Найти тему
авверушкин

Знаменитые школы китайской чайной керамики

Оглавление

4+1: Исинская керамика, Нисин Тао, Цзяньшуйская керамика, керамика Чаочжоу, Жунчан Тао. Пять Печей династии Сун: Жу Яо, Цзюнь Яо, Гуань Яо, Дин Яо, Лунцюань (Ди Яо и Гэ Яо). Узнаваемый стиль: Яочжоу, Цычжоу, Цзяньчжань (Цзянь Яо), Цзичжоу Яо.

Великая пятёрка (4 + 1)

Исинская керамика, Нисин Тао, Цзяньшуйская керамика, керамика из Чаочжоу, Жунчан Тао чжоу
Исинская керамика, Нисин Тао, Цзяньшуйская керамика, керамика из Чаочжоу, Жунчан Тао чжоу

Исинская керамика 宜兴茶壶

📍 городской уезд Исин округа Уси провинции Цзянсу

Знаменитая китайская чайная керамика, считающаяся идеальной для монозаваривания тёмных улунов, красных и чёрных чаёв. Отличается превосходной теплопроводностью, прочностью, высокой пористостью, выразительными органическими формами. Главные достоинства керамики — впитывание чайником аромата чая, тонкое взаимодействие его глины с чайными листьями.

Для исинцев действует правило: один чай — один чайник.

Особенности керамики:

  • многообразие нестандартных природных форм
  • наиболее часто встречающийся декор: резьба по керамике, лепные украшения, опечатанный узор, объёмная резьба, инкрустация, работа с фактурой
  • однотонный неяркий цвет
  • отсутствие глазури
  • увесистость, не обжигает руки
  • естественная жирная полировка и впитанный со временем аромат от наработки — ценные следы бытования (чайник привыкает к одному сорту чая, усиливает его вкус)

В изготовлении чайника участвуют около 50 предметов. Подготовка сырья для его тела занимает примерно 45 дней, а само изготовление — ещё 10. Считается, что рождение чайника объединяет в себе сразу несколько искусств: гончарное искусство, резьбу по дереву, резьбу по камню, поэзию, каллиграфию, живопись, мифологию и знание священных текстов.

Сырьё: фиолетовая глина Цзы Ни (красно-коричневый, тёмно-коричневый цвет чайника после обжига), зелёная глина Люй Ни (желтоватый, зеленоватый, коричневатый цвет чайника после обжига), редкая красная глина Хун Ни (алый, красно-рыжий, пурпурно-красный цвет чайника после обжига), замешанная глина Дуань Ни (из-за смешения нескольких глин оттенки чайников после обжига бывают самыми разнообразными), Цзинь Ни (любая чистая порода; чайник, изготовленный из неё, отличается особенным блеском), редчайшая белая глина Бай Ни (идёт исключительно на изготовление декора чайников).

Обжиг при 1200°С для Цзы Ни, 1180°С — для Дуань Ни, 1080°С — для Люй Ни и Хун Ни.

Нисин Тао (керамика из Гуанси) 坭兴陶

📍 городской округ Циньчжоу провинции Гуанси

Гуанси называют второй керамической столицей Китая, т.к. его чайники в 1915 году получили золотую медаль на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско (тогда как керамика из Исина получила золото там же лишь спустя восемь лет).

Нисинский чайник является универсалом и подходит для заваривания тёмных улунов, красного и чёрного чая. Его визитная карточка — впечатляющий внешний вид: многослойность, глубокая резьба, переливы коричневого и бурого цветов, маслянистый блеск.

Особенности керамики:

  • фактурный многоуровневый декор (объёмная лепнина, аппликации, глубокая резьба, сложный многослойный рисунок)
  • цветовая гамма — переливы бурого и красноватого оттенков
  • гладкая поверхность с маслянистым блеском
  • толстые стенки, тяжесть в руке, металлический звук ("нисин тао" означает "плотная, металлизированная глина")
  • плотно притёртая крышка
  • универсал (не нарабатывается)

Для создания тела нисинского чайника требуется больше времени — ведь его сырьё более плотное. Изготовлением декоративных элементов занимается отдельно выделенный высококлассный специалист. Обжиг готового чайника занимает 1–3 дня, после чего его вручную полируют до маслянистого блеска.

Сырьё: белая и красная глина, отличающаяся большой усадкой и большим содержанием оксидов алюминия и железа (поэтому форм чайников у нисинской керамики не так уж много).

Обжиг при 1200°С.

Цзяньшуйская керамика 建水紫

📍 город Цзяньшуй Хунхэ-Хани-Ийского АО провинции Юньнань

"Чистая, как вода, твёрдая, как железо, жирная, как нефрит, звонкая, как цинь", — керамика из Юньнаня славится своими простыми, идеально вылепленными формами и изящным рисунком из жидкой глины контрастного цвета. Чаще всего чайник используют для заваривания пуэра (чьи кусты как раз произрастают в этой же провинции).

Чайнички выглядят миниатюрными, монолитными, элегантными. Они прекрасно держат тепло, у них очень плотная тяжёлая структура.

Цзяньшуйская керамика — обладатель многих международных наград: 1921 (золотая медаль Панамской выставки), 2008 (статус "Нематериальное культурное наследие II степени"), 2010 (звание "Знаменитое место производства китайской керамики").

Особенности керамики:

  • маленький размер, простые формы, изящный рисунок жидкой глиной
  • гладкая поверхность, зеркальный блеск
  • толстые стенки, тяжесть в руке, металлический звук
  • идеально притёртая крышка
  • быстрый слив
  • универсал (не нарабатывается)

Подготовка глины занимает примерно 3 недели. Изготовление тела чайника на гончарном круге производится одним мастером, а его украшение, вырезание рисунка и заполнение резьбы жидкой глиной другого цвета, — другим. Обжиг изделия происходит в два этапа — равно как и последующая полировка (которая, к слову, появилась только в ХХ веке в угоду моде).

Сырьё: тело чайника — богатые оксидами металлов пурпурная глина Цзы Тао и белая глина Бай Ни. Для заполнения резьбы рисунка используется жидкая зелёная, жёлтая, серая глина.

Двойной обжиг при 1100–1300°С и 900°С.

Керамика из Чаочжоу 潮州陶

📍 городской округ Чаочжоу провинции Гуандун

Керамика из Чаочжоу отличается смелым чувственным стилем, насыщенным красно-коричневым цветом, тонкими стенками и минимальной внешней декоративностью. Полировка, резьба, аппликации, как правило, здесь либо вовсе отсутствуют, либо присутствуют в минимальном виде (например, как рисунок расходящимися кругами разных глин).

Её главное достоинство — тактильность, удовольствие от общения чайного человека с чайником; её надо трогать, её надо слушать. В 2008 году керамика удостоилась получения статуса "Нематериальное культурное наследие Китая".

Особенности керамики:

  • максимально выверенный стиль и дизайн (внутренняя харизма вместо внешних украшений)
  • бархатистая, гладкая поверхность, естественный сатиновый блеск
  • звонкое тонкостенное тело
  • идеальная геометрия, тщательно подогнанная крышка
  • чайники отлично подходят для заваривания даньцунов, красных и чёрных чаёв

Сырьё: красная глина Хун Ни, очень пластичная и отличающаяся минимальной усадкой (15% против исинской красной в 30%, например).

Обжиг при 1200–1260°С.

Жунчан Тао 荣昌陶

📍 район Жунчан города Чунцин провинции Сычуань

Керамика Жунчан отличается тонкостенностью, звонкостью, ярким киноварным цветом. Про неё говорят так: "Красная как мармелад, тонкая как бумага, блестящая как зеркало" — последняя характеристика относится к одному из популярных видов декорирования Жунчан: тёмному глазурованию с эффектом металлизированной поверхности. Также встречается классический вид Жунчан: неглазурованная красная поверхность с лёгким вырезным рисунком, заполненным светлой жидкой глиной; в этом случае поверхность чайника имеет естественный матовый блеск.

В 2011 году керамика удостоилась получения статуса "Нематериальное культурное наследие Китая".

Особенности керамики:

  • простые элегантные формы цвета сандала (красно-киноварные оттенки)
  • тонкие звонкие стенки
  • неглазурованная форма Жунчан: вырезные рисунки, заливка рисунка жидкой глиной белого цвета
  • глазурованная форма Жунчан: тёмные эмали (чёрная, тёмно-зелёная), непредсказуемость поведения золотых и серебристых пятен

Производство керамики состоит из 20 этапов. Два основных визуальных направления — это неглазурованная красная поверхность с вырезным рисунком, заполненным жидкой белой глиной и тёмная глазурованная керамика с металлизированными пятнами.

Сырьё: смешанная глина (фиолетовая с красными оттенками), жидкая белая глина.

Обжиг при 900–1200°С.

Стили керамического обжига золотой эпохи (Печи династии Сун)

Жу Яо, Цзюнь Яо, Гуань Яо, Лунцюань, Дин Яо
Жу Яо, Цзюнь Яо, Гуань Яо, Лунцюань, Дин Яо

Жу Яо 汝窑

📍 дер. Цинлянси уезда Баофэн провинции Хэнань

Тонкостенный императорский фарфор мягких форм благородных небесно-голубых и бирюзовых оттенков с тонкой сеткой кракле, проявляющейся со временем, и шелковистым внутренним сиянием:

"Голубизной подобен небу, гладкий, как драгоценный нефрит, покрыт узором тонким, как крыло цикады, сияет светом утренней звезды."

Керамика Жу Яо была создана во времена императора Хуэй-цзуна в 1100 году и просуществовала всего 20 лет — с падением Северной Сун печи, разбросанные по столичным предместьям Кайфына (бывш. столица Китая и величайший город мира того времени, сейчас — уезд Баофэн провинции Хэнань), пришли в запустение и были разрушены.

Жу Яо изготовлялась специально для императора и была именной, клеймо принадлежности посуды ставилось на дно пиал и иных сосудов. Изделия, которые не подошли высшему двору, раздавались придворным. До нашего времени уцелело порядка 80 предметов этой керамики.

Особенности:

  • мягкие формы
  • нежная сияющая шелковистая поверхность (в глазурь добавлялся толчёный агат)
  • благородные оттенки: небесно-голубой, голубой, бледно-голубой, бледно-пепельный, пепельно-серый, зеленоватый, сине-зелёный, тёмный сине-зелёный, горохово-зелёный, серо-зелёный, цвет голубого неба после дождя
  • неглазурованный край посуды отличается по цвету с остальным телом посуды, но является гладким
  • отсутствие декорирования
  • кракле цвета земли постепенно проявляется со временем — ценные следы бытования (это связано с тем, что изделия подвергаются медленному обжигу: температура с 800°С медленно повышается до 1050–1200°С, глазурь с этот момент прилегает неплотно. Керамика очень нежная и сразу нагревать её нельзя: глазурь мигом потемнеет)

Печи Жу Яо были найдены в провинции Хэнань во время раскопок в 50-х гг. ХХ века. Технология данной керамики была восстановлена спустя сорок лет.

Цзюнь Яо 钧窑

📍 уезд Юйчжоу провинции Хэнань

Керамика с многослойной разноцветной глазурью — всеми оттенками синего, малинового и фиолетового — оригинальный рисунок которой состоит из непредсказуемых пятен, потёков, вкраплений и брызг.

"Фиолетово-зелёный цвет, превращающийся в дымку на фоне заходящего солнца."

Красота Цзюнь Яо — в её яркости и неповторимости. Многократное взаимодействие глазури с частицами кремнезёма, алюминия, меди, железа, фосфора каждый раз непредсказуемо. Изделия, проходящие от 4 до 10 шагов глазурования, часто отправляются в брак, а те 30%, которые проходят через все стадии, признаются предметами искусства.

Особенности:

  • рисунок состоит из разноцветных вкраплений, пятен, потёков и брызг
  • изделие может иметь тонкие или толстые стенки
  • стеклянный блеск (высокая температура обжига — до 1380°С)
  • цвета: сине-серый, тёмно-лиловый, серебристо-голубой, тёмно-розовый, пурпурный, лиловый, красный, фиолетовый

Печи Цзюнь Яо были найдены в провинции Хэнань во время раскопок в середине ХХ века. Технология данной керамики была частично восстановлена в 1955 году (поиск правильной фиолетовой глазури пока продолжается).

Гуань Яо 官窑

📍 город Бяньцзин (ныне Кайфен) провинции Хенань и город Ханьжоу провинции Жецзин

Тонкостенная императорская селадоновая керамика с изящными формами, кракелюром и контрастным ободком (серым, рыжеватым, фиолетовым, коричневым "ртом"). Основание глазурью не обрабатывалось ("железные ноги").

Чаще всего из керамики делали не столько чаши, сколько миски, тарелки, вазы, кувшины.

Различают Гуань Яо Северной Сун и Южной Сун. Первая отличается более гладкой поверхностью, сдержанными оттенками, тёмным ртом — она походит на Жу Яо. Южная Сун имеет более затейливые формы и яркие цвета.

Особенности:

  • элегантная форма
  • тонкие стенки
  • селадон (зелёно-голубоватые оттенки глазури)
  • матовый или стеклянный блеск
  • "фиолетовый рот, железные ноги"
  • кракелюры, проявляющиеся со временем (ценные следы бытования)

Технология Гуань Яо была восстановлена в конце ХХ века.

Дин Яо (定窑)

📍 округ Баодин провинции Хэбэй

Фарфор Дин Яо — белоснежный, торжественный и хрупкий — был знаком безусловной красоты и изящества. Его декорирование заключалось в утончённости форм, в лепке и многослойной резьбе белым по белому.

Дин Яо была официальной посудой императорского двора, а также являлась наградной посудой для заслуг чиновникам.

Дин Яо — это совершенство формы и внутреннего стиля. Тут нет многоцветия или монументальности, но фарфор ощущается праздничным, аристократичным, величественным.

Основной цвет изделий — белый (белый тон, белые украшения); допускается серебристая/золотистая/медная кайма по краю изделия.

Особенности:

  • изящная форма
  • тонкие стенки
  • объёмный рисунок белый по белому (резьба, лепка)
  • основной цвет: белый, также существовали чёрная и тёмно-зелёная глазури

Керамика Лунцюань: Гэ Яо (哥窑) и Ди Яо (弟窑)

📍 город Лунцюань провинции Чжэцзян

Лунцюань — селадоновый фарфор родом из городка на границе провинций Чжэцзян, Цзянси и Фуцзянь. Он отличается красивой сетью тёмного кракелюра.

По сути, Лунцюань (Драконий источник) объединяет в себе два стиля фарфорового селадона: Печь Старшего брата Гэ Яо и Печь Младшего брата Ди Яо.

Гэ Яо узнать легко: тонкий узор трещинок по толстому слою светлой глазури (белой или светло-серо-зелёной), края залиты глазурью, "ноги" остаются неглазурованными. Ди Яо отличается узором тёмных трещинок и "коричневым ртом" по зелёной глазури мэйцзы-цин (зелёная слива).

Особенности:

  • селадоновый фарфор (у Гэ Яо более светлые и сдержанные оттенки, у Ди Яо — более яркие и зелёные)
  • толстый слой глазури (у Гэ Яо внахлёст краёв, у Ди Яо — до краёв со светлым "ртом")
  • заметная сеть кракелюра (у Гэ Яо — более тёмная)
  • нежная сатиновая поверхность с матовым блеском у Гэ Яо, со стеклянным у Ди Яо

Узнаваемый стиль

Яочжоу, Цычжоу, Цзянь Яо, Цзичжоу Яо
Яочжоу, Цычжоу, Цзянь Яо, Цзичжоу Яо

Керамика Яочжоу 耀州窑

📍 город Яочжоу провинции Шэньси

Северно-китайская селадоновая керамика, для которой характерен многослойный контрастный вырезной рисунок, стеклянный блеск поверхности, сдержанные цвета глазурей. Ярким акцентом Яочжоу является оголение тела керамики со временем (выступание рыжих островков по верхнему краю рисунка).

Яочжоу — прародитель японского, вьетнамского и корейского селадона.

В 2006 году керамика удостоилась получения статуса "Нематериальное культурное наследие Китая".

Основные приёмы декорирования Яочжоу: выдавливание, вырезание, тиснение (трафарет).

Особенности:

  • сдержанные зеленоватые цвета (серо-зелёная, пепельно-зелёная, зеленовато-коричневая, зеленовато-жёлтая, оливковая глазурь)
  • гладкая поверхность снаружи и внутри (двойное глазурование)
  • вырезной объёмный рисунок (цветы, птицы, звери, мифические существа, геометрический рисунок)
  • со временем в керамике выступают ржаво-рыжие островки (ценные следы бытования)

Технология Яочжоу была восстановлена в 70-х гг. ХХ века. Правда, в настоящее время объёмный рисунок вырезают не вручную, а трафаретом.

Керамика Цычжоу 磁州窑

📍 город Цычжоу провинции Хэбэй (также города Ханьдань и Гуантай того же Хэбэя)

Цычжоу — наследница древнекитайской ангобированной китайской керамики. Её основная гамма является чёрно-бежевой, также встречаются красный и зелёный цвета.

В 2006 году керамика удостоилась получения статуса "Нематериальное культурное наследие Китая".

Производство керамики включает в себя 72 этапа. Обжиг происходит при 1170–1270°С. Цветные рисунки на керамические изделия наносятся безглазурным методом — с помощью жидкой глины контрастного цвета (ангоба).

Особенности:

  • простые понятные цвета: молочный (сероватый, кремово-жёлтый, тёмно-бежевый, светло-коричневый), чёрный, зелёный, цвет ржавчины (красноватый)
  • контрастный рисунок (чёрное на светлом)
  • ангобирование белой жидкой глиной
  • сатиновая поверхность с естественным блеском
  • отсутствие полировки и сложных декоративных украшений

Цзянь Яо (Цзяньчжань) 建盏

📍 город Наньпин провинции Фуцзянь

Чёрная китайская керамика с разноцветным металлическим эффектом и оригинальным узором, рождённым в драконовых печах лунъяо 龙窑 близ знаменитых чайных гор Уишань.

Цзянь Яо неизменно вызывает восторг у любого чайного человека; как её только не называют: "искусство земли и огня", "король чайной посуды", "вселенная в чашке". В Японии чаши Цзянь Яо, рождённые в династию Сун в технике "небесные глаза" считаются деяниями богов (а никак не посудой, созданной человеком).

Особенности:

  • простая понятная форма (большая чаша династии Сун, в которой удобно взбивать чай венчиком — как сейчас взбивают в японском тяване маттю)
  • толстые стенки
  • непредсказуемость поведения металлического рисунка, созданного по любому из стилей ("панцирь черепахи", "заячий мех", "перья куропатки", "кожа угря", "ржавые пятна", "масляные пятна", "чёрное золото", "красная хурма", "порошок из листьев зелёного чая", "небесные глаза" (она же "вселенная в чашке")
  • глазурь не достаёт до основания, часто заметен эффект подтекающей или падающей капли
Наиболее ценный стиль Цзянь Яо — "небесные глаза". До нашего времени уцелело всего три таких чаши в целом состоянии, все они находятся в Японии и имеют статус национального достояния.
Данный факт связан с тем, что неожиданно рождённые в драконовой печи "небесные глаза" считались в Китае предвестниками бед и несчастий, их неизменно раскалывали. И только японские монахи, жившие в китайском монастыре Тяньму, бережно сохранили "небесные глаза" и увезли их к себе домой.
Стиль Цзянь Яо по-японски называется тэммоку.

Технология Цзянь Яо в общем виде была восстановлена в 1977 году, однако, некоторые нюансы (знаменитые "небесные глаза") до сих пор остаются неразгаданными.

Цзичжоу Яо 吉州窑

📍 город Юнхэ округа Цзичжоу провинции Цзянси

Первое направление Цзичжоу — тёмная керамика с контрастными желтовато-золотистыми узорами, выполненными подглазурным методом. Одним из её уникальных узнаваемых решений является техника "древесный лист" (аппликации листьями и бумагой).

Второе направление — т.наз. народная цзичжоуская керамика: светлая посуда с чёрной надглазурной росписью; чайные чаши из неё встречаются достаточно редко, в основном, производство включало в себя утилитарные повседневные предметы вроде мисок, тарелок, ваз, кувшинов.

Особенности:

  • простая форма
  • тонкий слой глазури (отсутствует эффект подтекающей капли, как у Цзянь Яо)
  • надглазурная и подглазурная роспись у двух разных видов керамики Цзичжоу (чайной и бытовой)
  • контрастность фона и узоров (светлое на тёмном), возможен светлый ободок по краю чаши
  • самый популярный вариант декорирования — жёлтая глазурь по чёрному телу чаши (техники "панцирь черепахи", "кроличий мех", "перья куропатки")
  • оригинальный узор керамики из Цзичжоу — аппликации из бумаги и листьев (стиль "древесный лист"). Чаще всего на чашах можно встретить листья тутового дерева (ибо у монахов есть поверье: регулярное наблюдение листьев тутового дерева способствует постижению дзена), листья тополя, клёна, камфоры, персика, тика, гинкго, листья медовой акации и листья стручков фасоли

Продолжение следует...

<<Часть 4. Китайский фарфор

Часть 2. Особенности китайской чайной керамики>>

Часть 1. Китайская керамика>>

Еда
6,93 млн интересуются