Текст доклада к.и.н. А. А. Семененко "«Реконструкция без тормозов» как тупиковое направление археологического исследования" в зале экспозиции археологического музея Воронежского государственного университета на ежегодной XVIII всероссийской конференции исторического факультета "Власть и общество: вопросы взаимодействия в прошлом и настоящем" 02.02.2024.
«Реконструкцией без тормозов» Е. В. Избицер назвала интерпретацию С. Ж. Пустоваловым деревянных фрагментов колёс и неопознанных элементов из катакомбного погребения 27 кургана Тягунова Могила как колесницы с тормозом, конструкция которой не имеет аналогов в археологии и истории (технологии). (1)
Рассмотрим другие примеры такой «реконструкции».
И. В. Чечушков и И. А. Семьян трактуют остатки повозки из ямы 1 кургана 9 синташтинского могильника Кривое Озеро (МКОК9Я1) как пароконную дышловую двухколёсную стоячую платформу с двумя спицевыми колёсами и передней стойкой в виде горизонтальной перекладины на двух вертикальных столбиках со скошенными прямыми боковыми подпорками, создали полноразмерную модель этой двуколки, провели на ней ряд заездов и объявили об экспериментальном подтверждении использования синташтинцами боевых колесниц. (2)
Повозка, якобы «воссозданная по археологическим данным, является достаточно прочной для нахождения в кузове [которого нет. — А. С.] двух взрослых человек, достаточно лёгкой для галопа и устойчивой в движении… анализ взаиморасположения контуров различных деталей позволяет предполагать, что борта колесницы были сделаны в виде трёх перекладин, опирающихся на деревянный настил (двух наклонных и одной горизонтальной), подобно тому, как это можно увидеть на петроглифах… крепление дышла к оси осуществлялось пазом, таким образом, что дышло лежало поверх оси, сообщая оси тяговое усилие лошадей, подобно тому, как это было реализовано у колесниц из гробницы Тутанхамона… при ширине колеи 125 см колесница обладает устойчивостью на поворотах даже на быстрых аллюрах… при ширине кузова в 90 см в нём может разместиться экипаж из двух человек, один из которых может стрелять из лука… реконструированная колесница продемонстрировала надёжность, устойчивость и манёвренность» (3).
На оцифрованном чертеже остатков двуколки МКОК9Я1 видны следы двух соединённых под почти прямым углом друг к другу длинных палок, двух коротких палок в образованном ими угле и двух отдельных фрагментов.(4)
От перил реконструируется только боковая наклонная скошенная подпорка, лежащая на горизонтальном поручне — т.е. отсутствуют вторая такая же подпорка и два вертикальных столбика, на которых должны покоиться горизонтальный поручень и верхние концы обеих боковых подпорок. Следы расположены атипично относительно конфигурации контуров перил/кузова десятков раскопанных погребений с повозкой/колесницей.
Аналогия с повозками на петроглифах некорректна из-за невозможности отнесения последних к культуре синташты.
Но самое главное — своей «реконструкцией» И. В. Чечушков и И. А. Семьян путём необоснованной модернизации фактически производят мистификацию, т.е. фальсификацию. По Л. С. Клейну, фальсификации — это «намеренные подмены достоверных данных и материалов недостоверными… Фальсификации разнообразны, и наиболее часто в археологии приходится разоблачать мистификации... Мистификация — это создание ложной картины событий, представление сведений о существовании фактов, которых на деле нет».(5)
И. В. Чечушков и И. А. Семьян умолчали о том, что пропустили нижний конец дышла через прорезь в днище, разрезающую его пополам, для гашения колебаний при движении. Фотографии и иллюстрации в статье это не показывают. Но прорезь с торчащим в ней концом дышла видна на фотографиях данной двуколки на выставках, фестивалях, в музейных экспозициях и фильме «Аркаим. Колесница времени» (6).
Из него следует, что слишком большие лошади и древесина для создания повозки неаутентичны, её детали изготовлены на современных станках, кожаные ремни для крепления сочленений и упряжи нарезаны современными ножами, пазы для крепления спиц в ступице выточены современными инструментами, чертежи повозки и её деталей нарисованы на компьютере, во время заездов с переворотом повозки в открытой степи, на опушке леса и по грунтовой дороге использовалась современная упряжь с железными кольцами, пряжками и др. элементами, при проезде по мягкой песчаной площадке ведомые шагом лошади сразу сломали дышло.
И. А. Семьян признаёт, что конструкция соединения дышла с осью через прорезь неаутентична, основана на принципе недавно изобретённого гироскутера, сравнивает свою двуколку с гироскутером во время организованной 27.11.2021 центром «Архэ» онлайн-беседы с д.и.н. А. К. Нефёдкиным «Боевые колесницы с серпами» (7) и прямо называет свою повозку «древним гироскутером» в беседе с Д. Ю. Пучковым «Иван Семьян о реконструкции синташтинской колесницы» (по хронометражу — 38:53–55) (8).
Отсылка к Тутанхамону некорректна — у его и других сохранившихся колесниц Нового Царства нет никакой прорези в упругом днище из сплетённых крест-накрест ремней на каркасе, а лежащий на оси нижний конец дышла не возвышается над днищем/полом кузова/повозки, как у двуколки И. А. Семьяна и И. В. Чечушкова, но идёт под ним либо параллельно нему — как на рисунке изготовления колесницы в гробнице Хапу TT 66 на западе Фив 1400–1390 BCE (факсимиле в Metropolitan Museum of Art, New York, инв. ном. 30.4.150).
Созданный И. А. Семьяном и И. В. Чечушковым гироскутер бронзового века с шириной колеи лишь в 125 см якобы демонстрирует «на поворотах даже на быстрых аллюрах… надёжность, устойчивость и манёвренность».
Но аутентична в нём только пара спицевых колёс на оси. Они явно поддались «искушению (…вполне осознанному) расширить долю своего участия в работе с памятником, а то и, полностью уступив этому искушению, ввести в оборот своё собственное творение как объект, издревле и независимо от них существовавший». (9)
Из 8 заездов (5 — в манеже на мягком грунте с как минимум 1 поломкой, 2 — по грунтовой дороге, 1 — в степи) два — галопом по открытой местности при одной аварии (10). Была ещё авария при езде по опушке леса. (11) Три аварии в 8 (?) заездах — таковы «надёжность, устойчивость и манёвренность» этой двуколки. Позднее попытка каскадёра стрелять на ходу с «синташтинского» гироскутера, стоя рядом с И. А. Семьяном, провалилась — на быстром повороте лучник держался за переднюю стойку одной рукой, чтобы не упасть, а пускать стрелы удалось только при медленной езде либо со стоящей повозки. (12)
Рассмотрим другой пример. Несмотря на отсутствие достоверных фактических о(бо)снований, идея о наличии системы подвески в кельтских транспортно-боевых платформах (эсседах) прочно овладела умами европейских реконструкторов и они предложили уже несколько вариантов системы подвески на верёвках или ремнях, натянутых под съёмным днищем повозки для придания ему упругости и устойчивости при езде по ухабам — таковы реконструкции колесниц по металлическим деталям из погребения V в. ВСЕ в Гросбус-Вихтен в Люксембурге Ж. Мецлера для National musée fir Geschicht a Konscht (Musée national d'histoire et d'art Luxembourg) (13), А. Фургер-Гунти — по данным раскопок кельтских погребений в Шампани и на Среднем Рейне (здесь столь же безосновательно «воссоздание» третьего полусферического поручня высотой по пояс стоящему на получившейся колеснице человеку над двумя зафиксированными древними изображениями низкими полусферическими перилами) (14), реконструкция Р. Карла и Д. Штифтера (15).
При реконструкции двуколки из могил у деревни Уэтуанг в Восточном Йоркшире ок. 300–170 ВСЕ (16) команда мастеров BBC М. Лоудза помимо ременной подвески на двойных низких боковых полусферических перилах предложила ещё X-образную подвеску на верёвках под «плавающим» днищем повозки и сплетённую из кожи ручку, привязанную сверху к одной из полусфер перил для удержания равновесия стоящим на повозке колесничим.
Y-образная деталь внутри каждой из двух соединённых полусфер боковых перил пароконной повозки со спицевыми колёсами на бронзовых монетах племени ремов (17) трактуется как стянутые вместе ремни подвески, привязанные в двух местах к изогнутой верхней части каждого из четырёх полусферических перил, на которых висит «плавающая» внутренняя рама днища с натянутыми на неё крест-накрест ремнями упругого пола. (18)
На полевых испытаниях «система подвески подтвердила свою стабильность — оказалось возможным и сидеть, и стоять при [езде] шагом, рысью, кентером и галопом по неровной, ухабистой местности… метать копья с движущегося транспортного средства и поражать мишени картонных римлян… Пони бежали прямо... Транспортное средство хорошо маневрировало с достаточным поворотным кругом и имело потрясающую устойчивость. На этом основании подобное транспортное средство имело все атрибуты колесницы… С его системой подвески и с его системой пяти распределяющих колец это было чрезвычайно изощрённое транспортное средство — и оно было значительно более продвинутым, чем всего лишь просто стоячие колесницы древнего и римского миров» (19).
Команда М. Лоудза вместо реконструкции с опорой на достоверные исторические данные явно произвела модернизацию, т.е. мистификацию. Взятая ею за основу реконструкции информация бездоказательно и чрезмерно расширительно интерпретирована. Плетёная ручка для колесничего не зафиксирована археологией, нумизматикой и изображениями кельтов — в отличие от ременной петли на кузове колесниц рельефов Нового Царства Египта.
На изображении на стеле V в. ВСЕ из Альбиньязего в провинции Падуя из Musei Civici Agli Eremitani (Musei civici di Padova) (20) делящая каждую из двух полусфер боковых перил двуколки внутри на арочные половинки вертикальная, расширяющаяся кверху воронкообразная перегородка не является стяжкой двух кожаных ремней.
У модели М. Лоудза боковые перила крепятся наглухо к внешней раме повозки, расположенной на уровне чуть выше оси спицевого колеса — но рама или днище пароконной повозки ремов с двойными боковыми полусферическими перилами изображена всегда (намного) выше колеса, что говорит об исторической недостоверности предложенной командой М. Лоудза интерпретации, превращая её в очередной вариант «реконструкции без тормозов».
Доказать существование у кельтской эсседы системы подвески анализом монет племени ремов объективно-научно и достоверно невозможно.
Хитроумным изобретениям синташтинских гироскутеров и кельтских двуколок с (двойными) подвесками фатально недостаёт фактического обоснования — при имеющейся источниковой базе они остаются не достоверно-научными реконструкциями, но исключительно непроверяемыми гипотезами, псевдонаучными модернизациями и мистификациями — т.е. фальсификациями. Согласимся с тем, что «попытки ложных интерпретаций отдельных объектов археологии (в данном случае погребений) можно смело рассматривать как подделки, особенно в случаях прямой ангажированности исследователей». (21)
Ведь подделка — это «современный объект… намеренно выдаваемый за древний». (22) Производимые с их помощью эксперименты и их результаты методологически неприемлемы и ничтожны, их нельзя использовать в дальнейшей работе. Поэтому «реконструкция без тормозов» — это тупиковое направление археологического исследования, ведущее науку в никуда.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Избицер Е. В. Колесница с тормозом, или реконструкции без тормозов // Stratum plus. 2010. №2. С. 187–194.
2. Чечушков И. В., Семьян И. А. Экспериментальное исследование степной колесницы (по материалам синташтинско-петровских памятников позднего бронзового века) // Российская археология. 2022. №4. С. 21–34.
3. Там же. С. 22, 25, 26, 28, 30.
4. Там же. С. 27.
5. Клейн Л. С. Археологическое исследование: Методика кабинетной работы археолога. Кн. 1. Донецк: Донецкий национальный университет. 2012. С. 185.
6. URL: https://youtu.be/WPgzymQxjWg — дата обращения 06.09.2023.
7. И. А. Семьян: «Мы сделали днище с таким пазом… Нам эта конструкция показалась просто целесообразной… Таких следов паза не зафиксировано. Это решение наше конструктивное… Возница должен ехать как на гироскутере… Я действительно как на гироскутере»: URL: https://youtu.be/UcrKYRDjceQ — дата обращения 05.09.2023.
8. И. А. Семьян: «Это такой древний гироскутер»: URL: https://dzen.ru/video/watch/6200f522b5a18923c5f97bbf — дата обращения 05.09.2023.
9. Беляев Л. А. Заметки о фальсификатах в археологии // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / Отв. ред. А. Е. Петров, В. А. Шнирельман. М.: ИА РАН, 2011. С. 51.
10. Чечушков И. В., Семьян И. А. Экспериментальное исследование. С. 26–27.
11. Сбывшаяся мечта прокатиться на колеснице // Кот Шрёдингера. №1 (50). 2022. С. 75.
12. URL: https://dzen.ru/media/tainyurala/puteshestvie-v-atmosferu-bronzovogo-veka-chem-zapomnilsia-istoricheskii-festival-plamia-arkaima-62ee763ba4aa5d698a1c3cd6 — дата обращения 05.09.2023; URL: https://youtu.be/Vbjsicc6GPM — дата обращения 05.09.2023; URL: https://www.1obl.ru/tv/vremya-novostey/vremya-novostey-ot-01-08-2022/proshel-festival-plamya-arkaima/ — дата обращения 05.09.2023.
13. Karl R. Iron Age chariots and medieval texts: a step too far in "breaking down boundaries"? // e-Keltoi: Journal of Interdisciplinary Celtic Studies: 2003. Vol. 5, Article 1. Fig. 2 & 8; URL: https://collections.mnha.lu/object/mnha00100/ — дата обращения 06.09.2023; Furger-Gunti A. Der gefederte keltische Wagen und seine kulturgeschichtliche Einordnung // URL: https://www.academia.edu/10082755/ — дата обращения 06.09.2023.
14. Furger-Gunti A. Der keltische Streitwagen im Experiment — Nachbau eines essedum im Schweizerischen Landesmuesum // Zeitschrift für Schweizerische Archäologie und Kunstgeschichte. Band 50. 1993. S. 222; Karl R. Iron Age chariots. Fig. 9; Furger-Gunti A. Der gefederte.
15. Karl R. Iron Age chariots. Fig. 12; Karl R. u. Stifter D. Carpat – Carpentum. Die keltischen Grundlagen des „Streit“wagens der irischen Sagentradition // Wiener Keltologische Schriften. Band 2: Pferd und Wagen in der Eisenzeit Akten zur Tagung in Wien, 23.–26. Februar 2000 / Hrsg. A. Eibner, R. Karl, J. Leskovar, K. Löcker u. Ch. Zingerle. Wien: ÖAB-Verlag, 2011. S. 48, Abb. 1.
16. Jay M. et al. Chariots and context: new radiocarbon dates from Wetwang and the chronology of Iron Age burials and brooches in East Yorkshire // Oxford Journal of Archaeology. 31(2). 2012. P. 161–189; Jay M. et al. British Iron Age chariot burials of the Arras culture: a multi-isotope approach to investigating mobility levels and subsistence practices // World archaeology. 45 (3). 2013. P. 473–491; Harding D. W. Death and Burial in Iron Age Britain. Oxford: Oxford University Press, 2016. P. 132–133, Fig. 5.3.
17. См. монеты из Bibliothèque nationale de France, инв. ном. BnF 8038-40, 8046-47, 8049, 8051 (GAU-8446-48, 8454-55, 8457, 8459); Côte.205; Delepierre.4; Luynes.G1303-04; из the British Museum, инв. ном. 1848,0617.1; 1901,0503.421, 423-424, 426, 428; 1919,0213.919-20, R.12982.
18. URL: http://www.morethanknots.com/chariot/CWP/BC_6.html — дата обращения 06.09.2023.
19. URL: https://www.bbc.co.uk/history/trail/archaeology/wetwang/wetwang_chariot_queen_01.shtml — дата обращения 06.09.2023.
20. Harbison P. The old Irish ‘chariot’ // Antiquity. XLV. 1971. P. 171 & Pl. XXV; Lomas K. Communicating Identities in Funerary Iconography: the Inscribed Stelae of Northern Italy // Communicating Identity in Italic Iron Age Communities. Eds. M. Gleba & H. W. Horsnæs. Oxford – Oakville: Oxbow Book, 2011. P. 12, Fig. 1.7.
21. Беляев Л. А. Заметки. С. 60.
22. Клейн Л. С. Принципы археологии. СПб.: Бельведер, 2001. С. 58.
Доклад опубликован:
Семененко А. А. «Реконструкция без тормозов» как тупиковое направление археологического исследования // Власть и общество: вопросы взаимодействия в прошлом и настоящем: материалы Восемнадцатой Всероссийской научной конференции (Воронеж, 2 февраля 2024 г.) / под общ. ред. В. Н. Глазьева; Воронежский государственный университет. — Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2024. — С. 205—210.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 1.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 2.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 3.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 4.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 5.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 6.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 7.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 8.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 9.
Фабрика фейков Аркаим-Синташта. Эпизод 10.