия, 1720 г.), Rörstrands Porslinsfabrik (Стокгольм, Швеция, 1726 г.), Manifattura Ginori-Doccia (Флоренция, Италия, 1735 г), «Невская порцелиновая мануфактура» (Санкт-Петербург, Россия, 1744 г.), Höchster Porzellanmanufaktur (Франкфурт-на-Майне, Германия, 1746 г.), Porzellanmanufaktur Fürstenberg (Фюрстенберг, Германия, 1747 г.), Die Porzellanmanufaktur Nymphenburg (Мюнхен, Германия, 1747 г.), Villeroy & Boch (Метлах, Германия, 1748 г.), Royal Worcester (Вустер, Британия, 1751 г.), Porzellanmanufaktur Frankenthal (Франкенталь, Германия, 1755 г.), Manufacture nationale de Sevres (Севр, Франция, 1756 г.), Weesp (Амстердам, Нидерланды, 1759 г.), Chelsea porcelain manufactory (Челси, Британия, 1769 г.), Limoges (Лимож, Франция, 1771 г.) и др.

Формула китайского фарфора

Из чего же состоит фарфор? — его главными ингредиентами являются белая речная глина каолин и "фарфоровый камень" серицит (в состав которого, в свою очередь, входят кварц и калиево-натриевый полевой шпат). Каолин служит своеобразным "костяным скелетом", он придаёт материалу цвет, форму и пластичность, отвечает за прочность и огнеупорность; кварц стабилизирует и укрепляет фарфоровую массу, спаивает её, делая долговечной и непроницаемой; полевой шпат формирует стекловидную матрицу, сообщает фарфору полупрозрачность, а также снижает текучесть расплавленной в печи керамики.

В зависимости от разницы пропорций каолина и фарфорового камня отличаются условия обработки и окончательные свойства материала. Фарфор с большим количеством каолина (45–65%) менее пластичен, он обжигается при температуре выше 1350°С, отличается повышенной прочностью и плотностью — его называют твёрдым фарфором. Фарфор с каолином в составе от 25 до 40% обжигается в печи температурой до 1300°С, он очень пластичен, потому идёт на изготовление ваз, шкатулок, статуэток, резной посуды; он имеет название мягкого фарфора. Керамика, в составе которой имеется каолин и фарфоровый камень, обжигаемая при температуре менее 1200°С, фарфором не считается — она признаётся каменной керамикой.

Белый фарфор

Главная визитная карточка фарфора — так называемое "белое золото", величайшая ценность Поднебесной.

Бай Дин

Белый протофарфор эпохи Тан. Печь Син находилась возле г. Синчжоу (провинция Хэбэй), Печь Юэ — в Шаосине (провинция Чжэцзян).

Бай Дин является фарфором лишь по китайской классификации: ведь при его создании использовалась исключительно глина; в составе керамической массы не было ни кварца, ни полевого шпата, а обжиг происходил при температуре, характерной для обычной керамики.

Иными словами, это — керамика с шершавым черепком и толстым слоем белой глазури (в случае Юэ — тёплых оттенков, Син — холодных). Но по своему внешнему виду и декору она превосходно даёт понять истоки фарфоровых традиций Китая.

Дин Яо

Белый рельефный фарфор из Динчжоу (провинция Хэбэй). Данный стиль был популярен в эпоху Сун.

Фарфор Дин Яо — белоснежный, торжественный и хрупкий — был знаком безусловной красоты и изящества. Его декорирование заключалось в утончённости форм, в лепке и многослойной резьбе белым по белому; иногда на изделиях встречался цветной (чёрный, красно-коричневый или золотой) "рот".

Дин Яо была официальной посудой императорского двора, а также являлась наградной посудой для заслуг чиновникам.

Вlanc de Chine

Блан-де-шин — молочный фарфор из Дэхуа (пров. Фуцзянь)

Элегантный фарфор с характерным молочным оттенком. Большая пластичность сырья позволяет делать из него максимально сложные, изящные, выразительные работы, потому чаще всего это статуэтки, вазы, шкатулки, посуда с затейливым лепным декором. Роспись на данном виде фарфора считается излишней.

Именно фарфор из Дэхуа стал когда-то первым известен Европе, именно из него была выполнена ваза, привезённая Марко Поло в Италию 700 лет назад — поэтому он стал нарицательным названием: "белый фарфор из Китая". Также он имеет такое прозвание, как Ян Чжи (羊脂 — "бараний жир").

Бинчжун

Тонкостенный "ледяной фарфор", отличающийся характерным холодным оттенком белого тона. Производится в Цзиндэчжэне.

Современная работа из фарфора бинчжун. Надглазурная роспись.
Современная работа из фарфора бинчжун. Надглазурная роспись.

Фарфор бинчжун 李秉忠 зовут также "белым нефритом" — он и правда напоминает своим тоном этот камень.

Чаще всего имеет простые формы, украшается надглазурной росписью и золотым тиснением.

Ботайцы

Воздушный прозрачный фарфор с толщиной стенок до 1 мм. Производится в Цзиндэчжэне.

Ботайцы 薄胎瓷器, дословно "яичная скорлупа", — легчайший изысканный светопроницаемый фарфор, когда-то шедший на производство дворцовых императорских фонарей.

Про него говорят: "тонкий, как крылья цикады, прозрачный, как стекло, лёгкий, как плывущие облака". Часто украшается резьбой, которая подчёркивает его воздушность и отличную светопроводимость, или же яркой надглазурной росписью — и тогда фарфор будто бы начинает светиться и сиять в руках.

Селадон 青瓷

Квинтэссенция китайского мировоззрения о прекрасном, вечном и правильном — отображение Глубины Великой Пустоты.

Селадон (Цин Цы) — монохромный фарфор простых форм мистического бледно-серовато-зеленоватого оттенка, покрытый сетью микроскопических трещинок кракле, многие из которых проявляются и окрашиваются со временем.

-10

Селадон известен со времён Восточной Хань, а наибольшее развитие получил в эпоху династии Сун; именно тогда существовало несколько стилей обжига, работающих с разными смыслами и оттенками селадона: матовый благородный цвета неба Жу Яо, глянцевый травянистый с сеткой тёмных трещин Лунцюань, изящный бирюзовый стекловидный Гуань Яо.

Все они, по сути, смотрели с разных сторон на одно и то же проявление божественного в вещах, ведь Цин — это и материал, похожий на нефрит, и один из пяти главных элементов китайской космологии у-син, и символ весны, перерождения, гармонии, самой Поднебесной.

Технически прозрачную селадоновую глазурь получают путём смешивания карбоната натрия и оксидов железа, её обжиг происходит в диапазоне 1200–1300°С. Поверхность может получаться матовой или глянцевой, с кракле светлых или тёмных оттенков. В фарфоре жу яо трещинки зеленовато-коричневого тона появляются со временем как результат наработки посуды.

Кобальтовый фарфор 青花瓷

Цинхуа 青花瓷 ("синие цветы") — легендарный бело-синий фарфор, оставивший самый заметный культурный след в истории мировой керамики.

Родина кобальтового фарфора — уже упоминавшийся Цзиндэчжэнь. В эпоху Сун из его печей стали выходить белые изделия с синей подглазурной росписью, выполненной с помощью красок, содержащих оксид кобальта. Данный состав один из немногих выдерживает большие температуры и ведёт себя предсказуемо при 1400°С, не растекаясь и не сгорая; после тепловой обработки он приобретает синий тон с акварельным эффектом.

Тарелка из Цвиндэчжэня, 13 в. Бело-синяя подглазурная роспись
Тарелка из Цвиндэчжэня, 13 в. Бело-синяя подглазурная роспись

В дальнейшем, с развитием химической промышленности, появились новые огнеупорные краски, причём как для подглазурной, так и для надглазурной росписи — однако, очарование монохромного синего перебить больше так никому не удалось.

Разноцветный фарфор

У-Цай 五彩

Первый полихромный надглазурный фарфор появился в Китае в 1362 году, но наибольшее распространение он получил в эпоху династии Мин. От традиционной подглазурной техники он отличался, прежде всего, аккуратными линиями и чётким сочным рисунком.

Такая особенность достигалась с помощью двойного обжига, когда белый черепок с нанесённой на него прозрачной глазурью сначала запекался в одно целое при большой температуре в 1300°С, а уже потом покрывался самостоятельной росписью и дополнительно обрабатывался в печи при щадящих 600–800°С.

Новая техника незамедлительно подстегнула развитие керамики в Китае — ведь рисунок на фарфоре теперь мог быть таким ярким и выразительным!

Его стали комбинировать с тонко проработанными сюжетами, плотными узорами, прорезными медальонами, подглазурной росписью. Очень скоро У-Цай становится главной темой цзиндэчженьского китайского фарфора.

Стиль Доу Цай 斗彩

Этот стиль — логичный результат взаимопроникновения традиции кобальтовой подглазурной росписи с новой надглазурной техникой У-Цай.

-13

Удивительное дело: вместо борьбы и разноголосицы ("Доу Цай", дословно — "борющиеся цвета") изделия выглядят гармонично; их отличают выразительность, многоуровневость и глубина.

Данный стиль стал популярен во время правления императора Чжу Цзяньшэня (1464–1487).

Стилевые жанры "Человек и цветы" 人物画, "Цветы и птицы" 花鳥畫瓷, "Горы и воды" 山水

Стили Жэнь У Хуа, Хуа Няо, Шань Шуй известны с эпохи династии Тан в качестве основных жанров китайской живописи, но именно с появлением разноцветной надглазурной росписи, в эпоху правления Чжу Ицзюня (1563–1620), они стали активно использоваться в росписи фарфоровой посуды.

С ними рисунок на фарфоре потерял свою двумерность, являя себя во всей пространственной, ожившей, выверенной красе.

Кроме того, сюжетные жанры способствовало дальнейшим экспериментам с рисунком, орнаментом и красками в надглазурной росписи китайского фарфора.

Фарфоровые семейства

С приходом к власти императора Канси разноцветный фарфор в Китае вступает в свой Серебряный век. В это время (конец 17 в.) возрождается былая слава и культурные традиции Поднебесной. Вооружившись собственными многовековыми технологическими наработками и модными европейскими тенденциями, провинция Цзянси модернизирует производство своего фарфора: теперь в его стиле превалируют цветной фон, яркие надглазурные краски, богатый декор в рельефе и росписи.

-15

В эпоху правления императоров Канси, Юнчжэня и Цяньлуна разноцветный фарфор переживает несколько стилевых волн, каждая из которых, в зависимости от своего цветового акцента, имеет своё название (т.н. разноцветные китайские фарфоровые семейства). Необходимо признать, что в них, как никогда, отчётливо проглядывает европейское культурное влияние, и даже названия чаще пишутся не иероглифами, а на французский манер.

Жёлтое семейство (Famille Jaune)

Предметы жёлтого семейства характеризуются высокой контрастностью, плотной насыщенностью, жёлтым фоном, яркими непрозрачными растительными узорами с чёрной окантовкой.

-16

Форма предметов достаточно простая, грубая, тяжеловесная.

Семейство производилось в к.17–нач.18 вв.

Зелёное семейство (Famille verte)

Предметы зелёного семейства отличаются пятицветной росписью У-Цай, покрытой полупрозрачными сине-зелёными глазурями. Фон чаще всего белый, бежевый, зелёный. Более половины цветового пространства занимают зелёные тона. Все элементы по-прежнему имеют чёрный контур, но он становится заметно тоньше и элегантнее.

-17

Предметы характеризуются сбалансированностью формы, увесистостью, интересными сюжетами росписи.

Семейство производилось в к.17–нач.18 вв.

Розовое семейство (Famille Rose)

Розовое семейство, известное, кроме того, как Кантонское розовое семейство, фэн цай или руан цай, ласково прозывают "рококо по-китайски".

Оно отличается нежной акварельной росписью с большим количеством розовых, красных, фиолетовых тонов, а также золотой окантовкой. В изображениях превалируют розы, бабочки, птицы, орнаменты, сюжетные медальоны.

Семейство производилось в к.18–нач.20 вв.

Чёрное семейство (Famille Noire)

Предметы чёрного семейства представляют собой плоские цветочные сюжеты на чёрном фоне. Для рисунка чаще всего используются фиолетовые, жёлтые, зелёные тона.

-19

Предметы семейств производились в конце 19 века.

Рельефный фарфор

Наиболее интересные техники декорирования рельефа фарфоровой поверхности — заимствованные приёмы из искусств резки по дереву, по металлу, по камню.

Прорезной фарфор

Прорезной фарфор известен в Китае более тысячи лет, но наиболее популярным он стал в эпоху династии Цин.

-20

Из такого фарфора чаще всего изготавливают вазы. Ажурный рисунок может быть одинаково-симметричным или же иметь определённый сюжет, связанный с формированием фона.

Данная техника заимствована из искусства резки по дереву и камню.

Линлун ("рисовые зёрна")

Техника рисовых зёрен 玲珑瓷 заключается в формировании светопроницаемого рисунка на поверхности фарфора.

-21

Он может иметь как достаточно простую одинаковую форму (буквально пара десятков овальных пятнышек, напоминающих рис), так и сложный набор оригинальных элементов, складывающихся в единый рисунок (см. изображение вазы наверху). Предмет при этом остаётся абсолютно рабочим и функциональным.

Данная техника заимствована из искусства резки по камню.

Фаланцай

Плотная гуюэсюаньская надглазурная роспись с контурами, образующая дополнительный выпуклый слой на теле посуды. Иногда контуры выполнены из серебряных или золотых нитей (подобно заполнению эмалей в клуазоне).

Данная техника заимствована из искусства работы с металлом (см., например, клуазоне или перегородчатую эмаль). Кроме того, она является переработанным опытом насмотренности на западную живопись и работу французских мастеров в Пекине в 1719 году.

Фаланцай всегда отличается роскошным видом. Максимальная насыщенность ярких красок: красного, жёлтого, синего, зелёного; выразительный проработанный рисунок (чаще всего, лотосы, пионы, хризантемы, цветущие сливы, птицы) — эта посуда всегда воспевает поэзию и великолепие жизни. Фарфор фаланцай предназначался исключительно для использования императором и членами его семьи.

Стиль Фан Шен 仿生

Фан шен (досл. — "имитация природы") — популярный в середине XIX века стиль, введённый Чэнем Годжи.

Изначально Чэнь, мастер по дереву, кости и камню, пытался подойти к фарфору со стороны техник уже известных ему материалов. И результат вышел совершенно ошеломительным!

Самые популярные мотивы гениальных работ Чэня: бамбук, лаковые изделия, слоновая кость — так понравились мастерам по фарфору, что он был тут же признан родоначальником нового стиля. Смотреть больше работ>>

Часть 3. Знаменитые школы китайской чайной керамики>>

Часть 2. Особенности китайской чайной керамики>>

Часть 1. Китайская керамика>>