Всем привет! С вами мы - Андрей и Лена. В начале июня 2023 года мы отправились в велопутешествие по Горному Алтаю. Стартовали из Горно-Алтайска, прилетев на самолёте, везя велосипеды с собой.
- 30 дней катались по горным долинам Чуйского, Телецкого Тракта и Долины Чулышман.
- 4 раза останавливались в гостиницах, чтобы отдохнуть и подзарядить электронику.
- Больше трети похода провели в палатке, засыпая под журчание алтайских рек и капли утреннего дождя.
- Преодолели 700 + км, проехав через 5 горных перевалов.
КАРТА И ВЕЛО-МАРШРУТ
Стартовав из Горно-Алтайска, добрались до Телецкого озера (против часовой стрелки), проехав через сёла: Магжерок, Черга, Шебалино, Онгудай, Купчегень, Иня, Акташ, а также глубинку: Улаган, Балыктуюль, Коо, Балыкча. Затем сплавились на пароме до Артыбаша. Оттуда – вернулись в столицу Алтая, проехав через села: Кебезень, Верх-Бийск, Чоя. Предвосхищаем вопрос: "Есть ли трек?" - Нету.
Треки не писали, но преодоленный маршрут - самый популярный. Он называется: "Золотое Кольцо Алтая". Легко находится в поиске. Для зрительного представления, так он выглядит:
Красным указан весь наш путь, а цифры в кружках обозначают места стоянок. Иконки с домиками - места, где снимали гостиницу.
Как видите, стоянок было 15. Это значит, что если бы крутили педали каждый день, то проехали бы этот путь примерно за 2,5 недели в неспешном темпе 15-20 км/ч. Эта информация просто к сведению.
Это был второй «серьезный велопоход» после Крыма. Так надолго «дикарями» мы ещё не ездили. Не знали, что ожидать и справимся ли?
ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ НА АЛТАЕ В ИЮНЕ
Путь осложняли крутые (более 2000 м) перевалы и погодные условия. Дождей не было, но Солнце жарило под 45 градусов. В среднем, июньская температура колебалась в диапазоне 25-33 градуса. Ледники растаяли. Реки вышли из берегов. Турбазы в районе долины реки Чулышман затопило. Даже эвакуировали жителей из некоторых деревень. Паромы прекратили перевозки на южный берег Телецкого озера. Такого потопа Алтай не видел 10 лет.
В состоянии полной неопределенности ехали вперёд, надеясь на лучшее. Алтай не подвёл. Он оберегал всю дорогу, ограждая от напастей. За что ему низкий поклон.
Для многих эти слова могут показаться наивными. Но многие, кто попадает на Алтай, особенно в труднодоступные места, подмечают, что мировоззрение меняется. Редко кто возвращается отсюда прежним. Каждый получает на Алтае своё. И как сказал один алтаец, которого мы встретили на Семинском перевале: «Здесь всё, что ни попросишь – всё тебе будет. Всё исполнится». Алтай, как чистое зеркало – полностью отражает суть человека. С чем приедешь – то и получишь.
Всю дорогу «Алтай разговаривал с нами». Давал подсказки. И даже намекнул про потоп: «Езжайте, всё будет нормально». Мы и поехали. И было, как сказано. Об этом расскажем позже.
***
Эта статья открывает череду рассказов о велопутешествии НА АЛТАЙ. 25 декабря вышел наш последний ролик на youtube. Поэтому, если вы не любите читать - можете посмотреть поход целиком.
Мы также загрузим видео сюда - на Дзен. Они будут опубликованы сразу же, в то же время, что и статьи. К примеру, первый выпуск выше.
────୨ৎ────
✅ Если Вам нравится тематика велосипедов и походов с рюкзаком, подписывайтесь на нас здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Также недавно открыли группу в ВК, куда перекачали все походные видеоролики для удобства просмотра без рекламы и зависаний: https://vk.com/velokanal
────୨ৎ────
СОДЕРЖАНИЕ
Для удобства, мы публикуем ссылки на все выпуски данного похода:
Надеемся, Вам понравится приключение, длиною месяц. Будем рады лайкам, комментариям, подписке. Итак, начинаем!
СБОРЫ
Мы путешествуем на велосипеде недавно. До этого ходили в горы с рюкзаком. Я (Андрей) был на Алтае в 2009 году и с тех пор мечтал туда вернуться.
А Лена путешествовала по горам Крыма. Поэтому походный опыт у нас неплохой.
Всё началось со случайных роликов на youtube. Постоянно попадались видео про Горный Алтай, затем – внезапно по телевизору. Однажды, просматривая очередной внезапный из них и видя красоты, величие гор, это растрогало до слёз. Внутри появилась тоска. И я сказал Лене: «Поехали на Алтай?». Она неожиданно ответила: «Поехали!».
Зная Лену, боящуюся собак, медведей, клещей, - ответ неожиданный. А потом и она «столкнулась с мистикой». Говорит, захожу в вагон поезда в метро, а там всё обклеено информацией об Алтае, с фотографиями. Знак, говорит!
Оказалось, она давно мечтала туда попасть, просто об этом не рассказывала.
Чудесным образом нашлись деньги на авиабилеты. А идея в виде «творческого бреда» - поехать на Алтай, начала неожиданно приобретать видимые очертания. Если Вам интересно, сколько нам стоил Алтай, можете почитать здесь.
Аж страшно стало. Ведь ехали в «полную неопределенность» вдали от дома, да еще "бомжами" - так надолго. Несколько месяцев готовились: обслуживали велики, меняли запчасти. Я даже сменил заднее колесо, о чем написал в блоге. Полностью пересмотрели модель упаковки велосипеда, перейдя с велоштанов на ПВХ – гермомешки. Об этом тоже есть инфо.
Продумали всё до мелочей, но казалось, что что-то забыли. Усиленно думали, что именно. И, знаете, что? – НИЧЕГО! Ровным счётом ничего не забыли. Всё, что взяли, всё пригодилось. Было много запасного, но НЕ БЫЛО ЛИШНЕГО! Путешествовали с комфортом.
АЭРОПОРТ – ВЫЛЕТ. 5 ИЮНЯ 2023
В день вылета нервничали, как перед любыми условиями неопределенности. Ум постоянно впадал в крайности, придумывая страхи. Словно спрашивал: «А если это сломается, что будешь делать? А если то забыл, то что?». Желательно гнать эти мысли прочь, иначе можно «дошизоваться до небывалых высот».
До аэропорта нас вёз друг – Саня. Он тоже велосипедист, с машиной и велобагажником на крыше авто. Что бы мы делали без него – не понятно? Ибо грузового трансфера до московского аэропорта из нашего маленького города нет. Ближайшая ж/д станция в 25 км с расписанием поездов 1-2 в сутки.
В Домодедово прибыли за 4 часа до посадки. Думали, что рано едем. Но только полтора часа упаковывали велосипеды, снимали педали, загружали багаж и ручную кладь. Дело хлопотное и не быстрое. Вдобавок с велосипедами летели впервые.
Когда писали статью на Дзен про перевозку велосипедов в общественном транспорте, перечитали массу информации. На одном из форумов какая-то мадам заявляла, что «всегда возили велосипеды в мягком чехле» и всё было ОК.
Мы поверили ей, подумав: «Ну, не дураки же они там, в аэропорте? Наверное, понимают, что перед ними велосипед и его не нужно кидать?». Как же мы ошибались…
Запаковав велики в пенополистирол «как сумели», отправились на стойку регистрации. Там взвесили наших коней. Каждый по 17кг получился, ещё удивились, что так ровно совпало. Затем я попросил приклеить на чехол красную наклейку «хрупкое». (Как позже выяснилось, она - как мёртвому припарка...)
Отнеся велосипеды на стойку негабаритного багажа, я спросил у девочки: «Всё будет нормально?» - «Да, конечно» - утвердительно прощебетала она. Перекрестив велосипеды отправили их на погрузку.
ПРО ПЕРЕЛЁТ
Летели: Москва – Горно-Алтайск 4,5 часа. Через час после вылета кормили. Дали сэндвич и напиток. Затем, ближе к концу полёта, воду по желанию. Мы вылетели в час ночи по Москве и приземлились в 9 утра в аэропорте Горно-Алтайска.
Встретили рассвет через час после вылета. За иллюминатором светило Солнце, организм отказался засыпать, даже на часик.
С нами летела женщина лет 60-ти, которой сын подарил путёвку в горный алтайский санаторий. Она летела одна и немного переживала за нетипичный выбор курорта, который ей пришлось сделать. Чувствовалось, что, совершая такое путешествие, она пересилила себя и свои страхи. «Я еду на Катунь. Катунь – для меня всё» - говорила она. По приземлению помогли ей отнести чемодан. Затем в зоне выдачи багажа распрощались.
«Так как же можно вылететь в час ночи и прилететь в 9 утра? Перелёт, что 8 часов?» - спросите вы. Дело в том, что разница между Москвой и Алтаем 4 часа. Таким образом, мы резко «переместились в будущее».
Аэропорт Горно-Алтайска принимает рейсы из Москвы сравнительно недавно. С 2012 года. В 2009 этого не было. Приходилось лететь до Барнаула, а оттуда брать 9-тичасовой трансфер до места назначения, например, до села Тюнгур, откуда стартовал путь на Белуху.
Сейчас проще. Прилетел в аэропорт – спустился по лесенке из самолёта и своими ногами топаешь до здания. Получаешь багаж и свободен.
ПРИЛЕТЕЛИ В ГОРНО-АЛТАЙСК
Аэропорт располагался в 20 км от Горно-Алтайска. Так что ещё на подлёте виднелась ажурная река Катунь и невысокие зелёные горы. Выйдя из самолёта, нас обдало тёплой волной, будто попали на черноморский курорт. «Ну вот, чем тебе не Крым?» - обратился я к Лене.
Войдя внутрь, оказалось, что нет мест выдачи негабаритного багажа и всю поклажу сваливают на единую ленту. Наши велосипеды шли последними. Я своими глазами видел, как их плюхают на движимую ленту, словно это обычный чемодан.
ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Находясь в небольшом шоке от увиденного, мы приготовились к худшему. На одном из велосипедов задрался чехол. У другого снизу выпала разлетевшаяся вдребезги пластиковая пряжка. Хомуты - стяжки, которые фиксировали шатуны к перьям - оборваны.
Сам зал – не развернуться. Делать сборку негде. Поэтому свалив все тюки на тележку, вывезли их на улицу. Там расположились под тенью ёлки. Состояние как в тумане, легкий шок, нервозность усиливалась.
Вся поездка могла оказаться на грани срыва. «Как же так, ведь Алтай сам пригласил?» - думал я. И сам себе отвечал: «Нет, всё должно быть нормально».
Когда распаковали велик Лены, выяснилось, что «с мясом» вырвана алюминиевая стойка багажника.
Видимо при транспортировке велосипед кинули на бок. Удар пришёлся на левую сторону багажника, так что вылетела стойка с другой стороны. От увиденного мы впали в оцепенение. Ведь неизвестно, что будет дальше. Но внутри сохранялась вера в лучшее, дескать «до куда-нибудь доедем» и то будет успех.
Некоторые едут на Алтай, чтобы развлечься. Чтобы максимально праздно провести свой отпуск. Мы ехали не ради развлечений. Хотелось ступить на алтайскую землю. Вдохнуть воздух этих мест. И даже если бы мы не проехали весь планируемый путь, всё равно нахождение на Алтае было вознаграждением.
ВЫХОД ИЗ БЕЗВЫХОДНОГО
Внезапно я вспомнил про запасные винты, припрятанные на "непредвиденный случай". «А вдруг, получится?» - смекнул я и стал искать заветную коробку. Открыл ремкомплект. Эврика! Вот и заветный винтик. Дело в том, что прошлый винт стойки был коротким. Он не до конца входил в резьбу. Его вырвало из бонки на раме. Но часть резьбы отверстия сохранилась. Поэтому винтик большей длины идеально подошёл. Проблема была решена. "Фух" - Психическое напряжение спало. Стало очевидно, что уже не всё так плохо. Осталось диагностировать мой велосипед.
Ему повезло больше. Он отделался царапиной на новых шатунах.
Хотя они были замотаны в пенку. А также погнулся тормозной диск переднего колеса. Если вам интересно, что вообще у нас сломалось на Алтае за весь период путешествия, посмотрите эту статью:
Пришлось развинчивать тормозной калипер и хоть как-то центровать диск относительно него. Снова нервы, недосып и стресс. Но вроде получилось.
В смутных чувствах снарядили велосипеды и с замиранием сердца отправились в 30-дневное путешествие. Увы, настроение было подпорчено, но нужно было собраться и довериться Алтаю. Так мы и сделали. Первые километры ехали в состоянии неопределенности. Но быстро привыкли, поняв, что: «не так страшен чёрт».
1-Й ДЕНЬ ВЕЛОПОХОДА И ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ ПО АЛТАЮ
От Горно-Алтайска до курорта Манжерок 20 километров. Не спав, пережив стресс, мы мчались по раскалённому асфальту. На градуснике цифра 46. Если вы видели, как лягушка цепенеет, попадая в ледяную родниковую воду - то были мы. Только наоборот. Настал полдень и «степень прожарки» выходила далеко за «medium». Трудно дышалось, пыль, шум от фур и мчащихся автомобилей. Мы подумали, что, если так будет дальше, наше путешествие превратится в выживание. Какие уж там горы и алтайские красоты?
Манжерок запланировали, как первую стоянку. Там находился пункт выдачи Вайлдбериз, где требовалось забрать заранее заказанные вещи. В частности, перцовый и газовый баллоны. Которые, почему-то уже не продают на маркетплейсах. Даже статью об этом писали.
Когда крутишь педали в экстриме, не наслаждаешься, а ставишь цель: «Лишь бы проехать до тени вон того дерева на горизонте и отдышаться». Так и делали. Слава Богу, что взяли раскладные стульчики. Сейчас кажется, что это единственное, что нас спасло тогда. Ведь присесть и отдохнуть там негде и не на что.
Настроение от «романтичного Алтая», который я запомнил из прошлого, выветрилось. Мы попали в обычную дорожную реальность. Суровую и беспощадную.
Постоянно хотелось пить. Магазины отсутствовали. Спустя 5 километров заметили один и забрали последнюю бутылку воды. Лена спросила продавщицу, почему? Та ответила, что не знает, «так случилось». «Спасибо, Алтай, смешно… Конечно, это могло произойти только с нами» - посмеялся я. И только подумав об этом, выехал на берег быстроводной Катуни.
С неё повеяло долгожданной манящей прохладой. Первое ощущение от реки странное. Большая широкая полноводная Катунь не была бирюзовой, как я её запомнил. А брутальной, бурого цвета.
По воде плыли стволы кедров, вырванные с корнем. Только потом мы узнали, что из-за жары таяли ледники и все реки вышли из берегов. Это был суровый потоп, случающийся на Алтае раз в 10 лет. Это дошло не сразу.
Доехав до Айского моста, спустились к воде и намочили футболки. Сознание нехотя «начало возвращаться в тело». Потихоньку стали осознавать, где находимся и как сюда попали 😊
Когда смотришь путь на онлайн - картах, всё понятно. Попадая в Алтайскую реальность, всё воспринимается «наоборот». Порой, места, которые должны удивлять – вызывали равнодушие. А ожидаемо - непримечательные – западали в душу надолго. Что это – мы не знаем, но так было!
Первые километры дались сложно. Педали крутились и даже заезжали в подъемы, но сердце выпрыгивало из груди от жары. Думали «коньки отбросим». Хотелось быстрее доехать до куда-нибудь, чтобы поставить палатку и лечь спать. Но «по закону подлости» таких мест не попадалось. Как на зло, сплошняком турбазы, частные территории. Диких стоянок у воды не наблюдали.
Хотелось поскорее накрутить эти несчастные 20 км, чтобы зайти в Вайлдбериз и забрать заказанные товары. В частности: отпугиватель медведей «Ревун» и перцовый баллон. А ещё какие-то каши с сублиматами. Не хотелось простое дело растягивать на два дня. Крутили изо всех сил, параллельно желая получить наслаждение хоть от чего-нибудь.
АЙСКИЙ МОСТ
Айский мост стал первой достопримечательностью на треке. Это вантовый подвесной мост через Катунь. Знаменит тем, что соединяет два субъекта РФ: Республику Алтай и Алтайский край. Он же – является кратчайшим путём на скалу Чёртов Палец. Экономия 8 км пути на велосипеде! Вход 100 рублей, как с той, так и с другой стороны. Если купил билет на одну сторону и перешёл реку, на обратном пути снова придётся раскошелиться на билет. Вот такое «чудо – чудесное».
Мы решили заплатить, всё же достопримечательность. Зря, что – ли приехали на Алтай? 😊 Затем с великами пофоткались на фоне Катуни. А я даже прокатился по параболе. Понравилось!
Недалеко от входа на мост, заметили спуск к Катуни. Быстро смекнули, что ехать во влажных футболках нормально. Намочили их. Тело обдувалось ветром и мозг закипал меньше.
Путь был не очень живописным. Взгляд пытался зацепиться за что-нибудь, но вокруг были одни деревья. На тот момент Айский мост был первой "вау - достопримечательностью".
МОЛОДОСТЬ
Наконец, докрутили до деревянной надписи в лампочках: "МОЛОДОСТЬ! Это была стелла - реклама какой-то турбазы. Захотелось свернуть и отдышаться в тени деревьев. Как раз в тот момент температура на градуснике показала 46.
Подойдя к надписи, я увидел рядом небольшой железный короб. На нем было написано: "Уважаемые друзья, не выкручивайте лампочки, нашим шаманам это не нравится. А если вам нужна лампочка, можете взять из этого контейнера". Весело! Внутри действительно лежало с десяток лампочек :)
Придя в себя, потихоньку двинули дальше. Местность стала меняться. Катунь приблизилась.
ПАМЯТНИК ВЯЧЕСЛАВУ ШИШКОВУ
А внутри маячил вопрос: "А горы, где же горы? А то одни холмы какие-то..." Но, наконец, выехав к памятнику Вячеславу Шишкову, увидели первые из них и первые обзоры.
Вячеслав Шишков (1873–1945) - известный русский деятель прошлого, инженер и творческий человек, который исследовал реки, прокладывал дороги.
Сделал большой вклад при проектировании Чуйского Тракта. Отсюда и памятник.
КУПАНИЕ В РЕКЕ
Поехали дальше. Прибрежная зона сужалась. Слева лес, справа - турбазы. Выходов к реке не было, но было так жарко, что готовились плюхнуться в воду при первом удобном случае. И он подвернулся.
Немного не доехав до Манжерока, обнаружили открытую прибрежную зону. Там можно было встать с палаткой, но смущала близость с дорогой в 20-ти метрах. Как маленькие дети, радостно плюхнулись в воду. Та была ледяной, что сводило дыхание. Течение столь быстрое, что при погружении в воду, поток относил на несколько метров.
После охладительных процедур, тело взбодрилось. Усталость, как рукой сняло, а сознание прояснилось. Я спросил Лену, нравится ли ей Алтай, а она ответила: "Пока ещё не поняла". Действительно, рано было задавать такой вопрос.
МАНЖЕРОК
Прибыв в Манжерок, увидели современные магазины, а с другой стороны – высокие горы. Всё выглядело Крымом. Даже туристы в шлёпках этому свидетельствовали. Был хороший сигнал интернета 4G. «Если так будет дальше, можно ехать вообще налегке» - подумали мы. Во наивные!
Накупив еды и забрав барахло из Вайлдбериз, выяснилось, что его некуда пихать. Тюки были плотно забиты, а о дополнительной поклаже мы не подумали. Решили, что «распихаем кое-как», а уже на стоянке определимся, что – куда.
Вообще Манжерок – это алтайский курорт. Его сильно раскручивают и вбухивают много денег. И не просто много, а по московским меркам много!
Зимой это горнолыжка, летом – просто санаторий. Греф и Мишустин здесь – частые гости. Вдобавок там есть трассы для велосипедного даунхилла. Рассматривая это место по картам, мы подумали, что: «Здесь уж точно найдутся запчасти для велика, если что». Слава Богу, не пригодилось. Кстати, веломагазинов там нет.
Именно в Манжероке начался первый крутой подъём. Запыхавшись и толкая велик с поклажей вверх, мы начали осознавать в какую авантюру ввязались. До этого – расхваливали алтайские дороги и то, как их разумно запроектировали.
Забираясь в подъем, я почувствовал, что велосипед перегружен. Так ехать нельзя! Пришлось решать вопрос с распределением веса. Всякие «кефиры» и прочие «роскоши» ушли на вилку велосипеда Лены. И только после этого можно было ехать.
ПЕРВАЯ СТОЯНКА НА НОЧЛЕГ
Преодолев пару километров на спуске, выехали на берег Катуни, где нашли место под ночлег. В соснах, с кострищем и ровной площадкой. «От добра добра не ищут, кажется, мы приехали» - решили мы и стали ставить палатку.
Как говорится: «Вдруг откуда ни возьмись, ниоткуда не взялось» 😊 Короче, взялись дополнительные силы. Мы думали, что сразу сляжем спать, но нет. Мы готовили пищу, вновь окунались в прохладные воды, а также впитывали в себя прекрасные пейзажи. Спать вообще не хотелось.
Справа и слева от нас были туристы на машинах. Они также, как мы искали пристанище и нашли его здесь. Кто-то поставил палатку, а кто-то ночевал в машине. В любом случае, место оказалось прекрасное и живописное. А какой там был воздух? – Невозможно надышаться.
Рядом с бурной Катунью пробуждались «стихийные эмоции». Что-то первозданное и мощное. Словно ты часть - этого величия, ощущающая в себе всю его полноту.
С этого момента мы стали чувствовать Алтай, его сказочную и магическую атмосферу. Внутренний трепет и страхи ушли, оставив лишь достижение цели и силу духа. В этом состоянии, уже насыщенном приключениями первого дня, заснули.
✨ ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ✨
С уважением, Андрей и Лена.
КАНАЛ ВЕЛОПУТЕШЕСТВИЙ И ПОХОДОВ
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘