9–10.05.2017 в Челябинском государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Аркаим» десятки школьных учителей истории Челябинской области (далее ЧО) (из городов Касли, Троицк, Южноуральск, Челябинск, Магнитогорск, Карталы, посёлков Кизильского и Брединского районов) прослушали областной модульный курс повышения квалификации «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников.
«Аркаим и "Страна городов": практические аспекты изучения в школе», разработанный сотрудниками музея-заповедника «Аркаим» совместно с кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинского института повышения квалификации работников образования. Для участников семинара были организованы экскурсии на все музейные объекты заповедника.
Фильм «Аркаим. Колесница времени», снятый АртМедиа Группой телеканала «Моя планета» при поддержке губернатора и правительства ЧО (один из спонсоров ленты — Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив 2020, учреждённый И. Н. Текслер — супругой губернатора ЧО), был впервые показан в Челябинске 29.01.2022 в кинотеатре им. А. С. Пушкина.
Соавторами и главными героями киноленты стали сотрудники Научно-образовательного центра евразийских исследований Южно-Уральского госуниверситета (ЮУрГУ) — заведующий его лабораторией экспериментальной археологии И. А. Семьян, к.и.н. И. В. Чечушков и их научный руководитель д.и.н. А. В. Епимахов.
В Челябинске показы претенциозно объявленного на афишах «мировой сенсацией» фильма шли каждый день, по выходным — по шесть трансляций; также — в 124 кинотеатрах, сельских и районных домах и дворцах культуры и виртуально-концертных залах музеев и библиотек по всей ЧО.
Фильм увидели учащиеся разных возрастов различных образовательных учреждений, курсанты Казачьего кадетского корпуса ГБПОУ "Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова" (Златоуст), будущие учителя истории — студенты исторического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Челябинск), студенты-историки Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, педагоги ЧО во время семинара-совещания “Реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»” в мультимедийном историческом парке «Россия — моя история» (Челябинск, 28.02.2022).
В марте 2022 Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив 2020 И. Н. Текслер выиграл грант на реализацию культурно-просветительского проекта «Аркаим: код цивилизации», в рамках которого осенью 2022 г. в школах ЧО прошли внеурочные занятия по краеведению для учащихся в возрасте 10–16 лет с просмотром фильма «Аркаим: колесница времени» и проведением настольной игры «Синташта», разработанной супругой И. А. Семьяна, сотрудницей музея-заповедника «Аркаим» М. В. Семьян.
24.03.2022 в Челябинске был запущен проект о бронзовом веке Южного Урала «Путешествие в Страну городов», подготовленный сотрудниками исторического парка «Россия — моя история», Челябинского государственного университета, Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив 2020 и ассоциации экспериментальной археологии «Археос» (директор — И. А. Семьян).
В рамках проекта состоялось открытие выставки «Интересное время: бронзовый век — век героев» с показом артефактов из раскопок ЧГУ, презентацией интерактивных мультимедийных стендов и натурных реконструкций древних предметов. На открытии выступила И. Н. Текслер. Среди экспонатов — «реконструкция» «синташтинской» «колесницы» авторства И. А. Семьяна и И. В. Чечушкова (см. ниже).
В сентябре 2022 г. в ЧО в рамках проекта «Синташтинский феномен» стартовала новая образовательная программа для 300 школьников 5–7 классов шести школ села Мирное, поселков Бреды и Рымнинский Брединского района ЧО, посвящённая археологическому памятнику Синташта, разработанная сотрудниками музея-заповедника «Аркаим».
Программа состоит из двух частей — сначала аудиторные занятия в школе с прослушиванием рассказа о Синташте и затем экскурсия на законсервированный раскоп.
18–20.12.2022 в Челябинске в Доме молодёжи прошёл I Съезд Российского Движения детей и молодёжи с участием более 3000 человек, на котором делегация ЧО представила настольную игру «Синташта», а начальнику управления Президента РФ по общественным проектам С. Г. Новикову продемонстрировали Золотую колесницу из Аркаима.
В сентябре 2023 г. в историческом музее Челябинска открылась осенняя выставка «История моей лошади. 40 тысяч лет вместе». Среди её экспонатов в экспозиции «Детский музей» — графическая «реконструкция» боевой колесницы синташтинской археологической культуры (САК) и модель «древнейшей на планете колесницы» из погребения САК, «реконструированная» сотрудниками ассоциации экспериментальной археологии «Археос» (директор — И. А. Семьян).
Именно эта повозка принимала участие в съёмках фильма «Аркаим. Колесница времени», а сам И. А Семьян был её возницей.
В конце сентября 2023 г. в рамках проекта «Тур выходного дня» с экскурсией в заповеднике и музее «Аркаим» побывали 240 учеников 14 школ ЧО.
Все эти и многие другие безусловно полезные, на первый взгляд, для исторического просвещения, культурного развития, профессионального ориентирования и патриотического воспитания школьников ЧО мероприятия при элементарном критическом изучении содержания и качества преподносимой учащимся информации следует охарактеризовать как массированное навязывание псевдонауки, в результате чего у детей и молодёжи формируется и на поколения вперёд закладывается лженаучное мировоззрение.
Приведём конкретные факты. [11; 13; 14; 15; 17]
Первый — культивирование псевдонаучного мифа об изобретении и использовании первых в мире боевых колесниц древними обитателями Южного Урала в эпоху бронзы. В 2011 г. для выставки «Аркаим — поселение эпохи бронзы. Древнейшие индоевропейцы в степях Урала» мастер В. И. Филиппов выполнил на основе графической «реконструкции» В. Ф. Генинга якобы по материалам погребения 28 Синташтинского могильника уменьшенную копию «колесницы» [1, с. 98, 108] — но в этой могиле были зафиксированы только отпечатки нижних третей пары спицевых колёс неизвестного типа повозки. С тех пор эта модель входит в постоянную экспозицию музея-заповедника «Аркаим» и участвует в его выездных выставках.
В 2017 г. по программе целевого финансирования Министерства культуры ЧО под руководством заместителя директора музея-заповедника «Аркаим», к.и.н. А. М. Кисленко создана для выставки «Аркаим: взгляд через века» телегоподобная и очень тяжёлая (её переносили шесть человек) «реконструкция» повозки якобы синташтинско-аркаимского типа [7, с. 5–6, 22, 24–27] из брёвен, жердей и фанеры — естественно, современными инструментами и с нарушением всех научных принципов исторической и археологической реконструкции. После показа на выставке XIV Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств в ноябре 2017 г. эта грубая фальсификация является одним из экспонатов постоянной экспозиции музея в заповеднике «Аркаим».
Активное участие в её изготовлении и рекламе принимал И. А. Семьян — один из организаторов ежегодно проводимого на Аркаиме с 11.06.2017 фестиваля исторической реконструкции «Пламя Аркаима», который посещают тысячи детей и взрослых.
13.06.2021 на пятом по счёту фестивале И. А. Семьян представил неискушённой публике откровенную фальсификацию под видом аркаимской «колесницы» уже своего авторства совместно с И. В. Чечушковым, 30–31.07.2022 на шестом фестивале — уже два экземпляра (третий был выставлен в аэропорту Челябинска) (см. ниже).
На всех этих и многих других историко-просветительских мероприятиях стал обязательным к просмотру фильм «Аркаим. Колесница времени», простой анализ содержания которого демонстрирует лженаучность как самой киноленты, так и взятого за его основу «эксперимента» по «воссозданию» синташтинской колесницы и езды на ней.
Ляпов «экспериментаторами» и «реконструкторами» И. А. Семьяном и И. В. Чечушковым было допущено и показано столько, что остаётся только удивляться их смелости (или наглости…) выставить эту кричащую фальсификацию на суд коллег размещением в ведущем специализированном журнале «Российская археология» своей статьи с описанием данного «эксперимента». [21] За основу киноленты и статьи взята «реконструкция» «древнейшей» «арийской» «колесницы» из могильника САК Кривое Озеро с никогда и нигде не зафиксированным разрезом днища между ног возницы для основания дышла для гашения колебаний повозки при езде по принципу лишь недавно изобретённого гироскутера. Рассказчик в фильме признаёт: «какую форму и размер имела каждая деталь… — всё это предстоит рассчитать, угадать» (по хронометражу —17:17-24), а ещё один герой кинофильма, научный руководитель «экспериментаторов» и «реконструкторов» д.и.н. А. В. Епимахов поясняет: «резко недоставало исходных данных для создания колесницы… дерево не сохранилось… сумели зарисовать по разнице цветовой гаммы песка» (по хронометражу — 16:42-58). Правда, зарисовать в Кривом Озере смогли только контуры нескольких кусков днища, половинок колёс на оси и отдельных, беспорядочных и разрозненных элементов надстройки — без кузова или соответствующей ему системы перил — но об этом создатели киноленты и авторы «реконструкции» и «эксперимента» умалчивают.
Сам раскопщик этой могилы д.и.н. Н. Б. Виноградов уже отказался от своей интерпретации найденного им погребения как колесничного и считает, что оно содержало лишь имитацию погребальной повозки в виде лишь пары колёс на оси — по которым никак нельзя определить тип транспортного средства (стоячий, сидячий, (полу)лежачий, платформенный) и тем более — научно его реконструировать. [2]
Неаутентичными авторы фильма «Аркаим. Колесница времени» признают слишком больших лошадей и древесину для изготовления повозки (по хронометражу — 22:47-55). Также они сообщают, что «деревянные детали вытачивались на современном плотницком станке» (по хронометражу — 22:40-45), что показано в самой киноленте (по хронометражу — 17:16-17, 17:20-21, 17:23-25).
На кадрах из мастерской кожаные ремни для крепления сочленений повозки нарезают современным ножом (по хронометражу — 7:19-21), пазы для крепления спиц в ступице вытачивают современными стамеской и долотом и при этом перед мастером на столе лежат другие современные инструменты для обработки дерева (в частности, двуручный скобель) (по хронометражу — 7:29-36).
Чертежи повозки и её деталей создавались с применением современной компьютерной техники (16:15-20, 16:30-31 и 16:35-37).
Кожаные ремни для упряжи И. В. Чечушков в фильме тоже нарезает современным ножом (по хронометражу — 27:03-05).
Во время пробного заезда с переворотом повозки с И. А. Семьяном на ней на первом резком повороте на скорости при езде по открытой степи (по хронометражу — 43:00-44:31, 45:45-49) использовалась не реконструированная упряжь лошадей с костяными или роговыми репликами древних псалиев (нащёчных пластин с шипами для управления лошадьми), а современная — с железными кольцами, пряжками и др. элементами (по хронометражу — 41:52-59, 42:18-19, 42:26-30, 45:32-35, 45:42-45).
Современная упряжь использовалась вместо реконструированной и во время других «экспериментальных» заездов на опушке леса и по грунтовой дороге (по хронометражу — 35:52-55, 36:08-18, 36:25-32).
При пробном проезде И. В. Чечушкова по мягкой песчаной площадке ведомые шагом лошади уже через несколько секунд сломали дышло (по хронометражу — 24:37-45).
На шестом фестивале исторической реконструкции «Пламя Аркаима» 30–31.07.2022 фальсификаторами был проведён ещё один «эксперимент» — на этот раз был нанят профессиональный каскадёр и лучник Н. Прескура — но и он смог кое-как стрелять из лука, стоя рядом с исполнявшим роль возницы И. А. Семьяном, только после остановки транспортного средства либо при медленной езде, потому что во время быстрого движения и поворотов ему приходилось держаться за поручень, чтобы не упасть с повозки.
Несмотря на очевидный провал, очередной «эксперимент» тут же объявили «доказательством» «реального» «применения» «боевой» «колесницы» синташтинцами. Всё это превращает «реконструкцию» и «эксперименты» И. А. Семьяна и И. В. Чечушкова в откровенную фальсификацию и лженаучную халтуру. Назвать подобную деятельность трёх сотрудников ЮУрГУ применением научного экспериментального метода в археологическом исследовании язык не поворачивается.
Неискушённому зрителю и слушателю как доказанное, всеми принятое и неоспоримое научное знание навязывается спорная и не обоснованная фактическими свидетельствами интерпретация погребений САК с колёсными ямками и редкими деталями колёсной пары неизвестного типа повозки как могильных ям с настоящими колесницами. Однако целый ряд крупнейших колесницеведов и общепризнанных специалистов по истории древнего колёсного транспорта отказывается считать повозки САК колесницами — это сотрудница университета Калифорнии в Лос-Анджелесе К. Джоунс-Блей [26], носящая титул «великой женщины иппологии» (la grande dame d’hippologie) М. Э. Литтауэр и Professor Emeritus университета в Амстердаме Й. Кроуэл [24, p. 45, 51–52], к.и.н., сотрудница знаменитого музея Метрополитен в Нью-Йорке Е. В. Избицер [6, с. 188–189], Professor Emeritus классических исследований департамента классических и средиземноморских исследований университета Вандербилта в Теннесси, специалист по древнему вооружению Р. Дрюз [25, p. 43, 45, 49]. Недавно нами была предложена альтернативная интерпретация двуколок САК как сидячих или (полу)лежачих пароконных двухколёсных дышловых повозок. [12]
Тот же Н. Б. Виноградов указывает: «не все учёные считают, что в синташтинские гробницы помещались боевые колесницы «в сборе». Есть и те, кто полагает, что речь может идти скорее не о целых двухколёсных повозках в этих гробницах. Они считают, что в полы гробниц прикапывались лишь колёса. «Кузовом» подобной «повозки», как думали древние люди, была… сама деревянная гробница, которую вместе с погребённым «кони» влекли в «Страну мёртвых»... Речь, таким образом, не идёт о помещении в гробницу именно боевой колесницы. Описанная имитация погребальной повозки явно предназначалась для путешествия души умершего в иной мир как часть макетного воспроизведения погребального мифа. По размерам и по виду имитация эта не совпадала с реальными боевыми колесницами. Текст мифа этого не требовал. Ширина её колеи была обусловлена шириной погребальной камеры… Виды колёсных повозок и назначение аксессуаров узды упряжного коня у носителей степных культур бронзового века Южного Зауралья — предмет будущих жарких обсуждений в научной среде. Одни учёные полагают, что оттиски колёс со спицами из синташтинских и петровских гробниц принадлежали исключительно боевым колесницам, равно как и роговые псалии, роговые распределители ремней узды упряжных коней... Но есть и иная точка зрения. Согласно ей, лёгкие колеса со спицами были частью не только боевых колесниц, но и бытовых повозок самого разного вида и назначения. Как и роговые детали узды упряжных коней. Наблюдения за степенью износа и следами ремонтов некоторых из них убеждают также в их явно небоевом применении. Прийти к единой точке зрения поможет лишь большой объём специальных исследований, в частности экспериментальных работ». [5, с. 221, 249]
На примере интерпретации погребений с колёсными ямками САК можно было бы замечательно наглядно использовать метод проблемного обучения, изложив различные версии и точки зрения — но этого не делается.
Наоборот, число мифических синташтинско-петровских колесниц в псевдонаучных фантазиях южноуральских археологов-бронзовиков стремительно возрастает от работы к работе. Так, в 2018 г. А. В. Епимахов и И. В. Чечушков утверждают: «С текущим состоянием знаний об этом культурном материале мы можем сделать некоторые очень приблизительные оценки, которые следует рассматривать как минимальное возможное число [колесниц]… Всего есть 25 могильников, с общим целым между 80 и 130 курганами (80% CL). 21 полностью раскопанный курган дал остатки всего 15 колесниц, или 0.7 колесниц на курган в среднем. На этом уровне мы можем быть вполне уверены, что общее число колесниц, помещённых в курганы синташты, было между 56 и 91… Мы могли бы добавить оценённое количество колесниц от реальных остатков к числу, рассчитанному по псалиям, чтобы произвести самую щедрую приблизительную оценку в 90–146 в целом для всех взаимосвязанных общин синташты на протяжении всего 200-летнего периода» [23, p. 471–472].
А в 2022 г. И. А. Семьян и И. В. Чечушков уже заявляют: «Общее количество погребальных комплексов со следами колесниц составляет 27 шт. … На курган приходится в среднем 0.5 колесницы (11/21) или 1.3 колесницы на курган, если учесть имитации. Таким образом, общее количество погребённых колесниц может составлять 40–169 шт. Щитковые псалии являются альтернативным способом оценки. Зачастую они помещались в качестве символа колесницы, заменяя её… Общее количество щитковых псалиев во всех 25 могильниках, вероятно, составляет от 136 до 221, что соответствует 34–55 параконным упряжкам… Суммировав оценки, можно получить максимально возможное приближение в 74–224 колесниц для всех синташтинско-петровских поселков Зауралья, существовавших не более 200 лет... Максимальная оценка в 224 колесниц соответствует производству одной колесницы каждые 15–30 лет в каждом из 25 посёлков». [21, с. 29] Пуская пыль в глаза неискушённому читателю применением по видимости научного статистического метода, троица сотрудников ЮУрГУ ловко манипулирует имеющимися скудными данными о погребениях с колёсными ямками, подменяя факты субъективными интерпретациями и возводя на этой зыбкой основе гигантскую лженаучную пирамиду.
Однако совершенно очевидно, что при проведении подобных расчётов д.и.н., проф. А. В. Епимаховым, к.и.н. И. В. Чечушковым и заведующим лабораторией экспериментальной археологии И. А. Семьяном был проигнорирован общеизвестный математический закон из курса начальной школы — ноль, помноженный на любое число, всегда даёт ноль. De nihilo nihil — Из ничего — ничего. Поскольку ни в одном из погребений синташты-петровки-алакуля не найдено достоверных остатков/следов/деталей кузова и/или перил/поручня высотою не менее 90 см и дышла, единственно (при соналичии следов/остатков/деталей колёс, оси и ступиц) позволяющих с объективно-научной точки зрения идентифицировать погребение как колесничное (а не как погребение с двухколёсной повозкой неизвестного типа), мы получаем исходный ноль колесниц. Который при умножении на любое число курганов, псалиев и могильных ям будет всегда давать один и тот же ноль колесниц. Ex nihilo nihil fit — Из ничего ничто [не] происходит.
Тем более, что псалии могли применяться и в узде верховых коней (по последним палеоантропологическим данным, верховая езда практиковалась в степях Евразии ещё ямниками [27]), и в упряжи сидячих (даже одноконных оглобельно-дуговых и санного типа) повозок, а также для строгого контроля при приручении и первичной объездке молодых и норовистых особей [16].
Все эти спорные вопросы могли бы стать прекрасным материалом при использовании проблемного обучения в процессе историко-просветительской деятельности — но этого не делается.
Второй факт — культивирование полувекового мифа об укреплённых поселениях САК как о системе мощных крепостей «Страны Городов».
На различных культурно-просветительских мероприятиях и занятиях, в лженаучных кинолентах типа «Аркаим. Колесница времени» и «Аркаим. Страна Городов. Предки наших предков» (оба — с участием профессиональных археологов-бронзовиков Челябинска, первый — д.и.н. А. В. Епимахова, д.и.н. С. Г. Боталова, к.и.н. И. В. Чечушкова, И. А. Семьяна, второй — д.и.н., заместителя директора по науке музея-заповедника «Аркаим» Г. Б. Здановича, д.и.н. А. В. Епимахова, И. А. Семьяна, В. Г. Савина), музейных экспозициях и во время выездных выставок жителям ЧО и в т.ч. школьникам постоянно демонстрируются «реконструкции» и макеты не только «боевых» «колесниц» всевозможных разновидностей (— от компьютерных и рисованных до сделанных из дерева, фанеры и кожи — а в фильме «Аркаим. Страна Городов. Предки наших предков» И. А. Семьян вообще разъезжает с репликой копья бронзового века на модели «аркаимской колесницы» бронзового века с… железными ободьями и кольцами на ступицах и осью из железной трубы (по хронометражу — 0:24, 0:50, 33:11, 33:30, 34:33, 34:50 и далее)), но и, прежде всего, самого Аркаима в виде «огромной крепости» (здесь и далее фильм «Аркаим. Колесница времени», по хронометражу — 1:13-14) или неприступного замка с двойным кольцом «огромных стен» (по хронометражу — 3:28-29), «очень мощной для того времени глиняной крепости со стенами высотой до 5 метров» (по хронометражу — 9:55-10.02), «умного города бронзового века в степи» (по хронометражу — 11:18-20).
Спектр «реконструкций» здесь — от глинобитных валов с частоколом наверху до деревянных срубов с башнями и крытыми галереями, глубоким рвом, системой примыкающих друг к другу жилищ с плоскими крышами и конусообразными дымоходами и ливневой канализацией.
До сих пор в постоянной экспозиции и выездных выставках музея-заповедника «Аркаим» используются вводящие посетителей в заблуждение похожие на древнерусские крепости деревянные макеты Аркаима и его сегмента, выполненные художником А. Л. Жижилевым под руководством главного создателя псевдонаучного мифа о Стране Городов д.и.н. Г. Б. Здановича ещё в 2000 г. (инв. МАРК № НВФ 319). [22, илл. 2–3] Эти же макеты фигурируют в фильмах «Аркаим. Страна Городов. Предки наших предков» (по хронометражу — 12:25-44, 13:24-35) и «Аркаим. Колесница времени» (по хронометражу — 33:24-34:02). Большая часть из вышеперечисленного не имеет под собой археологических оснований и является вымышленной. [19] Так, ни одно поселение САК городом не являлось, кольца стен Аркаима функционировали неодновременно, вряд ли превышали 2 м в высоту, составляли вместе со рвом не более 160 м в поперечнике и не имели ярко выраженной оборонительной функции, башни, крытые галереи и конусообразные дымоходы никак не фиксируются, устройство крыш домов неизвестно, рвы имели разную глубину и не были непреодолимыми, канализация вряд ли представляла собою нечто большее помимо обычных канав для стока воды. До сих пор на музеефицированной части раскопа поселения Аркаим и в «воссозданном» аркаимском жилище можно увидеть кирпичную кладку в «реконструкции» стен и очага синташтинского дома — однако никаких следов древних кирпичей археологами зафиксировано не было; посетители музея-заповедника по-прежнему могут увидеть стенд с надписью «Страна Городов» (без кавычек!).
Третий факт — распространение ложных представлений о высокой степени милитаризации синташтинского общества и о наличии в нём прослойки профессиональных колесничных бойцов — будущих завоевателей всего Старого Света. При этом целый ряд специалистов указывает, что в синташтинско-петровских могилах с колёсными ямками, псалиями и оружием хоронили представителей самых разных профессий (металлургов, плотников, кожевников, рыбаков, священнослужителей, общинных лидеров), а также женщин и детей. [3, с. 90–91; 8; 20, с. 27–28] Однообразные жилища САК не позволяют говорить об имущественном и социальном неравенстве её создателей — никаких дворцов или домов вождей или воинов не выявлено. Как пишет Н. Б. Виноградов, «архитектура синташтинских укреплённых поселений не даёт ни малейшего повода для суждений о наличии в населявших их общинах военной элиты». [4, с. 78]
Сам И. А. Семьян признаёт: «Основной проблемой интерпретации синташтинских и петровских материалов является практически полное отсутствие археологически фиксируемых признаков конфликтов. Материалы поселений не имеют однозначных следов осад и сражений, военных катастроф. Антропологический материал не демонстрирует никаких остеологических маркёров боевого травматизма… Знатный человек не обязательно должен был владеть ремёслами, равно и реально участвовать в сражениях. Погребение с усопшим атрибутов войны могло являться показателем статуса и формальной принадлежности человека к военной функции. Как отмечал С. Венцл: «Иногда захоронение оружия играло символическую роль и тогда соответствующие могилы нельзя интерпретировать как воинские» ... Малое число наконечников стрел в материалах синташтинских поселений в сравнении со средним количеством жителей позволило сделать заключение об эпизодическом применении лука небольшим коллективом… Явных следов боевых действий ни один из изученных синташтинских укреплённых посёлков не имеет… Следов вооружённой борьбы за рудные ресурсы в виде свидетельств штурма поселений и антропологических последствий археологически мы не наблюдаем… Приходится ссылаться на отсутствие фактов в пользу вооружённой борьбы за контроль над торговлей…Говорить о существовании масштабных военных действий невозможно, т. к. прежде всего, отсутствуют антропологические доказательства… Отсутствие признаков самостоятельных, не вовлечённых в синташтинский и петровский социумы автохтонных культурных элементов, а также следов военных столкновений. Проведённый анализ демонстрирует невозможность надёжно зафиксировать такой феномен, как война в изучаемом контексте» [18, с. 42–44]. Но совсем другое И. А. Семьян рассказывает на историко-просветительских мероприятиях и в многочисленных видеофильмах, видеороликах и интервью.
Четвёртый факт — безосновательное причисление создателей САК к носителям индоевропейских либо индоиранских/арийских языков и к сочинителям гимнов Ригведы и Авесты.
Ни одного слова из языка синташтинцев науке неизвестно, их духовная культура и религия реконструируются лишь отрывочно.
Пятый факт — культивирование лженаучного мифа о вторжении колесничных отрядов синташтинцев Южного Урала в пояс земледельческих культур Древнего Востока от Китая до Южной Азии, Афганистана, Ирана, Закавказья, Месопотамии, Сирии, Египта, Анатолии, Балкан и Эгеиды с превращением синташтинцев в элиту цивилизаций перечисленных регионов (напр., фильм «Аркаим. Колесница времени», по хронометражу — 5:48-58, 47:53-48:16). [9; 10]
Шестой миф — о том, что варварская по сути и содержанию САК по уровню своего развития уже вышла на стадию цивилизации (напр., фильм «Аркаим. Колесница времени», по хронометражу — 1:02-03, 2.10-11, 20.35-37).
Седьмой момент — необоснованное, ложное преувеличение роли САК Южного Урала во всеобщей истории — «эта культура перевернула мировую историю» (напр., здесь и далее фильм «Аркаим. Колесница времени», по хронометражу — 1:34-37), «в бронзовом веке ни британских, ни других аналогов Аркаим не имел» (по хронометражу — 9:50-55), «это были одни из лучших воинов бронзового века на всём пространстве от Средиземного моря до Тихого океана» (по хронометражу — 14:22-30), «началась новая мировая военная история» (по хронометражу — 21:34-37), «первые профессиональные воины из Аркаима навсегда изменили искусство ведения боя в мировой истории» (по хронометражу — 38:02-09), «мы — последнее поколение мужского мира завоевателей, который возник в Аркаиме» (по хронометражу — 38:46-50), «Аркаим стал одним из центров всего индоевропейского мира, языковой прародиной для Индии и Ирана» (по хронометражу — 47:53-48:00), «они научили воевать все остальные народы, до которых смогли дотянуться» (по хронометражу — 48:33-48:36), «Аркаим — это точка отсчёта, место важное для понимания истории не только России, но и всего пространства от Средиземного моря до Тихого океана» (по хронометражу — 51:00-10).
Таким образом, на примере ЧО очевидна необходимость введения и соблюдения строгих научно-педагогических стандартов историко-просветительской деятельности с точки зрения её содержания, возможно, посредством создания независимой от регионального, корпоративного и парадигмального лоббирования комиссии профильных специалистов, которые после всестороннего обсуждения отберут действительно объективную и бесспорную (либо альтернативную, предназначенную для проблемного обучения) информацию для её последующего использования в образовательной работе с подрастающим поколением.
1. Arkaim. Поселение эпохи бронзы. Древнейшие индоевропейцы в степях Урала: каталог выставки / сост.: Г. Б. Зданович, Т. С. Малютина; науч. ред.: С. Я. Зданович. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2011. — 118 с.
2. Виноградов Н. Б. Миф о путешествии души и погребальные памятники синташтинского и петровского типа бронзового века в Южном Зауралье / Н. Б. Виноградов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — № 2 (49). — 2020. — С. 20–28.
3. Виноградов Н. Б. Степи Южного Урала и Казахстана в первые века II тыс. до н.э. (памятники синташтинского и петровского типа) / Н. Б. Виноградов. — Челябинск: Абрис, 2011. — 175 с.
4. Виноградов Н. Б. Синташта как транскультурный феномен / Н. Б. Виноградов // Поволжская археология. — №1 (23). — 2018. — С. 74–90.
5. Виноградов Н. Б. Южный Урал в древности и Средневековье: науч.-популяр. очерк / Н. Б. Виноградов. — Челябинск: Государственный исторический музей Южного Урала, 2022. — 449 с.
6. Избицер Е. В. Колесница с тормозом, или реконструкции без тормозов / Е. В. Избицер // Stratum plus. Культурная антропология и археология. — № 2: Лики далёких предков. — 2010. — С. 187–194.
7. Кисленко А. М., Валиахметов И. А. Древнейшие колесницы степей Евразии (к выставке «Аркаим: взгляд через века») / А. М. Кисленко, И. А. Валиахметов; Заповедник «Аркаим». — Челябинск: ООО РПГ «Жираф», 2018. — 32 с.
8. Подобед В. А., Усачук А. Н., Цимиданов В. В. Погребения с древнейшими псалиями степной Евразии: социологическая интерпретация / В. А. Подобед, А. Н. Усачук, В. В. Цимиданов // Уфимский археологический вестник. — Вып. 16. — 2016. — С. 28–71.
9. Семененко А. А. О предполагаемой миграции андроновцев в Индию из Евразийской степи и Средней Азии во II тыс. до нашей эры / А. А. Семененко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. — № 13 (132). — 2012. — Выпуск 23. — С. 5–10.
10. Семененко А. А. О возможности размещения первичного очага носителей индоевропейских языков в пограничье Ирана, Афганистана, Средней Азии и Индостана / А. А. Семененко // Труды Маргианской археологической экспедиции. — Том 7. Исследования Гонур-депе 2014-2015 гг. / Ред. Н. А. Дубова (отв. ред.), Е. В. Антонова, Р. Г. Мурадов, Р. М. Сатаев, А. А. Тишкин. — М.: Старый сад, 2018. — С. 202–220.
11. Семененко А. А. О научной недобросовестности авторов коллективной монографии по истории Южного Урала эпохи бронзы. Отзыв на книгу: Южный Урал в начале эпохи металлов. Бронзовый век / А. В. Епимахов и др. // История Южного Урала: В 8 т. — Т. 2. — Челябинск: Издательский центр ЮУРГУ, 2019. — 432 с. / А. А. Семененко // История. Общество. Политика / РИО ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского». — №3(19). — 2021. — С. 163–170.
12. Семененко А. А. Новая интерпретация погребений с колёсами синташты-петровки-алакуля / А. А. Семененко // Власть и общество в прошлом и настоящем: материалы Шестнадцатой региональной научной конференции (г. Воронеж, 3 февраля 2022) / под общ. ред. В. Н. Глазьева; Воронежский государственный университет. — Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2022. — С. 167–173.
13. Семененко А. А. О недопустимости распространения псевдонаучных данных через систему образовательных учреждений школьного и профессионального образования (на примере тиражирования псевдоколесничного «арийского» мифа в учреждениях образования Челябинской области) / А. А. Семененко // Современные аспекты образования, развития, воспитания в образовательном процессе: проблемы и пути решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки», 25 марта 2022 г.) / ред. колл. Т. Ю. Хабарова, Н. С. Махина, Д. Н. Припутневич, М. Н. Гребенникова. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. — С. 235–238.
14. Семененко А. А. Проблема соблюдения стандартов просветительско-образовательной и научно-реконструкторской деятельности учреждениями науки и культуры (на примере заповедника «Аркаим») / А. А. Семененко // Традиционная и инновационная педагогика в современной системе образования и воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции (АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки», 23 ноября 2022 г., г. Воронеж) / ред. колл.: Т. Ю. Хабарова, Н. С. Махина, Д. Н. Припутневич, М. Н. Гребенникова. — Воронеж: ВГПУ, 2022. — С. 379–381.
15. Семененко А. А. Псевдонаука и фальсификация под видом просветительско-образовательной деятельности (о фильме «Аркаим. Колесница времени») / А. А. Семененко // Традиционная и инновационная педагогика в современной системе образования и воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции (АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки», 23 ноября 2022 г., г. Воронеж) / ред. колл.: Т. Ю. Хабарова, Н. С. Махина, Д. Н. Припутневич, М. Н. Гребенникова. — Воронеж: ВГПУ, 2022. — С. 375–378.
16. Семененко А. А. «Аргумент» псалиев в «доказательстве» колесничной природы погребений синташты-петровки-алакуля. Доклад на XVII ежегодной Всероссийской научной конференции исторического факультета Воронежского государственного университета "Власть и общество в исследованиях историков, политологов, социологов" 03.02.2023 / А. А. Семененко: URL: https://youtu.be/1dNK1oSGTrc (дата обращения 29.09.2023).
17. Семененко А. А. Симулякр вместо факта как основа системы подготовки археологических и историко-педагогических кадров и школьников в учреждениях образования Челябинской области (на примере преподавания истории бронзового века Южного Урала) / А. А. Семененко // Современный учебно-воспитательный процесс: актуальные задачи и пути их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки», 20 апреля 2023 г.) / ред. колл.: Т. Ю. Хабарова, Н. С. Махина, Д. Н. Припутневич, М. Н. Гребенникова. — Воронеж: ВГПУ, 2023. — С. 264–273.
18. Семьян И. А. Археология конфликтов. К проблеме военного дела синташтинской и петровской культур / И. А. Семьян // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия: Социально-гуманитарные науки. — Т. 14, №1. — 2014. — С. 41–46.
19. Солдаткин Н. В. Архитектура укреплённых поселений синташтинско-петровского типа в существующих вариантах визуальных реконструкций / Н. В. Солдаткин // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — №1 (48). — 2020. — С. 15–25.
20. Ткачев В. В. Степное Приуралье на рубеже эпох средней и поздней бронзы: учебное пособие для студентов специальности 032600 (050401) — История / В. В. Ткачев. — Челябинск: Рифей, 2006. — 137 с.
21. Чечушков И. В., Семьян И. А. Экспериментальное исследование степной колесницы (по материалам синташтинско-петровских памятников позднего бронзового века) / И. В. Чечушков, И. А. Семьян // Российская археология. — 2022. — №4. — С. 21–34.
22. Шабалина Н. М. Реконструкционно-археологическое макетирование как одна из форм музейной презентации памятника бронзового века Аркаим / Н. М. Шабалина // Дизайн. Искусство. Промышленность. — 2016. — №3. — С. 65–72.
23. Chechushkov I. V., Epimakhov A. V. Eurasian Steppe Chariots and Social Complexity During the Bronze Age // Journal of World Prehistory. — Vol. 31, no. 4. — 2018. — P. 435–483.
24. Crowel J. H., Littauer M. A. Selected writings on chariots and other early vehicles, riding and harness / J. H. Crowel, M. F. Littauer. — Leiden–Boston–Koeln: Brill, 2002. — 609 p.
25. Drews R. Militarism and the Indo-Europeanizing of Europe / R. Drews. — L. & NY: Routledge, 2017. — 294 p.
26. Jones-Bley К. The Sintashta “Chariots” / K. Jones-Bley // BAR [British archaeological reports] International Series. — Vol. 890. Kurgans, Ritual Sites, and Settlements. Eurasian Bronze and Iron Age. Eds. J. Davis-Kimball et al. — Oxford: Archaeopress, 2000. — P. 135–140.
27. Trautmann M. et al. First bioanthropological evidence for Yamnaya horsemanship // Science Advances. — Vol. 9, №9. — 3 March 2023. — P. 1–13.
Материал опубликован как статья: Семененко А. А. Усиление роли исторического просвещения в системе общего образования и проблема псевдопросвещения (на примере преподавания истории родного края в бронзовом веке в Челябинской области) // Учитель крупным планом: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Г. А. Заварзиной; ВГПУ; МБОУ СОШ №39. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023. — С. 58–72.
Автор публикации и статьи — дипломированный историк со специализацией по кафедре археологии и истории Древнего Мира и степенью кандидата исторических наук.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 1.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 2.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 3.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 4.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 5.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 6.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 7.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 8.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 9.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 10.